Конспект урока русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Петрова Лариса Васильевна

Анализ публицистической философской статьи, выявление основной проблемы и позиции автора, инсценирование эпизода статьи, закрепление понятие о мифе, сказке, притче. Роль выразительных средств языка в статье публицистического стиля речи. Нравственные идеалы и заветы В.С.Соловьева. Краткий рассказ о философе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Класс: 11.

Форма урока: работа в группах.

Номер урока по теме: первый

Формы обучения: групповая, самостоятельная и фронтальная работы

Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные

Время реализации: 2 урока по 45 минут

Оборудование:

1. Конспект-сопровождение к уроку

2. Презентация

3. Обобщённая карта рефлексии и самооценки ученика на уроке

4. Учёт работы в команде (выдаётся командирам)

5. Оформление доски

6. Толковый словарь

7. Этимологический словарь

8. Песочные часы на 1 и на 3 минуты.

Предварительная подготовка:

1. Написание собственных сказок по ключевым словам сказки Соловьёва.

2. Знакомство с жанром эссе.

3. Написание эссе на тему: «Спасающий спасётся».

4. Повторение понятий: сказка, миф, притча, аллегория.

5. Знакомство с биографией В.С.Соловьёва.

6. Миф об Энее и его отце Анхизе.

Основное содержание урока.

Анализ публицистической философской статьи, выявление основной проблемы и позиции автора, инсценирование эпизода статьи, закрепление понятие о мифе, сказке, притче. Роль выразительных средств языка в статье публицистического стиля речи. Нравственные идеалы и заветы В.С.Соловьева. Краткий рассказ о философе.

Основные виды деятельности учащихся.

Создание и анализ собственных текстов разных жанров. Творческое прочтение текста. Анализ и обсуждение статьи. Постановка вопросов. Комментирование специфики деятельности публициста. Устные ответы, участие в коллективном диалоге. Ведение конспекта сопровождения как подготовка к написанию работы. Целеполагание и выбор формы домашнего задания. Составление тезисов статьи. Обсуждение сказки и эссе. Выразительное чтение и устное рецензирование работ одноклассников.

Современные образовательные технологии

  • Технология: исследовательская работа.
  • Обучение в сотрудничестве (работа в группах).
  • Проблемное обучение.
  • Информационно-коммуникативная технология:
  • Сайты в сети Интернет,
  • Авторская презентация, созданная в среде POWER POINT, составленная учителем.

Планируемые результаты.

Личностные: воспитание у учащихся уважения к философии, бережного отношения к истории и наследию прошлого; формирование ответственного отношения к учению, любви к чтению и сочинению собственных произведений, готовности и способности к самообразованию на основе уважительного отношения к труду, в том числе философа, читателя и писателя; развитие эстетического и морального сознания через освоение художественного наследия великого поэта и философа; усвоение гуманистических и нравственных идей; воспитание патриотизма.

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе; создание обобщения, сравнение, установление причинно-следственных связей; умение определять способы действий в рамках предложенных условий; формулирование и аргументирование своего мнения; формирование и развитие коммуникативной и ИКТ-компетенции; установление причинно-следственных связей, оформление выводов, анализ текста путем составления вопросов разной степени сложности (прием «Ромашки Блума»).

Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста статьи; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера; анализ языковых средств, оформление своих мыслей в устных и письменных высказываниях; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Поприветствуйте наших гостей. Сегодня мы работаем в группах, по которым вы распределились добровольно. А теперь выберите глазами капитана.

- Капитаны, подойдите и получите листы учёта работы в команде. Заполняйте по ходу всего урока.

Теперь для успешной работы необходимо распределить роли в группах – посмотрите на выданные листочки.

II. Индукция.

  1. – Посмотрите презентацию, которая имеет прямое отношение к предмету нашего разговора.

СЛАЙДЫ № 1-6

- Одна статья Соловьёва тоже начинается сказкой…

Но и название статьи тоже загадочно. Оно зашифровано на доске

СИНОНИМ СЛОВА СЕКРЕТ

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД ПО ЛАТЫНИ

ПОДЧИНИТЕЛЬНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ СО СВЯЗЬЮ УПРАВЛЕНИЕ

(«ТАЙНА ПРОГРЕССА»)

-Можно записать его в конспекте.

