Главные вкладки

    Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Гацко Евгения Сергеевна

    Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" разработан в соответствии с ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx26.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    3.Технологическая карта с дидактической структурой урока

    1. Ф.И.О. учителя: Гацко Евгения Сергеевна

    2. Класс: 5-3 Дата:            Предмет: русский язык  

    3. Тема урока: одушевленные и неодушевленные имена существительные.

    4. Цель: углубление знаний о понятии «категория одушевлённости/неодушевленности».

    Задачи:

    Познавательные:

    • учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
    • учить учащихся классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
    • углубить знания обучающихся об имени существительном.

    Развивающие:

    • развивать познавательный интерес;
    • развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
    • развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность.

    Воспитательные:

    • воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей;
    • воспитывать чувства гордости за Родину, гражданственности и патриотизма на конкретном материале;
    • воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления.

    Дидактическая структура урока

    Деятельность учеников

    Деятельность учителя

    Цель этапа, метода.

    Содержание

    Планируемые результаты

    УУД ,предметные

    I фаза Инициация

     Настраиваются на работу, проверяют принадлежности.

     Добрый день, ребята.

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Все ль на месте, все ль в порядке

    Книжка, ручка и тетрадка?

    Проверили? Садитесь!

    С усердием трудитесь!

     Настроить на рабочий лад, проверить наличие принадлежностей урока.

     

     

    Определение ожиданий и опасений

    АМО «Солнышко-тучка»

    1.Дети записывают ожидания и опасения.              

    2. Солнышко кладут перед собой, тучки отдают учителю.

    1.Перед вами два листочка: солнышко и тучка, напишите на солнышке ваши ожидания от урока, на тучке- опасения.

    2. Листочек-солнышко оставьте себе, чтобы в конце урока вы могли проверить, оправдались ли ваши ожидания. А листочки-тучки я у вас заберу, чтобы вы ничего не боялись, все плохое мы оставим, с собой в путешествие за знаниями не возьмем.

    Создать благоприятную обстановку, снять напряжение, настроить на хорошее настроение.

     

     

    II фаза Погружение в тему.

    Создание проблемной ситуации.

    Инпут

    Проработка содержания темы

     1.Читают, обсуждают в парах, выдвигают предположения.

    2.Делают вывод о том, что слова 1-го столбика отвечают на вопрос «кто»- являются одушевленными, 2-го «что»- неодушевленными.

    3. Формулируют тему.

    4. Дают ответы.

    Поднимают руки, задают вопросы.

    Выдвигают предположения, решают проблему.

    Дают ответы.

    5. Узнать способ определения одуш./неодуш.; научиться определять данную категорию у сущ.

    Задачи:

    1.Найти способ определения категории одушевленности/ неодушевленности.

    2. Научиться применять полученные знания для определения названной категории.

    7. Знакомятся с критериями.

    Если звучит предложение просклонять, принимаем и склоняем слова.

    У одних совпадают формы Р.и В.п. , а у др. И.п и В .п.

    Читают параграф учебника, проверяют правильность суждений,

    Найти способ определения категории одушевленности/ неодушевленности.

    Научиться применять полученные знания для определения названной категории.

     выполняют упр….

    Осуществляют взаимооценку.

    Отвечают.

     Ребята, посмотрите на экран, в два столбика записаны слова-имена существительные. Прочитайте, обсудите в парах, по какому принципу объединены данные слова?

    2. Слушает детей.

    3. Давайте сформулируем тему урока.

    4. Как вы определяли категорию одушевленности /неодушевленности у существительных?

    Я вам называю слова, а вы определяете, одуш. оно или нет.

    Проблемная ситуация.

    К слову кукла вы задали вопрос «что», но в русском языке оно одушевленное, а слова народ и молодежь- неодушевленные;  как вы считаете, может определять  категорию одуш./неодуш. не стоит только по вопросу, может есть еще способы?

    Хорошо, скажите, встречали ли вы в художественной литературе примеры, когда что-то неживое становится живым? Как называется этот приём?

    5. Сформулируйте цель урока.

    Давайте поставим задачи, которые будем решать в течение урока.

    6. Хорошо, молодцы, мы определили с вами тему, цели и задачи урока, выяснили, что наших знаний не хватает для решения поставленных задач. Сейчас мы с вами отправимся за знаниями, не забывайте о целях, которые вы определили для себя.

    7. Мы приступаем к изучению нового, но прежде обратите внимание на критерии, по которым я вас буду оценивать вашу работу на уроке.

    8У вас на партах лежат листочки со словами, давайте попробуем изобрести способ определения категории одуш./неодуш. Что мы можем сделать со словами.

