Открытый урок на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Кунгаа Долана Николаевна

Закрепление умения определять грамматические признаки имени существительного,

расширить представление учащихся об одушевлённых и неодушевлённых существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok_5_klass.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 класс)

Дата проведения: 18 февраля 2016 года. ( перед завучами города).

Цель:

  1. Закрепление умения определять грамматические признаки имени существительного, расширить представление учащихся об одушевлённых и неодушевлённых существительных;
  2. Формирование умения составлять предложения и связные тексты, пополнение словарного запаса по теме «Птицы»;
  3. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход урока:

  1. Оргмомент.–Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на рабочий лад, желаю успехов.
  2. Проверка дом.задания: Выполним мини-тест, тем самым проверим знания по предыдущим темам.

1/Выберите приставку:

Несколько дней стреляли бе…прерывно.

А) Бес-                     Б) Без-

2/Выберите приставку:

Утром брат с сестрой решили ра…бить копилку.

А) Рас-Б) Раз-

3/Если за приставками  Без-, воз-, раз-, низ-, через-, из-  следуют буквы  р, н, м, л,  то в приставках:

А) Пишется буква З            Б) Пишется буква С.

4/Определите последовательность пропущенных гласных:

Возр…ст, пор…сль, отр…сль, Р…стислав.

А) А-а-о-о                             Б) А-о-а-о

5/Определите последовательность пропущенных гласных:

Изл…гать, сл…гаемое, изл…жение, пол…жение.

А) А-а-о-о                             Б) А-о-о-а

(Далее идёт работа со слайдами 1-9).

(3)   Работа с текстом (СЛАЙД №10). –Ребята, перед каждым из вас я разложила напечатанный материал, на экране это тоже есть. Я вам прочитаю сама, а вы следите за моим чтением. Но вы во время чтения должны представить себе, что вы находитесь в лесу.( ПОСТАВИТЬ ГОЛОСА ПТИЦ).

Птичья столовая.

           Весёлым выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке. На высокой ёлке пристроилась стайка свиристелей. Снегири слетелись на берёзу и стали щебетать. За ними следовали другие.

          Позаботились люди о лесных птицах. Приготовили они лакомства для птиц: крупу, хлебные крошки, а для синиц повесили на ветки кусочки сала.

        Многие птицы сюда спешат, и целый день в птичьей столовой шум.

Задания по тексту: 1.--Что я вам прочитала?

                                    - Докажите, что это текст.

                                    - Определите тему текста.

                                    -Также определите основную мысль данного текста.

                                      -Давайте дадим тексту заголовок.

                                    - Что такое заголовок текста?

-- Когда я читала текст, вы одновременно слышали голоса птиц. Вам понравилось пение птиц? Что вы почувствовали? (Радость, приятные моменты, счастье).

2. Словарная работа. Какие непонятные слова в тексте встретились?

   Свиристель (итпик), снегирь (кызыл-хорек), синица (боа-хокпеш), щёгол (тулаанынкааскужу)—это птицы из отряда воробьиных;

Клёст (шавышкакхаай)—лесная птица с перекрещивающими концами клюва, рябчик (курту)—лесная птица из семейства тетеревов с пёстрым оперением, щебетать- петь, пристроилась- расположиться около чего- нибудь.

   Также мы с вами побывали в Национальном музее и посетили предварительно выставку на тему «Птицы» и много интересного узнали о птицах, также какое название птицы имеют на тувинском языке. Запишите эти слова у себя в тетрадях и их перевод.

--Сейчас какое время года? (Зима). И поэтому в данном тексте рассказывается о зимующих птицах. Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Щёгол, клёст, сова).

Физкультминутка. (про яблоню).

3  Работа с орфограммами, с которыми мы встречаемся часто.Внимательно посмотрите на текст и выпишите слова с орфограммами.( 2 учащихся выходят к доске).

-- Что такое орфограмма?

Расположиться, пристроилась, повесили,? слетелись?, приготовили, о лесных.

Вывод: -- Что такое орфограмма? Какие основные орфограммы мы знаем?

4Назовите имена существительные из текста?

--Что такое имя существительное?

--Докажите примерами из нашего текста. Назовите слова. На какие вопросы они отвечают? (Кто?И Что?).

(4) Закрепление. Работа с учебником. Параграф 90, письменное выполнение Упр. 485.( в 2 столбика правильно распределяем одуш-неодуш им. Сущ.); (составить с 1-им из слов 1 предложение).

* Синтаксический разбор предложения.

Вывод: Какую роль играют имена существительные в предложении? Т.е. каким членом предложения являются?

--А теперь проверим устную домашнюю работу: вы должны были отгадать загадки, где отгадками являются названия птиц. (Учащиеся сами зачитывают и называют отгадки).

--Что такое ЗАГАДКА? ( Это произведение УНТ).

ВЫВОД: Названия птиц отвечают на вопрос КТО? Это живые существа.Значит они одушевлённые.

(5) Давайте вернёмся к началу урока, какую цель мы перед собой поставили? Вы умеете различать друг от друга имена существительные одуш и неодуш.?

(6) Вывод по ТЕКСТу:

-Итак, мы с вами говорили о зимующих птицах, но есть ещё и перелётные птицы, которые улетают, когда у нас наступают холода, в тёплые края.

--Какую пользу наши пернатые друзья нам приносят? (Уничтожают насекомые, доставляют радость своим красивым пением)

    Птицы –наши друзья. Птиц надо беречь и охранять, подкармливать, особенно зимой, не разорять их гнёзда, когда понесли своё потомство. Пернатые не только полезны, но и своим щебетом, чириканьем, своим видом доставляют нам радость и наслаждение. Без птиц таких ярких, подвижных, звонкоголосых –наши леса, парки, луга становятся безрадостными и мёртвыми.

      И концу нашего урока послушайте стихотворение поэта Александра Яшина «Покормите птиц». (Читает подготовленный ученик  О. Доржсамбуу).

Значение стихотворения ( основная мысль): Автор стиха просит нас покормить птиц зимой. Зимой им самим трудно найти корм. Птицы нуждаются в нашей помощи. И поэтому мы должны делать им кормушки и подкармливать их, т. е. позаботиться о них.

(7) Вывод ко всему уроку. –Что вы узнали на уроке?

- Какие сущ. Одуш., а какие неодуш.?

- В одуш. Сущест. Категория каких падежей имеет одинаковые окончания? А у неодушевлённых сущ-х категория каких 2-ух падежей одинаковая, имейте в виду только во множественном числе.

(8) Домашнее задание.  ПАРАГРАФ- 90, Упр. 486.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока  в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Урок русского языка 4-5 малокомплектный СКК школы VIII вида. Цель:   познакомить с понятием  одушевлённые и неодушевлённые существительныеЗадачи: Образовательные - выработать ...

Конспект открытого урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 5 класс

Цель урока: формировние представления о лексическом  и грамматическом богатстве имени существительном....

Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" разработан в соответствии с ФГОС...

Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс

Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс...

Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 5 кл. коррекционной школы.

Подробная разработка урока  с использованием ИКТ, личностно-ориентированного подхода к обучению....

Презентация к уроку на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"....