Главные вкладки

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ

     

     

    ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-

    ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

                           «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»

     

     

    Подготовила:

    учитель русского языка и литературы

    Власова Л. Д.

     

    ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ТИПОМ РЕЧИ – ОПИСАНИЕ,

                ПРОДОЛЖИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НАХОДИТЬ И

                ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

                СРЕДСТВА ЯЗЫКА. ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К

                САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_pyatom_klasse.docx20.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ  «Марининская СОШ № 16»

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ

    ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-

    ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

                           «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»

    Подготовила:

    учитель русского языка и литературы

    Власова Л. Д.

    ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ТИПОМ РЕЧИ – ОПИСАНИЕ,

                ПРОДОЛЖИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НАХОДИТЬ И

                ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

                СРЕДСТВА ЯЗЫКА. ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К

                САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

    ОБОРУДОВАНИЕ: ЗВУКОЗАПИСИ К ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА

     «МЕТЕЛЬ» («ВАЛЬС», «ТРОЙКА»,) , СЛАЙДЫ И ЦВЕТНЫЕ ФОТОГРАФИИ  ЗИМНЕГО ПЕЙЗАЖА. НА ПАРТАХ – КАРТОЧКИ. ПРИГОТОВЛЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ, УЧИТЕЛЕМ, СО СТИХАМИ И ПРОЗОЙ О СНЕГЕ, СЛОВАРИ  С.Н. ОЖИГОВА. НА ДОСКЕ НАПИСАНА ТЕМА  УРОКА СЛОВА С ВЫДЕЛЕННЫМИ ДЛЯ СЛОВОРЕЙ РАБОТЫ.

    ХОД УРОКА.

     1. Словарный диктант по теме урока: природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование.  

    - Объясните орфограммы в выделенных словах (учитель называет эти слова).

    - Какие слова можно объединить одним термином? (повествования, описание, рассуждение  – типы речи.

    - Какой тип речи называют повествованием?    

    - Что называется рассуждением?

    - Что такое описание?

    - Что может быть объектом описания? (природа, человек, животное и т.д).

    - По какому плану строится описание? (1 дается общее представление описываемого. 2 описание его деталей, частей. 3 отношение автора к тому, что он описывает.)

    - Описание природы… Вот об этом мы сегодня и поговорим.

     Тема нашего урока – подготоака к сочинению – описанию (тема записывается в тетради.)

    2. Слово учителя – в этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки:

               Мороз и солнце: день чудесный!

       

              Под голубыми небесами

              Великолепными коврами

              Блестя на солнце снег лежит…

                                                 (А.С.Пушкин.)

              Снег да снег. Всю избу занесло.

              Снег блестит, кругом по колено.

              Так морозно, свежо и бело!

                                                   (А.А.Блок.)            

     

    - давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем с собой в попутчики чуткий слух музыканта, пристальный взгляд натуралиста, зоркий – художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слова поэта и писателя.

        На фоне пьесы «Тройка» (музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б.Петрова:    

    Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем – то пушистым, холодным, духовитым. Снег, Снега… Белы снега, снегурка, снежен, снеговик… снега во всю Россию.

    Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островками…

      Снег ты наш, снежище, снежок… снега во всю Россию.

    Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова достойные того, чтобы выражать его неповторимость. Тема сочинения, над которым вы будете работать, «Снег да снег…»

     По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.      

    - Каков же снег?

    - Всегда ли он одинаков?

    - От чего зависит состояние, вид снега?

    (От времени года, времени суток, погоды.)

    - Перевернем странички зимы назад и вспомним самое ее начало. На фоне «Вальса» (музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») звучит литературный монтаж о первом снеге, заранее подготовленный учащимся.

    1. Утром кот                                          Он кружится,

        Принес на лапках                            легкий, новый,

        Первый снег!                                    У ребят над головой,  

        Первый снег!                                    Он успел  

        Он имеет                                           Платок пуховый

        Вкус и запах,                                     Расстелить

        Первый снег!                                    На мостовой…

        Первый снег!                                                       (Я.Аким.)

