Главные вкладки

    Урок русского языка в пятом классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Материал включает в себя конспект урока и презентацию к нему.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe_5_klass.doc56.5 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_1.ppt417.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Республиканский конкурс

    «Учитель года русского языка литературы-2010»

    Конкурсный урок

    русского языка по теме

    «Одушевлённые и неодушевленные имена существительные»

                                                                                                             Выполнила

    Каледина Юлия Михайловна

                                                                                                                         Дата проведения:

                                                                                                               8 апреля 2010 г.

                                                                                                              Место проведения:

    г.Уфа, СОШ №41 5«а» класс

    Уфа

    2010г.

    Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

    Цели:

    • обучающие:          повторить и углубить знания об одушевлённых и

                                          неодушевленных именах существительных;    

    • воспитательные:  воспитывать на материале изобразительного искусства,

                                          на историческом материале чувство патриотизма, духовности,

                                          толерантности и семейных ценностей;

    • развивающие:      развивать навыки диалогической, устной и письменной речи,

                                           орфографические навыки.

    Оборудование и материалы: учебное пособие по предмету (учебный комплекс В. В.  

                                                        Бабайцевой «Русский язык. 5 кл.», компьютер, проектор,    

                                                        экран, слайд-презентация.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Михайловна. Я приехала из г. Белорецк на конкурс «Учитель года». Проверьте, все ли готово к уроку.

    2.Постановка проблемы.

    Сегодня нам всем вместе предстоит решить одну важную, интересную проблему. А какую? В этом мы и попытаемся совместными усилиями разобраться. Итак, приступим…(слайд №2)

    - Назовите часть речи, которая обозначает предметы,

    процессы,

    названия животных, птиц, рыб,

    географические названия (имена существительные).

    - Проверим, правы ли мы с вами?

    - Молодцы!  (слайд №3)

    - Обратите внимание на экран.

    Перед вами картина вашего земляка, члена Союза Художников РФ Ахметшина Салавата «Весна сорок пятого»  (слайд №4).

    Давайте рассмотрим внимательно и ответим на вопросы.

    - Что изображено на картине?

    - О чем она? А если судить по названию картины?

    - С каким историческим событием это связано?

    - А какую знаменательную дату в мае этого года будет отмечать вся наша многонациональная страна?

    - Молодцы!

    3. Изучение новой темы.

    -  Сегодня мы продолжаем изучать имена существительные. Ребята, приведите примеры имен существительных, которые вы видите на картине.

    - Давайте вспомним, на какие вопросы они отвечают? (кто? что?)

    - Попробуем, используя имена существительные, записать по три слова в два столбца.

    Кто?                                           Что?

    (у доски работают два человека)

                                               (живое)                                     (неживое)

    - Почему некоторые существительные отвечаю на вопросы кто? а другие – что?

    - Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня будем говорить (сформулируйте тему урока)?

    - Знали вы об этом раньше?

    - Чему мы должны будем научиться?

    (Цель урока) (слайд №5)

    - Хорошо. Вам не было сложно распределять слова по группам?

    - А у кого могут возникнуть затруднения с определением одушевленности-неодушевленности? (ответы детей)

    4. Актуализация темы.

    - Чтобы наши знания стали прочнее и глубже, обратите внимание на доску. (Запись в тетрадь):

    им. п.

    вин. п.

    род. п.

    люди

    людей

    людей

    травы

    травы

    трав

    - Давайте понаблюдаем: где одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? Какие формы слов совпадают?

    (слайд№6)

    - Обращаю ваше внимание на рабочий лист жёлтого цвета с таблицей, которая называется «Существительные: одушевлённые и неодушевлённые». Проанализируем запись и сделаем выводы.

    им. п.

    вин. п.

    род. п.

    дрова

    дрова

    дров

    мужчины

    мужчин

    мужчин

    - Мы достаточно поработали - теперь небольшая разминка.

    5. Физкультминутка.

    6. Рефлексия.

    - Отдохнули – с новыми силами продолжаем работать. Сейчас мы проведём проверочную работу, чтобы посмотреть, как мы усвоили новый материал. Возьмите рабочий лист оранжевого цвета.Здесь вы увидите таблицу, которую вам предстоит заполнить, используя знания, полученные на уроке.

    одушевлённые сущ.

    неодушевлённые сущ.

    Учитель диктует существительные, а ученики записывают слова, распределяя в разные столбики.

    - закончив работу, я вам предлагаю провести взаимопроверку: поменяйтесь листками в парах, затем внимательно прочитайте написанное, отметьте знаком минус (-)  неверные ответы, используя таблицу:

    оценка

    количество ошибок

    «5»

    1

    «4»

    2-3

    «3»

    4-5

    «2»

    6…

    7. Подведение итогов.

    О чём мы сегодня говорили?

    Какую цель поставили?

    Достигли ли цель? (Слайд №8)

     - Оценки за урок.

    8. Домашнее задание.

    Правила, составить пять связных предложений о Великой Отечественной войне, над существительными сделать надпись «одушевленные- неодушевленные».

    - Спасибо за урок!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    процесс предмет явление природы географическое название человек, животное, птица, рыба, насекомое Какая часть речи?

    Слайд 2

    процесс предмет явление природы географическое название человек, животное, птица, рыба, насекомое Имя существительное

    Слайд 3

    процесс предмет явление природы географическое название человек, животное, птица, рыба, насекомое Имя существительное бег, чтение компьютер, стол дождь, радуга Уфа, Башкортостан ученик, лиса, орёл, окунь, пчела

    Слайд 4

    Ахметшин Салават Альфатович "Весна сорок пятого"

    Слайд 5

    Тема урока: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" Цель урока: научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

    Слайд 6

    Ахметшин Салават Альфатович "Весна сорок пятого"

    Слайд 7

    Существительное: одушевлённое или неодушевлённое? Если форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа именительного падежа множественного числа людей стариков солдат детей травы дороги платки медали одушевлённое неодушевлённое

    Слайд 8

    Физкультминутка... Будьте здоровы!

    Слайд 9

    Проверочная работа одушевлённые неодушевлённые мать отец ребёнок солдат сын малыш женщина платок обувь пилотка трава платье ремень война

    Слайд 10

    Имя существительное одушевлённое (кто?) неодушевлённое (что?)

    Слайд 11

    Домашнее задание:

    Слайд 12

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"

    Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...

    Технологическая карта урока русского языка в пятом классе по теме " Правописание-ы-и- после ц"

    Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая построить урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его це...

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ  ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ...

    Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».

    Тема: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».Класс: 5Цели урока: Образовательные: - Учить определять морфологические признаки имён существительных, имё...

    Урок русского языка в пятом классе по теме "Описание как тип речи"

    Урок развития речи в пятом классе "Описание как тип речи", цель которого - создать условия для развития навыков описания предмета....

    Презентация к уроку русского языка в пятом классе. Тема: "Употребление суффиксов существительных -ек-, -ик-(-чик-)"

    Презентация к уроку русского языка в пятом классе. Тема: "Употребление суффиксов существительных -ек-, -ик-(-чик-)"...

    Презентация к уроку русского языка в пятом классе "Омонимы"

    Презентация к уроку русского языка в пятом классе "Омонимы"...