Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мошинская Евгения Сергеевна

Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

3.Технологическая карта с дидактической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя: Гацко Евгения Сергеевна

2. Класс: 5-3 Дата:            Предмет: русский язык  

3. Тема урока: одушевленные и неодушевленные имена существительные.

4. Цель: углубление знаний о понятии «категория одушевлённости/неодушевленности».

Задачи:

Познавательные:

  • учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  • учить учащихся классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  • углубить знания обучающихся об имени существительном.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
  • развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей;
  • воспитывать чувства гордости за Родину, гражданственности и патриотизма на конкретном материале;
  • воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Цель этапа, метода.

Содержание

Планируемые результаты

УУД ,предметные

I фаза Инициация

 Настраиваются на работу, проверяют принадлежности.

 Добрый день, ребята.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

 Настроить на рабочий лад, проверить наличие принадлежностей урока.

 

 

Определение ожиданий и опасений

АМО «Солнышко-тучка»

1.Дети записывают ожидания и опасения.              

2. Солнышко кладут перед собой, тучки отдают учителю.

1.Перед вами два листочка: солнышко и тучка, напишите на солнышке ваши ожидания от урока, на тучке- опасения.

2. Листочек-солнышко оставьте себе, чтобы в конце урока вы могли проверить, оправдались ли ваши ожидания. А листочки-тучки я у вас заберу, чтобы вы ничего не боялись, все плохое мы оставим, с собой в путешествие за знаниями не возьмем.

Создать благоприятную обстановку, снять напряжение, настроить на хорошее настроение.

 

 

II фаза Погружение в тему.

Создание проблемной ситуации.

Инпут

Проработка содержания темы

 1.Читают, обсуждают в парах, выдвигают предположения.

2.Делают вывод о том, что слова 1-го столбика отвечают на вопрос «кто»- являются одушевленными, 2-го «что»- неодушевленными.

3. Формулируют тему.

4. Дают ответы.

Поднимают руки, задают вопросы.

Выдвигают предположения, решают проблему.

Дают ответы.

5. Узнать способ определения одуш./неодуш.; научиться определять данную категорию у сущ.

Задачи:

1.Найти способ определения категории одушевленности/ неодушевленности.

2. Научиться применять полученные знания для определения названной категории.

7. Знакомятся с критериями.

Если звучит предложение просклонять, принимаем и склоняем слова.

У одних совпадают формы Р.и В.п. , а у др. И.п и В .п.

Читают параграф учебника, проверяют правильность суждений,

Найти способ определения категории одушевленности/ неодушевленности.

Научиться применять полученные знания для определения названной категории.

 выполняют упр….

Осуществляют взаимооценку.

Отвечают.

 Ребята, посмотрите на экран, в два столбика записаны слова-имена существительные. Прочитайте, обсудите в парах, по какому принципу объединены данные слова?

2. Слушает детей.

3. Давайте сформулируем тему урока.

4. Как вы определяли категорию одушевленности /неодушевленности у существительных?

Я вам называю слова, а вы определяете, одуш. оно или нет.

Проблемная ситуация.

К слову кукла вы задали вопрос «что», но в русском языке оно одушевленное, а слова народ и молодежь- неодушевленные;  как вы считаете, может определять  категорию одуш./неодуш. не стоит только по вопросу, может есть еще способы?

Хорошо, скажите, встречали ли вы в художественной литературе примеры, когда что-то неживое становится живым? Как называется этот приём?

5. Сформулируйте цель урока.

Давайте поставим задачи, которые будем решать в течение урока.

6. Хорошо, молодцы, мы определили с вами тему, цели и задачи урока, выяснили, что наших знаний не хватает для решения поставленных задач. Сейчас мы с вами отправимся за знаниями, не забывайте о целях, которые вы определили для себя.

7. Мы приступаем к изучению нового, но прежде обратите внимание на критерии, по которым я вас буду оценивать вашу работу на уроке.

8У вас на партах лежат листочки со словами, давайте попробуем изобрести способ определения категории одуш./неодуш. Что мы можем сделать со словами.

--Какую особенность вы заметили?

---Для того, чтобы проверить правильность суждений, давайте обратимся к теоретическому материалу учебника.

