Конструкт урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Кропачева Яна Николаевна

Конструкт к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt.doc329 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. 5 КЛАСС

Номинация: предметы гуманитарного цикла (русский язык)

Кропачева Яна Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Приветствие.                                                                                                                                                      

Ребята, вы хотите посмотреть на гостей? Посмотрите, понравились? А  теперь они хотят посмотреть на вас, как вы отвечаете, пишете, сотрудничаете, справляетесь с проблемами. Я надеюсь, вы своей работой на уроке не разочаруете сегодня ни гостей, ни меня и ни друг друга.

Запись числа, классной работы.

Сообщение первичной цели урока.                                                                                                   

Сформировать навык разграничения одушевленных и неодушевленных существительных.

  • Послушайте, пожалуйста, стихотворение и попробуйте отгадать, с какой частью речи мы будем работать на уроке.

Я очень впечатлительное

 Имя существительное.

 Убедят меня легко

 Два вопроса: кто? и что?

 Обозначу все предметы:

 Кто? ворона, что? кометы,

 Кто? зайчонок, что? гроза,

 Книга, речка, стрекоза.

 Так предметы называю,

 По вопросу узнавая.

Дети приветствуют гостей.

«Синтаксическая минутка»

  • Давайте запишем предложение, расставляя знаки препинания.

Прибежали дети в избу,

Второпях зовут отца:

«Тятя, тятя, наши сети

Притащили мертвеца».

  • Составьте схемы:
  1. Предложения с прямой речью.
  2. Предложения с обращением.
  3. Предложения с однородными членами.

Дети записывают предложение.

Дети расставляют знаки препинания.

Дети строят схемы:

Предложения с прямой речью.

Предложения с обращением.

Предложения с однородными членами.

Мотивация

Давайте выпишем из текста слова той части речи, о которой говорилось в стихотворении. 

                      Дети, (в) избу, отца, тятя, сети, мертвеца.

Дети выписывают существительные из текста.

Постановка проблемы

  • Сгруппируйте существительные по группам по какому-то признаку. Аргументируйте выбор.

Дети            (в) избу

Отца            сети

Тятя

      Мертвеца   

  • Давайте сформулируем тему нашего урока.
  • Чему мы будем с вами учиться с течение всего урока? Какова наша цель?
  • Расскажите мне об имени существительном. (Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?.

Морфологические признаки имени существительного — это род, число, падеж, склонение. Синтаксические признаки:  в предложении имена существительные чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.)

  • С каким словом возникли трудности?
  • Дайте лексическое значение слову «мертвец» (умерший человек; покойник).

Лексическое значение определить легко – это неживой предмет. А по грамматическому – непонятно: кто? или что? 

Дети группируют существительные, используя разные критерии.

Дети дают ЛЗ слова «мертвец».

Дети называют признаки имени существительного как части речи.

Проведение эксперимента.

  • Давайте проверим, какие существительные по грамматическому значению мы отнесли к одушевленным, а какие к неодушевленным, а также грамматическое значение нашего слова мертвец.

Дети - ср.р., мн.ч., И.п.               (в) избу – ж.р., ед.ч., В.п.

Отца – м.р., ед.ч., Р.п.                  сети – ж.р., мн.ч., И.п.                          мертвеца – м.р., ед.ч., Р.п.

Тятя – м.р., ед.ч., И.п.

Всё одинаково. Признаки различия выделить нельзя.

  • Согласны искать дальше признаки, по которым можно определить грамматическое значение одушевлённости или неодушевлённости существительных?

Послушайте сказку Л.Успенского, которая содержит в себе подсказку. Я, правда, ее немного переделала.

По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот. Плот спросил у кота:

- Ты живой?

- Живой.

- А чем докажешь?

- Двигаюсь.

- Я плыву, а ты сидишь.

- Захочу – буду шевелиться.

- Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо.

Кот подумал и говорит:

- Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.

  • Ребята, давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав. Просклоняем слова по падежам и числам (учащимся раздать таблицы).

Таблица 1

падеж

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

одушевленное

неодушевленное

?

И.п.

кот

коты

плот

плоты

мертвец

мертвецы

Р.п.

кота

котов

плота

плотов

мертвеца

мертвецов

Д.п.

коту

котам

плоту

плотам

мертвецу

мертвецам

В.п.

кота

котов

плот

плоты

мертвеца

мертвецов

Т.п.

котом

котами

плотом

плотами

мертвецом

мертвецами

П.п.

