Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Бунеев.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) по теме

Галимуллина Гульназ Наильевна

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе учебника Бунеева на 175 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_6_klass_buneev.docx83.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Заместитель директора по УР

Директор МБОУ

 

 

___________________     / _________________/

___________________     / _____________/?

___________________     / ______________/

Протокол № _____   от

Приказ № _____   от

« _____» ______________ 2012 года

« _____» ______________ 2012 года

« _____» ______________ 2012 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МБОУ «Гимназия № 5

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Галимуллиной Г.Н., учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

по русскому языку, базовый уровень

 6 а,б классы, базовый уровень

Рассмотрено на заседании

                                      педагогического совета

протокол № ______  от

« _____» _______________ 2012 года

2012 – 2013 учебный год


Пояснительная записка

Основными документами для разработки рабочей программы являются:

  1. государственный образовательный стандарт основного общего образования (федеральный и национально-региональный компонент), 2004 год;
  2. региональный  базисный учебный план (далее БУП РТ -2012) для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям;
  3. федеральная примерная (типовая) программа по русскому языку, 2004 год, и авторская программа по русскому языку для 5-9 классов ощеобразовательных учреждений М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанской (М.: Просвещение, 2006)
  4. федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год;
  5. требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  6. приказ МОиНРТ от 29 апреля 2010 года № 1763/10 «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов образовательными учреждениями Республики Татарстан»;
  7. локальный акт «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов по образовательному учреждению».
  8. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 4 сентября 2008 г. № 03-1905 «Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И.Солженицына в общеобразовательных учреждениях»

Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе указанных выше документов.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

 Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Целью преподавания русского языка является формирование языковой коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

•        воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

•        совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

•        освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

•        формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Одно из основных направлений преподавания - организация работы по овладению осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, составлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфемного и других видов разбора.

Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков является обязательным при изучении всех разделов программы, тем самым создается непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащегося. Развитие речи способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности. В программе  специально выделены часы на развитие связной речи, которые пропорционально распределяются между изучаемым материалом.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Оно дано в начале и в конце года, а также перед началом изучения каждой темы.

Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:

♦ Познакомить с самостоятельными (причастие, деепричастие, наречие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи.

♦   Формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные  языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять на письме  причастные и деепричастные обороты; работать с текстом.

♦   Совершенствовать речемыслительную деятельность. Коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов.

♦   Воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

        

 Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии:

  1. культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
  2. социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
  3. информационно-методологическую (человек-информация).

В работе учитель использует элементы следующих образовательных технологий: личностно-ориентированного обучения И.Якиманской, технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова, технологии дифференцированного обучения, современных компьютерных технологий, следит за соблюдением основных принципов здоровьесберегающих технологий.

Расширенное изучения русского языка связано

 - с усилением практической отработки полученных ЗУН (уроки-практикумы, решение тестов, направленных на подготовку к ГИА)

 - с развитием речевых навыков (умение строить устную и письменную речь, используя средства языка )

 - с овладением приемами компрессии (сжатия ) текста.

Результаты обучения

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Речевая деятельность.

Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.

Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 6 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, словарный, творческий, сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста

                                                       

Учебно-тематическое планирование по русскому языку

Классы: 6А, 6Б классы 

Учитель: Галимуллина Г.Н.

Количество часов:   всего 175 часов;   в неделю 5 часов.

Плановых контрольных уроков __________ 

Уроков развития речи  

Административных контрольных уроков        часов.

Планирование составлено на основе   авторской программы М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской,Н.М.Шанского для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы, 9-е изд. - М.: «Просвещение», 2006.

Учебник:  учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 7 класс. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская,  О.М.Александрова и др. Москва «Просвещение» 2007 год.

Дополнительная литература:

  1. Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова «Поурочные разработки по русскому языку». Москва «ВАКО», 2012г.
  2. Г.Н.Владимирская Уроки русского языка в 7 классе Книга для учителя .Москва ТЦ «Сфера», 2004г.
  3.  Научно-методический журнал «Русский язык в школе».  Москва ООО «Наш язык».  
  4. Научно-популярный и учебно-методический журнал «Русский язык в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».  
  5. А.Б.Малюшкин Тестовые задания по русскому языку 7 класс. Москва ТЦ «Сфера», 2010 г.
  6. С.В. Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе. Ростов –на-Дону «Феникс» 2005 г.
  7. Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань: РИЦ «Школа», 2010 г.
  8. Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников».Москва «Школьная пресса»

Список электронных пособий по русскому языку

1\CD\ "Репетитор по русскому языку КиМ 2008 CD-ROM" (Нью Медиа Дж)

2\CD\ "Русский язык. Средняя школа. 8 класс" (1С)

3\CD\ "Сдаем ЕГЭ 2008 + Ю.Репетитор. Русский язык" (1С)

4\CD\ Интерактивный плакат. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка

5\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. 4.1 Гласные и безгласные (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)

6\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. 4.2 Согласные (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)

7\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Ч.З Части и запчасти (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
8. \CD\ " Уроки русского языка КиМ 8-9 кл. DVD-BOX CD-ROM" (Нью Медиа)

9.        \CD\ " Пишем излoжeниe(Jewel) (Новый диск)'

          10.\СО\"1Скола Привет, причастие!

          11.\ CD\ 1С: Русский язык, 8 класс

Литература для учащихся:

1  Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 1995. -383с.;

2 Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;

3 Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.;

4   Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.;

5  Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998. -300с.;

6   Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.;

7  Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

8 Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. –М.: Просвещение, 1994. -107с.;

9 Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;

10  Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учебное  пособие  для общеобразовательных  учебных  заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996. -269с.;  

11  Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.:  Аванта+, 1998, 701с.;

12  компьютерный   диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.

13 Ресурсы Интернета: Власова Е.И. Обучение школьников разным видам чтения.

14 Ресурсы Интернета: Лопатухина Т.А., Короленко Ж.В. Компетентностный подход к созданию системы  упражнений для обучения видам иноязычной речевой деятельности.

15 Ресурсы Интернета: Соловьёва Н.Н.  Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Деятельность учащихся

или разновидность видов деятельности

Планируемые результаты

Домашнее задание

Время проведения

     Примечание

План

Факт

Введение.

