План- конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Гольская Екатерина Владимировна

тема: "Собственные и нарицательные имена существительные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl.-russ.yaz_.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Цель: дать понятия о нарицательных собственных именах существительных.

Задачи:

Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание усидчивости, самостоятельности, чувства патриотизма.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, создание проблемной ситуации.

Оборудование: 1) презентация на экране медиапроектора; 2)учебник русского языка для 5класса/ Ладыженской Т.А. и др.; 3) карточки (для повторения ); 4) коробка- посылка с наглядным материалом ( медвежонок, журнал).

Ход урока

1.Орг.момент: ( приветствие детей и гостей )

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение .Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь. Начинаем наш урок русского языка.

Слайд 1

2. Повторение.

Давайте начнем с того ,что запишем предложение, найдем в нем имена существительные

Слайд 2

Живу я в глубине России, в краю озер и рудных скал .( в глубине, России, в краю, озер, скал)

-Как определили, что это существительное?

-Что вы знаете о существительном?

Какие признаки есть у существительного? (род, число, падеж, склонение, одушевленность/ неодушевленность, в предложении чаще всего являются подлежащим или дополнением ).

Опорная схема:

род

число

Существительное

падеж

склонение

одушевленность

Давайте вернемся к нашему предложению и сравним 2 существительных.

Россия (ж.р.; ед.ч.; п. п., 1 скл.)

Озер (ср. р.,мн.ч., р.п., 2 скл.)

-В чем еще отличие этих слов?

3.Объявление темы.

Слайд 3

Тема нашего урока «Имена собственные и нарицательные»

-Что мы должны узнать:

*Какие существительные называются собственными?

*Какие существительные называются нарицательными?

*Чем они отличаются?

*Как пишутся имена собственные?

4.Изучение нового материала.

Составление таблицы.

Вам каждому даны карточки. Прочитайте стихотворение.

Птич(?)ка.

В ч..жбине свято наблюдаю

Р..дной обыч..й старины:

На волю птич(?)ку выпускаю

При светлом праз()нике в..сны.

Я стал доступен ут..шенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному тв..ренью

Я мо(г,к) св..боду даровать! (А.С.Пушкин)

В стихотворении есть такие слова: «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны».

-Не подскажите вы мне, в какой светлый праздник весны выпускали птичек? (Пасха)

-Почему я записала таким образом, как вы думаете?

-Ребята, я совсем забыла, сегодня утром я обнаружила у двери кабинета коробку с надписью «ученикам 5 кл. МБОУ «Каменская СОШ». Давайте посмотрим, что в ней? А здесь медвежонок, давайте дадим ему кличку. Запишем на доске.

-Ребята, а зачем дают животным кличку? (Кличку нужна, чтобы выделить.)

-А людям зачем имена дают?

Я уверена, что у вас много знакомых мальчиков и девочек.

-Костя, тебе какое имя девочки больше нравится? Запишем.

-Алена, а тебе какое имя мальчика нравится? Запишем.

-Почему я записываю в 2 столбика? (в 1 столбике- однородные предметы, во 2- единичные. Однородные предметы- это нарицательные существительные, а единичные- собственные).

-Кажется что- то еще забыли..(достать журнал, обложкой к себе).

-Что это? Это однородный предмет или единичный? Как мы отличим?

Какое слово запишем, в какой столбик?

Таблица

Нарицательные

Собственные

праздник

Пасха

медведь

Миша

девочка

Оля

мальчик

Коля

журнал

«Непоседа»

2)Чтение теоретического материала(самостоятельно

§92 стр.197,199.

-О чем прочитали? Слайд 4

-Что нового узнали? Чего вам я не сказала.

5.Закрепление.

Мы начали наш урок с предложения о России, давайте продолжим наш разговор. Подберите синонимы к слову Россия. (отчизна, отечество, родина, страна.)

-С чем у вас ассоциируется слово Россия?(леса, поля, луга, праздники, традиции)

Все примеры- это нарицательные имена существительные. Каждая страна имеет свои символы, такие как герб, гимн, флаг, столица.(эти слова являются нарицательными существительными).Название столицы нашей родины – Москва. Название собственное существительное.

-Кто знает, что будет 4 марта?

Наша страна стоит на пороге выборов. Это государственный праздник.

-Кого мы выбираем?

-А кто сейчас руководит страной?

Давайте составим и запишем предложение

Дмитрий Анатольевич Медведев- президент нашей страны. Слайд 5.

-А кто рядом с президентом? Составим еще предложение.

Дмитрий Федорович Мезенцев- губернатор Иркутской области.

Найдем и подчеркнем имена собственные Произведем синтаксический разбор.

-Откуда мы получаем информацию о выборах.?(телевидение, газеты).

-Какие газеты вы знаете? («Аргументы и факты», «Сельская правда», «Жизнь»)

Кроме торжественных праздников есть и народные, назовите ближайшие из них.

Слайд 6.

6.Проверка домашнего задания.

Дома вы работали над составлением поздравления к 8 Марта маме или бабушке.

Чтение того ,что у вас получилось.

Оценивание.

7.Физминутка.

Слайд 7.

А сейчас мы по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись.

Через левое плечо, через правое плечо, еще.

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

8.Тренировочное упражнение.

Закончите предложение, подобрав имена собственные. Слайд 8.

Я живу в селе… на улице…

Я читаю журналы…

Мои родители…

9Игра «Третий лишний».

Слайд 9.

Город, село, Волгоград.

Журнал, газета, «Труд».

Пушкин А.С. Лермонтов М.Ю., писатель.

Река, море, Дон.

10. Итоги урока.

Слайд 10.

Зачем нам нужен был этот урок?

Какие существительные являются именами собственными?

Какие существительные являются нарицательными?

Как пишутся имена собственные?

Оценивание работы.

Вывод: имена собственные - это наша история. И узнать историю слов очень интересно. А что значит ваше имя, фамилия? Что знаете вы о человеке, чье имя носит улица, на которой вы живете? О многом может рассказать слово.

-Где мы можем узнать об слове? (словаре)

11. Домашнее задание.

Слайд 11.

Узнайте о происхождении своего имени, расскажите о нем.

§ 92. упр492….стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

План-конспект урока русского язык, 8 класс

Урок русского языка в 8 классе с использованием сингапурских структур...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...