Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Цели урока:

 

1.Обучающая:

Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.

2.Развивающая:

Развивать творческое мышление, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки.

3.Воспитывающая:

Воспитывать бережное отношение к родному языку; воспитывать самостоятельность, творческую активность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6b_konspekt_uroka_raznosklonyaemye_2013.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

                                            МБУ СОШ № 63

Конспект открытого урока по русскому языку

 В 6Б классе  по теме:

 

                    «Разносклоняемые существительные»

Учитель высшей категории

Титовцева Л.Г.

                   

                                       г.о. Тольятти 2013

Тема: Разносклоняемые  существительные  

Дата :14.11.2013г.

Цели урока:

1.Обучающая:

Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.

2.Развивающая:

Развивать творческое мышление, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки.

3.Воспитывающая:

Воспитывать бережное отношение к родному языку; воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: изучение нового материала (с использованием ИКТ)

План урока:

1.Формирование психологического настроя на урок.

2.Определение темы урока. Целеполагание. Актуализация имеющихся знаний.

3.Объяснение нового материала..

4Физпауза.

5.Закрепление материала

-склонение; словарная работа

-конструирование словосочетаний;

-творческое задание  -фразеологизмы (работа в группах);

-самостоятельная работа по карточкам;

-взаимопроверка (работа в парах);

7.Итог урока.

8.Рефлексия.

9.Выставление оценок.

10.домашнее задание.

 

1.Формирование психологического настроя на урок.  (слайд №1)

     - Ребята, сегодня четверг, третий урок, вы немного устали от школьный суеты, тем более после столь продолжительных каникул. Поэтому я приглашаю вас совершить романтическое «путешествие» в осенний лес, где вы можете набраться сил, отдохнуть, а затем заняться решением проблем новой темы по русскому языку. Сопровождать нас будет  «Лунная соната» Бетховена.  

2. Определение темы урока. Целеполагание. Актуализация имеющихся знаний.

   Вы знаете, ребята, что сейчас в школе проходит предметная декада русского языка и литературы. Вчера после уроков Вера Дмитриевна Дубровкина, руководитель МО гуманитарного цикла, вручила мне  необычное письмо на имя  вашего класса. Содержание его я просмотрела и немного подготовилась, чтобы вам помочь   себе тоже. Читаем, что написано на конверте: г.Тольятти, ул. Баныкина        , МБУ СОШ № 63, 6б класс. Адрес отправителя: г.Морфология (что такое  морфология?), от имени существительного.

А что внутри?  

Так, в нем  документы. Давайте разберемся  (  слайд 2, на нем слова)

 Бремя, время, вымя, знамя, имя, племя, пламя, семя, стремя, темя

 ПУТЬ

  Вы понимаете для чего нам присланы эти слова?    (нет)

   Попробуем разобраться…

   Чтобы понять для чего эти слова и определить тему нашего урока, нам нужно выполнить задания.

1.Для начала скажите, какой части речи эти слова?   (Сущ.)

2.Дать определение имени существительного.

3.Какие постоянные морфологические признаки сущ. Мы знаем?

4.Как называется  изменение существительных по падежам?

5.Сколько склонений у существительных

6.Какие относятся к 1,2,3, особому типу склонений?

7.Какую роль выполняют существительные в предложении? (подл.,доп., обст., сказ.)

        Записываем  в тетрадях число, классная  работа.

8.Практически проверим «Цифровой диктант»     1,2,3,О.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15          (на слайде № 3, ключ)                                                                                                

 2    1     2    1    1     3     2    1    1      1         0       0       0        2        3

Солнце, заря , конь, снежинка, юноша, осень, лес, мама, бабуля, школа.

Мария, здание, Россия, президент, дочь,

Давайте проанализируем следующий документ из письма пословицу (слайд №4)

Не в золоте богатство, а  в добром имени.