- Все играли в «Крокодила»? Я попрошу первую группу обсудить и показать нам слово «Прогресс» в виде пантомимы через одну-две минуты, а мы пока придумаем ассоциации к словосочетанию: «социальный прогресс».

Целеполагание учащихся.

Подводящий диалог.

( Для учителя). На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

(по ссылке: http://festival.1september.ru/articles/616203)

Пантомима.

-Какой прогресс изобразила? А какой ещё бывает?

СЛАЙД № 7

Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

Составляющие прогресса:

  • социальная
  • материальная,
  • научная.

- После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например, немецкий философ Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса. Адорно считает, что прогрессирует человеческое безумие (по ссылке: http://ru.wikipedia.org/wiki/Прогресс).

-Как вы считаете, что прогрессирует в современном обществе: разум или безумие?

Дискуссия.

- Предположите центральную проблему статьи с таким названием.

В чём тайна прогресса? (Отмечаем в конспектах).

III. ВЫЗОВ.

  1. - Владимир Сергеевич Соловьев предложил свою разгадку тайны прогресса.

– Что вам известно о Соловьёве?

Владимир Сергеевич Соловьев

     Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.) – великий русский религиозный философ, а, кроме того, знаменитый поэт, известный публицист, литературный критик, блестящий лектор, знаток современных европейских, а также древних языков (в частности, перевел на русский труды греческого философа Платона).

     Сын знаменитого русского историка, ректора Московского Университета Сергея Михайловича Соловьева, Владимир Сергеевич и сам уже в 21 год (после защиты магистерской диссертации) глубиной своих философских размышлений заслужил  признание в широких кругах интеллигентной России, со временем только укреплявшееся и переросшее, в конце концов, в громкую славу. Глубоко верующий человек, он стремился придать вечному содержанию учения Христа форму современную, соответствующую достижениям культуры XIX века. Заветной его мыслью было объединение всех христиан (православных, католиков, протестантов) для противостояния вселенскому Злу. Но не все принимали его идеи и среди руководства Русской Церкви. Тем более враждебное отношение они встречали со стороны деятелей революционного движения, придерживавшихся философии материализма, атеизма и позитивизма. Соловьев учил быть непримиримым к злу и в то же время умению прощать. Всего себя он посвятил служению Русской Идее и Добру. Недаром главный его труд по этике называется «Оправдание добра». В последние годы жизни он остро ощущал приближение конца того мира, в котором он жил. Предчувствия его, к сожалению, сбылись.

     Философия Соловьева нашла свое продолжение и развитие в трудах многих русских религиозных философов ХХ века, как до революции 1917 г., так и после нее, в эмиграции.  Огромное влияние оказали философские идеи Соловьева (в частности, о том, что видимые события нашего «здешнего», несовершенного мира есть «только отблеск, только тени» иного, идеального мира, «незримого очами») на эстетическое мировоззрение поэтов-символистов. Вклад его в развитие русской и мировой культуры трудно переоценить.

 Его статья начинается сказкой, а заканчивается мифом, а вместе всё можно назвать ПРИТЧЕЙ.

Вспомните определние этих терминов:

Сказка, миф, притча… (Опрос групп по очереди).

Сверим ваши определения со словарными.

СЛАЙД № 8

Сказка— эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

- Что объединяет эти понятия? (Везде присутствует вымысел. В притче и сказке есть поучение, мораль).

- Что ближе к сказке? (Миф, т.к. есть поучение).

2. - Из написанных  дома сказок по опорным словам сказки Соловьёва самыми интересными нам показались две: Гузевой Кристины и Смирновой Ксении. Напомню опорные слова для создания своей сказки.

СЛАЙД № 9

Опорные слова:

В глухом лесу заблудился охотник

И стало охотнику тяжело на душе

Одинок я в жизни, как в лесу

Одиночество, томление и гибель!

Зачем я родился, зачем пришел в этот лес?

Видит: стоит сгорбленная старуха

Два пучка седых волос торчат

Чистый рай

Одному дороги ни в жизнь не найти

Перенеси ты меня на тот берег

Был охотник малый добросердечный

Раздувающийся ручей

Лет за сто ей, наверное, будут, сколько тяготы на своем веку понесла

Полезай на закорки

Точно гроб с покойником на себя взвалил

Царь-девица

Не искал дороги в лесу

- Чтение сказки Кристины, затем Ксении.

СЛАЙДЫ № 10-14

Ассоциативные изображения сказок.

СКАЗКА ГУЗЕВОЙ К.