1

Русский язык – язык русского народа.

1

Обобщение и систематизация

Чтение статей, выборочное чтение, ответы на вопросы.

Осознание цели изучения русского языка.

Упр. 7

1.09.

Лексика и фразеология русского языка.

2

Лексическое богатство русского языка.

1

Повторение.

Языковая разминка, словарно-орфографическая работа, работа с текстом.

Осознание словообразовательных возможностей языка, богатства русской лексики, звукописи.

Стр. 10-11 – ответить на вопросы,

упр. 13

3.09.

3

Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний.

1

Изучение нового материала.

Языковая разминка, ответы на вопросы, работа с учебником, словарями.

Осознание роли фразеологизмов в речи.

Упр. 18

4.09.

4

Происхождение фразеологизмов.

1

Закрепление.

Словарный диктант, словарно-орфографическая работа, замена фразеологизмов на нейтральные словосочетания.

Умение использовать фразеологизмы как активный словарный запас.

Упр. 25

5.09.

5

Р.р. Фразеологизмы в повседневной жизни.

1

Обобщение и систематизация

Словарно-орфографическая работа, работа с текстом, написание сочинения.

Научиться употреблять фразеологизмы в речи.

Составить рассказ на свободную тему, используя фразеологизмы

7.09.

6

Слова, заимствованные из других языков

1

Изучение нового материала.

Фонетический диктант, работа с учебником, составление плана.

Уметь видеть заимствованные слова в текстах.

Найти и записать заимствован-ные слова.

8.09.

7

Слова, заимствованные из старославянского языка.

1

Изучение нового материала.

Словарный диктант, ответы на вопросы, изучающее чтение, работа над орфограммами.

Уметь видеть старославянизмы в тексте.

Упр. 39

10.09.

8

Устаревшие слова.

1

Изучение нового материала.

Работа с толковым словарем, морфемный разбор, разбор орфограмм, ответы на вопросы к тексту, работа с учебником.

Научиться видеть устаревшие слова, объяснять их значение.

Найти и записать устаревшие слова.

11.09.

9

Архаизмы и историзмы.

1

Изучение нового материала.  

Работа со словарем, фонетический разбор, работа с текстом.

Научиться видеть историзмы и архаизмы в тексте, объяснять их значение, уметь различать историзмы и архаизмы.

Стр. 26 – выучить определение, упр. 44

12.09.

10

Неологизмы.

1

Изучение нового материала.

Работа со словарями, письмо по памяти, лексико-орфографическая работа, морфемный разбор, работа с учебником.

Научиться работать со словарями, опознавать неологизмы в тексте.  

Составить и записать 5 предложений с неологизмами.

14.09.

11

Авторские неологизмы.

1

Изучение нового материала.

Ответы на вопросы, фонетический разбор, морфологический разбор, работа с учебником.

Научиться выявлять художественную роль авторских неологизмов.

Упр. 49

15.09.

Имя существительное как часть речи и как член предложения.

12

Понятие «часть речи».

1

Обобщение и систематизация

Словарный диктант, ответы на вопросы, чтение и анализ текста, словарная работа с устаревшим словом, работа по учебнику.

Осознать понятие «часть речи» в совокупности его отличительных признаков, опознавать различные части речи по их основным признакам.

Упр. 54

17.09.

13

Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного

1

Повторение и систематизация

Устные рассказы по теме, рецензирование ответов, словарная работа с паронимами, работа по учебнику.

Уметь характеризовать грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного.  

П. 4, упр. 60

18.09.

14

Способы образования имен существительных.

1

Обобщение и систематизация

Языковая разминка, морфемный разбор, работа с орфограммами, словообразовательный разбор, работа по учебнику.

Различать способы словообразования имен существительных, производить морфемный и словообразовательный разборы, видеть их сходство и различие.

П. 5, подобрать и записать по три слова на каждый способ образования.  

19.09.

15

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных.

1

Обобщение и  систематизация

Языковая разминка, блиц-опрос, самостоятельная работа, работа над орфограммами.

Определять тип и вид орфограмм в именах существительных, группировать слова по разным видам орфограмм, объяснять условия выбора орфограмм.

П. 6, упр. 67.

21.09.

16

Буквы И, Ы после Ц

1

Изучение нового материала.

Словарно-орфографическая работа, работа с учебником, языковая разминка.

Находить в словах орфограмму, писать слова с данной орфограммой, объяснять условия её выбора.

Стр. 45 – правило,

упр. 75

22.09.

17-18

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.

2

Изучение нового материла

Самодиктант, составление схемы-таблицы, работа с новой орфограммой, подбор примеров, словарный диктант, работа с текстом.

Правильно писать НЕ с именами существительными, объяснять условия выбора орфограммы.

Стр. 49 – правило, упр. 86 (часть 1);

Упр. 86 (часть 2)

24.09.;

25.09.

19

Имя существительное как член предложения.

1

Обобщение и систематизация

Языковая разминка, словарно-орфографическая работа, работа с текстом, ответы на вопросы, составление схем предложений.

Определять синтаксическую роль имен существительных в предложении, научиться работать со словарями.

Упр. 90

26.09.

20

Однородные члены предложения, выраженные именами существительными.

1

Повторение и обобщение.

Словарный диктант, морфемный разбор, работа с текстом, посторенние схем предложений с однородными членами.

Опознавать однородные члены, выраженные именами существительными, пунктуационно правильно оформлять предложение, графически объяснять постановку знаков препинания.

Упр. 92.

21

Повторение по теме «Имя существительное».

1

Урок-контроль

Выполнение тестовой работы: анализ корней слов, морфемный анализ, выделение изученных  орфограмм.

Выявить уровень сформированности учебно-языковых и правописных умений по изученной теме.

Упр.95

Местоимение – существительное как часть речи и как член предложения.  

22

Разряды местоимений – существительных.

1

Обобщение и систематизация

Ответы на вопросы, работа в группах, выборочное чтение, морфологический разбор.

Опознавать местоимения-существительные, умение определять их разряд, выявлять и сопоставлять морфологические  признаки.  

