Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Мидукова Ольга Владимировна

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkiy_yazyk.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка

Дата: 15.11.2012

Учитель: Мидукова О.В.

Класс: 6Б

Тема урока: Н.А. Некрасов. Стихотворение « Железная дорога» (1862)

Тип урока: повторение и совершенствование знаний, полученных в 5 классе.

Технологии: проблемного обучения, ИКТ (презентация).

Тип урока: повторение и совершенствование знаний, полученных в 5 классе

Цели урока:

1. Обучающая 

  • закрепление ранее полученных знаний по теме: «Имя существительное»;
  • совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи.

2. Развивающая 

  • формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
  • развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка.

3. Воспитательная 

  • формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
  • активизирование познавательной деятельности учащихся;
  • обеспечивание благоприятной психологической обстановки;
  • воспитание языкового чутья, эстетического вкуса.
  1. Оборудование:
    Аудиозапись, магнитофон Сигнальные карты. Плакат-карта (план урока)
    Таблицы – схемы правил. Правила в картинках. Перфокарты.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя. На предыдущих занятиях мы обращались к изучению такого раздела науки о языке, как словообразование. Сегодня мы приступаем к изучению следующего раздела, большого и тоже интересного, который называется морфология. (Слайд 1). Какова тема нашего урока, я пока не скажу. Вы сами мне потом скажете. Сейчас я прошу вас обратиться к стихотворению известного русского поэта А.А. Фета «Шепот. Робкое дыханье».

Я попросила подготовить выразительное чтение этого стихотворения. Давайте послушаем. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

  • Поработаем с текстом (Слайд 2). Как можно озаглавить стихотворение? (Ночь, ночные звуки, краски).
  • Какова основная мысль стихотворения? (поэт показал изменчивость природы, красоту ночного пейзажа).
  • А что вас удивило в этом стихотворении? Что составляет его необычность? (Много существительных). Давайте назовем их.
  • А как вы узнали, что это существительные? (Задаем вопрос, существительные обозначают предмет).
  • Как предметы называют существительные? (живые существа, явления природы – тени, ручей, свет; действие как предмет – шепот, дыханье, изменения, бег; признак как предмет – серебро, синь, желтизна).
  • Итак, о чем же мы с вами будем говорить на уроке? (о существительных).
  • Действительно, нам предстоит длительная работа с существительным. Но сегодня мы будем повторять материал, пройденный вами в 5 классе.

Имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от неё образуются прилагательные. Имя существительное -  ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).

Это еще и древняя часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать всё то, что его окружает. Таким образом, имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».

  • А сейчас я прошу вас открыть тетради, запишите число.
  • На что еще следует обратить внимание в данном стихотворении? (пропущенные буквы). Выпишите данные слова, обозначьте орфограммы.
  • Вернемся к существительным. Какими характеристиками обладает эта часть речи в русском языке? (род, падеж, число, склонение, одушевленность/неодушевленность, собственность/нарицательность).
  • Мы сегодня с вами будем работать по следующему плану (слайд 3).

Задание 1. Вспомним, какие существительные называются нарицательными, какие – собственными? Приведите примеры. Я просила вас прочитать рассказ А.П. Чехова, выписать несколько имен собственных, которые показались вам смешными и забавными. Понравился ли вам рассказ? Какое существительное является нарицательным к вашим собственным?

Задание 2. Я вам сейчас буду называть имена существительные нарицательные, вы подбираете имена собственные: страна, город, книга, поэт, сказочник, мультфильм, спектакль.

  • Какие существительные называются одушевленные и неодушевленные?

Задание 3. Работаем по вариантам: 1 вариант – одушевленные существительные, 2 вариант – неодушевленные: автомобиль, собака, красота, любовь, мышь, компьютер, гусеница, книга, жук, журнал, стакан, тарелка, птицы, карандаши, краски, человек, шофер, медведь, робот, тренер, мертвец, кукла.

  • К какому роду могут относиться имена существительные? По какому признаку определяем?

Задание 4. Определите род имен существительных: картофель, фамилия, яблоко, коленка, кофе, галоша, пианино, рояль, полотенце, молодежь, дядя, табель, мозоль, тюль, шампунь (Слайд 4).

Физкультминутка. А теперь отдохнем, но отдохнем с пользой. Вспомним правило, когда в существительных после шипящих на конце слова пишем ь? Если в слове есть Ь – вы делаете приседание, если нет – стоите: ключ, молодежь, меч, речь, пять кляч, вещь, много встреч, мелочь, нет туч, программа телепередач, выделка кож, рожь, брешь, ночь.

  • Поговорим о склонении. Что такое склонение? Сколько склонений выделяется в русском языке?

Задание 5. Распределите слова в соответствии с типом склонения (Слайд 5).

  • Вспомним еще одно правило: Е и И в окончаниях существительных.

Задание 6. Исправь ошибку (Слайд 6).

  • Вот мы и подошли к последнему заданию. Какими членами предложения чаще всего может быть имя существительное? (подлежащее, дополнение, обстоятельство.) Давайте найдем в предложениях имена существительные и определим их синтаксическую роль.
  1. Выдумывание названий – особый талант.
  2. Поздней осенью выпадает первый снег.
  3. Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.
  • Ребята, мы вспомнили то, что изучили ранее; грамматические признаки существительного (род, падеж, склонение), одушевленность/ неодушевленность, правописание Е-И в окончаниях существительных, правописание Ь и синтаксическую роль в предложении, но о существительном осталось много тайн, которые нам предстоит разгадать на следующих уроках и узнать много нового об имени существительном.
  • Откройте дневники и запишите домашнее задание: Придумайте словесный портрет имени существительного, нарисуйте его костюм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе Тема: Имя существительное. Повторение.

Открытый урок по русскому языку в 5 классеТема: Имя существительное. Повторение....

Презентация к открытому уроку по литературе в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Электронная презентация: план работы на уроке, задания на грамматические признаки существительных...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»

Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...

конспект урока по русскому языку 5 класса по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные"

Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.Задачи:Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственн...