Рабочая программа по русскому языку для 7 класса Ладыженская.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме

Галимуллина Гульназ Наильевна

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе учебника Ладыженской на 175 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

«Согласовано»

«Согласовано»

Руководитель МО

Заместитель директора по УР

Директор

 

 

___________________     / ________________/

___________________     /  _________________/

___________________     / ______________/

Протокол № _____   от

Приказ № _____   от

« _____» ______________ 20___ года

« _____» ______________ 20___ года

« _____» ______________ 20__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по русскому языку, базовый уровень

 7 а, б классы, базовый уровень

Рассмотрено на заседании

                                      педагогического совета

протокол № ______  от

« _____» _______________ 20___ года

2012 – 2013 учебный год


Пояснительная записка

Основными документами для разработки рабочей программы являются:

  1. государственный образовательный стандарт основного общего образования (федеральный и национально-региональный компонент), 2004 год;
  2. региональный  базисный учебный план (далее БУП РТ -2012) для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям;
  3. федеральная примерная (типовая) программа по русскому языку, 2004 год, и авторская программа по русскому языку для 5-9 классов ощеобразовательных учреждений М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанской (М.: Просвещение, 2006)
  4. федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год;
  5. требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  6. приказ МОиНРТ от 29 апреля 2010 года № 1763/10 «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов образовательными учреждениями Республики Татарстан»;
  7. локальный акт «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов по образовательному учреждению».
  8. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 4 сентября 2008 г. № 03-1905 «Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И.Солженицына в общеобразовательных учреждениях»

Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе указанных выше документов.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:

♦ Познакомить с самостоятельными (причастие, деепричастие, наречие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи.

♦   Формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные  языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять на письме  причастные и деепричастные обороты; работать с текстом.

♦   Совершенствовать речемыслительную деятельность. Коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов.

♦   Воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

        

В данной программе отражён как федеральный, так и НРК. По базисному плану предусмотрено 175 часов в год (3 часа в неделю), дополнительно из компонента ОУ УП дается 70 часов.

Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии:

  1. культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
  2. социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
  3. информационно-методологическую (человек-информация).

В работе учитель использует элементы следующих образовательных технологий: личностно-ориентированного обучения И.Якиманской, технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова, технологии дифференцированного обучения, современных компьютерных технологий, следит за соблюдением основных принципов здоровьесберегающих технологий.

Расширенное изучения русского языка связано

 - с усилением практической отработки полученных ЗУН (уроки-практикумы, решение тестов, направленных на подготовку к ГИА)

 - с развитием речевых навыков (умение строить устную и письменную речь, используя средства языка )

 - с овладением приемами компрессии (сжатия ) текста.

В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен знать/понимать

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны ЗНАТЬ определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими УМЕНИЯМИ и НАВЫКАМИ:

♦  Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами.

 ♦  Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами.

♦  Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы , обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По ПУНКТУАЦИИ. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По   СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, словарный, творческий, сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста

                                                       

Учебно-тематическое планирование по русскому языку

Классы: 7 А класс 

Учитель: Левочкина С. А.

Количество часов:   всего 175 часов;   в неделю 5 часов.

Плановых контрольных уроков    

Уроков развития речи  

Административных контрольных уроков        часов.

Планирование составлено на основе   авторской программы М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской,Н.М.Шанского для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы, 9-е изд. - М.: «Просвещение», 2006.

Учебник:  учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 7 класс. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская,  О.М.Александрова и др. Москва «Просвещение» 2007 год.

Дополнительная литература:

  1. Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова «Поурочные разработки по русскому языку». Москва «ВАКО», 2012г.
  2. Г.Н.Владимирская Уроки русского языка в 7 классе Книга для учителя .Москва ТЦ «Сфера», 2004г.
  3.  Научно-методический журнал «Русский язык в школе».  Москва ООО «Наш язык».  
  4. Научно-популярный и учебно-методический журнал «Русский язык в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».  
  5. А.Б.Малюшкин Тестовые задания по русскому языку 7 класс. Москва ТЦ «Сфера», 2010 г.
  6. С.В. Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе. Ростов –на-Дону «Феникс» 2005 г.
  7. Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань: РИЦ «Школа», 2010 г.
  8. Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников».Москва «Школьная пресса»

