Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кузнецова Людмила Геннадьевна

Урок русского языка 4-5 малокомплектный СКК школы VIII вида.

 

Цель:   познакомить с понятием  одушевлённые и неодушевлённые существительные

Задачи:

 Образовательные

- выработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных;

Коррекционные

Развитие  и  корригирование  речи через обогащение словарного запаса, через отгадывание загадок, составление предложений, полные ответы на вопросы;

- корригирование  операции мышления: анализ, сравнение, обобщение

Воспитательные

воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре и самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4-5_klass.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 – 5  малокомплектном  специальном (коррекционном) классе школы VIII вида

Тема:   Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Цель:   познакомить с понятием  одушевлённые и неодушевлённые существительные

Задачи:

 Образовательные

- выработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных;

Коррекционные

Развитие  и  корригирование  речи через обогащение словарного запаса, через отгадывание загадок, составление предложений, полные ответы на вопросы;

- корригирование  операции мышления: анализ, сравнение, обобщение

Воспитательные

воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре и самостоятельно.

Время: 40 мин.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа.
  3. Постановка учебной задачи, поиск решения.
  4. Физминутка.
  5. Работа с учебником.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

-  Ребята не удивляйтесь, вы попали в научную лабораторию.

           -  А, вы знаете, что такое лаборатория?

- Это учреждение, где проводятся различные исследования, наблюдения, опыты, эксперименты. Второе значение у слова – помещение, где располагается это учреждение.  

  Сегодня наш класс превращается в научную лабораторию слова, и вы сегодня не ученики, а научные работники лаборатории слова. Записывать результаты наблюдений и исследований будем в рабочих тетрадях. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям (Шагаем по ступенькам по щелчку мыши)  

НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД 

- Откройте тетради и запишите дату(повторение правила посадки).

И вот вам первое задание

II. Словарная работа

-  Отгадайте  загадки

              1.  Все дороги мне знакомы,

                   Я в кабине словно дома.

                   Мне мигает светофор,

                   Знает он, что я - … (Шофёр)

  1. На земле он всех сильней,

                  Потому что всех умней. (Человек)

  1.  Хищный нрав у этой птицы,
    С ней вам лучше не водиться.
    Клюв раскрыл в порыве страсти
    Кровожадный хищник ...     ( Ястреб
     )
  2.  Под землею с давних пор
    Понарыто много нор,
    И по ним туда-сюда
    Быстро ездят поезда.    (Метро)

              5.      Овсом не кормят,

                        Кнутом не гонят.

                        А как пашет –

                        Семь плугов тащит.   ( трактор)

 Это

            6.        Это что за чудеса:
                      Дует ветер в паруса?
                      Ни паром, ни дирижабль —
                     По волнам плывет...  (корабль)

-    Кто сейчас сможет назвать все слова, которые отгадали? Запишите эти слова

- Кто записал все шесть слов?

Давайте проверим ( открываем разворот доски, учащиеся проверяют записанные слова, исправляют ошибки)

 Самооценка

- Оцените себя. Кто не допустил, ни одной ошибки поставьте себе «5», две ошибки «4», три – четыре ошибки «3», более ничего не ставьте, ведь мы только учимся и у вас ещё всё впереди.

 III.    Постановка учебной задачи, поиск решения.

( каждой группе выдаются карточки с данными словами)

             - Разделите слова на 2 группы
- По какому принципу вы их разделили? ( живые и неживые предметы). В русском языке такие слова называются одушевлёнными и неодушевлёнными.

-Как вы думаете, что вы будете сегодня исследовать?

 Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

- А, что вы уже знаете об этих словах?

-А, что хотели бы узнать, научиться?

Заполнение таблицы

Знаю.

Слова делятся на живые и неживые

Хочу узнать

Научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

                 Узнал

 - Сегодня вы должны исследовать и найти различия  между  одушевленными и неодушевленными именами существительными

- Почему к одним существительным мы задаем вопрос кто?, а к другим – что?

- По какому признаку определили, что предмет живой (одушевлённый)?

