Конспект открытого урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Разработка открытого урока по русскому языку для 5 класса. УМК: Ладыженская Т.А. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока согласно ФГОС89.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

 урок русского языка в 5 классе.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Класс: 5класс

УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока:  комбинированный урок

Цель: познакомить учащихся с понятием одушевлённости и неодушевлённости имен существительных.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

В результате занятия учащиеся смогут:

  1. Получить представление об одушевленности и неодушевленности;
  2. Различать имена существительные одушевленные и неодушевленные;
  3. Назвать признаки существительных одушевленных и неодушевленных;
  4. Классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Метапредметные:

В результате занятия учащиеся смогут:

  1. Сформулировать цели своей учебной деятельности;
  2. Совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
  3. Продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение.

Личностные:

В результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.                               

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места.

Меня зовут Наталья Алексеевна.(бейдж)

Вот и прозвенел звонок, начинаем мы урок. Ждут нас приключения и развлечения.

 Сегодняшний урок  - приключение по стране русского языка. Но для этого нам нужен ключ - откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Слайд №1)

(Слайд №2 Речевка)

Я-  Кто за приключения?
Ученики - Все без исключения!

Путешествовать мы будем с вами на кораблях. На столах у вас конверты, выньте содержимое и назовите мне название вашего корабля. (Надежда, Удача, Здоровье, Счастье, Дружба)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

(Класс разбит на группы. 5 групп по 6 человек)

 Самоопределение (осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества ( ориентировка на позицию партнера, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,использование знаково-символических средств для решения задач, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

(5-7 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

3.Изучение нового материала (5-6 мин)

ФИЗМИНУТКА (1 мин)

Цель: сменить вид деятельности.

 Для начала выполним небольшое задание. Сейчас я буду называть начало фразы, а вы постарайтесь её закончить. За каждый правильный ответ знатоки будут получать жетоны и собирать их в сундучках знаний. В конце урока мы их посчитаем и самым активным поставим оценки.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.

Имя существительное отвечает на вопросы _____________?

 Имя существительное относится к одному из трёх родов:

Изменяется по ____________  и ____________.

К 1 склонению относятся имена существительные _____________________.

Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________.

К 3 склонению относятся имена существительные ______________________.

В предложении существительное чаще всего является  ______________или ______________.

Молодцы, ребята. Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать на уроке? (Имя существительное)

Верно. Первую часть темы мы с вами сформулировали, а для того, чтобы определить вторую часть темы, мы должны выполнить следующее задание.

 Прочитайте слова на доске.

Машина, чаща, жизнь, Женя, щука, чудесный.

- Каким правилом мы должны пользоваться, чтобы правильно написать эти слова?

- Какое тут слово лишнее?

- На какие две группы мы можем поделить эти слова? (нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные)

Правильно, ребята. Сформулируйте мне тему урока полностью.

Записываем в тетрадях тему.

Вот мы уже на острове «Имя существительное», чтобы на него ступить, мы должны знать простой пароль, на какие вопросы отвечает эта ч.р.?

ЗАДАНИЕ №1

Так и запишем вопросы в тетради в 2 столбика

Кто?                  Что?          СЛАЙД 5

Рассмотрите внимательно рисунок   (стр 50, п.90)

СЛАЙД 6

Попробуйте  теперь самостоятельно  записать слова, которые вы видите на картинке, распределяя их в 2 столбика.

Проверка. Выводы.

- Перечислите живые существа (Дети перечисляют)

- А теперь – все неживые существа.

-Какие из названных вами слов отвечают на вопрос кто? -а какие – на вопрос что?

--Какую часть речи они представляют? ( Все они –существительные)

-Как сможем доказать? (Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет)

-Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?(живые)

Дайте определение понятия – что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные.

ЗАДАНИЕ №2Прочитайте информацию  в учебнике и проверьте себя, правильно ли вы ответили на мой вопрос.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Фронтальная работа.

Учащиеся дают устные ответы  на поставленные вопросы.

Формулируют тему урока.

Групповая работа: анализируют увиденное на картинке, отвечают на вопросы.

Индивидуальная работа: делают самостоятельные выводы по теме урока, записывают слова в тетрадь.

Учащиеся выполняют элементарные физические упражнения)

 Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, формирование позитивной самооценки, планирование своих действий, адекватное восприятие оценки учителя  оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,  внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок,  формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Этап закрепления изученного материала (3-7 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.                          

Учитель: Главный вопрос нашего урока: почему к одним существительным мы задаем вопрос кто?, а к другим – что? Сегодня мы продолжим учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Учитель: а сейчас, ребята, посмотрите вокруг и найдите новые слова в нашем классе. Выбираем слово, задаем вопрос, снимаем и прикрепляем к доске.

Кто? Бегемот, лиса, бабочка, попугай, медведь

Что? Трактор, дом, лопата, телефон, гриб

Запишем эти слова себе в тетрадь через запятую. Учитель: итак, ребята. Мы решили, что имена существительные одушевленные и неодушевленные можно определить по вопросу.

Но, кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения  одушевлённых и неодушевлённых  существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Сначала определите, о каких лисичках идет речь?

СЛАЙД 7

В нашем питомнике нет лисичек. (кого? – звери)

Набрал корзину лисичек. (чего? – грибы)

Ребята, давайте просклоняем существительные. Что это значит? (изменение по падежам)

Учитель вызывает к доске 2 учеников, остальные склоняют в тетради

                1 ученик                                 2 ученик

И.п. (кто?) лисички                         (что?)   лисички

Р.п. (кого?) лисичек                         (чего?)  лисичек

Д.п. (кому?) лисичкам                    (чему?) лисичкам

В.п. (кого?) лисичек                        (что?)  лисички

Т.п. (кем?)  лисичками                   (чем?) лисичками

П.п. (о ком?) о лисичках               (о чем?) о лисичках

Учитель: Какую разницу вы заметили при склонении?

 Во множественном  числе у одушевленных существительных  В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных Вин падеж совпадает с Именит. падежом.

Запишем в тетрадях правило: СЛАЙД 8

Одушевленные (мн.ч.) В.п. = Р.п.

Неодушевленные (мн.ч.)  В.п. = И.п.

Работа в группах. Учащиеся из предложений выписывают существительные и зависимые от них существительные Работают со словом.

Контроль ( учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка ( оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция  ( внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач , построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, использование речи для регуляции своего действия)

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного,  адекватное восприятие оценки учителя,  внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Самоопределение ( самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения)

5.Рефлексия. (5 -6 мин)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

Рефлексия

Учитель:

-Давайте вспомним все об имени существительном

-Что нового вы узнали об имени существительном?

-Дополните, пожалуйста, текст

Имена существительные называют людей и отвечают на вопрос… (кто?)

- растения (что?)

- животных (кто?)

- предметы (что)

- явления действительности (что?)

-Вот и подошло к концу наше опасное, но интересное путешествие в страну имени существительного. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям знаний дружно. Удачи всем.

Штормы и ветры нам не страшны.                                                      
Ждут берега нас родной стороны.
Пусть бури и ветры с тобой, верный друг,
И в помощь протянут тебе сотни рук.

Будь смел и отважен -
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви, ученик.
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле !

Выставление оценок.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, получают оценки за урок.

Умение выражать свои мысли ( понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (структурирование знаний,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Домашнее задание п.90 упр 486