Рабочая программа по русскому языку в 11 классе.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11a_russkiy_yazyk_planirovanierabochaya_programma.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и  предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах. Составлена из расчета 3 часа в неделю. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы  и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Содержание программы по русскому  языку отобрано на основе компетентностного подхода.

Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

        Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

        Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

        Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Цели обучения русскому языку

Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  2. развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
  3. углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  4. овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в  различных сферах и ситуациях общения.

Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения»,  «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года»

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в объеме 204 часов (в 10 классе – 102 часов, в 11 классе – 102 часов). Именно на такое число часов рассчитана данная программа.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2006.
  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2007.


Требования к уровню
подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  1. функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
  1. системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
  2. понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
  3. компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
  4. основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

  1. проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  2. разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
  3. проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  4. оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  5. объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

  1. использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  3. владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  3. применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
  3. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  4. увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
  5. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  6. удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
  7. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Рабочая программа

Содержание курса

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь.

Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.

СТИЛИСТИКА

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.

Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста.  Анализ текстов разных стилей и жанров.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.

Параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка». 

Распределение учебных часов по программе

  1. Общие сведения об языке – 1 час
  2. Стилистика. Функциональные стили – 8 часов
  3. Синтаксис и пунктуация – 46 часов
  4. Культура речи – 2 часа
  5. Обобщение изученного, итоговые уроки – 3 часа

Распределение учебных часов по программе

  1. Культура речи. Стилистика. Функциональные стили – 35 часов
  2. Повторение и обобщение изученного материала за курс 5-10 классов – 6 часов
  3. Орфография – 6 часов
  4. Лексика и фразеология – 3 часа
  5. Пунктуация – 6 часов
  6. Синтаксис и пунктуация – 46 часов

Основное содержание по разделам курса с учетом контроля знаний и умений учащихся

Основные разделы

Часы

Контроль (количество)

Развитие речи

Семинар

Урок контроля (диктант)

Практикум

Лекция

Самостоятельная работа

Тест

1

Культура речи.  Стилистика. Функциональные стили

35

8

2

5

2

1

1

2

Повторение и обобщение изученного материала за курс 5-10 классов

6

1

3

Орфография

6

4

Лексика и фразеология

3

5

Пунктуация

6

1

2

6

Синтаксис и пунктуация

46

1

3

3

Итого:

102

10

2

4

7

2

1

4


 

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе

№ уро-ка

кодификатор

Тема урока

Тип урока

К-во часов

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Вид контроля

Д.з.

Прим

Культура речи (16 часов)

1-2

8.6

Из истории русского языкознания

Семинар

2

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Русские ученые-лингвисты: М.В.Ломоносов, В.И.Даль, А.Х.Востоков, С.Т.Ожегов, Ф.И.Буслаев, Я.К.Грот, А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов

Знать место русского языка среди других языков мира, среди славянских языков; имена выдающихся ученых-лингвистов и их вклад в развитие русского языка; признаки старославянизмов

Комплексный анализ текста

Конспектирование (с.409-420)

3-8

8.3

8.6

Стилистика. Функциональные стили.

Лекция, уроки развития речи, практикум

6

Стиль. Классификация стилей

Знать классификацию функциональных стилей речи, их отличительные признаки и жанровое своеобразие.

Уметь использовать приемы сжатия текста научного или публицистического стилей

Комплексный анализ текста.  «Проверь себя». ДВ 2009: А27, часть С

Создание публицистического текста в жанре эссе

9-11

8.5

Анализ текста

Повторительно-обобщающий урок

3

Текст как единица речи. Содержание и языковое оформление текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Стилевые разновидности текстов

 Знать основные элементы содержания текста. Уметь определять тему текста, особенности смыслового типа, стилистических задач; отбирать языковые средства в зависимости от содержания, смыслового типа, функционального стиля речи

Контрольное списывание с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм, А6, ЕГЭ

Упр. 538

12

Сочинение-рассуждение

Урок развития речи

1

Создание текста в форме сочинения-рассуждения

Знать структуру сочинения-рассуждения. Составлять текст рассуждения, аргументируя свою точку зрения. Часть С, ЕГЭ

Сочинение-рассуждение

Комплексный анализ текста

13-14

10.5

Язык и речь

Урок развития речи

2

Язык и речь. Правильность и чистота  -  основные требования к речи

Знать различия между понятиями язык и речь; основные требования к речи; нормативный, коммуникативный и эстетический аспекты речи.

