Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Победы в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_.9_kl.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Макарьевская основная общеобразовательная школа

Конспект открытого урока по русскому языку

в 9 классе.

Тема: «Анализ текста.

Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему

«Память о военном лихолетье».

                                                                       Учитель русского языка и литературы: Хлопова Н.В.

с. Макарий, 2015 г.

Тема:                                                           Анализ текста.

Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему

«Память о военном лихолетье».

Цели:

  1. На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи.
  2. Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление.
  3. Воспитывать патриотические чувства в сознании школьников.

                                                                          Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!

                                                                          Вечную славу поет вам народ.

                                                                          Доблестно жившие, смерть сокрушившие,

                                                                          Память о вас никогда не умрет!  

Ход урока.

  1. Оргмомент.  Цели, задачи урока. (Слайд 1,2,3)
  2. Лексический диктант.

III.     Обсуждение эпиграфа.

       70 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но       память о ней неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из   поколения  в поколение, она будет жить века…  Давно заросли травою  и сгладились окопы на полях сражений. Возродились разрушенные города и села, но Родина помнит своих сыновей и дочерей, в час смертельной опасности отстоявших страну. Тысячи памятников народному мужеству воздвигнуты повсеместно.

VI.  Знакомство с текстом для анализа:

– Давайте обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. (Учитель читает текст, в это время идут слайды 4,5). Прочтите его еще раз и самостоятельно выполните тестовые задания к нему. Ответы сдайте на проверку консультанту (он сверяет ответы с ключом, данным учителем).

(1) Памятники жертвам войны и героям Победы. (2) Их много –  у нас в стране, в разных концах мира. (3) Иногда мне кажется, что я слышу, как в тишине ночей каменными и бронзовыми голосами они ведут строгую торжественную беседу между собой, перекличку славы, скорби и горести.

(4) Родина - мать неотрывно смотрит на надгробия павших детей своих в тишине Пискаревского братского кладбища в Санкт- Петербурге.

(5) Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на Волге, словно прорастают сквозь склоны степного Мамаева кургана, там, над ширью великой русской реки.

(6) И за пределами нашей страны есть они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую к нему спасенную им девочку, высится бронзовый воин нашей страны посреди берлинского Трептов – парка.

(8) Я не знаю, сколько  монументов славы и победы у нас в стране и за ее пределами. (9) Но сквозь шум и биение торжествующей жизни до чуткого уха доходит хор их голосов, напоминающих о прошлом.

                                                                                    Л.Успенский.

V. Тестовые задания.

А.1. В каком предложении заключена основная мысль текста?

1.  1      2.  3      3.  9      4.  8

А.2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1. Памятники посвящаются только героям Победы.

2. Памятников много по всему миру.

3. Памятники напоминают о прошлом.

4. Памятники павшим ведут между собой перекличку славы, скорби и горести.

А.3. Определите стиль и тип речи текста.

1. Научный, описание.

2. Публицистический, рассуждение.

3. Публицистический, повествование.

4. Художественный, повествование.

А.4. Укажите средства связи предложений № 1 и № 2.

1. Синоним.

2. Повтор.

3. Однокоренные слова.

4. Местоимение.

А.5. Какие средства выразительности не используются в тексте?

1. Олицетворение.

2. Метафора.

3. Эпитет.

4. Гипербола.

А.6. Каково значение слова герой, употребленного в тексте?

1. Главное действующее лицо литературного произведения.

2. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.

4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).

А.7. Укажите предложение, в котором не использованы эпитеты?

1.  2      2.  3      3.  5     4.  9

VI. Пока наш консультант работает, давайте выразительно прочтем текст и выполним следующие задания: (Слайд 6)

- Подберите заголовок к данному тексту.

- Сформулируйте тему текста.

- Определите позицию автора.

- Согласны ли вы с его точкой зрения?

- А теперь дадим слово консультанту. Каковы результаты выполнения теста?

VII. Анализ текста. 

1. Организация работы в группах: (Слайд 7)

1 группа: Дайте характеристику использованного в тексте стиля и типа речи, укажите структуру речи, выделите основные микротемы.

 (Микротемы: а) перекличка памятников Победы в разных концах мира; б) Пискаревское братское кладбище в Санкт-Петербурге; в) памятник на Мамаевом кургане; г) бронзовый воин в Берлине; д) памятники напоминают о прошлом.

2 группа: Охарактеризуйте художественные средства выразительности и лексические особенности (книжная и нейтральная лексика; архаизмы, славянизмы, неологизмы и т.п., контекстуальные синонимы и антонимы).

2. Выступления учащихся с результатами самостоятельной работы.

3. Обобщающее слово учителя:

Действительно, памятники жертвам войны и героям Победы есть в любом населенном пункте, в любом местечке, где проживают люди, помнящие и уважающие людей, победивших фашизм и принесших мир нашей стране. Такой памятник есть и на нашей макарьевской земле, которая прославилась тем, что является родиной  трех героев Советского Союза  и одного кавалера орденов славы трех степеней.

Я предлагаю совершить небольшую экскурсию к памятнику и познакомиться с его историей.

          Рассказ о памятнике. (Слайд 8)

VIII. Стихотворение о памятнике. Выразительно читает ученик.

IX. Анализ стихотворения «Памятник». (Слайд 9)

Индивидуальное домашнее задание – читает ученица.

X. Подведение итогов урока.

Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока,  вспомним эпиграф к уроку и текст Л.Успенского. Подумайте, какое ключевое слово объединяет эпиграф и текст, какое слово красной нитью прошло через наш сегодняший урок?

Это слово память. Память о людях, которые отвоевали мир для своих потомков, о героях, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Этих людей среди нас с каждым годом становится все меньше и меньше, редеют ряды ветеранов. Поэтому мы должны оказывать им посильную помощь, проявлять заботу о них. Не надо забывать и об ушедших из жизни. Будьте благодарными потомками своих героических предков.

XI. Организация домашнего задания. (Слайд 10).

Сочинение в жанре эссе на тему:         «Память о военном лихолетье»

                                                                 (Слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...

План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс

Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...