Упр. 98 (устно),

упр. 100

 

23 - 24

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях – существительных.

2

Обобщение и систематизация

Слуховой диктант, составление схемы предложения, анализ таблицы, выделение орфограмм.

Уметь находить орфограммы в местоимениях-существительных по опознавательным признакам, классифицировать эти орфограммы, обозначать условия выбора орфограмм.

Знать таблицу на стр. 60,

упр. 102;

Упр. 105

25

Местоимение-существительное как член предложения.

1

Обобщение и систематизация

Словарный диктант, слуховой диктант, самопроверка написанного, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор местоимений.

Определять синтаксическую роль местоимений-существительных, устанавливать зависимость синтаксической функции от морфологических особенностей местоимений – существительных.

Упр. 110

Глагол как часть речи и как член предложения.

26

Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.

1

Обобщение и систематизация

Слуховой диктант, ответы на вопросы, составление схемы предложения, определение синтаксической роли местоимений-существительных, работа по учебнику.

Уметь анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки и способы образования глаголов.

По вариантам:

Упр. 114;

Упр. 115;

Упр. 119

27

Морфологический разбор глагола. Способы образования глагола.

1

Обобщение и систематизация

Словарный диктант, словарно-орфографическая работа, морфемный, морфологический разборы.

Уметь производить морфемный, морфологический, словообразовательный разборы глаголов.

Упр. 117

28 - 29

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.

2

Обобщение и систематизация

Словарный диктант, составление схемы предложения, синтаксический разбор предложения, разбор по составу, работа по учебнику с различными видами орфограмм.

Уметь анализировать и группировать орфограммы  в глаголах, находить орфограммы в суффиксах и окончаниях глаголов, объяснять их устно и графически.

Упр. 123;

Упр. 128.

30

Глагол как член предложения.

1

Обобщение и систематизация

Диктант, графическая работа с орфограммами, составление схемы предложений, составление связного рассказа по опорным словам, составление схемы ПГС, СГС.

Уметь определять синтаксическую роль глаголов, разграничивать простое и составное глагольное сказуемое.

Упр. 131 либо упр.132.

31

Контрольный диктант по теме

1

Урок – контроль

Диктант, составление схемы предложения, морфологический разбор.

Уметь писать слова с изученными орфограммами в словах разных частей речи.

 

Простое и сложное предложение.

32

 Предложение.

1

Обобщение и систематизация

Слуховой диктант с языковой трансформацией, характеристика предложения, составление схемы предложения, ответы на вопросы, составление предложений по опорным словам.

Уметь анализировать и характеризовать предложение, выявлять его признаки, устанавливать отличие предложения от слова, словосочетания.

Упр. 137.

33

Роль знаков препинания в письменной речи. Знаки завершения, выделения, разделения.

1

Обобщение и систематизация

Ответы на вопросы, анализ таблицы, дополнение таблицы, чтение текста, составление плана.

Уметь анализировать знаки препинания, выявлять их роль в письменной речи, правильно пунктуационно оформлять текст.

Написать сочинение-рассуждение о роли знаков препинания.

34

Предложения с обращениями. Выделительные знаки препинания.

1

Обобщение и систематизация

Ответы на вопросы, орфографическая пятиминутка, словарная работа, построение различных предложений с одним и тем же словом, выборочное чтение.  

Уметь находить обращения в тексте, разграничивать обращение и подлежащее, составлять тексты с обращением, пунктуационно правильно оформлять такие предложения.

Упр. 149 – устно, упр. 145 или 150

35

Предложения с вводными словами. Выделительные знаки препинания.

1

Обобщение и систематизация

Словарный диктант, морфемный разбор, составление схемы предложений, работа с учебником.

Уметь находить вводные слова  в тексте, разграничивать  их по смыслу, составлять тексты с вводными словами, пунктуационно правильно оформлять такие предложения.

36

Предложения с однородными членами. Разделительные знаки препинания.

1

Обобщение и систематизация

Языковая разминка, ответы на вопросы, составление опорной схемы, синтаксический разбор, работа по учебнику.

Уметь анализировать предложения с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах, графически объяснять постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Упр. 155

37

Сложное предложение. Разделительные знаки препинания.

1

Обобщение и систематизация

Составление предложений по опорным словам, синтаксический разбор, ответы на вопросы, конструирование предложений по заданным схемам.  

Уметь отличать сложные предложения от простых, определять вид сложного предложения, составлять схемы предложений, правильно пунктуационно оформлять сложные предложения.  

Упр. 159 или 162

38

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

Обобщение и систематизация

Словарный диктант, орфографический разбор, синтаксический разбор, работа с учебником.  

Уметь правильно производить синтаксический разбор простого и сложного предложений.

Упр. 161

39

Оформление чужой речи на письме. Предложения с прямой речью.  

1

Обобщение и систематизация

Ответы на вопросы, работа в группах, синтаксический разбор, морфологический разбор.

Уметь правильно оформлять на письме чужую речь в виде прямой  речи, правильно объяснять постановку знаков препинания в данных предложениях.

упр. 166.

40

 Косвенная речь.

1

Обобщение и систематизация

Синтаксический разбор предложения, орфографическая работа, работа по учебнику.

Уметь правильно оформлять чужую речь в виде косвенной речи, уметь переделывать прямую речь в косвенную.

Упр. 168 или 172.

41

Контрольный диктант.

1

Контроль

Написание под диктовку, графическое  обозначение орфограмм, оформление  пунктуационных орфограмм.

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, графически объяснять орфограммы и постановку знаков препинания.

42

Повторение по теме «Предложение».

1

Повторение и систематизация

Языковая пятиминутка, словарно-орфографическая работа, работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Уметь правильно производить синтаксический разбор предложения, видеть орфограммы в предложении, уметь устно и графически объяснить постановку знаков препинания и орфограммы.

Найти и записать 3 простых предложения, сделать все виды разбора.

Текст.

43

Основные признаки текста.

1

Обобщение и систематизация

Слуховой выборочный диктант, работа над орфограммами, работа с текстом, определение темы и главной мысли текста, составление плана.