Уметь соблюдать основные языковые нормы в устной и  письменной речи

Уметь соблюдать культуру учебно-научного и разговорного общения

Анализ поэтического отрывка с точки зрения изобразительно-выразительных средств (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Подготовиться к публичному выступлению на этическую тему

15-16

9.1

Нормы русского языка

Повторительно-обобщающий урок

2

Нормы литературного языка (орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные)

Знать основные нормы литературного языка.

Уметь соблюдать культуру учебно-научного и разговорного общения

Тестовые задания А3, А5 ЕГЭ, «Проверь себя»

Подготовиться к дискуссии «Что такое культура речи? Должна ли речь быть нормативной?»

Повторение и обобщение изученного материала в 5-10 классах (6 часов)

17

1.1

1.2

6


Повторение и обобщение пройденного материала по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии.

Повторительно-обобщающий урок

1

Звуки и буквы. Чередование звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения

Развивать навыки связной монологической речи, совершенствовать артикуляционные умения. Фонетический разбор слова Правописание чередующихся гласных и согласных

Тестовые задания А1, работа со словарем

Упр. 97,101

18-19

3.

3.1-

3.4

Повторение по теме:  «Морфемика и словообразование»

Повторительно-обобщающий урок

2

Состав слова; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова и окончание; сущность и порядок морфемного и словообразовательного разбора

Знать морфемный и словообразовательный анализ слова; уметь разбирать слова по составу и определять способ образования слова

Отработка орфографических навыков, В1, ЕГЭ

Упр. 78, 97

20

4.1

Обобщающее повторение частей речи

Обобщающий урок

1

Самостоятельные и служебные части речи. Правописание прилагательных, причастий, наречий

Совершенствовать умение опознавать части речи

Совершенствовать навыки правописания некоторых частей речи, В2, ЕГЭ

Упр. 214. 270, 286

21

6.11

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи

Повторительно-обобщающий урок

1

Частицы, разряды частиц по значению

Совершенствовать умение определять значение частиц

Правописание частиц, А10,ЕГЭ

Упр. 318

22

к/р

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Урок контроля знаний

1

Подведение итогов уроков повторения и обобщения изученного материала в 10 классе

Уметь воспроизводить аудированный текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка; выполнять разбор слов по морфемам; определять способ образования слов

Диктант с грамматическим заданием

Синтаксис и пунктуация (46 часов)

23

7

Основные принципы русской пунктуации

Повторительно-обобщающий урок

1

Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания, принципы пунктуации

Пунктуационный анализ предложения

Основные функции знаков препинания, А19-А22, ЕГЭ

Упр. 327

24

5.1

Словосочетание

Повторительно-обобщающий урок

1

Словосочетание, типы словосочетаний

Морфологический разбор знаменательных частей речи

Правописание окончаний имен существительных и прилагательных, В3, ЕГЭ

Упр. 328

25

5.1

Виды синтаксической связи

Повторительно-обобщающий урок

1

Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетаний

Изменение имен числительных, В3, ЕГЭ

Упр. 331

26

5.-5.2

Понятие о предложении. Классификация предложений

Повторительно-обобщающий урок

1

Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные

Характеристика предложений, пунктуационный разбор предложений

Знаки препинания в сложном предложении, А9,ЕГЭ

Упр. 335

27

5.4, 5.5, 5.6

Простое предложение. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные

Повторительно-обобщающий урок

1

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные

Характеристика предложений, пунктуационный разбор предложений

Повторение орфографии и пунктуации. Постановка знаков препинания в конце предложения

Упр. 339

28

Подготовка к ЕГЭ. Тест

Урок контроля знаний

1

Фонетика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.  

Знать признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

Уметь соблюдать языковые нормы

Тестовые задания, аналогичные заданиям частей А, В ЕГЭ

29

5.4-5.5

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения

Повторительно-обобщающий урок

1

Двусоставные предложения, односоставные предложения.