Список электронных пособий по русскому языку

1\CD\ "Репетитор по русскому языку КиМ 2008 CD-ROM" (Нью Медиа Дж)

2\CD\ "Русский язык. Средняя школа. 8 класс" (1С)

3\CD\ "Сдаем ЕГЭ 2008 + Ю.Репетитор. Русский язык" (1С)

4\CD\ Интерактивный плакат. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка

5\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. 4.1 Гласные и безгласные (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)

6\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. 4.2 Согласные (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)

7\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Ч.З Части и запчасти (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
8. \CD\ " Уроки русского языка КиМ 8-9 кл. DVD-BOX CD-ROM" (Нью Медиа)

9.        \CD\ " Пишем излoжeниe(Jewel) (Новый диск)'

          10.\СО\"1С:Школа Привет, причастие!

          11.\ CD\ 1С: Русский язык, 8 класс

Литература для учащихся:

1  Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 1995. -383с.;

2 Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;

3 Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.;

4   Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.;

5  Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998. -300с.;

6   Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.;

7  Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

8 Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. –М.: Просвещение, 1994. -107с.;

9 Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;

10  Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учебное  пособие  для общеобразовательных  учебных  заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996. -269с.;  

11  Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.:  Аванта+, 1998, 701с.;

12  компьютерный   диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.

13 Ресурсы Интернета: Власова Е.И. Обучение школьников разным видам чтения.

14 Ресурсы Интернета: Лопатухина Т.А., Короленко Ж.В. Компетентностный подход к созданию системы  упражнений для обучения видам иноязычной речевой деятельности.

15 Ресурсы Интернета: Соловьёва Н.Н.  Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов)

Учебно-тематический план  

Наименование разделов

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи

Количество часов базового компонента

Количество часов компонента ОУ УП

Введение                                        

1

-

-

-

Повторение изученного в 5-6 классах

11

5

1

3

Причастие

18

14

1

7

Деепричастие

8

4

1

2

Наречие

17

17

1

6

Слова категории состояния

2

4

-

2

Предлог

9

4

1

2

Союз

9

8

1

2

Частицы

13

9

1

4

Междометия

1

3

-

-

Повторение изученного в 7 классе

15

2

-

2


Итого


105

         70


7


30

Используемые условные знаки

* -  уроки, данные на расширение материала




Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля и измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата

план

факт

1,2

Русский язык как развивающееся явление

2

Урок  изучения нового материала

Классификация современных славянских языков, сравнительный анализ соответствий славянских языков на всех уровнях, особенно в лексике

 Лекция с элементами беседы.

Уметь выделять ключевые слова в тексте, уметь объяснять орфограммы, уметь подбирать синонимы

с. 5 (вопросы) упр.5

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

(16 час.)

3,4

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор

2

Уроки повторения

Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения.  Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения Синтаксический и пунктуационный разборы

Практикум, самостоятельная работа

Знать, чем отличаются:

-словосочетания от предложений,

- простые предложения от сложных,

 главные члены предложения от второстепенных.

Уметь расставлять знаки препинания в простом  осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила.

Упр.8, с.7 (вопросы), упр.12

5-

6*

Лексика и фразеология

2

Уроки повторения

Лексический состав языка. Лексические нормы

Практикум, самостоятельная работа

Знать определения, уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, пользоваться словарями, соблюдать лексические нормы, проводить анализ художественного текста, обнаруживая  в нём примеры употребления слова в переносном значении

Упр.16

 7 –

8*

Фонетика и орфография

2

Уроки повторения

Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм

Практикум, самостоятельная работа

Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов. Пользоваться орфоэпическим словарём. Обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

У. 18

9

10

Словообразование и орфографияМорфемный и словообразовательный разбор

2

Уроки повторения

Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем

Практикум, самостоятельная работа

Знать способы образования слов.

 Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов различных частей речи, анализировать словообразовательные гнёзда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слов

Упр. 26, упр. 30

11

12*

13*

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

3

Уроки повторения

Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка

Самостоятельная работа, практикум.

Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения

Упр.34

Упр.39

Упр.41

14

15


 

Контрольный диктант на повторение пройденного материала.   Анализ контрольного диктанта.