- Какой поучительный смысл имеет данная пословица?    (ответы уч-ся)

 

- Определим склонение существительных из этой пословицы

(золото-2, богатство-2, а «имя» -2 или 3 ? – создание проблемной ситуации)

 

 Оказывается, не все существительные можно отнести к 1,2,3 склонению.

 Где мы сегодня уже видели существительное «имя» ?  (одно из существительных, содержащихся в письме)

- Познакомимся еще с одним документом из письма (слайд № 5)

 

Падеж

склонение

Склонение

И.

сторож

ночь

имя

Р.

сторожа

ночи

имени

Д.

сторожу

ночи

имени

В.

сторожа

ночь

имя

Т.

сторожем

ночью

именем

П.

о стороже

о ночи

об имени

2

3

 Какие склонения существительных представлено в таблице?

  Какие окончания имеет существительное ИМЯ?

Сопоставьте их с окончанием 2 и 3 склонения.

Какой можно сделать вывод?  (Сущ. ИМЯ в Р,Д,П. имеет окончание как  3скл., а в Т.п. как сущ. 2 скл.).

Как вы думаете как называются такие существит.? (разносклоняемые).

Итак, мы подошли к теме нашего урока. Сегодня мы будем говорить о разносклоняемых существительных, которые склоняются по – разному.

     Запишем  тему урока. + 11 сущест. (слайд №6-тема урока).

3.Объяснение нового материала

    Ребята, из документов, содержащихся в письме, мы извлекли определенную информацию, а теперь сравним ее с материалами учебника  параграф 37.стр.87 и найдем дополнительный материал по теме (читают самостоятельно)

-какой дополнительный материал нашли по этой теме в учебнике?

  (о суффиксах)

-какой суффикс добавляется у существительных на МЯ  в Р., Д.,Т,П падежах?   ( ен, ен).  

4.Закрепление материала (слайд № 2 с разносклоняемыми сущ).

1).Давайте закрепим полученные знания на практике

-Какие существительные относятся к разносклоняемым? (хором)

-Поставите их в Р.,Д.,П. падежах.

-Запишите словосочетания, выделите окончания, определите склонение, падеж у зависимых слов

   Выставка живописи, беседа о профессии, нет имени, работаю сторожем,

2).Словарная работа       ( поиск в интернете)

3).Поработаем над лексическим значением разносклоняемых существительных из них  (сл №7)

       (Что они обозначают?)

Стремя – железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора  ног.

(Вдеть ноги в стремена).

Семя  орган размножения у растений, синоним? (зерно).

 Бремя (тяжкая ноша) переносное значение (нечто трудное, тяжкое – бремя забот)

Вымя-?   (молочные железы  у самок млекопитающих , у коровы, козы)

 Темя-? (верхняя часть головы, где есть впадинка)

5.Физпауза

Ребята хорошо потрудились, можно и отдохнуть

Потрудились - отдохнем

Встанем. Глубоко вздохнем (потягивание)

Руки в стороны, вперед, (повороты туловища)

 Влево, вправо, поворот (наклоны влево-вправо)

Два наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, ( раз-два-три-четыре;     ходьба на месте)

Всем улыбки  подарили.

4).Творческое задание (работа в группах) (слайд №8)

Объяснить значение фразеологизмов, составить предложение:

Называть вещи своими именами  -1группа

Без роду и племени        -2группа

Со времен царя Гороха        - 3группа

Гори оно ясным пламенем      -4группа

   

Проверим, как усвоили материал по теме, выполнив работу на карточках,   (взаимопроверка-работа в парах)              

  Вставить пропущенные  орфограммы, объяснить их и указать падеж

 Карт.№1

Занимать много времен… ,    в пламен…  костра, подарок африканскому племен…, нога в стремен…, звать по имен…, подъем знамен…, отметить в доклад... .

Карт. №2

Мальчик по имен…, пострадал от времен…, вытащил ногу из стремен…, над пламен…м костра,  не сеют семен…, быть в планетари...

Карт. №3

Из пламен…    костра,  жалеть о времен…, нет семен…,  отдыхать в санатори…,  говорить о матер…, любоваться солнц…м.