Второстепенные члены предложения

Синтаксический разбор предложений

Повторение основных правил орфографии, А9 ЕГЭ

Упр. 342, 345

30

7.2

Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения

Повторительно-обобщающий урок

1

Простое осложненное предложение, синтаксический разбор простого предложения

Знать основные признаки осложненных предложений

Уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения

 ТестированиеА25, В4 ЕГЭ

Упр. 359

31-32

7

Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами Обобщающие слова при однородных членах.

Повторительно-обобщающий урок

2

Предложение, однородные и неоднородные члены предложения Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов. Обобщающие слова, однородные члены предложения

Уметь выполнять пунктуационный анализ предложения

Знаки препинания в предложении с однородными членами, В5, ЕГЭ

Упр. 366

33

7.3

Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения

Повторительно-обобщающий урок

1

Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения

Уметь выполнять пунктуационный анализ предложения

Знаки препинания при обособленных членах предложения

Упр. 386

34

7.7

Обособленные приложения и дополнения

Повторительно-обобщающий урок

1

Обособленные члены предложения: обособленные приложения

Уметь выполнять пунктуационный анализ предложения

Знаки препинания при обособленных приложениях, обособленных дополнениях

Упр. 393

35

7.4

Обособленные обстоятельства

Повторительно-обобщающий урок

1

Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства

 Уметь выполнять пунктуационный анализ предложения

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, В4-В7

Упр. 399

36

Р/Р

11

Лингвистический анализ текста с решением тестовых задач

Повторительно-обобщающий урок

1

Тема. Главная мысль. Особенности лексики, морфологии и синтаксиса. Звукопись

Уметь определять основную мысль текста, находить в тексте  слова в переносном значении, делать мини-анализ текста

А27-А30, ЕГЭ

37

7.6

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

Повторительно-обобщающий урок

1

Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения

 Знать пунктуационный анализ предложения

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения, «Проверь себя», задания части В, ЕГЭ

Упр. 404, 407

38

7.5

Знаки препинания при сравнительных оборотах

Повторительно-обобщающий урок

1

Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительного оборота

Знать синтаксический разбор предложения, синтаксический разбор словосочетания.

Уметь работать  с толковым словарем

Знаки препинания при сравнительных оборотах

Упр. 412

39

7.8

Знаки препинания при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях

Повторительно-обобщающий урок

1

Обращения, знаки препинания при  обращениях. Вводные слова, вставные конструкции и пунктуация при них

Синтаксический разбор предложения, морфологический разбор знаменательных частей речи,

Уметь производить пунктуационный анализ предложения

Знаки препинания при обращениях. Повторение правил орфографии. Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях

Упр. 415

40

Подготовка к ЕГЭ

Тест

Урок контроля знаний

1

Проверка навыков правописания и грамматических разборов

Уметь выполнять различные виды грамматических разборов

Тест к ЕГЭ

41

4.3

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

Повторительно-обобщающий урок

1

Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова

Знать пунктуационный анализ предложения.

Уметь выполнять морфологический разбор слов различных частей речи

Знаки препинания при междометиях, отрицательных, утвердительных, вопросительных, восклицательных словах

Упр. 429

42-43

Повторение и обобщение

Повторительно-обобщающий урок

2

Повторение теоретического материала по вопросам и заданиям для повторения; выполнение упражнений

Знать теоретический материал по вопросам повторения

Уметь применять их на практике

Практикум

Упр. 431, 433

44

к/р

Диктант

Урок контроля знаний

1

Проверка правописных навыков и навыков грамматических разборов.

Уметь выполнять грамматические разборы

Диктант

Упр. 432

45-46

5.8, 5.13, 5.14,

7.11

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Повторительно-обобщающий урок

2

Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения

Уметь определять  типы сложного предложения.

Знать  синтаксический разбор сложного предложения, определять вид ССП, виды сочинительных союзов; условия постановки знаков препинания между частями ССП

Правописание союзов. Знаки препинания в сложносочиненном предложении, объяснительный диктант

Упр. 437. 440

47

7.12

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

Повторительно-обобщающий урок

1

Сложноподчиненные предложения; главная и придаточная части, виды придаточных

Знать отличительные признаки сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова.