Уметь строить связный рассказ на лингвистическую тему, создавать текст, свободно излагать свои мысли, пользоваться разными видами чтения.

Составить словарный самодиктант либо проанализиро-вать текст с опорой на таблицы в учебнике.

44

Способы связи предложений в тексте.

1

Изучение нового материала

Наблюдение над разными видами связи предложений  в тексте, составление текста, работа над стилистическим приемом – анафора

Уметь анализировать текст, различать цепную и параллельную связь в тексте, создавать собственные тексты разных стилей и типов с учетом способа связи предложений.

Упр. 182

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ) СЛОВА. СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ «КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ».

Количественные числительные в языке и речи.

45

Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.

1

Изучение нового материала

Языковая разминка, ответы на вопросы, наблюдение над словами с целью различия разных частей речи, словарно-орфографическая работа, составление и написание предложений.

Уметь анализировать и характеризовать грамматическое значение и морфологические признаки имен числительных, отличать числительные от слов других частей речи со значением количества.  

Упр. 187

46

Морфологические признаки количественных числительных.  

1

Изучение нового материала

Слуховой диктант, блиц-опрос, морфемный разбор, ответы на вопросы, работа по учебнику

Уметь распознавать простые, сложные, составные количественные числительные, группировать их в соответствии с выбранным составом.

Проанализиро-вать таблицу, упр. 191, вспомнить фразеологиз-мы, в составе которых есть числительные.

47

Разряды количественных числительных.

1

Изучение нового материала

Работа с фразеологизмами, в состав которых входят числительные, составление схемы о числительных, выборочная работа на разряды числительных.

Уметь различать разряды количественных числительных, группировать числительные по разрядам, изменять целые простые и сложные числительные по падежам, правильно употреблять в речи разные формы целых количественных числительных.  

Выучить образцы склонения имен числительных разных групп, упр. 197

48

Количественные числительные, обозначающие целые числа.  

1

Изучение нового материала

Морфемный разбор, словарно-орфографическая работа, работа в группах, работа по учебнику.

Уметь правильно склонять числительные по падежам, уметь графически обозначать орфограммы в числительных.

Найти и записать текст из 5-6 предложений с числительными разных разрядов.

49

Буква  И в безударных падежных окончаниях количественных числительных.

1

Урок закрепления

Блиц-опрос, выборочный слуховой диктант, словарно-орфографическая работа, работа по учебнику.  

Уметь находить орфограмму в именах числительных, писать безударные падежные окончания имен числительных от 11 до 19, различать виды орфограмм в безударных окончаниях числительных и существительных, устанавливать между ними сходство и различие.

Выучить правило,

упр. 202

50

Склонение сложных и составных количественных числительных.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом, выборочный диктант, работа с орфограммами, анализ таблицы, морфемный разбор, работа в группах по склонению числительных

Уметь склонять сложные и составные имена числительные, числительное полтораста, выделять окончания в формах этих числительных, правильно употреблять разные формы имен числительных в речи.

Выучить по таблицам склонение сложных числительных, представить в виде схемы склонение числительных;

Упр. 211.

51

Буква Ь в сложных количественных числительных.

1

Изучение нового материала

Тренировочный тест, словарный диктант, выделение орфограмм, работа по учебнику.

Уметь находить орфограмму в сложных числительных от 50 до 80 и от 500 до 900, правильно писать эти числительные, различать виды орфограмм-букв ь неразделительный, группировать слова в зависимости от вида орфограммы.

Выучить правило,

 упр. 217

52

Количественные числительные, обозначающие дробные числа.

1

Изучение нового материала

Самостоятельная работа по выработке умения ставить числительное в нужную форму, морфологический разбор, словарно-орфографическая работа, ответы на вопросы, работа по учебнику.

Уметь анализировать состав дробных числительных, склонять дробные числительные, а также числительное полтораста, правильно употреблять дробные числительные в речи, сочетать их с именами существительными.

Найти и записать математичес-кую задачу с использовании-ем дробных числительных, упр. 223

53

Количественные собирательные числительные.

1

Изучение нового материала

Словарно-орфографическая работа, словарный диктант, анализ ошибок текста, работа с таблицей, работа по учебнику.

Уметь анализировать и склонять собирательные числительные, в т.ч. оба, обе, избирательно сочетать их с именами существительными, грамотно употреблять формы собирательных числительных в сочетании с существительными в речи.

Упр. 229

54

Количественные числительные как члены предложения.

1

Изучение нового материала

Языковая разминка с коллективной проверкой, работа над определением, синтаксический разбор, составление алгоритма работы, составление таблицы.

Уметь устанавливать связь числительного с существительным в предложении, определять синтаксическую роль имен числительных в предложении.

Упр. 233 (решение жизненной задачи – презентация);

Упр. 234.

55

Морфологический разбор количественных числительных.

Р.р. составление текста по опорным словам.

1

Закрепление

Доклад по презентации, словарно орфографическая работа, морфологический разбор, анализ схемы, коллективная проверка.

Уметь определять этапы морфологического разбора частей речи, производить морфологический разбор количественных имен числительных.

Упр. 238.

56

Р.р. Количественные числительные в тексте.

Сочинение -рассуждение

1

Урок развития речи

Графический диктант, орфографическая разминка, выборочное чтение, работа по учебнику.  

Уметь правильно употреблять имена числительные в речи, склонять их и сочетать с именами существительными, создавать текст-рассуждение на основе полученных знаний об именах числительных.

Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему слова тройка, пятерка, двойник –это имена существитель-ные?»

57

Контрольная работа по теме «Количественные числительные»

1

Контроль

Написание текста под диктовку, графическое объяснение орфограмм, морфологический разбор.

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, правильно употреблять и писать количественные имена числительные, пунктуационно оформлять текст, графически объяснять орфограммы и постановку знаков препинания.

Слова со значением «признак предмета».

58

Лексическое значение имени прилагательного.

1

Обобщение и систематизация

Работа над ошибками, наблюдение над текстом, составление таблицы, подбор примеров, работа с учебником.

Уметь выделять группы имен прилагательных на основе их общего лексического значения, определять роль имен прилагательных в тексте.

Упр. 250

59

Грамматическое значение имени прилагательного.