2

Урок контроля

Диктант.

Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения

Составить словарный диктант, упр.41

16





РР Текст

1

Урок развития речи

Текст. Средства связи предложений в тексте.

Работа с текстом.

Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения, уметь понимать авторскую позици

Упр.45

17

18*

РР Подготовка к сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью»

2

Урок развития речи

Эмоционально-экспрессивная сторона речи, метафоричность как одно из свойств художественного текста

Сочинение по картине; самостоятельная работа

Уметь описывать картину, выбирая языковые средства в соответствии с темой, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

П.10, упр.58 (подобрать из газет или журналов текст, составить рассказ о публицистическом стиле, используя таблицу и материал параграфа. Инд. Задание: упр.62 – подготовить устное выступление-обращение в публицистическом стиле (уточнить тему, записать развернутый план)

19

РР Стили литературного языка

1

Урок развития речи

Стили литературного языка  Стилевые черты

Составление таблицы,

практикум.

Уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения, уметь понимать авторскую позицию

Упр. 43 (графически объяснить написание окончаний глаголов)

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

ПРИЧАСТИЕ

(32 час.)


20

Причастие как часть речи

1

Комбинированный урок

Морфологические признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль

Беседа.

Знать определение причастия, грамматические признаки.

 Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи

П.9, упр.56 (определить стиль текста, выписать причастия, указать их род, число, падеж). Упр.57 (списать, расставить знаки препинания, определить вид, время причастий)

21

РР Публицистический стиль

1

Урок развития речи

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности

Самостоятельная работа, практикум.

Знать особенности публицистического стиля: назначение, сферу употребления, языковые приметы.

Уметь определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать, уметь читать и воспринимать текст публицистического характера на слух, определять языковые средства, характерные для этого стиля

Подготовить устное сообщение о причастии, доказывая слова Ломоносова: «Они служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»

22

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

Урок изучения нового материала

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Самостоятельная работа.

Знать, что причастия склоняются так же, как прилагательные.

Уметь при сопоставлении делать выводы, определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму\

П.11, упр.67 (списать, причастия поставить в нужном падеже, роде, числе). Найти в учебниках физики, истории, географии предложения, в которых употреблены причастия, записать их.

23

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

1

Уроки изучения нового материала

Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота

Практикум, объяснительный диктант.

Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого.

Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом

П.12, упр.70 (выписать предложения с причасными оборатами, расставить знаки препинания). Подг. связный рассказ о роли причастия  в словосочетании.

24

РР Описание внешности человека

1

Урок развития речи

Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные слова»)

Самостоятельная работа.

Сочинение.

Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своём тексте прилагательные и причастия, основные средства связи предложения; местоимение, подбор слов, синонимы, описательные обороты

П.12, упр.73 (списать, обозначить причастный оборот, расставить знаки). Подобрать из художественных произведений предложения с причастными оборотами).

25

Действительные и страдательные причастия

1

Урок изучения нового материала

Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления

Распрделительный диктант.

Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания

Сочинение-описание «Литературный портрет друга».

26

Краткие и полные  страдательные причастия

1

Урок изучения нового материала

Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении

Практикум. Свободный диктант.

Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных.

Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль

П.14, упр.83 (списать, определить разряд причастий, расставить знаки препинания)

27*

Действительные причастия настоящего времени.

1

Уроки изучения нового материала

Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных  причастий

Практикум, работа по карточкам.

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени.

Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ/ющ-,- ащ/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать

 

П.16, упр.90 (образовать действительные причастия, определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия, выделить суффиксы причастий).

28

Действительные причастия прошедшего времени

1

Урок изучения нового материала

Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы

Эвристическая беседа, практикум.

Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределённой форме глагола.

Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, проверять себя по словарю

П.17, упр.99 (заменить глаголы действительными причастиями, составить предложения с причаст. оборотами0. стр.26-44, выучить словарн. слова:, инд. Задание: упр.100 (прочитать, составить вопросный план текста, найти в тексте причастия, ключевые слова текста)

29

30*

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

2

Уроки изучения нового материала

Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия.