Уметь выполнять синтаксический разбор сложноподчиненного предложения; расставлять знаки препинания в СПП в соответствии с пунктуационными нормами

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении, объяснительный диктант

Упр. 448

48

7.13

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Повторительно-обобщающий урок

1

Сложноподчиненные предложения; типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение

Знать средства связи между частями СПП, виды подчинительных союзов, виды придаточных, способы связи между частями СПП с несколькими придаточными

Уметь выполнять синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, «Проверь себя», тестовые задания А24-А25 ЕГЭ

Упр. 453, 454

49

к/р

Итоговый тест за 1 полугодие.

Урок контроля  знаний

1

Проверка навыков правописания и грамматических разборов

Знать признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка

Уметь соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные)

Тест в формате ЕГЭ

50

Анализ ошибок по тестированию

Урок коррекции знаний

1

Анализ ошибок, допущенных в итоговом тесте

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в итоговом тесте

Работа над ошибками

Инд.задания по тестам

51-52

7.14

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Повторительно-обобщающий урок

2

Сложное бессоюзное предложение, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями СБП

Знать отличительные признаки БСП; условия постановки знаков препинания в БСП. Уметь выполнять синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения; определять  смысловые отношения между частями БСП; расставлять знаки препинания в БСП в соответствии с пунктуационными нормами

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, тестовые задания А23 ЕГЭ

Упр. 459

53-54

7.15

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

Повторительно-обобщающий урок

2

Сложное предложение с разными видами связи; союзная и бессоюзная связь

Знать синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения с разными видами связи

Знаки препинания в предложении с разными видами связи; при стечении сочинительных и подчинительных союзов, тестовые задания А24, «Проверяю себя»

Синтаксический разбор предложений с разными видами связи

55

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац

Повторительно-обобщающий урок

1

Сложное предложение с разными видами связи. Период, знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое, микротема, абзац

Знать: пунктуационный анализ предложения.

 Уметь анализировать  микротему

Определять знаки препинания в периоде, практикум

Упр. 470

56

к/р

Диктант

Урок контроля знаний

1

Проверка правописных умений и навыков, умений выполнять грамматические разборы

Уметь соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные)

Диктант с грамматическим заданием

57

5.11

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи

Повторительно-обобщающий урок

1

Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора

Знать основные способы передачи чужой речи; условия постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью

Уметь составлять схемы предложений с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с чужой речью в соответствии с пунктуационными нормами, составлять диалог, правильно оформлять цитаты

Знаки препинания при прямой речи, схематический диктант

Упр. 480

58

5.11

Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах

Повторительно-обобщающий урок

1

Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат

Знать синтаксический разбор сложного предложения; пунктуационный разбор

Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах, тестовые задания А19-А25 ЕГЭ

Упр. 481

59

Р/Р

Сочинение-миниатюра

Урок развития речи

1

Создание связного монологического высказывания на заданную тему

Знать структуру сочинения-миниатюры

Уметь составлять текст рассуждения, аргументируя свою точку зрения

Комплексный анализ текста

60

8.1

Сочетание знаков препинания

Повторительно-обобщающий урок

1

Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки.

Уметь выполнять пунктуационный разбор различных синтаксических конструкций, возможности сочетания знаков препинания

Уметь расставлять сочетающиеся знаки препинания в соответствии с пунктуационными нормами

Постановка знаков препинания при их стечении, А19-А24

Упр. 487

61

Факультативные знаки препинания

Повторительно-обобщающий урок

1

Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные

Знать факультативные знаки препинания

 Уметь выполнять пунктуационный анализ предложения, различать факультативные знаки препинания

Постановка факультативных знаков препинания, составление схем

Упр. 488

62

10.5, 8.2, 8.4

Авторская пунктуация

Повторительно-обобщающий урок

1

Авторская пунктуация

Знать особенности авторской пунктуации

Уметь выполнять пунктуационный анализ предложения, анализировать особенности авторской пунктуации как образного средства раскрытия авторского замысла