9.Прочтите параграф учебника.

Вспомните задачу 1, что мы должны были сделать?

--Мы решили ее?

Перейдем ко 2 задаче.

Поработайте в парах с упр. ………. И не забудьте заполнить листы взаимооценки.

1.Проверка.

Самостоятельная работа

Проверка.

 Подвести к теме урока.

Определить тему урока

Определить уровень имеющихся знаний по данной теме, ……….

Учить ставить перед собой цель работы и задачи.

        Знакомство с новым материалом.

Помочь самим вывести способ определения одуш./неодуш.

Выдвигают предположения.

Учатся оценивать работу друг друга.

Учатся контролировать свою работу пошагово.

Проработка содержания темы, усвоение нового материала, развитие зун.

Учатся самостоятельно справляться с поставленной задачей.

Учитель    дерево

Отец          парта

Вася           Иртыш

Котёнок     кубик

Ира             листок

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Молодёжь

Народ

Кукла

Мертвец

Покойник

1.Активно работает на уроке, задает вопросы, отвечает.-1б

2.Знает способ определения одуш./неодушю/., использует его.- 2 б.

3. Сотрудничает с одноклассниками, аргументирует собственное мнение.

Выполняем вместе.

Отцы                 столы

Бабушки           книги

Куклы               группы

УПР

 Упр.

Умение работать в парах, анализировать, выдвигать гипотезу Задают вопросы к словам, определяют род по вопросу..

Регулятивные у. и н.

Эмоциональная разрядка

 Выполняют упражнения.

 Буратино потянулся,

 Руки в стороны развел,

Раз – нагнулся, Два – нагнулся,

Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

 А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно.

 Снятие напряжения и усталости.

 

 

Проработка содержания темы (продолжения).

Итог урока.

 Записывают предложение.

Находят орфограмму.

Называют имена сущ.

Доказывают.

 Проблемная ситуация

1.Запишем предложение под диктовку:

2.Найдите в предложении орфограмму, с которой мы уже сегодня работали.

3Назовите все имена существительные в этом предложении.

4.А сейчас мы проведем с вами небольшое исследование. Ребята 1 варианта выступят в роли биологов, ребята второго варианта - в роли лингвистов.

Ребята, все из вас знают, кто такие биологи? А кто такие лингвисты?

Задание следующее:

Биологи, подумайте и докажите «цветок» - живой или неживой предмет.

Лингвисты, а вы пользуясь полученными знаниями, подумайте и докажите слово «цветок» - существительное одушевленное или неодушевленное. (просклоняйте и посмотрите, какие формы совпадают, сделайте вывод).

Вывод. и те, и те по-своему правы. И биология, и лингвистика – это две науки, каждая из которых живет по своим законам. Но так как мы изучаем язык, нас будут интересовать законы лингвистики, по которым слово «цветок» - существительное неодушевленное.

Вспомните,  вторую задачу урока.

Мы справились?

Ребята, что вы узнали сегодня нового на уроке?

А какова была цель нашего сегодняшнего занятия? Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

 Заботливые дети вырастили этот хрупкий и нежный цветок.

Дети, цветок.

 

 

Рефлексия

 

 1Ребята, в начале урока я познакомила вас с критериями оценки,  при выставлении оценки, к тому же вы проводили взаимооценку, когда работали в группах, листочки я соберу у вас и учту при выставлении итогового балла.

2.Давайте вернёмся к нашим солнышкам. В начале урока вы записали свои ожидания, если они оправдались, вам было все понятно и не осталось вопросов, то прикрепите своё солнышко на доску.

Дома вам необходимо будет повторить правило и написать сочинение-миниатюру на тему «Предчувствие весны».

 В своем сочинении найдите 5 примеров существительных и определите, какие из них одушевленные, какие неодушевленные.

Вы отлично поработали на уроке, молодцы, спасибо! До свидания!

 

 

Написать сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Предчувствие весны». В своем сочинении найдите 5 примеров существительных и определите, какие из них одушевленные, какие неодушевленные.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".

Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Однако различение категории одушевленности и неодушевленности в системе грамм...

Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок  в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....

Конструкт урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конструкт к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....

Презентация к уроку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...

конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...