1

Обобщение и систематизация

Словарный диктант, работа над орфограммами, ответы на вопросы, работа с учебником.

Уметь анализировать и характеризовать обшее грамматическое значение имени прилагательного.

Упр. 254

60

Способы образования имен прилагательных.

1

Обобщение и систематизация

Словарно-орфографическая работа, слуховой диктант, словообразовательный разбор, синтаксический разбор, работа по учебнику.

Уметь определять основные способы словообразования имен прилагательных.

Упр. 262.

61

Различение на письме суффиксов прилагательных –к, -ск-

1

Изучение нового материала.

Языковая разминка, работа над орфограммами, ответы на вопросы, наблюдение над словами, разработка алгоритма по выбору суффикса прилагательного.

Уметь писать имена прилагательные с орфограммами в суффиксах –к-, -ск-, графически объяснять условия выбора написаний.

Составить схему по изученному правилу.

62

Употребление Ь перед суффиксом

–ск- в именах прилагательных.

1

Изучение нового материала

Словарный диктант, работа над орфограммами, наблюдение над текстом, работа по учебнику.  

Уметь писать букву ь перед суффиксом –ск- в именах прилагательных, находить слова с изученными орфограммами в суффиксах имен прилагательных, графически обозначать условия выбора написаний.

Упр. 271.

 

63 - 64

Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

2

Изучение нового материала

Слуховой диктант, работа над орфограммами, работа с текстом, определение стиля и типа речи, словарно-орфографическая работа, лексическая работа, работа по учебнику.

Уметь писать одну или две буквы Н в суффиксах имен прилагательных, видеть орфограмму в словах, устно и графически объяснять условия выбора написаний.

Выучить правило, упр. 279;

Подобрать текст, в котором встречается данная орфограмма.  

65 – 66

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

2

Изучение нового материала

Тестовая работа, тренировочный словарный диктант, работа над орфограммами, анализ таблицы, выборочный распределительный диктант, работа по учебнику.

Уметь находить орфограмму-букву о,е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных по опознавательным признакам, правильно писать слова с этой орфограммой, определять условия выбора написаний, сопоставлять и устанавливать общность написания прилагательных и существительных с общим опознавательным признаком.

Выучить правило;

Упр. 292.

67

Морфологические признаки имен прилагательных.

1

Обобщение и систематизация

Тестовая работа, самодиктант, составление схемы предложения, работа над орфограммами, морфологический разбор, работа по учебнику.

Определять морфологические непостоянные признаки прилагательного, сравнивать морфологические признаки прилагательного с признаками других частей речи (сущ., числит, глагола)

Упр. 298.

68

Полная и краткая форма имен прилагательных.

1

Изучение нового материала

Словарный диктант, блиц-опрос, подбор примеров к тексту и таблице, создание кратких форм прилагательных из полной формы.

Уметь разграничивать полную и краткую формы имен прилагательных, определять морфологические признаки краткой формы прилагательных.

Выучить правило, преобразовать его в схему;

Упр. 303

69

Правописание кратких прилагательных с шипящей на конце.

1

Изучение нового материала

Языковая разминка, выделение грамматической основы предложения. Ответы на вопросы, морфемный разбор, составление таблицы, выборочное списывание, работа над орфограммами, объяснительный диктант.

Уметь правильно писать краткие формы имен прилагательных с шипящей на конце, различать орфограммы с одинаковым опознавательным признаком (шипящей на конце слова) в разных частях речи, группировать слова с орфограммой-буквой ь после шипящих на конце слова.

Составить схему правила;

Упр. 309

70

Формы сравнения имен прилагательных.

1

Изучение нового материала

Языковая разминка, орфографическая пятиминутка, образование форм сравнения имен прилагательных, синтаксический разбор.

Уметь образовывать сравнительную и превосходную форму, отличать простые и составные формы сравнения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Упр. 315.

71

Качественные имена прилагательные.

Р.р. сочинение – описание.

1

Обобщение и систематизация

Орфоэпическая разминка, блиц-опрос, нахождение ошибки в предложениях, наблюдение над особенностями  качественных имен прилагательных, создание текста.

Уметь распознавать качественные имена прилагательные по их признакам (наличие форм сравнения, краткой формы, антонимов), подбирать примеры, уместно употреблять качественные прилагательные в тексте, использовать качественные прилагательные в своей речи.

Упр. 321.

72 – 73

Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными.

2

Изучение нового материала

Языковая разминка, синтаксический разбор, словарный диктант, работа  по учебнику, составление таблицы, составление алгоритма применения правила, конструирование предложений.

Уметь правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний, обозначать их  графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.

Составить схему правила, упр. 330;

Упр. 334

 

74

Относительные имена прилагательные.

1

Изучение нового материала

Тестовая работа, синтаксический разбор, работа над орфограммами, наблюдение над словами, работа по учебнику.

Уметь распознавать относительные прилагательные, отличать относительные прилагательные от качественных, выявлять случаи употребления относительных прилагательных в значении качественных.

Упр. 339

75

Притяжательные имена прилагательные.

1

Изучение нового материала

Ответы на вопросы, выборочное чтение, составление таблицы, подбор примеров, морфологический разбор.

Уметь распознавать притяжательные прилагательные, различать качественные, относительные, притяжательные прилагательные, разграничивать омонимичные прилагательные с суффиксом –ий- (-и-) в сочетании с существительными на основе толкования их значений.

Выучить таблицу;

Упр. 345.

 

76

Имя прилагательное как член предложения.

1

Обобщение и систематизация

Слуховой диктант, ответы на вопросы, анализ предложений, составление предложений по заданному началу и концу, а также по схеме.

Уметь определять синтаксическую роль прилагательных, анализировать постановку знаков препинания, составлять схемы предложений, анализировать предложения разных стилей.

Написать сочинение «Мой класс»

77

Однородные определения.

1

Обобщение и систематизация

Фронтальный опрос, синтаксический разбор предложений, составление предложений по схеме, составление схем предложений.

Уметь находить однородные определения в предложении и тексте, анализировать постановку знаков препинания, уметь правильно расставить знаки препинания между однородными определениями.