Повторение орфографии, комплексный анализ текста

Упр. 490

63-64

8.5

Обобщающие уроки

Урок обобщения

2

Урок-семинар по теоретическому материалу. Урок-практикум (выполнение тренировочных упражнений). Урок-анализ текста

Знать анализ текста

Уметь выполнять комплексный анализ текста

Тестовые задания А27-А30

Упр. 495, 497

65

к/р

Диктант с грамматическим заданием

Урок контроля знаний

1

Проверка правописных умений и навыков грамматических разборов

Знать грамматические разборы

Уметь применять на практике  грамматические разборы

 

Диктант с грамматическим заданием

66

67

8.1

Подробное изложение с творческим заданием

Уроки развития речи

2

Воспроизведение художественного  текста  по памяти. Совершенствование продуктивных (письмо) видов речевой деятельности

Уметь передавать основное содержание текста с сохранением авторской манеры изложения

Подробное изложение

Упр. 513, 517, 518

68

Анализ изложения с творческим заданием

Урок коррекции знаний

1

Речь. Текст. Языковые нормы. Выразительность русской речи

Уметь выполнять работу над ошибками, находя ошибки в тексте

Коррекция

Анализ предложенного текста

Стилистика. Функциональные стили (19 часов)

69-

70

8.3

Научный стиль. Информационная переработка текста (урок-практикум)

Повторительно-обобщающий урок

2

Научный стиль, жанры научного стиля

Знать правила составления реферата, конспекта, тезисов, плана

Повторение: написание терминов, составление статьи

Написать тезисы статьи

71

8.3

Официально-деловой стиль. Анализ текста (урок-практикум)

Практикум

1

Официально-деловой стиль, признаки стиля, жанры

Знать правила написания деловых бумаг

Повторение: знаки препинания при обособлениях

Анализ предложенного текста

72-74

8.

9.

10.

Публицистический стиль. Анализ текста (урок-практикум).

Повторительно-обобщающий урок

3

Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля

Уметь работать  со словарями, фонетический разбор слов

Повторение: знаки препинания при словах, грамматически не связанных с предложением.

Анализ публицистического текста в формате ЕГЭ (ДВ. 2009: А28-А30, часть В)

Анализ предложенного текста

75-76

8

Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля

Повторительно-обобщающий урок

2

Особенности разговорной речи. Литературно-художественная речь, особенности литературно-художественной речи

Знать морфологический разбор слов разных частей речи. Лексический анализ текста, словообразовательный и морфемный разбор слов

Правописание междометий. Правописание однородных членов предложения

Анализ предложенного текста

77

Р/Р

8.

9.

10

Самостоятельный анализ предложенного текста

Урок самостоятельной работы

1

Определение стилистических особенностей представленного текста

Знать анализ текста

Лексический анализ текста

Упр. 541

78

Подготовка к ЕГЭ, часть В

Урок - практикум

1

Выполнение части В, задания 8

Знать литературоведческие понятия

Работа с рецензией по КИМам ДВ 2009, В8

Стр.409-420, изучающее прочтение

79-80

к/р

Подготовка к ЕГЭ. Тест

Урок контроля знаний

2

Проверка готовности школьников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ

81-82

Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку

Уроки развития речи

2

Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения

Умение сформулировать проблему и прокомментировать её; выявить позицию автора и выразить собственное мнение.

Повторение орфографии и пунктуации

83-84


Р/Р

Сочинение-рецензия по тексту (часть С)

Уроки развития речи

2

Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения

Уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, оформлять речь в соответствии с нормами РЛЯ

Проверка орфографической и пунктуационной грамотности

85

Классификация ошибок

Урок коррекции знаний

1

Ошибки речевые, грамматические, фактические, логические, этические. Орфографические и пунктуационные ошибки

Развивать навыки правильной классификации ошибок

Выполнять проверку орфографической и пунктуационной грамотности

86-87

9

Самостоятельная оценка предложенного сочинения (часть С)

Урок практикум

2

Самостоятельно оценить предложенное сочинение

Итоговое повторение. Орфография (6 часов)

88

6.6

Повторение. Трудные случаи правописания: правописание приставок пре-/при- ; правописание о, ё после шипящих