Жили-были охотник с женой, и в горе, и в радости были неразлучны. Утром поднимался охотник с первыми лучами солнца, да шёл в лес за добычей. Супруга ждала его на крыльце, и стоило появиться охотнику из-за холма, приветствовала, помахивая платком. Да пришла беда в их дом: захворала жена, слегла, да и померла смертью мучительной.

- Одинок я в жизни,- возроптал охотник, стоя перед гробом благоверной, - как мне теперь жить одному?

Осталось в его жизни только одиночество, томление да гибель.

Решил он в лес пойти, чтобы отвлечься от грустных дум.

Хорошо в лесу русском осенью! Чистый рай! Листья под ногами шуршат, ветер каждую травинку своим гребнем расчёсывает, птицы со своими птенчиками песни поют. Смотрел охотник на эту благодать, да и не заметил, как на чужую землю забрёл. Заблудился, а куда идти – не знает.

Вдруг видит, сидит на пне сгорбленная старушка. На голове у неё два куска седых волос. Страшная, как смерть! Хоть и стало не по себе, да был охотник малый добросердечный. Пожалел он старуху столетнюю.

-Что ты сидишь одна, да домой не торопишься?- сказал ,и подумалось, сколько тяготы она на своём веку понесла. Седые брови её рассматривает.

- Да вот пошла по грибы и ногу подвернула. Перенеси ты меня на тот берег. Чем смогу-отплачу за добро.

- Рад бы помочь, да сам заплутал. Если покажешь дорогу до дома твоего, то донесу тебя. Лезь на закорки.

Почувствовал он тяжесть, будто гроб с покойником взвалил. Донёс-таки, куда старуха указала, и, поклонившись, побрёл по тропинке куда глаза глядят. А ноги быстрёхонько привели его к родному дому.

И что же он видит? Жена его любимая, живая и невредимая платочком знакомым машет.

Больше он не жаловался  на одиночество. Зажили они лучше прежнего. А старуху как ни пытались найти, чтобы поблагодарить, ничего не вышло. Да и тропинка, что к дому привела, вскоре заросла.

А была ли она вообще, та дорожка?

Осмысление.

- Как вы поняли сказку Кристины? (Старуха-смерть дарит одну жизнь взамен другой).

СКАЗКА КСЕНИИ СМИРНОВОЙ

Жил на свете один охотник. Был он малый добросердечный.

Отправился он как-то на охоту с собакой любимой. Лес приветливо встретил его – зверьё так и выскакивало навстречу. Утомлённый охотой, он присел на пень передохнуть – и вдруг видит: за кусточками царь-девица, красоты неписаной. Забыл он тут про охоту и про друга верного, побежал за красавицей. И долго так бежал, пока не понял, что заблудился. Ходил-бродил, звал людей, собаку кликал, да понял, что пропал.

- Одинок я, - думает,  - ни жены, ни детей. Кто меня искать станет? Что в лесу этом? Одиночество, томление и гибель. Вот бы ту девицу-красу в жёны взять!

Только подумал – вновь подол платья красавицы за деревьями мелькнул. Погнался охотник и выбежал к раздувающемуся ручью. А красавицы и след простыл: сидит на берегу сгорбленная старуха: нос крючком, бородавка в пол-лица, два пучка седых волос. Лет 100 ей на вид.

Увидала охотника и говорит:

- Перенеси меня на ту сторону – очень уж надо мне туда перебраться.

Поглядел охотник на ту сторону, а там тучи с молниями, рёв зверей диких. А на этой стороне – чистый рай.

А старуха снова своё:

- Перенеси, говорит, - тебе всё равно пропадать, хоть доброе дело перед смертью сделаешь.

Как ни страшно было охотнику, а как откажешь старухе?

- Полезай, - говорит, - на закорки.

Поднял молодец старуху, да чуть не онемел: на вид маленькая, худенькая, а словно на спину гроб с покойником взвалил. Но дотащил, хоть и с трудом, мерзкую старуху.

Лишь опустил на землю – небеса посветлели, всё стихло, а старуха обернулась царь-девицей. И молвила она:

- Прошёл ты моё испытание, охотник. Не побоялся. Знай: не старуху ты спас, а себя самого. Стану я твоей женой.

Обрадовался охотник, что всё так обернулось, да вспомнил про собаку свою верную. Завидела девица грусть в глазах суженого, свистнула – и выбежала его любимица.