Упр. 355

78

Неоднородные определения.

1

Изучение нового материала

Языковая разминка, блиц-опрос, взаимопроверка, наблюдение, анализ определений в тексте.

Уметь находить неоднородные определения, различать однородные и неоднородные определения, правильно оформлять на письме предложения с однородными и неоднородными определениями, конструировать предложения с неоднородными определениями.

Упр. 361

79

Имя прилагательное в роли сказуемого.

Р.р. сочинение – описание.

1

Изучение нового материала

Орфографическая пятиминутка, словарно-орфографическая работа, работа по учебнику, ответы на вопросы, разбор предложения, выборочное списывание, групповая работа.  

Уметь опознавать прилагательные в предложении в роли сказуемого, отличать прилагательные в роли сказуемого и в роли определения, употреблять прилагательные в роли сказуемого при описании внешности и характера человека.

Составить схему СИС, упр. 368.

80

Составное именное сказуемое.

Р.р. сочинение – описание

1

Обобщение и систематизация

Морфемный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор предложения.  

Уметь различать в предложении составное глагольное и составное именное сказуемое, уметь составлять предложения с составным именным сказуемым, составлять текст – описание.

Упр. 374

 

81

Морфологический разбор имени прилагательного.

Р.р. Свободный диктант.

1

Обобщение и систематизация

Графический диктант, составление схемы предложений, конструирование предложений со сказуемыми, выраженными именами прилагательными, свободный диктант.  

Уметь производить морфологический разбор имени прилагательного, писать текст по памяти с использованием прилагательных.

Упр. 378.

 

82

Имена прилагательные в словосочетании. Согласование.

1

Изучение нового материала

Объяснительный диктант, ответы на вопросы, графический диктант.

Уметь находить словосочетания со связью согласование, графически обозначать зависимость в словосочетании, определять формы согласуемых слов – имен прилагательных.  

Упр. 383

83

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (ознакомление).

1

Изучение нового материала

Языковая разминка, составление схемы предложений, выборочное списывание, словарно-лексическая работа, наблюдение над текстом, графическое определение типа предложения.

Уметь находить придаточные определительные в составе сложноподчиненных предложений, составлять схемы СПП с придаточными определительными, подбирать предложения к схемам, соотносить определения как члены предложения и придаточные определительные как части сложных предложений.

Упр. 391

84

Имена прилагательные в тексте.

1

Обобщение и систематизация

Словарный диктант, составление предложений с придаточным определительным, работа над изложением.

Уметь выявлять признаки текста-описания, определять роль имен прилагательных в писании, пересказывать текст, оформлять текст в соответствии с изученными орфограммами.

Подготовиться к контрольной работе по теме «Имя прилагательное

85

Р.р. Подробное изложение текста – описания.

1

Развитие речи

Определять в тексте главную мысль, формулировать заголовки, воспроизводить прослушанный текст с заданной степенью свернутости, создавать вторичный текст.

Дописать изложение.

86

Контрольная работа по теме «Имена прилагательные».

1

Урок-контроль

Написание текста, графическое объяснение орфограмм, постановки знаков препинания.

Уметь писать слова с изученными орфограммами, правильно употреблять и писать имена прилагательные, пунктуационно оформлять текст, графически объяснять орфограммы и постановку знаков препинания.

87

Повторение и обобщение по теме «Имена прилагательные».

1

Обобщение и систематизация

Морфемный разбор, синтаксический разбор предложения, построение схем предложений, построение предложений по заданной схеме.

Умет видеть в тексте имена прилагательные, определять их синтаксическую роль.

Жизненная задача (после упр. 394.)

Порядковые числительные в языке и речи.

88

Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.

1

Изучение нового материала

Слуховой диктант, выборочны диктант, работа по учебнику, наблюдение над образованием имен числительных.

Уметь анализировать и характеризовать лексическое и грамматическое значение порядковых числительных, устанавливать общность с количественными числительными и с именами прилагательными, правильно сочетать порядковые числительные с существительными.

Правило,

 упр. 400

89

Морфологические признаки порядковых числительных.

1

Изучение нового материала

Словарный распределительный диктант, графическое объяснение орфограмм, блиц-опрос, выборочный диктант, ответы на вопросы, составление схемы по теме урока.

Уметь определять и классифицировать морфологические признаки порядковых числительных (постоянные, непостоянные), разграничивать части речи, имеющие корень с числовым значением (порядковые и количественные числительные, прилагательные, существительные).

Упр. 406

90

Порядковые числительные как член предложения.

Р.р. Свободный диктант.

1

Изучение нового материала

Языковая разминка, работа над орфограммами, определение синтаксической роли числительных, работа в парах, работа с текстом, лексико-орфографическая работа.

Уметь определять синтаксическую роль порядковых числительных, устанавливать сходство в синтаксической функции порядковых числительных и имен прилагательных, анализировать текст, находить в нем имена числительные, выявлять их роль в предложении и тексте.

Упр. 409

91

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор числительного.

1

Обобщение и систематизация

Выборочный диктант, морфологический разбор числительных, составление схем предложения, составление предложений по схеме, ответы на вопросы.

Уметь производить морфологический разбор имен числительных, уметь называть постоянные и непостоянные признаки имен числительных.

Упр. 411

92

Имя числительное в словосочетании, предложении и тексте.

Р.р. сочинение – рассуждение.

1

Обобщение и систематизация

Решение жизненной задачи, морфологический разбор имен числительных, наблюдение над материалом учебника, ответы на вопросы, составление схем словосочетаний.

Уметь определять тип связи в словосочетании порядкового числительного с существительным, графически обозначать синтаксическую связь, определять синтаксическую роль числительных в предложении, употреблять формы Р.п. мн.ч. имен существительных с количественными числительными.

Упр. 417

93 – 94

Р.р. Подробное изложение.

2

Развитие речи

Составление текста с именами числительными, определение стиля текста, составление плана, пересказ текста по плану, объяснение орфограмм.  

Уметь анализировать текст, определять его стилистическую принадлежность, делить текст на смысловые части, создавать вторичный текст (пересказ), употреблять необходимые речевые средства (имена числительные), оформлять текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Подготовиться к контрольной работе по теме «Порядковые числительные»

95

Контрольная работа по теме «Порядковые числительные»

1

Контроль

Выполнение тестового задания по теме «Порядковые имена числительные»

Уметь самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль.

Местоимения-прилагательные и местоимения-числительные в языке и речи.

96

Разряды и морфологические признаки местоимений-прилагательных и местоимений – числительных.

1

Изучение нового материала

Нахождение и исправление в тексте грамматических ошибок, анализ схемы по теме урока, работа с текстом

Уметь анализировать значение и разряды местоимений-прилагательных и местоимений-существительных, сравнивать их с разрядами местоимений-существительных, устанавливать общие признаки у местоимений-прилагательных и прилагательных.

Упр. 421

97

Вопросительные и относительные местоимения прилагательные и местоимения числительные.

1

Изучение нового материала

Словарно-орфографическая работа, составление схемы-опоры, подбор вопросов, ответы на вопросы, групповая работа.

Уметь анализировать и различать вопросительные и относительные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные, конструировать и преобразовывать предложения с относительно-вопросительными местоимениями, правильно образовывать и употреблять отдельные формы вопросительных и относительных  местоимений в речи, находить и исправлять ошибки.

Упр. 431

98  

Неопределенные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.

1

Изучение нового материала

Определение разряда местоимений, ответы на вопросы, составление таблицы о морфологических признаках местоимений.

Уметь находить орфограммы в неопределенных местоимениях и правильно писать слова с этими орфограммами, графически объяснять выбор написания, правильно образовывать и употреблять отдельные формы неопределенных местоимений в речи.

Упр. 436

99 - 100

Правописание неопределенных местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.

2

Закрепление

Языковая разминка, составление схемы предложений, графический диктант, словарно-орфографическая работа, распределительный диктант, выборочный слуховой диктант.  

Уметь опознавать изученные разряды местоимений-существительных и местоимений-прилагательных в тексте, правильно писать орфограммы в неопределенных местоимениях, графически объяснять условия выбора орфограмм, анализировать текст.

Упр. 441;

Упр. 443

101

Отрицательные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.

1

Изучение нового материала

Словарный диктант, самодиктант, выборочный слуховой диктант, ответы на вопросы, работа с текстом учебника, заполнение таблицы по теме урока.

Уметь находить орфограммы в отрицательных местоимениях (контакт, пробел, приставки), правильно писать слова с орфограммами, графически объяснять выбор написаний.

Упр. 454.

102-103

Правописание отрицательных местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.

2

Закрепление

Тестовая работа, ответы на вопросы по таблице, свободный диктант, работа с текстом.

Уметь опознавать отрицательные местоимения-прилагательные и местоимения-существительные в тексте, правильно писать орфограммы в неопределенных местоимениях, графически объяснять условия выбора орфограмм.

Упр. 455 или написать сочинение-миниатюру.

104

Притяжательные местоимения-прилагательные.

1

Изучение нового материала

Словарный диктант, графическое объяснение орфограмм, словарно-орфографическая работа, анализ таблицы, работа по учебнику.

Уметь анализировать притяжательные местоимения-прилагательные, выявлять их морфологические признаки, отличать омонимичные притяжательные местоимения-прилагательные его, её, их от сходных форм личных местоимений-существительных.

Упр. 462

105

Указательные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.

1

Изучение нового материала

Блиц-опрос, выразительное чтение, анализ литературного произведения, заполнение таблицы, анализ морфологических признаков, работа по учебнику.

Уметь анализировать указательные местоимения-прилагательные и местоимение-числительное, выявлять их морфологические признаки, различать родочисловые формы указательных местоимений тот, этот, правильно их писать с частицей же.

Упр. 470

106

Определительные местоимения-прилагательные.

1

Изучение нового материала

Синтаксический разбор предложения, составление схемы предложения, графическое обозначение орфограмм, определение значения местоимений-прилагательных в тексте, заполнение таблицы.

Уметь анализировать определительные местоимения-прилагательные, выявлять их морфологические признаки, правильно образовывать и употреблять разные формы определительных местоимений-прилагательных, различать формы местоимений сам, самый.

Упр. 476

107

Роль местоимений-прилагательных и местоимений-числительных в простом и сложном предложении.

1

Обобщение и систематизация

Нахождение ошибок в характеристике местоимений, анализ предложений, проверочная работа.

Уметь определять синтаксическую роль местоимений-прилагательных и местоимений-числительных в простом предложении, выявлять функцию относительных местоимений-прилагательных в сложном предложении, составлять схемы сложных предложений и предложения по заданным схемам, правильно пунктуационно оформлять простые и сложные предложения.

Упр. 481 или 482

108

Морфологический разбор местоимения-прилагательного и местоимения-числительного.

1

Обобщение и систематизация

Словарный графический диктант, анализ слов, взаимоконтроль, анализ морфологических признаков местоимений, морфологический разбор

Уметь производить морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.

Упр. 486

109

Местоимение как часть речи.

1

Обобщение и систематизация

Словарный диктант с графическим объяснением орфограмм, морфологический разбор, изучающее чтение, рефлексивное чтение, работа по учебнику.

Уметь сопоставлять местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, выделять в них общее и различное.

Упр. 491

110 – 111

Р.р. Подробное изложение с использованием местоимений –прилагательных и местоимений-существительных.

2

Развитие речи

Беседа, пересказ текста, анализ типа речи, анализ стиля речи, составление плана, написание изложения.

Уметь анализировать текст, определять его стилистическую принадлежность и тип речи, делить текст на смысловые части, создавать вторичный текст, употреблять необходимые речевые средства, оформлять текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Подготовиться к контрольной работе.

112

Контрольная работа по теме «Местоимения-прилагательные и местоимения-числительные»

1

Контроль

Написание текста диктанта, графическое объяснение орфограмм, постановки знаков препинания, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор местоимений.

Уметь писать слова с изученными орфограммами, пунктуационно оформлять текст, графически объяснять орфограммы и постановку знаков препинания.