Лингвистическая задача, самостоятельная работа

Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола,  обосновывать выбор  гласных  в окончаниях глаголов и суффиксов –ом- (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно; согласовывать причастие  с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом

П.18, упр.104 (выписать страдательные причастия)

31

РР Изложение с изменением формы действующего лица

1

Урок развития речи

Изложение с изменением формы действующего лица

Самостоятельная работа

Адекватно понимать содержание текста, воспринимать его на слух, составлять план, уметь излагать текст от 3-го лица

П.19, упр.108

32

33*

Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед одной Н в полных и кратких страдательных причастиях

2

Уроки изучения нового материала

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Лингвистическая задача.

Знать способы образования причастий.

Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий

П.15, упр.89

П.21, упр.118

34* 35*

36*

37*

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.Одна и две   буквы Н  в суффиксах кратких  страдательных причастий и в отглагольных прилагательных

4

Уроки изучения нового материала и уроки  закрепления изученного

Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола.

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных

Лингвистическая задача, свободный диктант.

Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи. Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи

П.22, упр.120

П.23, упр.136

П.24, упр.136

П.24, упр.137

38

Морфологический разбор причастия

1

Комбинированный урок

Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль

Самостоятельная работа,  словарный диктант.

Знать порядок морфологического разбора причастий.

Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи

Повтор. П. 9-19

39

40*

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

2

Уроки изучения нового материала

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Лингвистическая задача.  

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.  Уметь различать НЕ- приставку, НЕ- часть корня, НЕ- частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы

П.25, упр.142

41*

42*

РР Выборочное изложение с описанием внешности

2

Уроки развития речи

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека

Самостоятельная работа

Адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информацию, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности

Упр. 151

Упр.153

Упр.154

43

44*

РР Сочинение по личным впечатлениям на тему «Вы с ним знакомы»

2

Уроки развития речи

Описание внешности человека

Самостоятельная работа

Знать определение «литературный портрет», структуру, языковые особенности текста-описания внешности человека; определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал; использовать полные и краткие причастия в речи

Выписать словарные слова

45

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Урок изучения нового материала

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий

Практикум.

Знать условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих

Составить словарный диктант

46

47

Повторение по теме «Причастие»

2

Повторительно-обобщающие уроки

Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий

Контрольный словарный диктант.

Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом

Контрольное списывание

48

Контрольный тест по теме «Причастие»

Урок контроля

Контрольный словарный диктант.

Уметь различать страдательные причастия от действительных, правильно находить их в заданных текстах.

49*

Анализ теста

Комплексный анализ текста

1

Комбинированный урок

Тема.

Основная мысль.

Типы речи.

Стиль текста.

 Орфограммы по теме «Причастие»

Работа над ошибками, самостоятельная работа, работа с текстом

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Уметь понимать авторскую позицию

П.26, упр.161 (исправить ошибки в употреблении деепричастий)

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

(12 час.)

50

52*

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

3

Уроки изучения нового материала

Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные  признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастия, деепричастный оборот; знаки препинания  при деепричастном обороте.   Выделение одиночного деепричастия запятыми

 

Объяснительный диктант.

Знать лексическое , грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения. Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что действие производится одним и тем же лицом, что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям

П.27, упр.166 (заменить глагоды деепричастиями, причастиями, расставить знаки препинания). Найти в повести Н.В.Гоголя предложения с деепричастными оборотами, сделать вывод о функциях деепричастия в речи.

Упр.240, написать сочинение о труде (заметку, интервью, репортаж) для стенгазеты в рубрику «Учимся работать».

53

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1

Урок изучения нового материала

НЕ с деепричастиями

Практикум, работа по карточкам.

Знать правило правописания НЕ с деепричастиями, уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему

П.28, упр.173 (списать, расставляя пропущенные запятые), обозначить условия выбора НЕ с разными частями речи). Составить связный рассказ о деепричастии.

54 55*, 56*

Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида

3

Уроки изучения нового материала

Деепричастия несовершенного  и совершенного вида и их образование

Диктант «Проверь себя».

Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий, интонационно правильно читать предложения с деепричастным оборотом,        правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом

П.29, упр.175, списать, заменить глаголы деепричастиями несовершенного вида. По упр.175 составить текст.