о коте

о котах

о плоте

о плотах

о мертвеце

о мертвецах

Вывод:

В.п., мн.ч.= Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.= И.п., мн.ч.

  • Есть ли какая-то закономерность? (Сравните окончания существительных в каждом столбике).

Мы заметили, что у одушевленных совпадают окончания родительного и винительного падежа, а у неодушевлённых – именительного и винительного.

Вот вы и нашли признак, по которому можно определить грамматическое значение одушевленности или неодушевленности существительных. Пользуясь открытым вами способом, определите грамматическое значение одушевленности или неодушевленности слова мертвец.

  • Сравните лексическое значение этого слова и грамматическое.

По лексическому значению – это неживой предмет, а по грамматическому – одушевлённое существительное.

Как видите, лексическое значение не всегда совпадает с грамматическим.

  • Какую решали проблему? (сформулировать правило, помогающее отличить одушевленное существительное от неодушевленного). Опираемся не только на ЛЗ!

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, полученные в результате эксперимента.

Формируют правило, помогающее отличить одушевленное существительное от неодушевленного на основе результатов эксперимента.

Первичное закрепление. Обобщение знаний.

В русском языке есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что? и имеют показатель неодушевленности. Например, сердце (бьется), береза (шевелится) считаются неодушевленными.

Но почему, спросите вы у меня. Ведь это живая природа?!

Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

  • Давайте определим категорию одушевленности - неодушевленности у следующих слов:

Таблица 2

падеж

Мн. число

Мн. число

Мн. число

Мн. число

Мн. число

Мн. число

И.п.

русалки

камни

народы

снеговики

вирусы

пешки

Р.п.

русалок

камней

народов

снеговиков

вирусов

пешек

В.п.

русалок

камни

народы

снеговиков

вирусы

пешки

Вывод:

одушевл.

неодушевл.

неодушевл.

одушевл.

неодушевл.

одушевл.

В.п.= Р.п.

В.п.= И.п.

В.п.= И.п.

В.п.= Р.п.

В.п.= И.п.

В.п.= Р.п.

Одушевленные существительные, называющие:

Неодушевленные существительные:

1. Богов и мифических существ, представляемых как живых: леший, домовой, русалка.

1. Обозначающие предметы неживой природы: камень, цветок, дерево, море, снег.

2. Названия шахматных и карточных фигур: туз, валет, дама, король, конь, ферзь, слон, ладья, пешка.

2. Названия деревьев и растений: тополь, сосна, ель, ромашка (наука рассматривает их как живые организмы).

3. Существительные, называющие кукол: петрушка, матрешка, неваляшка, снеговик, роботы.

3. Относятся существительные, обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско, толпа, батальон, полк.

4. Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник (существительное труп сюда не входит).

4. Названия небесных светил: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран.

5. Названия рыбных блюд: шпроты, кильки.

6. Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь, профессура (не имеют грамматического показателя одушевленности).

Некоторые существительные обнаруживают колебания в отнесенности к одушевленным/неодушевленным, сюда причисляют названия микроорганизмов и беспозвоночных: вирус, бактерия, личинка, микробы.

Учащиеся определяют категорию одушевленности – неодушевленности у существительных, опираясь на выводы, сделанные в результате эксперимента.

Применение знаний на практике.

  • Я диктую слова, а вы распределяете их по колонкам.

Бабочка (о), судак (о), тюльпан (н), дерево (н), кукла (о) , девочка (о),  насекомое (о), животное (о), расписание (н).

  • При каком  глаголе зависимым словом может выступать одушевленное существительное, а при каком  - неодушевленное?

     

     Одеть, надеть. (Одеть кого? – зависимым словом может стать одушевленное существительное в винительном падеже: одеть ребенка, одеть больного; надеть что? – зависимым словом может стать неодушевленное существительное в винительном падеже: надеть шапку, шубу.)

Учащиеся распределяют слова по колонкам, аргументируя свой ответ.

Рефлексия. Итоги работы.

Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся анализируют свою познавательную активность и успешность.

Раздаточный материал

Таблица 1

падеж

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

одушевленное

неодушевленное

?

И.п.

кот

коты

плот

плоты

мертвец

мертвецы

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Вывод:

Таблица 2

падеж

Мн. число

Мн. число

Мн. число

Мн. число

Мн. число

Мн. число

И.п.

русалки

камни

народы

снеговики

вирусы

пешки

Р.п.

В.п.

Вывод:

Схема:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".

Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Однако различение категории одушевленности и неодушевленности в системе грамм...

Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок  в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....

Презентация к уроку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...

конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные....