Подготовка к сжатому изложению текста
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Дать понятие о сжатом изложении, повторить  способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon izlozhenie_podgotovka.ppt157 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Подготовка к сжатому изложению текста.

Слайд 2

Цели урока: Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся.

Слайд 3

Орфоэпическая пятиминутка. Оптовый, общо, торты, каталог, генезис, свекла, договор, водопровод, цепочка, хаос, щавель, цемент, танцовщица, феномен, фетиш, форзац, фарфор, приданое, ломоть, баловать, бармен, дремота, жалюзи, кедровый, квартал, закупорить, звонить, красивее, крапива, коклюш.

Слайд 4

Тестовые задания. В 1. З амените слово вырубилось из предложения стилистически нейтральным синонимом. Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество.

Слайд 5

Все выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей. В2 Из предложения выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Слайд 6

В3 из предложений выпишите слово, правописание приставки, в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется – С , если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный» Потом застелил всю комнату белыми скатертями. Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нем несколько яблок, мандаринов. Расставил свечи, подготовил музыку.

Слайд 7

В 4 из предложений выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: « В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н-, от существительного, основа которого оканчивается на –Н , пишется -НН» Но, например, он умел быть желанным гостем. Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет.

Слайд 8

В 5 в приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие при вводном слове. Это был,(1) конечно,(2) лучший Новый год в моей жизни. Без телевизора,(3) музыки,(4) обжорства.

Слайд 9

В 6 в приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения. Денег у нас было мало,(1)и мы купили то,(2) что смогли. Все выбирал хозяин,(3) и мне оставалось только удивляться,(4) зачем,(5) например,(6) нужны два десятка белых бумажных скатертей.

Слайд 10

В 7 в приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Но,(1) например,(2) он умел быть желанным гостем. Он удивлял меня тем,(3) что у него всегда находилась идея,(4) с которой можно к кому-нибудь прийти.

Слайд 11

В8 замените словосочетания бумажных скатертей, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание .

Слайд 12

В9 выпишите грамматическую основу из предложения: Серега был настоящим художником.

Слайд 13

В 10 среди предложений найдите предложения с однородными членами. Найдите номера этих предложений. (7) если он знал, что…. (13) и он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а всегда с художником.

Слайд 14

Сжатое изложение текста Форма сжатого изложения призвана проверить ваше умение понимать устную речь, воспроизводить ее в письменной форме, выделяя основное и опуская несущественное. Краткий пересказ несколько труднее, чем подробный. При написании сжатого изложения от вас требуется выбрать из текста основное, передать его связно не нарушая логики повествования. Итак, давайте вспомним, что такое текст.

Слайд 15

Текст -это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Тема – предмет, явление, событие, ставшее объектом описания, повествования или рассуждения. Это то, о чем говорится в тексте. Идея – это главная мысль текста; то, что хотел сказать автор.

Слайд 16

Микротема – это подтема ,часть одной общей темы. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Слайд 17

№ абзаца микротема 1 Мы часто переживаем потому, что не понимают нас, но уверены, что сами понимаем окружающих. 2 Возможно, первый шаг к пониманию состоит в размышлении над тем, чего не хватает нам самим. 3 Для понимания мира и человека необходимо воображение. 4 Кроме воображения, для понимания нужно внимание к людям и сострадание к ним.

Слайд 18

сжатие текста – это передача главного в каждом абзаце и во всем тексте в целом; замена конкретного и отдельного обобщающим, а также исключение несущественного.

Слайд 19

Способы сжатия текста: Обобщение однородных фактов, явлений, признаков; Сокращение или игнорирование описаний(если они не важны для идеи текста); Упрощение синтаксических конструкций; Перестраивание диалогов,т.е. вычленение главной информации и записи ее в форме косвенной речи; Исключение лишнего для понимания смысла текста информации, исключение слов, несущих незначительную информацию;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Подготовка к изложению по тексту И.Медведевой «Поговорим о бабушках».

Данный урок можно провести в 6-8 классах в III-IVчетвертях, когда особенности всех стилей и типов речи рассмотрены, так как анализируемый текст включает фрагменты разных типовых значений. Предус...

Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"

Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах....

Урок русского языка на тему: «Описание животного. Подготовка к изложению по тексту рассказа А.И.Куприна «Ю-ю»

Данная разработка урока позволит учителю совершенствовать технику чтения, развивать орфографическую зоркость учащихся, вырабатывать умения работы с текстом....

Подготовка к сжатому изложению текста публицистического стиля

Презентация знакомит учащихся 7 класса с порядком работы над изложением текста, приемами компрессии, дает примерный вариант сжатия текста по материалам методических рекомендаций к УМК М.Разумовской. М...

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к подробному изложению текста, включающего диалог.

Урок развития речи с использованием Сингапурского метода обучения...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...