П.30, упр.185 (определить тему, расставить знаки препинания, обозначить деепричастные  обороты, выписать специальные слова, относящиеся к спорту)

55

58

РР Сочинение-рассказ на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины

2

Уроки развития речи

Рассказ по картине

Самостоятельная работа

Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

П.26-31 - повторить

59

Морфологический разбор деепричастия

1

Комбинированный урок

Морфологический разбор

Практикум

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения  с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи

Сочинение-миниатюра «Зимние забавы».

60*

Повторение по теме «Деепричастие»

1

Повторительно-обобщающий урок

Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания с деепричастным оборотом

Самостоятельная работа, словарный диктант.

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения  с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи

П.26-31 - повторить

61

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

Урок контроля

Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания с деепричастным оборотом

Контрольный диктант.

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения  с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи

Повторить словарные слова

НАРЕЧИЕ

(34час.)

62

63*

Анализ диктанта

Наречие как часть речи

2

Уроки изучения нового материала

Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Практикум, самостоятельная работа

Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных признаков

Составить предложения с наречиями.

64

65*

Смысловые группы наречий

2

Уроки изучения нового материала

Разряды наречий по значению. Употребление наречий

Самостоятельная работа

Знать разряды наречий по значению. Уметь находить наречия в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли

Составить связный рассказ о группах наречий

66*

РР Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И.Попова «Первый снег»)

1

Урок развития речи

Сочинение в форме дневниковых записей

Самостоятельная работа

Уметь отбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись). Уметь работать с черновиками

Дописать сочинение

67

68*

Степени сравнения наречий

2

Уроки изучения нового материала

Образование степеней сравнения наречий

Самостоятельная работа. Объяснительны йдиктант.

Знать способы образования степеней сравнения, критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной  степеней  прилагательных  и наречий, приёмы распознавания морфологических омонимов; уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков

П.34, упр. 221

69

Морфологический разбор наречия

1

Урок изучения нового материала

Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи

Практикум, самостоятельная работа

Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов

П.35, упр.222

70

РР Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища»

1

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение

Беседа, самостоятельная работа

Уметь выражать свои мысли по затронутой проблеме

Дописать сочинение

71

72*

73*

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е

3

Уроки изучения нового материала

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е

Практикум, самостоятельная работа

Знать морфологическое правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания

П.36, упр.223

Упр.225

Упр.227

74

75*

76*

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий

3

Уроки изучения нового материала

Правописание отрицательных наречий

Лингвистическая задача, самостоятельная работа.

Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-НИ, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-НИ  в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях

П.37,  составить 10 словосочет-й

Упр.231

Составить лингвистический рассказ «Буквы Е и И в приставках отрицательных наречий и местоимений»

77

78*

Одна и две буквы Н в наречиях

2

Уроки изучения нового материала

Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на О-Е

Лингвистическая задача, самостоятельная работа

Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы, уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия

П.38, упр.236

Придумать 4 предложения с краткими прилагательными и наречиями, образованными от прилагат-х.

79*

80*

РР Описание действий

2

Уроки развития речи

Сочинение-описание действий (на основе наблюдений)

Самостоятельная работа

Уметь создавать текст описания действий: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание, готовить рабочие материалы

Дописать сочинение.

81

Буквы О-Е после шипящих на конце наречий

1

Урок изучения нового материала

Буквы О-Е после шипящих на конце наречий

Самостоятельная работа. Словарная работа.

Знать правила выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограммой, определять общее в написании разных частей речи с О-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщённое правило

П.40, упр.243

82

83*

Буквы О и А на конце наречий

2

Уроки изучения нового материала

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С,В,НА,ЗА

Лингвистическая задача, самостоятельная работа

Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять и анализировать роль наречий в связных текстах

Выписать из толкового словаря по 2 слова с разными приставками

84

РР Подробное изложение с элементами сочинения

1

Урок развития речи

Композиционные элементы рассказа, порядок следования частей рассказа

Самостоятельная работа

Уметь пересказывать исходный текст подробно,  при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения

Составить словарный диктант.

85

РР Описание животного, человека и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья»

1

Урок развития речи

Описание животного, человека и действий человека

Самостоятельная работа. Сочинение.

Уметь формулировать замысел, тему, основную мысль сочинения

Дописать сочинение

86 87*

88*

Дефис между частями слова в наречиях

3

Уроки изучения нового материала

Дефис между частями слова в наречиях

Лингвистическая задача. Словарный диктант.

Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой

П.42, упр.251

Упр.253

Упр.255

89

90*

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

2

Уроки изучения нового материала

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Лингвистические задачи, самостоятельная работа

Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом

Заполнить таблицу своими примерами

п.43, упр. 260.

91

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Урок изучения нового материала

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Практикум. Работа по карточкам.

Знать правило, уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения

П.44, составить 5 предложений

92

93*

Повторение по теме «Наречие»

2

Уроки повторения

Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий

Самостоятельная работа. Контрольный словарный диктант.

Уметь распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков , синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова  других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения  слитного и раздельного написания наречий, производить словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей, соблюдать языковые нормы употребления наречий

Повторить п.33-44

94

Контрольный тест по теме «Наречие»

1

Урок контроля

Правописание наречий

Самостоятельная работа

Уметь безошибочно выполнять тесты

Составить словарный диктант

95*

Анализ теста

Комплексный анализ текста

1

Урок повторения

Тема.

Основная мысль.

Тип речи.

Стиль текста.

Орфограммы по теме наречия

Работа с текстом.

Уметь работать над ошибками, допущенными в контрольном тесте

Работа над ошибками

КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

(6 час.)

96, 97*

98*


Категория состояния как часть речи

3

Уроки изучения нового материала

Вопрос о словах категории состояния

лингвистическая задача, самостоятельная работа.

Знать общее значение слов категории состояния, уметь сопоставлять наречия и эту группу слов на основе анализа их синтаксической роли, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова состояния в тексте

П.45, составить 5 предложений со словами категории состояния.

Упр.277.

Упр.279

99

Морфологический разбор категории состояния

1

Урок изучения нового материала

Морфологические признаки категории состояния, синтаксическая роль

Практикум, словарный диктант.

Знать порядок разбора слов категории состояния, уметь разбирать слова морфологически

П.46, упр.280

100*

РР Сжатое изложение с описанием состояния природы по тексту А.И.Солженицына «Молния"

1

Урок развития речи

Сжатое изложение с описанием состояния природы

Самостоятельная работа

Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия и слова категории состояния для описания природы

Контрольные вопросы

101*

РР Сочинение на лингвистическую тему

1

Урок развития речи

Сочинение на лингвистическую тему

Самостоятельная работа

Уметь отстаивать своё мнение с помощью аргументов, развивать навыки написания текста рассуждения

Дописать сочинение

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

(1 час)

102

Самостоятельные и служебные части речи

1

Урок повторения

Служебные части речи. Служебные слова и их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи

Практикум, самостоятельная работа

Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы и частицы как   служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи

П.47, написать сочинение-миниатюру «Утро в городе».

ПРЕДЛОГ

(13 час.)

103

104*

Предлог как часть речи

2

Уроки изучения нового материала

Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении

Лингвистическая задача, самостоятельная работа

Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении.  Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями

П.48, упр.288

Упр.289

105-106

Употребление предлогов

2

Уроки изучения нового материала

Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными

Практикум, работа с карточками.

Знать об однозначных и многозначных предлогах; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки

П.49, упр.294

Упр.295

107

108*

Непроизводные и производные предлоги

2

Уроки изучения нового материала

Непроизводные и производные предлоги

Лингвистическая задача.

Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи

П.50, упр.300

Упр.302

109

110*

Простые и составные предлоги

2

Уроки изучения нового материала

Простые и составные предлоги

Практикум, самостоятельная работа

Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные» предлоги

П.51, упр.304

Упр.306

111

Морфологический разбор предлога

1

Повторительно-обобщающий урок

Морфологические признаки предлога

Практикум.

Знать порядок морфологического разбора предлога, уметь выполнять морфологический разбор

П.52, упр.307

112

113

РР Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу

2

Уроки развития речи

Рассказ на основе увиденного на картине

Самостоятельная работа

Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания, строить своё высказывание с использованием сложных композиционных форм, соблюдать стилевое единство текста, использовать изобразительные средства языка

Повторить п.47-52

114

115*

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

Уроки изучения нового материала

Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах.

Самостоятельная работа.

Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять их в речи

П.53, упр.308

Упр.311

СОЮЗ

(17 час.)

