Главные вкладки

    Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Склонение имён существительных в единственном числе».
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

    Телегина Светлана Алексеевна

    Класс:

    Тема: Склонение имён существительных в единственном числе.

    Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.

    Задачи:

    Обучающие: систематизировать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение;

    Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;

    Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

    Тип урока: комбинированный

    Вид урока: урок-беседа

    Оборудование: компьютер, проектор, таблица склонений, карточки.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл s.a._otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx22.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Казанская школа № 142

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе

    ТЕМА: «Склонение имён существительных в единственном числе».

    Автор-разработчик:

    Учитель I квалификационной категории

    Телегина С.А.

    2015 год

    Дата проведения: 21 октября 2015 года.

    Класс: 8а

    Тема: Склонение имён существительных в единственном числе.

    Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.

    Задачи:

    Обучающие: систематизировать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение;

    Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;

    Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

    Тип урока: комбинированный

    Вид урока: урок-беседа

    Оборудование: компьютер, проектор, таблица склонений, карточки.

    1. Орг.момент.

    - Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся и произнесём нашу речёвку.

    а) Речёвка.

    Мы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться,

    Читать внимательно,

    Писать старательно.

    б) Проверка готовности к уроку.

    - Проверь, дружок

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте, всё ль в порядке:

    Книжка, ручка и тетрадка?

    1. Постановка цели.

    - Цель нашего урока: научиться определять склонения имён существительных.

    1. Активизация мыслительной деятельности.

    - Отгадайте загадку:

    Всё, что существует, оно обозначает

    На вопросы кто? и что? верно отвечает

    А чтоб не обижался весь честной народ,

    Оно всегда имеет и число, и род. (имя существительное)

    1. Подводим итоги ранее изученного нами по теме «Имя существительное» в форме блиц-опроса.

    Слайд 1.

    Имя существительное – это…

    Вспоминаем правило: Имя существительное-это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет.

    Практическое задание: называю слова, если имя существительное, хлопаем в ладоши.

    Слова: радость, красивый, улыбаюсь, он, смех, быстрая, говорят, лебедь, бежит, яблоко, маленький, книга, читаю, стол. 

    Слайд 2.

    Имена существительные бывают….(одушевлённые и неодушевлённые).

    Вы видите картинки на доске, вам нужно определить – одушевлённый предмет или нет.

    Картинки: стол, мальчик, учебник, врач, тетрадь, девочка, ручка, кошка, пенал, собака.

    Слайд 3.

    У каждого предмета есть своё имя-название. Как называются такие имена существительные? (собственные)

    Собственное имя даётся предмету, чтобы отличить его от других.

    Остальные имена существительные - нарицательные.

    Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

    Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

    Слайд 4.

    Имена существительные имеют два числа…..(единственное и множественное).

    Единственное число обозначает один предмет.

    Множественное число обозначает два или несколько одинаковых предметов.

    Давайте рассмотрим рисунки. Назовите один предмет и несколько одинаковых предметов по картинкам, определите число.

    На доске картинки: яблоко-яблоки, апельсин-апельсины, груша-груши, гриб-грибы, рыба-рыбы, огурец-огурцы, арбуз-арбузы.

    Слайд 5.

    Постоянный признак имени существительного…(род).

    Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

    К существительным ж.р. можно добавить слова-помощники она моя.

    К существительным м.р. можно добавить слова-помощники он мой.

    К существительным ср.р. можно добавить слова-помощники оно моё.

    Определяем род имён существительных: (карточки у учащихся)

    Тетрадь, портфель, кольцо, улица, полотенце, подруга, сосед, сердце, подушка, яблоко, костюм.

    1. Физминутка.

    Я иду, ты идёшь (шагаем на месте)

    Раз, два, три (хлопаем)

    Я пою, ты поёшь (дирижируем)

    Раз, два, три (хлопаем)

    Мы идём, мы поём (шагаем и дирижируем)

    Раз, два, три (хлопаем)

    Очень дружно мы живём (обнимаем себя)

    Раз, два, три (хлопаем).

    1. Сообщение темы урока.

    а) - Сегодня мы продолжим изучение имени существительного. Тема урока «Три склонения имени существительного».

    б) Запись даты в тетрадь.

    7. Объяснение теоретического материала.

    Слайд 6. Таблица склонений.

    Имена существительные бывают трёх склонений: 1-го, 2-го и 3-го.

    Склонение определяется по начальной форме. Начальная форма – это именительный падеж единственного числа.

    - К  1-му склонению относятся существительные ж.р. и м.р., с окончанием –а, -я.

    - Ко 2-му  склонению относятся существительные м.р., оканчивающиеся на согласный или мягкий знак (ь), а так же существительные ср.р. с окончанием –о, -е.

    - К 3-му склонению относятся существительные ж.р., которые оканчиваются на мягкий знак (ь).

    1. Работа по теме урока.

    а) Упр. 79 стр 60

    - Прочитаем группы существительных. В каждом столбике найдём ошибку.

    - Теперь запишем правильно существительные по склонениям.

    1-е скл                                   2-е скл                               3-е скл

    тревога                                 испуг                                   печаль

    надежда                               стыд                                     грусть

    забота                                   восторг                                страх

    отвага                                   счастье                                любовь

    вера                                       радость                               жалость

    скука                                     ужас                               привязанность

    зависть                                  веселье                               гордость

    обида                                    покой                                  корысть

    б) Работа по карточкам.

    Задание:

    Девочки выпишут существительные 1-го склонения. Мальчики выпишут существительные 2-го склонения.

    Альбом, герой, картина, квартира, лестница, магазин, сыр, молоток, улица, ученик, ракета, дорожка, кормушка, подснежник, море, природа.

    в) Упр. 80 стр 60.

    Прочитать имена существительные в три столбика

    1-е скл                                           2-е скл                              3-е скл

    Помощь, помощник, помощница.

    Злость, зло, злоба.

    Медведь, медведица, медвежонок.

    Лень, лентяй, ленивица.

    Пень, пенёк, опёнок.

    Дождь, дождинка, дождевик.

    Лошадь, лошадник, лошадка.

    Огонь, огонёк, огниво.

    Составить и записать в тетрадь предложение со словом дождь.

    Пример: На улице идёт сильный дождь.

    Разобрать по членам предложения.

    1. Итог.

    - Какова была цель нашего урока?

    - Как вы думаете, научились  ли вы определять склонения имён существительных?

    1. Оценки.
    2. Домашнее задание.

    Резерв

    1. Задание: в каждом столбике зачеркни слова, которые не относятся к данному склонению.

    1-е скл                  2-е скл                3-е скл

    турист                  тело                   память

    обезьяна              этаж                   родник

    стенка                 сирень                смелость

    книга                  ученик                поле

    дядя                    яблоко                лошадь

    ремень                снегирь               дом

    рыба                   осень                   ель

    1. Игра «Не ошибись».

    Задание: запишите в тетрадь только существительные 3-го склонения.

    Жизнь, печь, помощь, картофель, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, пень, боль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

    Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

    Карточка с заданием по теме: "Склонение имён существительных в единственном числе".

    Задание по русскому языку для 8 класса коррекционной школы VIII  вида....

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»

    Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...

    Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

    Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

    Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

    Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...