Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Матвевнина Наталья Николаевна

Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изученного учащимися в начальной школе и на вступительном уроке по данной теме. Данная разработка содержит задания, направленные на развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса. Стоит отметить, что ряд заданий имеет творческий характер: предполагает подготовку небольшой инсценировки эпизода из пьесы Д. И. Фонвизина "Недоросль", выразительное чтение наизусть стихотворений об имени прилагательном, работу с этимологическими словарями. Урок выстроен таким образом, что на нём используются индивидуальная и групповая виды работы. Предлагаются также задания, направленные на предупреждение речевых ошибок, связанных с употреблением в речи плеоназмов и тавтологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_imya_pril.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Имя прилагательное как часть речи.

Употребление прилагательных в речи»

5 класс

Цель урока: закрепить сведения об имени прилагательном как части речи, полученные  учащимися на первом уроке по теме, показать роль прилагательных в речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить умение употреблять имена прилагательные в речи;
  • повторить способ определения морфологических признаков прилагательного, его синтаксическую роль в предложении;
  • повторить суффиксы имён прилагательных;
  • повторить характеристику простого предложения; закрепить умение составлять схемы предложения;
  • познакомиться с этимологией слов;
  • повторить сложные слова;
  • отработать умение согласовывать прилагательные с существительными в нужном роде, числе и падеже.

Развивающие: расширение словарного запаса учащихся, развитие их образного и логического мышления, познавательной активности, способности к самоконтролю и самооценке.

Воспитательные: воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению.

Работа по развитию речи:

  • составление связного рассказа на лингвистическую тему;
  • расширение словарного запаса школьников за счёт знакомства с новыми словами;
  • работа над предупреждением речевых ошибок (плеоназм, тавтология);
  • конструирование предложений;
  • подбор синонимов, составление синонимического ряда.

Дидактический тип урока: урок закрепления материала.

Используемые технологии:

  • ИКТ;
  • Взаимодействие в малых группах;
  • Развитие исследовательских навыков.

Оборудование:

  • портреты Д. И. Фонвизина, И. А. Бунина;
  • карточки с заданиями.

Планируемые результаты:

     Предметные: совершенствование навыков определения имени прилагательного как части речи.

     УДД:

  1. Коммуникативные: слышать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, чувства в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  2. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
  3. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова, предложения, текста.

     Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Ход урока

I.Мобилизующее начало урока. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами, ребята, продолжим знакомиться с именем прилагательным. Эпиграфом нашего урока служат слова (на доске):

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Вопросы: Докажите, что эти слова относятся именно к прилагательному. Какие слова и строчки помогут вам аргументировать свой ответ?

Давайте откроем тетради и запишем число, слова «классная работа» и тему урока.

Предлагаю вам обратиться к фрагменту комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина (портрет!), в которой госпожа Простакова, хочет показать гостям, как широко образован и умён её сын Митрофанушка. Митрофан, лоботряс и неуч, объявляет, что выучен грамматике.

Инсценировка явления 8 из IV действия комедии «Недоросль»

(инсценировка готовится заранее с помощью учителя).

Стародум:   «Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил».

Госпожа Простакова:   «Всем наукам, батюшка».

Митрофан:   «Всему, чему изволишь».

Правдин:   «Чему ж бы, например?»

Митрофан (подаёт ему книгу):   «Вот, грамматике».

Правдин (взяв книгу):   «Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?»

Митрофан:   «Много. Существительна да прилагательна…»

Правдин:   «Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?»

Митрофан:   «Дверь, котора дверь?»

Правдин:   «Котора дверь? Вон эта».

Митрофан:   «Эта? Прилагательна».

Правдин:   «Почему ж?»

Митрофан:   «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна».

Стародум:   «Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?»

Митрофан:   «И ведомо».

Госпожа Простакова:   «Что, каково, мой батюшка?»

Правдин:   «Нельзя лучше. В грамматике он силён».

II. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос.

Итак, мы услышали мнение неуча Митрофанушки по поводу имён «существительна да прилагательна». А как вы ответите на вопрос, что такое имя прилагательное?

Сколько пунктов в характеристики каждой части речи? Какие?

Каково место прилагательных в системе частей речи русского языка?

С каких сторон может характеризовать прилагательное предмет?

  1. Чтение стихотворения о прилагательном. Проверка на его основе домашнего задания (подобрать к суффиксам прилагательных 3-4 примера).

Задание: А теперь давайте послушаем стихотворение о прилагательном и попробуем на слух запомнить как можно больше прилагательных, узнав их в тексте (стихотворение выразительно читают несколько ребят, получивших задание накануне):

Какие слова  мы будем запоминать?

Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»

Красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные при-ла-га-тель-ные.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

Вопросы и задания: Какие прилагательные вы запомнили? Давайте их запишем на доске и выделим в них суффиксы:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ            ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ

ПРЕКРАСНОЕ                     БЕЗОБРАЗНОЕ

ОТЛИЧНЫМ

Вопросы и задания: С какими другими суффиксами имён прилагательных вы познакомились на прошлом уроке? Приведите примеры из домашнего задания.

III.Работа с текстом.

Задание: прочитайте выразительно четверостишие из стихотворения И. А. Бунина (текст и портрет!):

                …Лес, точно терем расписной,

                Л…ловый, золотой, б…гряный,

                Весёлой, пёстрою стеной

               Стоит над светлою поляной.

Задание: Дайте характеристику этому предложению, составьте схему и, вставив пропущенные буквы, объясните написание слов, используя графическое выделение орфограмм (два ученика работают на доске: один – со схемой, другой – с орфограммами).

Вопрос: Об истории каких слов стихотворения вы могли бы рассказать?