    2. Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: «ОЙ! Извините!» И тает. Лишь кое – где притаится по бороздкам, оставшимся от земного следа последнего велосипеда.

      Первый снег, он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней водой земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке…

                                 (С.Иванов.)

    3. Спит первый снег.

         Открыт букварь зимы.

         Его еще не прочитали мы.

         Но вот уже на первую страницу

         Вспорхнула пестрой буковкой синица.

         Она звенит, как маленький звонок.

         Как будто первый начался урок…

                                         (А.Горбунова.)

    Класс отвечает на вопросы:

    1. Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?

    2. Почему он робок и тих?

    3. Какие еще слова и выражения вам показались интересными, необычными?

    - Так было в начале зимы. Мы с вами живем в ее середине. Что же вы увидели, проводя по моей просьбе наблюдения за снегом?

     Ребята делятся своими наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном селе, поле, лесу.

    - А вот что рассказал о январском снеге С.Иванов, чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» мы сегодня уже слышали:

    Силен и спокоен январский снег, тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…

    Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь, и дух захватит. И сей час же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце весит высоко, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. Через поле проложена зимняя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…

    - Каким же увидел автор январский снег?

    - Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке?

    - А теперь посмотрим на снег глазами художника.

                             

            Молочный

                              Жемчужный         белый

                              Опаловый      

                              Небесный

    Светло-            Лазурный              голубой

    Темно-             Бирюзовый         -оват-

    Ярко-                Пепельный  

    Нежно-            Серебристый         серый

                              Зеленый

                              Синий        сапфировый

                              Фиолетовый

                              Лиловый

                              Сиреневый

                              Розовый

                              Багровый              

    - Справьтесь в толковых словарях о значении непонятных слов.

    - Вы уже заметили, как нелегко бывает наити нужное вам слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Давайте поможем в этом поиске друг, другу, обогатим  нашу речь, используя находки мастеров слова.

    - Что делает нашу речь выразительной? Какие сравнения, олицетворения, эпитеты вам встретились в стихотворениях и рассказах о снеге?

    - Что еще разнообразит и обогащает нашу речь?

    - Подберем синонимы к слову блестеть. (Блистать, искриться, переливаться и т.д.)

    - Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Вы можете использовать план, предложенный вашему вниманию на доске, можете создать свой.  

               Снег да снег…

                                         Как зима беспредельна!

                                                                               Н.Матвеева.

    1. «Здравствуй, гостья – зима!»

    2. «Снег да снег кругом…»

               1. Снежное покрывало.

               2. Снег на деревьях и домах.

               3. Снежные забавы.

    4. «Прошла ее пора…»

    Учитель читает и комментирует план, записанный на доске, а у учащихся на партах – памятка, распечатанная на листочках:

         

    1. Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словами.

    2. Какой будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать у читателя?

    3. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подобрать примеры пейзажных зарисовок из художественных произведений; написать пейзажную зарисовку на тему: «Инеи», «Падающая снежинка», «Тихо в лесу», «Морозный вечер».    

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

    Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

    конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

    Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...

    Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:"Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана"Золотая осень"

    Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. На нём используются разные формы работы, способствующие развитию творческих способностей учащихся и формированию интереса к учебному предмету....

    Урок русского языка в 5 классе. Тема: Подготовка к сжатому изложению. ( Евгений Андреевич Пермяк "Перо и чернильница.)

    На уроке пятиклассники обучаются лингвистическому и содержательному анализу текста, развивают свои творческие возможности....

    Конспект урока русского языка в 9 классе по подготовке к сочинению-рассуждению на ГИА.

    Конспект урока русского языка в 9 классе с презентацией по теме "Сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА"....

    КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

    КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

    Современный урок.Развитие речи в 7 классе. Тема.Подготовка к сочинению - описанию по картине А.И.Куинджи "Радуга"

    Картина И.А.Куинджи "Радуга" относится к "мариупольскому" периоду творчества художника....