Вышли они из леса, да стали жить дружно и счастливо. Научила жена охотника, что добро всегда добром оборачивается.

- Какую вы отнесли бы к философской и почему?

Дискуссия.

3. – Теперь послушайте сказку философа Соловьёва в исполнении одноклассников и сравните с вашими вариантами. (Исполнение сказки подготовленными одноклассниками: две девушки и юноша).

- Что оказалось неожиданным? Какой поворот сюжета? Совпало? Не совпало? Почему?

IV. ОСМЫСЛЕНИЕ.

- В сказке всегда «добрым молодцам урок!»

Попробуем найти мораль этой сказки.

Каждому ученику выдается текст сказки.

СЛАЙД № 15

Ромашка Блума

Предлагаю два типа заданий на выбор: три группы составляют вопросы по «Ромашке Блума» другим командам, а одна группа – работает с выразительными средствами. Какое языковое средство объединяет притчу и  басню?

-Что такое Аллегория?

СЛАЙД № 16

Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — сказание) — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Как троп, аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии.

Группа 3 находит и выписывает как можно больше аллегорий (но не более десяти) из текста и пробует их расшифровать.

Каждая группа составляет по два варианта вопросов по двум лепесткам ромашки. Например, группа 4 – простые и уточняющие вопросы, группа 2 –интерпретирующие и оценочные вопросы, группа 1 – творческие и практические вопросы.

Ромашка «Блума»:

-1.Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти. Могут начинаться  со слова КАК.

 - 2.Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

 - 3.Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – формируют навыки осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)

-4. Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

 - 5.Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

 - 6.Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Предполагаемые ответы:

1.1. Как бы Вы поступили на месте охотника в ответ на просьбу старухи?

1.2. Как бы Вы поступили на месте царь-девицы после того, как охотник вышел на другой

        берег?

2.1. Ты думаешь, что охотник действительно совсем не поверил словам старухи насчет

        райского места?

2.2. Ты думаешь, что охотник заблудился случайно?

3.1. Почему охотник согласился перенести старуху?

3.2. Почему охотнику было стыдно пойти «на попятки» после того, как он уже взвалил

        старуху на плечи?

4.1. Как Вы думаете, зачем охотник на самом деле пришел в этот лес?

4.2. Как Вы думаете, зачем старухе обязательно нужно было на тот берег?

5.1. Чем отличается место, в которое, в конце концов, попал охотник, от того,  в которое

        обещала его провести старуха?

5.2. Почему то, как поступил охотник, хорошо, а отказать старухе было бы плохо?

6.1. Что было бы со старухой, если бы охотник отказал ей?

6.2. Что было бы с охотником, если бы он отказал старухе?

(Учащиеся делают записи в конспекте в ходе обсуждения)

СЛАЙД № 17

Ромашка Блума

- Пока группы по очереди задают вопросы 1,2,3 и т.д. уровней. Один представитель от 3 группы идет к доске и пишет в столбик аллегории. Предположительно:

Лес -

Охотник -

Дятел -

Тропинки -

Одиночество -

Старуха -

Берег -

Ручей -

Гроб -

Царь-девица -

Дорога в лесу –

Чтобы было легче выявить мораль сказки, попробуем расшифровать аллегории, ведь это философская сказка, а значит, притча.

Один человек записывает ваши предположения. Исходя из вашего читательского и жизненного опыта.

V. ОСМЫСЛЕНИЕ-2.

1. - У статьи есть продолжение-расшифровка сказки с философским комментарием. В вашем конспекте-сопровождении есть знакомая таблица: «Верное-неверное утверждение». Поставьте знак «+» или «-».

СЛАЙД № 18

УТВЕРЖДЕНИЯ

  1. Современный человек потерял правый путь жизни.
  2. Современный человек одинок.
  3. Современный человек не верит сказке.
  4. Современный человек должен верить в будущность старой святыни (неверно).
  5. Современный человек должен помнить прошедшее.
  6. Современный человек должен стыдиться быть неблагодарным.
  7. Современный человек может идти вперед.
  8. Современный человек может стать человеком будущего.

- С какими утверждениями не согласилась ваша группа? (Опрос без комментариев).

-Предположите, может ли хоть одно утверждение быть ответом на центральный вопрос: «В чём тайна прогресса?». (Рекомендую отметить в конспекте подходящим значком выбранные суждения).