Урок повторения и закрепления знаний

1

Морфология. Орфография. Орфограмма. Принципы правописания

Повторение и закрепление навыков решения орфографических задач

Знать: правописание приставок пре-/при- ; правописание о, ё после шипящих. Диктант «Проверяю себя»

Упр. 112, 142

89-90

6.8

Трудные случаи правописания: правописание н и нн в прилагательных и причастиях

Урок повторения и закрепления знаний

2

Орфограмма. Суффикс. Имя прилагательное. Причастие

Морфемный анализ слова. Словообразование имён прилагательных, причастий

Знать: правописание н и нн в прилагательных и причастиях. Индивидуальная работа КИМам

Упр. 216, 268.

91

6.16

Трудные случаи правописания: правописание сложных прилагательных

Урок повторения и закрепления знаний

1

Орфограмма. Сложное прилагательное. Слитное, раздельное и дефисное написание

Образование сложных имён прилагательных

Знать правописание сложных имён прилагательных. Работа по тестам

Упр. 218

92

6.12, 6.15

Трудные случаи правописания: правописание наречий

Урок повторения и закрепления знаний

1

Наречия, разряды наречий по значению, степени сравнения наречий

Уметь выполнять морфемный разбор наречий

Правописание наречий, словарный диктант

Упр. 287

93

4,

6.15

Трудные случаи правописания: слова-исключения (гласные и согласные буквы)

Повторительно-обобщающий урок

1

Орфограмма, правила правописания

Уметь выполнять орфографический анализ слова

Правописание двойных согласных, непроверяемых гласных. Словарный диктант

Упр. 96, 125

Итоговое повторение. Пунктуация (6 часов)

94-95

7.7

Повторение. Трудные случаи пунктуации: обособленные члены предложения

Повторительно-обобщающие уроки

2

Обособленные члены предложения

Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения

Повторение орфографии  и пунктуации. Контрольное списывание, составление схем предложений

Упр. 395, 396

96

7, 7.11-7.17

Трудные случаи пунктуации: знаки препинания в сложном предложении

Повторительно-обобщающий урок

1

Сложное предложение, типы сложных предложений

Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений

Знаки препинания в сложном предложении. Инд.задания по тестам

Упр. 451

97-98

7.16-7.17

Трудные случаи пунктуации: тире и двоеточие в бессоюзных сложных предложениях

Повторительно-обобщающие уроки

2

Бессоюзное сложное предложение, значение частей сложного бессоюзного предложения

Знать анализ структуры сложного предложения

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Составление схем к предложенным предложениям. Графический диктант

Упр. 456, 465

99

7.10

Трудные случаи пунктуации: цитирование

Повторительно-обобщающий урок

1

Цитаты, способы оформления цитат

Анализ структуры сложного предложения

Знаки препинания при цитатах. Списывание текста, составление схем записанных предложений

Упр. 486

Повторение. Лексика и фразеология (3 часа)

100

2-2.2

Лексика. Антонимы. Синонимы. Работа со словарями

Повторительно-обобщающий урок

1

Лексика, лексическое значение слова. Лексическое богатство русского языка

Знать определение  антонимов, синонимов. Подбор синонимичных слов.  Подбор антонимов

Уметь выявлять в тексте синонимы и антонимы, их роль в тексте

Лексическое значение. Антонимы и синонимы. Словари. Составление буриме, используя различные лексические единицы

101

2, 2.5

Омонимы. Паронимы. Решение тестовых задач

Повторительно-обобщающий урок

1

Паронимы и омонимы (разновидности омонимов).

Знать определение омонимов, паронимов.

Уметь находить в тексте омонимы и паронимы

Решение тестовых заданий  А2 ЕГЭ (ДВ 2009: А2, А11, А30, В8)

Презентация «Из жизни паронимов. Смешные случаи»

102

2.3

Итоговый урок. Фразеология. Употребление фразеологизмов в речи

Повторительно-обобщающий урок

1

Значение фразеологических оборотов, употребление в речи  

Знать определение фразеологизма

Умение находить фразеологические обороты в тексте, умение употреблять фразеологические обороты в устной речи

Работа со словарем фразеологизмов. Пояснение фразеологизмов. Составление мини-текста с использованием фразеологизма



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...