Главные вкладки

    Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Ижутова Вероника Анатольевна

    Урок  в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_odushevlennym_v_inet.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

    Класс: 5

    Тип урока: Объяснение нового материала.

    Цели урока:

    1.  Дать понятие о одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
    2. Закрепить знания об имени существительном.
    3. Развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, интерес к русскому языку.

                                       

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Учитель.  Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.  На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя очень много нового и интересного. А для начала мы приготовимся к уроку. Я буду читать стихотворение, а вы должны будете выполнять действия.

    Нам радостно, нам весело!

    Смеемся мы с утра.

    Но вот пришло мгновенье,

    Серьезным быть пора.

    Глазки прикрыли, ручки сложили,

    Головки опустили, ротик закрыли.

    И затихли на минутку,

    Чтоб не слышать даже шутку,

    Чтоб не видеть никого, а

    А себя лишь одного!

    1. Устная синтаксическая пятиминутка.

    Учитель. На экране вы видите предложения. Вы должны назвать грамматические основы предложений и составить схему предложения

    (Слайд2 ).

    В синем небе мерцают звезды, а на белом инее дружно искрятся нежные пушинки.

    Учитель. Употребите любое существительное из предложения в роли обращения.

    1. Объяснение нового материала.

    Учитель. Ребята, посмотрите на экран (Слайд 3). Тут в  два столбика написаны имена существительные. Определите, по какому признаку они объединены.

    Папа                 дуб

    Тётя                  ствол

    Дядя                 дупло

    Пёс                   Днепр

    Валя                 гриб

     Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые.

                  Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.

    Учитель. Кто сформулирует  тему нашего урока?

    Учитель. Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные от неодушевлённых. (Слайд 4).

    Имена существительные

    Одушевленные                                 Неодушевленные

    Обозначают

    1. Людей, животных, игрушки

    (Женщина, корова,  робот)

    1. Существ, похожих на людей

    (русалка, водяной, черт)

    1. Названия неживых предметов

    (Город, лес, ромашка)

    1. Названия групп живых существ

    (Толпа, народ, армия)

    1. Закрепление изученного материала.

    Учитель. А теперь выполним упражнение. Укажите, какие имена существительные одушевленные, какие неодушевленные (Слайд 5).

    Выращенные в зверохозяйстве (норки) (норки) сусликов. 

    (Глава) из романа -(глава)правительства. 

    Пометить (галочкой)  выпавшая из гнезда (галочка). 

    Самостоятельная проверка (Слайд 6).

    Учитель. Молодцы!

    Но не всегда так просто бывает  определить одушевленный или неодушевленный это предмет.

    Как вы думаете КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное существительное?

    А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК?

    Оказывается, это одушевленные имена существительные (Слайд 7).

    А слова молодежь, стая, группа, детвора, крестьянство, народ?

    Это неодушевленные существительные (Слайд 8).

    Учитель. И вот для того, чтобы вы всегда могли правильно определить одушевленное или неодушевленное перед вами таблица (Слайд 9).

    Имена существительные

     одушевленные

    неодушевленные

    мн. число

    Р.  учеников, коров

    В. учеников, коров

    Р.  столы, толпы

    В. столы, толпы

    В. = Р.

    В. = И.

    1. Физкультминутка.

    Мы устали, засиделись,

     Нам размяться захотелось.

     Отложили мы тетрадки,

     Приступили мы к зарядке        

    То на стену посмотрели,

     То в окошко поглядели.

     Вправо, влево, поворот,

      А потом наоборот        

     Приседанья начинаем,

      Ноги до конца сгибаем.

     Вверх и вниз, вверх и вниз,

     Приседать не торопись!        

     И в последний раз присели, А теперь за парты сели.        

    1. Задания на закрепление.

    Учитель. Итак, мы немного отдохнули. Но нам нельзя расслабляться. Посмотрите, на экране даны имена существительные, вам нужно

    найти лишнее слово в строке и записать его в тетрадь (Слайд 10).

    1. буйвол, воробей, зверь
    2. народ, покойник , студенчество
    3. робот, карта, туз
    4. черт, толпа, леший.
    1. Проверочная работа.

    Учитель. Вот вам следующее задание, при помощи которого проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

    Упражнение(Слайд 11). Послушайте скороговорку. Какие существительные одушевленные, а какие нет?

    Скороговорка: 

    Мышка сушек насушила, 

    Мышка мышек пригласила.

    Мышки сушки кушать стали,

    Зубы сразу же сломали.

    Упражнение (Слайд 12). Ответить на вопросы:

    «Живые и неживые вопросы»

    Кто летает? Что летает?

    Кто барабанит по крыше? Что барабанит по крыше?

    Кто плавает? Что плавает? 

    Кто молчит? Что молчит?

    Кто уходит под воду? Что уходит под воду?

    Кто шипит? Что шипит?

    1. Домашняя работа. Вам нужно составить связный текст, используя одушевленные и неодушевленные имена существительные.
    2. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    Учитель. Итак, ребята, наш с вами урок подходит к концу.

    -  Что мы узнали на уроке?

    -  Чему научились?

    - Сможете сейчас различить одушевленные и неодушевленные имена существительные?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".

    Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Однако различение категории одушевленности и неодушевленности в системе грамм...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

    Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...

    конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

    Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...

    Урок письма и развития речи в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

    Цель: дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов....

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"...

    Конспект открытого урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 5 класс

    Разработка открытого урока по русскому языку для 5 класса. УМК: Ладыженская Т.А....