113

Повторение по теме «Местоимения-прилагательные и местоимения-числительные»

1

Повторение

Словарный диктант, словарно-орфографическая работа, морфологический разбор местоимений-прилагательных, местоимений-числительных.

Уметь производить разные виды разбора, правильно объяснять орфограммы и постановку знаков препинания.

Упр. 490

Причастие в языке и речи.

114 – 115

Грамматическое значение причастия.

2

Изучение нового материала

Словарный диктант, объяснение орфограмм, анализ таблицы, наблюдение над словами, анализ опознавательных признаков причастия, словарно-орфографическая работа, работа по учебнику.

Уметь анализировать и характеризовать грамматическое значение причастия, находить причастие в тексте по опознавательным признакам – суффиксам настоящего и прошедшего времени, отличать причастие от однокоренных прилагательных.

Упр. 500, составить схему определения причастия;

Упр. 501

116 – 117

Морфологические признаки причастия. Признаки глагола у причастия.

2

Изучение нового материала

Словарный диктант с графическим объяснением орфограмм, фронтальный опрос, тренировочный тест, выборочный диктант, анализ морфологических признаков причастия.

Уметь распознавать грамматические признаки глагола у причастия, конструировать предложения с причастиями, опознавать причастия в тексте.

Упр. 506;

Упр. 507

118

Морфологические признаки причастия. Признаки прилагательного у причастия.

1

Изучение нового материала

Объяснительный диктант, наблюдение над признаками прилагательного у причастия, анализ таблицы, словарно-орфографическая работа, работа по учебнику.

Уметь распознавать грамматические признаки прилагательного у причастия, правильно писать орфограммы-буквы в безударных падежных окончаниях причастий.

Упр. 512

119

Склонение причастий.

1

Изучение нового материала

Работа над орфограммами, склонение причастий по падежам, анализ таблицы.

Уметь правильно изменять по падежам причастия, правильно писать орфограммы-буквы в безударных падежных окончаниях причастий.

Упр. 519

120 - 121

Причастный оборот.

2

Изучение нового материала

Анализ предложений, составление схемы предложений, определение разряда местоимений, работа над орфограммами, графическое объяснение связи причастия с именем существительным, работа по учебнику.

Уметь распознавать причастный оборот, анализировать синтаксические связи между определяемым словом  и причастным оборотом, внутри причастного оборота, конструировать предложение с причастным оборотом, правильно употреблять причастный оборот в речи.

Упр. 528

122 – 123

Правописание причастного оборота.

2

Изучение нового материала

Тестовая работа, составление схемы причастного оборота, составление предложений с причастным оборотом, синтаксический разбор предложения, пунктуационный разбор предложения.

Уметь опознавать в предложении причастный оборот,

Упр. 535;

Упр. 538 (по вариантам)

124

Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных предложений.

1

Изучение нового материала

Составление предложения, синтаксический разбор предложения, замена причастных оборотов определительными придаточными, наблюдение над текстом.

Уметь анализировать и сопоставлять предложения с придаточным определительным и причастным оборотом, производить синонимическую замену придаточных определительных причастным оборотом, находить и исправлять речевые ошибки, связанные с неверным использованием причастных оборотов и придаточных предложений.

Упр. 542

125

Р.р. Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля.

1

Изучение нового материала, развитие речи.

Анализ предложений с ошибками, словарно-орфографическая работа, преобразование текста в схему, лексическая работа, подбор слов.

Уметь анализировать и сопоставлять книжные, нейтральные и разговорные слова, находить пометы у слов разной стилистической окраски в словарях, выделять признаки официально-делового стиля, использовать  в текстах официально-делового стиля конструкции с причастным оборотом.

Представить таблицу признаков официально-делового стиля речи в виде схемы-опоры с ключевыми словами.

126 – 127

Р.р. составление текста официально-делового стиля.

2

Развитие речи.

Беседа, ответы на вопросы, чтение текстов, самостоятельная исследовательская работа, написание автобиографии.

Уметь анализировать тексты автобиографий разного стиля, обнаруживать в них признаки стиля  и их языковые черты, создавать собственные тексты – автобиографии.

Составить автобиографию в виде презентации.

128 – 129

Действительные и страдательные причастия.

2

Изучение нового материала

Словарный диктант, словарно-орфографическая работа, составление схемы, проверочный тест, устранение ошибок в употреблении причастий, составление таблицы, заполнение таблицы примерами, комментированное письмо.

Уметь анализировать действительные и страдательные причастия, выявлять разницу в их значениях, определять время причасти, находить и исправлять речевые ошибки, связаннее с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в речи, устанавливать зависимость образования действительных причастий от глагольных признаков: вида и спряжения.

Уметь рассказать о причастиях на основе схемы, упр. 560;

Составить схему об особенностях действительных причастий настоящего времени, упр. 566.

130

Действительные причастия настоящего времени.

1

Изучение нового материала

131

Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени.

1

Изучение нового материала

132

Действительные причастия прошедшего времени.

1

133 – 134

Буквы гласных перед суффиксом

–вш- в действительных причастиях прошедшего времени.

2

135

Страдательные причастия настоящего времени.

1

136

Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

1

137

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

138

Буквы гласных перед суффиксом

–нн- в страдательных причастиях прошедшего времени.

1

139

Контрольная работа по теме «Причастие»

1

140

Повторение по теме «Причастие».

1

141

Краткие страдательные причастия.

1

142 – 143

Буквы Е, Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

2

144 – 146

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

3

147

Р.р. Свободный диктант.

1

148

Правописание суффиксов кратких страдательных причастий.

1

149 – 150

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

2

151 – 152

Причастие как член предложения.

2

153 – 154

Р.р. изложение текста – рассуждения.

2

155

Морфологический разбор причастия.

1

156

Контрольный диктант по теме «Причастие».

1

157

Повторение оп теме «Причастие»

1

Повторение.

158 – 160

Морфология.

3

161 – 163

Синтаксис и пунктуация.

3

164 – 167

Орфография.

4

168

Лексика. Речь.

1

169 – 170

Р.р. Подробное изложение.

2

171

Синтаксис.

172 – 175

Резервные уроки.

4

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 6 класс (Бунеев)

рабочая программа по русскому языку для работающих по программе Бунеева...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...