    --Какую особенность вы заметили?

    ---Для того, чтобы проверить правильность суждений, давайте обратимся к теоретическому материалу учебника.

    9.Прочтите параграф учебника.

    Вспомните задачу 1, что мы должны были сделать?

    --Мы решили ее?

    Перейдем ко 2 задаче.

    Поработайте в парах с упр. ………. И не забудьте заполнить листы взаимооценки.

    1.Проверка.

    Самостоятельная работа

    Проверка.

     Подвести к теме урока.

    Определить тему урока

    Определить уровень имеющихся знаний по данной теме, ……….

    Учить ставить перед собой цель работы и задачи.

            Знакомство с новым материалом.

    Помочь самим вывести способ определения одуш./неодуш.

    Выдвигают предположения.

    Учатся оценивать работу друг друга.

    Учатся контролировать свою работу пошагово.

    Проработка содержания темы, усвоение нового материала, развитие зун.

    Учатся самостоятельно справляться с поставленной задачей.

    Учитель    дерево

    Отец          парта

    Вася           Иртыш

    Котёнок     кубик

    Ира             листок

    «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

    Молодёжь

    Народ

    Кукла

    Мертвец

    Покойник

    1.Активно работает на уроке, задает вопросы, отвечает.-1б

    2.Знает способ определения одуш./неодушю/., использует его.- 2 б.

    3. Сотрудничает с одноклассниками, аргументирует собственное мнение.

    Выполняем вместе.

    Отцы                 столы

    Бабушки           книги

    Куклы               группы

    УПР

     Упр.

    Умение работать в парах, анализировать, выдвигать гипотезу Задают вопросы к словам, определяют род по вопросу..

    Регулятивные у. и н.

    Эмоциональная разрядка

     Выполняют упражнения.

     Буратино потянулся,

     Руки в стороны развел,

    Раз – нагнулся, Два – нагнулся,

    Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

     А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно.

     Снятие напряжения и усталости.

     

     

    Проработка содержания темы (продолжения).

    Итог урока.

     Записывают предложение.

    Находят орфограмму.

    Называют имена сущ.

    Доказывают.

     Проблемная ситуация

    1.Запишем предложение под диктовку:

    2.Найдите в предложении орфограмму, с которой мы уже сегодня работали.

    3Назовите все имена существительные в этом предложении.

    4.А сейчас мы проведем с вами небольшое исследование. Ребята 1 варианта выступят в роли биологов, ребята второго варианта - в роли лингвистов.

    Ребята, все из вас знают, кто такие биологи? А кто такие лингвисты?

    Задание следующее:

    Биологи, подумайте и докажите «цветок» - живой или неживой предмет.

    Лингвисты, а вы пользуясь полученными знаниями, подумайте и докажите слово «цветок» - существительное одушевленное или неодушевленное. (просклоняйте и посмотрите, какие формы совпадают, сделайте вывод).

    Вывод. и те, и те по-своему правы. И биология, и лингвистика – это две науки, каждая из которых живет по своим законам. Но так как мы изучаем язык, нас будут интересовать законы лингвистики, по которым слово «цветок» - существительное неодушевленное.

    Вспомните,  вторую задачу урока.

    Мы справились?

    Ребята, что вы узнали сегодня нового на уроке?

    А какова была цель нашего сегодняшнего занятия? Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

     Заботливые дети вырастили этот хрупкий и нежный цветок.

    Дети, цветок.

     

     

    Рефлексия

     

     1Ребята, в начале урока я познакомила вас с критериями оценки,  при выставлении оценки, к тому же вы проводили взаимооценку, когда работали в группах, листочки я соберу у вас и учту при выставлении итогового балла.

    2.Давайте вернёмся к нашим солнышкам. В начале урока вы записали свои ожидания, если они оправдались, вам было все понятно и не осталось вопросов, то прикрепите своё солнышко на доску.

    Дома вам необходимо будет повторить правило и написать сочинение-миниатюру на тему «Предчувствие весны».

     В своем сочинении найдите 5 примеров существительных и определите, какие из них одушевленные, какие неодушевленные.

    Вы отлично поработали на уроке, молодцы, спасибо! До свидания!

     

     

    Написать сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Предчувствие весны». В своем сочинении найдите 5 примеров существительных и определите, какие из них одушевленные, какие неодушевленные.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".

    Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Однако различение категории одушевленности и неодушевленности в системе грамм...

    Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

    Урок  в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....

    Конструкт урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

    Конструкт к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....

    Презентация к уроку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

    Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...

    конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

    Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...