116

Союз как часть речи

1

Урок изучения нового материала

Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях.

Практикум.

Знать о союзе как служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении

 

П.54, упр.315

117

118*

Простые и составные союзы. Союзы подчинительные и сочинительные

2

Уроки изучения нового материала

Простые и составные союзы

Практикум.

Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы

П.55, упр.318

П.56-57, упр.323, 326

119

120*

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

2

Уроки изучения нового материала

Запятая перед союзами в простом и сложном предложении

Практикум.

Уметь правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями

Составить 4 предложения

121

122*

Сочинительные союзы

2

Уроки изучения нового материала

Группы сочинительных союзов, их назначение

Практикум.

Знать группы сочинительных союзов, их назначение; выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями

П.56, упр.323

П.57, упр.326

123

124*

Подчинительные союзы

2

Уроки изучения нового материала

Группы подчинительных союзов по  значению

Практикум, самостоятельная работа.

Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений

П.59, упр.337, 339

125*126*

РР Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему

2

Уроки развития речи

Рассуждение на дискуссионную тему

Самостоятельная работа.

Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение, аргументировать свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с ними: чтение – роскошь И.А.Гончаров («Обломов»); «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать» (Дидро). Уметь правильно выражать свои в соответствии с литературными нормами; использовать в речи сложные предложения с разными группами союзов

Повторить п.54-60

127

128*129*

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

3

Уроки изучения нового материала

Слитное написание союзов. Отличие написания союзов тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же

Лингвистическая задача, самостоятельная работа.

Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме

П.61, упр.344

Упр. 345

Упр. 346

130-131*

Повторение сведений о предлогах и союзах

2

Уроки повторения

Общее и отличное между предлогами и союзами.  Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных  с предлогами. Предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении.

Самостоятельная работа.

Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски

П.54-61 – повторить.

Упр.355

132

Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы»

1

Урок контроля

Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных  с предлогами

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Уметь опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме

Составить словарный диктант

ЧАСТИЦА

(22 час.)

133, 134*,

135*

Анализ диктанта

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы

3

Уроки изучения нового материала

Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении.

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Практикум, самостоятельная работа.

Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий,  роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола

П.62, упр.359

Сочинение-миниатюра «Если бы я был…».

136, 137*, 138*

Смысловые частицы

3

Уроки изучения нового материала

Разряды частиц. Смысловые частицы

Практикум. Работа с карточками.

Знать разряды частиц по значению, роль смысловых частиц, уметь распознавать частицы; отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки

П.67, упр.387,

Упр.391

Упр.389

139-140

Раздельное и дефисное написание частиц

2

Уроки изучения нового материала

Раздельное и дефисное написание частиц

Лингвистическая задача, самостоятельная работа

Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами

П.65, упр.378

Упр.381

141-142

РР Сочинение-рассказ с использованием картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

2

Уроки развития речи

Сочинение-рассказ с использованием картины

Самостоятельная работа

Уметь описывать произведение живописи, правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами

Выписать словарные слова

143

Морфологический разбор частицы

1

Урок повторения

Общее значение, правописание частиц

Практикум, самостоятельная работа.

Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать

П.66, упр.384

144-145*

Отрицательные частицы НЕ и НИ

2

Уроки изучения нового материала

Отрицательные частицы. Роль отрицательных частиц

.

Лингвистическая задача, практикум.

Понимать смысловое значение и роль частиц НЕ и НИ.  Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи. Уметь понимать смысловое значение частицы НИ. Уметь определять смысловое значение частицы НИ, уметь различать частицу НЕ и НИ на письме, приставку НЕ и частицу НЕ

П.67, составить 6 предложений

146-147*

Различение частицы и приставки НЕ

2

Комбинированные уроки

Правописание НЕ с разными частями речи. Орфоэпические нормы

Лингвистическая задача, самостоятельная работа.

Уметь применять правила написания
НЕ с различными частями речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях, неопределённых местоимениях

П.68, упр.394

Упр.396

148-149*

РР Сочинение-рассказ по данному сюжету

2

Уроки развития речи

Рассказ по данному сюжету

Самостоятельная работа

Уметь создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания; распространять текст характеристикой героев, элементами описания, диалогом, сохраняя при этом его целостность; правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка

Повторить п.62-68

150-151*

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ

2

Комбинированные уроки

Правописание НИ с разными частями речи.