2. - Настало время познакомиться с текстом статьи, где вы самостоятельно найдёте ответы на вопросы. (Статья читается вслух учителем).

- Что нуждается в объяснении? Кто такой Анхиз? Я просила несколько человек подготовить краткий пересказ мифа об Энее и Анхизе (сообщение подготовленной ученицы).

- Кто нашёл неверное утверждение – как в задании А28?

-Поскольку статья публицистическая, позиция  автора в ней заявлена прямо, не как в художественном тексте. И вы все нашли её.

– А что роднит публицистический и художественный стили речи?

(Образность, эмоциональность, которую создают средства выразительности.)

Статья написана в газете «Русь». 1897. 5 января - №5. Многие аллегории могут быть не до конца поняты вами. Поможем 3 группе расшифровать аллегории.

- Один человек у доски поможет исправить неверные версии. Кто быстрее найдёт и расшифрует аллегории? Стираем неверный ответ или сверху пишем. В конспектах надо отметить.

Охотник – современный человек.

Дятел – время.

Старуха – старина, прошлое, предки

Поток, ручей – история

Одинок – оторван от истории.

Рай – счастливое будущее, результат прогресса.

- О чём говорят несовпадения?

(Аллегория многозначна, как символ).

3.– А как вы думаете, почему некоторые слова автором – Соловьёвым!- выделены курсивом? (Сделано это, по-видимому, потому, что он хотел особо подчеркнуть их значение). Проведем этимологический анализ этих слов.

 Лучший способ понять слово - заглянуть в его корень. Я предлагаю поработать с этимологическим словарём и через несколько минут быть готовыми к комментарию ключевых слов. Теперь другая группа займется словарной работой, например, вторая. Вам предлагается этимологический словарь .

СЛАЙД № 19

почтить,

пожалеть

постыдиться,

единственный,

нечаянная (радость),

спасающий спасется

Предполагаемые ответы:

Этимологический комментарий

      В тексте автором выделены курсивом несколько слов. Сделано это, по-видимому, потому, что он хотел особо подчеркнуть их значение. Проведем этимологический анализ этих слов.

  1. Почтить «воздать почет, отдать дань уважения, воздать честь». Старший корень и есть «честь». Однокоренные слова: «читать», «считать», «чтение», «счет», «почет». Из старославянского «чьстити» (от «чьсть») путем выпадения, редуцирования и упрощения звукосочетания «чст» получилось «чтить».
  2. Пожалеть – «проявить сострадание, сочувствие кому-либо, а также беречь кого-либо». Однокоренные слова: «жаль», «жалко», «жалость», «жаловать», «жаловаться», но и «жало», «жалить». Последнее и есть старшее коренное значение, а именно - «колоть», причинять «боль», «страдание», «мучение».  Таким образом, способность «пожалеть» есть способность испытывать чужие боль, страдание, мучение как свои собственные (сострадать).
  3. Постыдиться – «проявить сильное смущение от сознания  неблаговидности своего поступка». Однокоренные слова «стыд», но и «стужа», «студить», «стыть», «застыть» (стать, стоять неподвижно). У корня «сты» (в  «стыд») старшее значение, таким образом, «то, что заставляет похолодеть, оцепенеть, сжаться».
  4. Единственный – «один-единственный, только этот и никакой другой».  Основа этого слова «один» («един») – по происхождению сложная: «ед+ин».  Первая часть является усилительной по отношению ко второй. Она та же, что и в слове «этот» («ед» = «эт»). Вторая же часть та же, что и в слове «иной», не в смысле «другой», а в смысле «некий», «некоторый». Таким образом, старшее значение слова «один» – «этот иной», то есть «именно этот предмет данного класса» («один» – всегда «один из»).
  5. Нечаянная радость. «Чаять» – «ожидать, надеяться». «Радость» (от «рад») – «состояние особенной приподнятости, оживления, веселья, довольства, счастья, бодрости». Значение, таким образом, - «неожиданное счастье».
  6. Спасающий спасется. Однокоренные слова для «спасать» – «пасти», «пастух» (ср. старую форму «пастырь» – наставник), «опасность». Старшая основа «пас-т» означает не только «кормить», но и «холить», «ухаживать» в смысле «беречь», «защищать», «заботиться о», «присматривать за», «руководить».