Выступление учащегося (индивидуальное сообщение с предварительной домашней подготовкой):

Лиловый (итал. – «лилас» - сирень).

Багряный (русск. – «багр» - красная краска).

Задание: В русском языке существуют около 15 слов, которые передают оттенки красного цвета. А сколько знаем и используем мы? Давайте подберем синонимы к слову «багряный» и запишем их.

БАГРЯНЫЙ, ПУНЦОВЫЙ, КРАСНЫЙ, АЛЫЙ, РДЯНЫЙ, КУМАЧОВЫЙ, ПУРПУРНЫЙ…

Вопрос: Что у нас получилось? (синонимический ряд).

Задание: Давайте прочитаем стихотворение ещё раз и определим, использование каких художественных средств помогает создать яркую, образную картину (сравнение, эпитеты).

Слово учителя: Кстати, дословный перевод слова «прилагательное» с греческого – «эпитет». Таким образом, получается, что древние греки приравнивали прилагательное к эпитету, красочному определению, что говорит об их образном мышлении).

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Сказка о морфологических признаках прилагательных.

Давайте прослушаем сказку о прилагательном и о его связи с существительным (сказку выразительно читает учитель или кто-то из заранее подготовленных учащихся).

     От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались во всём с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа.

     –А что если попросить их у Существительных, - мечтали Прилагательные, пока не решились поговорить с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут с тех пор Прилагательные, согласовываясь с Существительными в роде, числе и падеже. Вместе дружба, вместе и служба.

Вопрос: Какое положение определения имени прилагательного прозвучало в сказке?

  1. Выполнение заданий.

Задание: Посмотрим, соответствует ли сказка действительности. Выпишите словосочетание из стихотворения И. А. Бунина, соответствующее схеме:

ПРИЛ. + СУЩ. (на доске), и докажите правомерность сказки:

Терем расписной (м.р., ед. ч, В. п).

Слово учителя: Обратите внимание, что в самом имени части речи содержится намёк на то, что оно к чему-то «прилагается» (латынь – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное»). Имени прилагательные хитрые, они приспосабливаются, присоединяются к роду, числу, падежу существительных.

Задание: Выпишите из стихотворения остальные словосочетания по данной схеме (трое – у доски, остальные в тетрадях).

Лес лиловый, золотой, багряный (м. р, ед. ч, И.п.).

Весёлой, пёстрою стеной (ж. р, ед. ч, Тв. п.).

Над светлою поляной (ж. р, ед. ч, Тв. п.).

Вопрос: В чём отличие рода существительных от рода прилагательных? (род сущ. – постоянный признак, а род прил. – непост. признак: они меняют род, как хамелеоны меняют цвет своего тела; во множ. числе род прил. не определяется).

  1. Синтаксическая роль прилагательных.

Слово учителя: Мир состоит из предметов. Когда мы всматриваемся в эти предметы, мы начинаем понимать, что они состоят из своих свойств и качеств.

Я не стану именовать предмет, а скажу: «Огромный, тёмно-серый, т…лст…ногий, т…лст…кожий, х…ботоносый…» (на доске). Стоп! Вы уже давно догадались, что это…слон!!!

Задание: Составьте предложение со словом «слон» и с одним из прилагательных так, чтоб в первом прилагательное являлось определением, а во втором – сказуемым (Один ученик в это время вставляет пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы).

Огромный слон скучал в зоопарке.

Наш слон огромный.

Вопрос: При каком условии прилагательное становится сказуемым?

  1. Работа по развитию речи.

Работа с учебником: Изучение задания к упражнению 556 на стр.230 учебника.

Задание: Прочитайте задание. Давайте разберём первые три пары словосочетаний и найдём речевые ошибки. Объясните эти ошибки.

(Плеоназм – повтор одного содержания иными словами: первый дебют, старый старик, памятный сувенир).

Тавтология – повтор однокоренных слов).

V. Объяснение домашнего задания.

Запись домашнего задания: параграф 89, упр. 556 с разборами 2,3.

Дополнительное задание: Допишите окончания прилагательных, правильно согласуя их с существительными (на распечатанных листах).

Запись в справочник в словарь «Говори правильно»:

     КОФЕ

      КЕНГУРУ

      КАКАДУ               Это слова мужского рода

      ШАМПУНЬ

      РОЯЛЬ

VI. Подведение итогов.

Фронтальный опрос:

Что же такое имя прилагательное?

Что интересного вы сегодня узнали на уроке?

Что запомнили? Что понравилось? Что осталось непонятным?

VII. Выставление оценок.

Использованная литература:

  1. Волина В. В. Весёлая грамматика. – Москва:Знание - 1995 год.
  2. Александрова Г. Занимательный русский язык.- Санкт-Петербург: Тритон - 1997.
  3. На берегах Лингвинии (под редакцией Чесноковой Л. Д.). – Москва: Просвещение - 1996 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в пятом классе по теме " Правописание-ы-и- после ц"

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая построить урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его це...

Союз как часть речи. Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках научно-практической конференции

 Вступительный урок по теме "Союз" содержит разработку урока с раздаточным материалом для справочной тетради, ассоциативный словарь в виде презентации  и видеофрагмент с сайта "Инфоур...

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ  ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ...

Союз как часть речи. К уроку русского языка в 7 классе

Задачи урока: создать условия для актуализации знаний о союзе как части речи; обучение нахождению союзов (особенно составных) в предложении, определению структуры предложения (простого и сложного, с о...

Урок русского языка в пятом классе по теме "Описание как тип речи"

Урок развития речи в пятом классе "Описание как тип речи", цель которого - создать условия для развития навыков описания предмета....