Ппрактикум.

Уметь различать частицу НИ, приставку НИ, союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения

П.69, упр.403

Упр.406

152

Повторение по теме «Частица»

1

Урок повторения

Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ-НИ.

Самостоятельная работа, словарный диктант.

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи

Упр.414, письмо по памяти

153

Контрольный тест по теме «Частица» и его анализ

1

Урок контроля и урок коррекции

Роль частиц в предложении. Правописание частиц. Классификация и исправление допущенных ошибок

Тест.

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры

Повторить п.62-69

154

Анализ теста

Повторение по теме «Частица»

1

Урок повторения

Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ-НИ. Употребление частиц с разными частями речи

Самостоятельная работа.

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи

Составить словарный диктант «Мои ошибки».

МЕЖДОМЕТИЕ

(4 час.)

155

156* 157*

Междометие как часть речи

3

Уроки изучения нового материала

Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий

Практикум.

Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи

П.70, упр.416.

Написать лирическую миниатюру «Весенняя капель».

Подготовить устное высказывание о группах междометий.

158*

Дефис в междометиях Знаки препинания при междометии

1

Урок изучения нового материала

Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях

Практикум.

Знать условия дефисного написания междометий, уметь интонационно и   пунктуационно выделять междометия

Упр.420

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

( 17 час.)

159

160

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи

2

Уроки повторения

Разделы языкознания. Признаки текста, типы текста. Особенности стилей речи

Практикум, самостоятельная работа.

Знать разделы языкознания, признаки текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте

Упр.423

Упр.425

161-162

РР Сочинение на одну из тем: «Удивительное рядом», «Дело мастера боится»

2

Уроки развития речи

Самостоятельная работа

Уметь создавать собственный текст по заданной теме, составлять план, выбирать тип речи и определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки; соблюдать нормы литературного языка

Упр.427

163

Фонетика. Графика

1

Уроки повторения

Фонетический разбор

Практикум, самостоятельная работа.

Уметь разбирать слова фонетически, работать со словарём

Фонетический разбор трех слов.

164-165

Лексика и фразеология

2

Уроки повторения

Лексические группы слов

Практикум, самостоятельная работа

Уметь определять лексические группы слов, работать со словарями

Написать рекомендации своим одноклассникам «Как не допускать лексических ошибок».

166

Морфемика. Словообразование

1

Уроки повторения

Словообразовательный разбор, разбор слова по составу

Практикум, самостоятельная работа.

Уметь производить словообразовательный разбор, разбор слова по составу

Морфологический разбор пяти слов.

167

168

Морфология

2

Уроки повторения

Самостоятельные и служебные части речи

Практикум, самостоятельная работа.

Уметь различать слова разных частей речи, делать морфологические разборы

Определить части речи в тексте.

169

170

Орфография

2

Уроки повторения

Виды орфограмм

Практикум, самостоятельная работа.

Уметь владеть правильным способом применения изученных правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания

Подобрать 5 примеров на разные правила.

171

172

Синтаксис

2

Уроки повторения

Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор

Практикум, самостоятельная работа.

Уметь производить синтаксический разбор, конструировать предложения по схемам

Составить 4 предложения

173

174

Пунктуация

2

Уроки повторения

Знаки препинания в простом осложнённом и в сложном предложениях

Практикум, самостоятельная работа.

Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом  и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы

Составить предложения с однородными членами.

175

Итоговое тестирование за курс русского языка седьмого класса

1

Урок контроля

Тест.

Уметь работать с тестовыми заданиями

Доделать тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку.8 класс. Ладыженская

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-...

Рабочая программа по русскому языку.9 класс. Ладыженская.

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Ладыженская

Развёрнутое тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс, ладыженская, фгос

Программа по строена в соответствии с требованиями ФГОС на основе рабочей программы под ред. Ладыженской...

Рабочая программа по русскому языку,6 класс (Ладыженская)

Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образова...

Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. Ладыженская. ФГОС. 2014 ч.

Рабочая программа соотвестствует требованиям ФГОС. Тематическое планирование отражает УУД,...