Карт. №4.

Нога в стремен…, шагать к станции…, бежать по дорог…, дорожить врем…нем,  жить в ожидании…, пламен… не задуешь.

-Взаимопроверка

-Контрольная проверка на слайде № 8  слова с вставленными орфограммами.

6.Итог урока

Ребята,  что нового мы сегодня узнали на уроке?

Давайте вспомним все разносклоняемые существительные и вставим их на месте пропусков в стихотворении Аркадия Хайта. Я буду читать, а вы хором дополняйте. (слайд № 9)                

 В стародавнее древнее…  (время)

 В шалашах без окон и дверей

 Жило-было лохматое …   (племя)

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали для чего корове…,                (вымя)

 Как написать свою фамилию и …,    (имя)     

Зачем на лошадь надевать седло и… -    (стремя)

Необразованное было это…   (время)

Трудно им было жить в эти годы,

Угнетало их ……   забот    (бремя).

И страдали они от погоды         

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер…,  (знамя)

Что кислород всегда поддерживает ….   (пламя)

Над тем, как в булку превратить простое …,   (семя)

С утра до вечера они чесали …   (темя).

7.Рефлексия

- Ребята, за что сегодня мы можем похвалить себя?

-Над чем нам еще следует поработать?

-Зачем нам нужен этот урок?

А сейчас я вас попрошу заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий  вам  вариант ответа.

1.Своей работой на уроке я доволен\ не доволен

2.Урок мне показался  интересным\ скучным

3.После урока  мое настроение улучшится \ухудшится

4.Материал урока будет мне полезен \бесполезен

8.Выставление  оценок

9. Домашнее задание (на выбор:) 1) Упр.208

2). Сочинить сказку о разносклоняемых существительных (или с использованием этих существительных).

               Самоанализ урока

Данный урок по теме  «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повторения изученного об имени существительном в 5 классе.

Тип урока: 

изучение нового учебного материала.

Цели урока:

1.Обучающая:

Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях,  тем самым предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.

2.Развивающая: 

Развивать творческое мышление, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки.

3.Воспитывающая:

Воспитывать бережное отношение к родному языку; воспитывать самостоятельность, творческую активность.

 Образовательные, воспитательные и развивающие цели решались в комплексе и взаимосвязи.

      В ходе урока было проведено  частичное повторение  имени существительного за курс 5 кл., на базе которого была создана проблемная ситуация, а затем исследовался новый материал «Разносклоняемые существительные».  Ведущими формами и методами работы были фронтальная работа, работа в группах, в парах, наглядный, частично-поисковый, практический и словесный методы, самоконтроль. Активизировать работу учащихся, оживить опрос, определить тему урока мне помогло и романтическое «путешествие», и использование занимательного задания «Тренируем внимание», и работа с пословицей и таблицей склонений. С целью закрепления знаний по теме учащиеся просклоняли существительные, обосновав выбор гласных в окончаниях.  Развитию творческого мышления  и совершенствованию коммуникативных речевых умений и навыков способствовала словарная работа, групповая форма работа с фразеологизмами.  С целью первичного контроля знаний была проведена самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, подведены итоги, проведена рефлексия. В качестве ритмической паузы  была проведена  физминутка. Домашнее задание предложено на выбор: упражнение в учебнике или творческое задание.

Сочетание данных форм, методов и приемов работы помогло учащимся научиться изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

На мой взгляд, цели урока были достигнуты.

   

                                                

                                

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Склонение имён существительных в единственном числе».

Класс: 8аТема: Склонение имён существительных в единственном числе.Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.Задачи:Обучающие: систематизировать у...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Повторение. Правописание Н/НН в суффиксах существительных и прилагательных"

Конспект отктытого урока в 6 классе (русский язык). УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Издательство "Просвещение". Гогд издательства - 2012....

Конспект открытого урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 5 класс

Разработка открытого урока по русскому языку для 5 класса. УМК: Ладыженская Т.А....

Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".

Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....