Конспект открытого урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Достоевская Людмила Алексеевна

Цель урока: формировние представления о лексическом  и грамматическом богатстве имени существительном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме:

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»  

Учитель Достоевская Л.А. ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска  

Класс : 5 «А»

Дата проведения:14.05.2015г

Тип урока: урок общеметодической направленности

Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного

Технологии: здоровьесбережения, развивающего обучения, диагностики и самокоррекции, коммуникационные

Решаемые проблемы: какие имена существительные называют одушевленными, какие неодушевленными

 Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Предметные:

  • Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков при изучении темы «Имя существительное»
  • Научиться дифференцировать одушевлённые - неодушевлённые имена существительные 
  • Изучать языковые нормы ,  применять их  в своей речи.

Метапредметные:

  • Развивать логику мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).
  • Развивать готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
  • Развивать творческие способности учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, опорные слова).

 Коммуникативные:

  • Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные:

  • Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

  • объяснять языковые явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных

         

Воспитательные:

  • Воспитание уч-ся на образах русской классической литературы.
  • Воспитание чувства уважения к родному языку.

                               

Электронные образовательные ресурсы, ИКТ:

Интерактивное оборудование и интернет ресурсы в школе «Русский язык 5-11». Пособие для учителей общеобразовательных школ/маликова С.Б., Насонова Л.В. Серия «Современные образовательные технологии »Медианавигатор, систематизированные цифровые ресурсы на основе требований ФГОС второго поколения +CD- приложение

Программно-методический комплекс «Страна Лингвиния»+диск

                                    

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.

На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься.

На слайде представлены слова. Найдите основание для их классификации  и сгруппируйте их.

Дерево, машина, девочка, собака, Валя, игра, гриб, улица, мама, сосед.

Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые.   Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.

  1. Определение темы урока. Целеполагание

Учитель. Кто сформулирует тему нашего урока?

Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Какова цель сегодняшнего урока? Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные и неодушевлённые.

4.Работа по теме урока.

     Мы уже знаем, что существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые.

       Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Потому что они обозначают живых существ.  Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это тоже живая природа?  Ответ следует искать в глубокой древности:

        Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что?

Учитель. Ответ на этот вопрос вы сможете дать сами в конце урока.

5. Исследование.  «Открытие» безошибочного способа определения категории одушевлённости.

Учитель. Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения    одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами.

Просклоняем несколько существительных (2 ученика у доски).

И.п. друзья кони                   деревья столы

Р.п. друзей коней                 деревьев столов

Д.п. друзьям коням              деревьям столам

В.п. друзей коней                 деревья столы

Т.п. друзьями конями          деревьями столами

П.п. о друзьях конях            деревьях столах

Какую разницу вы заметили при склонении?

В каком падеже окончания не совпадают?

Ещё в каком падеже эти существительные имеют такие же окончания?

Вывод:  Во мн. числе у одушевленных существительных  В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.

6. Давайте проверим, насколько мы правы. Работа с учебником стр. 255

7. Тренировочные упражнения

Задание 1. Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие  имена существительные?

           Вижу орла – вижу Орёл,

           Позвать дворника – включить дворники.

Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых  существительных зависит от их лексического значения.

Задание 2. Третье лишнее

 1. ДЕТИ, СТОЛ, САНКИ

2. ДРОВА, СУГРОБ, СНЕГОВИК

3. БАРСУК, ДЯТЕЛ, СНЕЖИНКИ

4. ЗИМА, КУКЛА, ЛИСА

Задание 3. Мы уже работали с лингвистической сказкой                                  Л. Петрушевской.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку.

Сегодня меня интересует слово бутявка.

Какой частью речи оно является?

Это одушевлённое существительное или неодушевлённое?

Вывод. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?  

Тренировочное упражнение № 718 ( по группам)

8. Физкультминутка.

9. Анализ стихотворения С. Есенина. Олицетворение

С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

10. Творческое задание. В группах придумайте историю про один из предметов, представленных на слайде

11. Рефлексия. А теперь прошу быть особенно внимательным. Представьте себе, что русский язык – это толстая-толстая книга. Вы учитесь в 5 классе, поэтому учебник открыт ещё только в самом начале. Сегодня на уроке мы успели прочитать ещё одну страничку этой книги. Какая она, эта страничка? Какое желание возникло у вас после её прочтения?

Сложная или несложная?

Понятна ли?

Захотелось ли читать эту книгу дальше?

12. Высказывания учащихся.

13. Домашнее задание: &92, № 719(2-4) или 720*

Заместитель руководителя ОО______________/ М.В. Фатхутдинова /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме "Гимнастика с элементами акробатики"(7 класс)

Урок проводился в рамках педсовета по теме" Проектирование урока на основе метапредметных связей" Тема" Гимнастика с элементами акробатики" преднаэначен для учащихся 7 класса и является обобщающим....

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Урок русского языка 4-5 малокомплектный СКК школы VIII вида. Цель:   познакомить с понятием  одушевлённые и неодушевлённые существительныеЗадачи: Образовательные - выработать ...

План конспект открытого урока на тему "St. Valentines Day" для 6 класса

План-конспект открытого урока для 6 класса.Автор:Учитель английского языка  СОШ № 21 МОРФ   Балян Л.С.Мероприятие проведено 14.02.2014г.№ п/пНазвание современных образовательных т...

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс....

Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс

Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс...

Открытый урок на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 класс)

Закрепление умения определять грамматические признаки имени существительного,расширить представление учащихся об одушевлённых и неодушевлённых существительных...

Презентация к уроку на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"....