Обсудите этот вопрос в парах.

По ходу исследования заполняется кластер

                                  Предмет (существительное)

                  Кто?                                         Что ?

      Одушевлённые                                Неодушевлённые

Люди     животные  насекомые              остальные предметы (явления природы,                                  профессии….)

Показываем картинку ели

- Ребята, что изображено на картинке?  (ель)  

-  В какую колонку вы бы записали это слово? Почему?  (предположения  детей)

( На уроках окружающего мира мы говорим, знаем, что деревья и другие растения относятся к живой природе, поэтому запишем существительное ель  в 1 столбик.
Нет, запишем во второй столбик, так как растения не могут сами передвигаться, у них нет ног, лап, поэтому существительное елочка обозначает неживой предмет, запишем во второй столбик).
- Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неживым (живой- с точки зрения биологии).
- В какой столбик запишем это слово?

- Какие существительные относятся к одушевлённым ? (Люди, животные, насекомые) Неодушевлённым? (все остальные)  (заполняем кластер)

- Итак, мы провели исследование, теперь нам надо подвести итог.  Попробуйте сформулировать правило, как отличить одушевлённое существительное  от неодушевлённого. Вставьте пропущенные слова  (учащиеся самостоятельно выводят правило)

Имена существительные бывают ………………………. и …………………………….

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос………………?

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ………..?  

Например:

Кто?........................................... ; что?................................................

- Прочитайте, что у вас получилось.

IV. Физминутка

V. Работа с учебником

- Пользуясь правилом, выполним   упражнение   4 класс - 2 на странице 114. Первая пара запишет слова отвечающие на вопрос кто? Вторая группа – на вопрос Что?

5 класс –стр.  95 Лена на вопрос  Кто? Серёжа – на вопрос Что?

 Проверяем

Составьте и запишите по одному предложению с любыми словами. Проверяем.

- Чьё предложение вам больше всего понравилось?

VI. Создание проблемной ситуации

- Легко ли  отличить одушевлённые и неодушевлённые существительные?

- Давайте проверим.

Перед вами слова распределите их на одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Запишите их в тетрадь

Книга , мышка, моряк, дым, кит, гусеница, солнце.

-  А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась девочка Вика.

одушевленные                                                          неодушевленные

       гусеница                                                                           гусеница                                                                                                                                                    

       мышка                                                                               мышка

       моряк                                                                                 книга

         кит                                                                                   солнце  

                                                                                                  дым          

- Что вы заметили? Почему слова  гусеница, мышка  записаны в 2 столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать)

- Давайте решать эту проблему.

Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка?

               мышка                                                        гусеница                                  

животное            компьютера                     насекомое    трактора                        

Теперь разберем слово – гусеница.

- От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)

-  Такие слова в русском языке называются   многозначными.    

- А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?

( лисичка – гриб и животное, бабочка – насекомое и галстук)

- Попробуйте сформулировать правило.                                

Одно и то же слово может быть одушевлённым и неодушевлённым в зависимости от значения

VII. Подведение итога урока

– Подведём итоги нашего исследования (т.е. научного изучения) темы.

Вспомните, на какой вопрос мы не смогли получить ответ в начале урока? Как вы ответите на вопрос?

VIII. Рефлексия

Цель: самооценка работы учащихся, осознание учащимися результатов своей работы

Продолжи предложения:

Сегодня я узнал …

Я понял, что …

Я учился …

Я смогу ...

Меня удивило, что …

Мне захотелось ...

Дома я расскажу, что ...

Самооценка

 «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

Домашнее задание: 4 класс - стр. 115 упр. 4

                                   5 класс – стр. 96 упр. 242


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока  в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...

Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок  в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....

Конспект открытого урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 5 класс

Цель урока: формировние представления о лексическом  и грамматическом богатстве имени существительном....

Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс

Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс...

Открытый урок на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 класс)

Закрепление умения определять грамматические признаки имени существительного,расширить представление учащихся об одушевлённых и неодушевлённых существительных...

Презентация к уроку на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"....