Урок в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

          Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Однако различение категории одушевленности и неодушевленности в системе грамматики не полностью совпадает с научными представлениями о живой и мертвой природе.

         Цель данного урока – показать детям в игровой форме, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными; продолжить развитие монологической речи; дать представление об использовании приема олицетворения в художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». 5 класс

Цель: 1) повторить, что такое имя существительное, какие признаки оно имеет;

           2) дать представление об одушевленных и неодушевленных именах

               существительных;

           3) выработать навыки определения  одушевленных  и неодушевленных

               имен существительных;

           4) повторить средства выразительности.

Оборудование: компьютер, презентация по теме.

                                                      Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

-Откройте тетради, запишите число и тему урока (слайд №1).

-Сегодня мы с вами вспомним, что такое имя существительное, какие признаки

  оно имеет. Побываем в гостях у одушевленных и неодушевленных имен существительных.   Разберемся, как отличать одушевленные имена от неодушевленных.

  Повторим средства выразительность (слайд №2).

 –Продолжается наше путешествие по стране Имя Существительное. Но чтобы войти в эту страну и увидеть ее во всей красе, надо знать пароль. А пароль этот правильное определение всех признаков существительного.

-Вы получали на дом задание, которое поможет нам в этом.

-Итак, начнем.

2. Проверка домашнего задания.

(Слайды № 3, № 4 выводятся по мере высказывания учеников).

3. Объяснение нового материала.

-Молодцы. Теперь мы можем беспрепятственно попасть в эту страну и продолжить

Знакомство с ней.

-Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы (слайд №5):

-Кто спрятался за деревом?

-Кого она приняла за врагов?

-Кто из обитателей страны самый страшный?

-Что на берегу самое вкусное?

-Что стоит у причала?

-Кто на берегу поясняет значение существительного?

-Кто или что на берегу осталось без нашего внимания?

-Почему одни существительные отвечают на вопрос кто?, а другие - на вопрос что?

(Слайд № 6 –вывод.)

4. -А сейчас проверим, можем ли мы с вами различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

-Прочитайте стихотворение. Расставьте правильно знаки препинания так, чтобы стихотворение имело смысл (слайд № 7).

-Выпишите в один столбик одушевленные существительные, в другой - неодушевленные, поставив их в форму Им. Падежа.

-Посмотрим, что у вас получилось (слайд № 8).

-Составьте с этими словами 1-2 предложения.

-Итак, на какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?

-А неодушевленные?

Суворова Е.А. 242-170-231

5.- Ребята, в сказке «Василиса Прекрасная» Страшный паук загадывает Ивану загадку: «Что на свете всего дороже?» Герой отвечает: «Жизнь!»

-Жизнь – самое чудесное явление, загадочное и желанное. Все предметы вокруг нас делятся, как мы с вами уже знаем, на живые и неживые.

-Одушевленность – неодушевленность существительных определяется по нескольким показателям.  Первые два мы знаем (слайд № 9):

1) значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой;

2) вопрос (кто? что?)

    -Но есть и еще один показатель, который поможет нам в определении одушевленности – неодушевленности имен существительных.

3) совпадение падежных окончаний:

у одушевленных – Р.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.

у неодушевленных – И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.

( Вывожу слайд № 10 с примерами).

- Так как же с помощью падежей мы определим, одушевленное существительное или неодушевленное?

6. –Послушайте сказку Л.Успенского на эту тему. Я, правда, ее немного переделала. Вам же придется дописать концовку сказки.

       По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот.

       Плот спрашивает у кота:

       - Ты живой?

       - Живой.

       - А чем докажешь?

       - Двигаюсь.

       - Я плыву, а ты сидишь.

       - Захочу – буду шевелиться.

       - Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо.

       Кот подумал и говорит:

       - Я тебя грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя

       винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего

       винительного.

- Ребята, давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав.

( после выполнения вывожу слайд № 11).

- Итак, теперь все встало на свои места. Кот живой, а плот – неживой предмет.

И в этом нам помогли падежи.

7. –Однако не все так просто: есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что? и имеют показатель неодушевленности. Так, все существительные, называющие растения  (тюльпан, береза)  или части живого организма (рука, мозг, сердце), считаются неодушевленными.

- Но почему, вы спросите меня. Ведь это живая природа?!

- Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали

только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой- с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

8. – А вот в сказках бывает совершенно не так! Как будто сказки пишут неграмотные люди. И приходится читателю считать одушевленными совершенно неодушевленные предметы, так как «оживленные» ведут себя как люди: сердятся, говорят,радуются и улыбаются.

- Как называется такой прием? Средство выразительности?

(Вывожу слайд № 12 с определением олицетворения.)

Суворова Е.А. 242-170-231

9. – Хорошо. А теперь закрепим наши знания, выполнив следующее задание.

- Выпишите  из стихотворения имена существительные вместе с теми словами, которые помогают нам понять, к какому разряду мы отнесем эти существительные.

Поставьте к ним вопрос.

(Слайд № 13 со стихотворением.)

- Что у вас получилось? Почему вы задали именно вопрос кто? к некоторым именам существительным?

- Проверим себя (слайд № 14).

- Итак, среди существительных есть слова, у которых все наоборот: они обозначают неживое, но отвечают на вопрос…(кто?) и считаются …(одушевленными).

Такой прием называется…(олицетворением). Где возможен  этот прием?

10. – Сейчас  задание на сообразительность. Исключите лишнее слово. По какому признаку вы это сделали?

   1. Бабочка, судак, тюльпан.

   2. Дерево, кукла, девочка.

   3. Насекомое, животное, расписание.            (слайд № 15)

   4. Самолет, машина, летчик.

   5. Соловей, песня, певец.

11. Подведение итогов урока.

   - Вот и все, ребята, сегодня наше путешествие по стране Имя Существительное подошло к концу, но мы продолжим его завтра.

 - Что нового вы узнали и увидели на уроке?

 (Делается вывод, выводится слайд № 16.)

-Я довольна, что вы многое запомнили и сумели открыть для себя новое, интересное.

 

12. Оценки за урок.

13. Домашнее задание (даю по группам на выбор)  ( слайд № 17)

До свидания, ребята. Благодарю за урок.

Суворова Е.А. 242-170-231


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок  в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....

Конструкт урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конструкт к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....

Презентация к уроку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...

конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...

Проект урока в 7-м классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".

ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 234 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга              Проект «Моя ини...