(Историко-этимологический словарь П.Я.Черных)

Здесь чрезвычайно важно то, что в христианской религии Иисус – это Спаситель. Призыв Соловьева, завершающий его статью, выражает его любимую идею, а именно, теорию богочеловечества. Согласно этой теории история движется от одного богочеловека (Христа) – к богочеловечеству, то есть к такому состоянию, когда каждый человек будет строить свою жизнь на основе максимального подражания жизни Христа. Отсюда и мысль о том, что спасется (заслужит воскресение), лишь спасающий других.  

Три другие группы составляют по два варианта вопроса по схеме «Ромашка Блума». Группа 3 – фактические и уточняющие, группа 1 – объясняющие и оценочные, группа 4 – творческие и практические.

- Сначала задаём вопросы. При необходимости обращаемся к этимологическому комментарию.

РОМАШКА БЛУМА

Фактические

  1. Соловьев утверждает, что седину старины стоит почтить?
  2. Соловьев утверждает, что верующие видят блеск нетленной красоты?

Уточняющие

2.1. Насколько я понял, Соловьев считает, что у священной старины предания всегда

       непривлекательные формы для современного человека. Так ли это?

2.2. Правильно ли я понял, что с точки зрения Соловьева, настоящее усилие 

       предпринимается не из веры в получение будущей награды, а как самоотверженный  

       подвиг?

Объясняющие

3.1. Почему, с точки зрения Соловьева, заблудился современный человек?

3.2. Почему, с точки зрения Соловьева, единственный выход из блужданий – потрудиться перенести бремя прошедшего через поток истории?

  1. Единственный – «один-единственный, только этот и никакой другой».  Основа этого слова «один» («един») – по происхождению сложная: «ед+ин».  Первая часть является усилительной по отношению ко второй. Она та же, что и в слове «этот» («ед» = «эт»). Вторая же часть та же, что и в слове «иной», не в смысле «другой», а в смысле «некий», «некоторый». Таким образом, старшее значение слова «один» – «этот иной», то есть «именно этот предмет данного класса» («один» – всегда «один из»).

Оценочные

4.1. Ты считаешь происходящее сейчас на уроке потерянными мгновениями?

4.2. Ты считаешь происходящее сейчас на уроке праздным высматриванием призрачных

       фей?

Творческие (прогноз)

5.1. Как вы думаете, что произойдет дальше: сможет ли современный человек вспомнить родных богов?

5.2. Как вы думаете, что произойдет дальше: ждут ли человека нечаянные радости?

  1. Нечаянная радость. «Чаять» – «ожидать, надеяться». «Радость» (от «рад») – «состояние особенной приподнятости, оживления, веселья, довольства, счастья, бодрости». Значение, таким образом, - «неожиданное счастье».

Практические

6.1. Каким делом мы можем почтить священную старину?

6.2. Как поступили бы вы: дали бы пропасть древнему человеку?

СЛАЙД № 20

Ромашка Блума

5. - На предыдущем уроке вам было предложено написать мини-тексты на тему «Спасающий спасётся», когда вы ещё не знали о статье Соловьёва.

Познакомимся с несколькими из ваших работ. Они были написаны на уроке в течение нескольких минут. Зачитывают сами ребята по очереди.

СЛАЙДЫ № 21-24

  1. Спасающий спасётся… У меня сразу возникает ассоциация с чем-то библейским, связанным с верой.

Человек всегда пытается найти оправдание своим ошибкам и попыткам.

Почти все считают, что наш мир – жестокая реальность, а в самом человеке заложено что-то сентиментальное, что многие прячут. А многие, наоборот, помогают людям, ничего не получая взамен.

Также человеку свойственно жалеть себя, он придумывает существование рая и ада. Верит, что если он помогает, то попадёт в рай, а иные, неблагодарные , будут наказаны после смерти. Равнодушные и эгоисты тоже получат по заслугам. Альтруисты тешат себя тем, что эгоисты будут после смерти наказаны и представляют их страдания. Так чем же они лучше? В чём их спасение?

  1. Современная жизнь полна загадок и непредсказуема. В жизни встречаются всякие ситуации, зачастую, страшные. Но всегда найдутся тот, кто протянет руку помощи.

Совершая благие дела, человек тем самым возвышает себя перед Всевышним, ведь потом за все его дела воздастся по заслугам, он избежит мучений, уготованных грешникам.

Но не обязательно понимать эту фразу только в православной трактовке. Есть люди жертвенных профессий: пожарные, МЧС, рискуя жизнью спасающие чужую жизнь. Их спасение – в бессмертии- в людской памяти.

  1. Спасающий спасётся. Разве не это своеобразный гимн верующих? Тех, кто пытается спасти не только свою душу, но и то, что остаётся от души человека, стоящего рядом.

И не важно, сколько грехов обременяют душу,…Только спасая, спасётесь сами.

Добрые люди…Их добротой часто пользуются.

Мне вспоминается библейский Ной, взявший на свой ковчег «всякой твари по паре», даже змей. А что хорошего они сделали людям?

4. Спасающий спасётся. Я понимаю это так. Если человек сделал добро , оно обязательно должно к нему вернуться. Как говорил горьковский Лука: «Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил». Непреложный закон жизни в том, что всё, подобно бумерангу. возвращается к человеку, это совершившему.

Стоит помнить бессмертные слова Спасителя, ставшие «золотым правилом» этикета:  «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».

6. - На вопрос «В чем тайна прогресса?» Соловьев дает свой ответ в двух последних предложениях текста: «Спасающий спасется. Вот тайна прогресса, - другой нет и не будет». Попробуем понять идею Соловьева.

- Что подразумевает философ Соловьёв под фразой «Спасающий спасётся?» (Смотрите философский комментарий к статье).

1)Начнём с этимологического комментария слова.

- Этимол. комментарий:

Спасать – пасти, пастух ( пастырь, наставник). Старшая основа «пас-т» означает не только кормить, но и ухаживать, лелеять, беречь, заботиться о…

2) - Спасение в религиозной и светской культуре – одно и то же?

СЛАЙД № 25

Информация к размышлению:

Слова французского философа-просветителя Дени Дидро: «Потомство для философов – это потусторонний мир для верующих».

(Память – аналог рая).

(-В.С.Соловьёв под спасением понимает спасение другого, как частный случай, память прошлого, каким бы оно ни было. В этом и  только в этом тайна прогресса!

В христианстве под спасением подразумевается попадение души в рай, в ад – гибель.

Аналог спасения души в светской культуре – память: как о тебе вспоминают (хорошо или плохо).

-Какая ещё очень важная проблема связана с тайной прогресса?

(Смысл жизни).

7. Попробуйте доказать или опровергнуть точку зрения Соловьева суждением и примером из литературы (Прометей, Данко, с одной стороны, теория «целого кафтана» Лужина, с другой стороны).

V. Рефлексия.

- Ответьте на следующие вопросы прежде чем перейти к обсуждению домашнего задания:

СЛАЙД № 26

- Что мы делали сегодня на уроке? (Посмотрите конспект-сопровождение).

- Чему научились?

- Что понравилось на уроке? Запомнилось?

- Что показалось трудным на уроке?

- Достаточно ли вам материала для написания сочинения?

- Повлияла ли эта статья на ваше отношение к жизни? (Сейчас вы изменили бы свои мини-тексты?)

- Подводя итоги урока, предлагаю в группе обсудить и сформулировать домашнее задание. Оно может быть сформулировано по-разному.

1.Какой проект электронный можно создать по итогам и осмыслению урока?

2.Индивидуальные задания.

3. общее.

- Осталось заполнить листок самооценки и помочь капитану заполнить общий зачётный лист.

Теперь, резюмируя всё происходящее на уроке, предлагаю обобщить это в виде трех типов домашних заданий. Придумайте индивидуальное, групповое и общее.

Предлагаемые варианты:

  • общее – написать черновик сочинения,        
  • индивидуальное – написать эссе или статью в газете на тему «Спасающий спасется» с опорой на текст статьи Соловьева,
  • групповое – создание презентации на тему «Как писать сочинение в формате ЕГЭ по статье Соловьева «Тайна прогресса»?» (по аналогии с презентацией Нарушевича).

Список литературы:

  1. Соловьёв В.С. Смысл любви: Избранные произведения/ Сост., вступ. Ст., коммент. Н.И. Цимбаева. – М.: Современник, 1991.
  2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций/Н.В.Беляева. – М. : Просвещение, 2013.
  3. Муштавинская И. В.. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – СПб.: КАРО, 2013.
  4. Литература. 10-11 классы : организация самостоятельной работы на уроке/авт.-сост. О.А.Зажигина. – Волгоград : Учитель, 2011.
  5. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка : 13 560 слов: Т.1-2. – М.: Рус. яз. 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"

Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...