Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Подготовка к изложению с элементами описания местности по тексту стихотворения в прозе  И. С. Тургенева «Деревня». 8-й класс

Цель урока: углубить знания учащихся по анализу текста при подготовке к изложению; формировать умения учащихся по составлению плана текста изложения.

Чтобы повысить познавательный интерес учащихся к процессу подготовки написания изложения, урок построен по технологии развития аналитического мышления через чтение и письмо изложения с использованием методики погружения в тему.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма  примером  любви к малой родине.

2. Воспитывать эстетический вкус посредством искусства слова, музыки.

3. Обратить внимание на особенности речи И. С. Тургенева: эмоциональность, задушевность, окрашенность глубокой  любовью к малой родине.

Образовательные задачи.

1. Продолжить работу по анализу текста.

2. Углубить знания по составлению плана изложения, определению темы, идеи, микротем текста.

3. Расширить знания учащихся о выразительных средствах языка.

Развивающие задачи.

1. Развивать умения анализировать, выделять главное, делать выводы.

2. Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Методы обучения: проблемно-поисковый.

Методические приемы: эвристическая беседа, работа в группах по анализу текста изложения.

Педагогическая технология: развитие аналитического мышления и письма.

Тип урока: урок-исследование.

Средства обучения.

1. Текст И. С. Тургенева"Деревня".

2. Репродукции картин русских художников. Приложение № 4

3. Музыкальное оформление

Оборудование урока:

1. На каждой парте текст И. С. Тургенева.

2. Словарь-справка по тексту . Приложение №1

Эпиграф:

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

                   Н. Рыленков.

Ход урока

1. Организационный момент:

а) сообщение темы урока;

в) постановка цели и задачи урока.

Сегодня у нас урок интересный, творческий: мы должны подготовиться к созданию своей творческой работы (изложение). Мы познакомимся с текстом И. С Тургенева «Деревня», определим его основную мысль, идею, определим стиль, тип речи, жанр текста, отметим выразительные средства языка, составим план, накопим материалы к изложению. А, главное, настроимся на творческий, поэтический лад . Постараемся проникнуться той высокой нравственной идеей, которую несут разнообразные виды искусства, дарят нам мастера художественного слова, великие музыканты и художники.

2. Актуализация знаний.

Поставленные задачи будем решать в процессе беседы, чтения текста, его анализа.

3. Работа по теме.

1. Прослушивание музыки, рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов.

2. Анализ эпиграфа.

- О каких местах говорит поэт?  Где «здесь»?

Ничем особым не примечательных, мало известных, таких, которых много.

- Зачем «нужно всмотреться»? (чтобы увидеть и полюбить эту неброскую красоту)

4. Работа с текстом.

ДЕРЕВНЯ

       Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия — родной край.

       Ровной синевой залито все небо; одно лишь облачко на нем — не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь...  

       Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.

       И дымком-то пахнет, и травой — и дегтем маленько — и маленько кожей.

       Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба, синеватая черта большой реки.

       Вдоль оврага — по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный, крутогривый конек. Неровные стекла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно темнеют сени.

       Я лежу у самого края оврага; кругом — целые вороха душистого сена.

        О, тишь и благодать!  (По И. С. Тургеневу.) 159 сл.

  1. Чтение текста учителем.
  1. Беседа .

-  Определите тему текста. ( Описание уголка России, одной деревни жарким июльским днём).

- Кто описывает эту местность? ( Человек, который лежит на краю оврага и за всем наблюдает).

- К какому стилю речи вы отнесёте текст? (Стиль определяется с использованием таблицы. Приложение № 2 ).

- Вы правы. Это текст художественного стиля. Отрывок взят из стихотворения в прозе И. С. Тургенева.

- Найдите и зачитайте строки, в которых выражается основная мысль автора. (Тема и основная мысль определены в 1-м предложении, в последнем ещё раз подчёркивается.

- Основная часть отрывка - это описание природы и деревни. Ничто не ускользает от внимательного взгляда человека, лежащего на краю оврага. Он слышит каждый звук, чувствует все запахи, видит каждый предмет. Что же он видит? (Ровной синевой залито всё небо,  одно лишь облачко на нем — не то плывет, не то тает,   молча реют ласточки, собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.       Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба, синеватая черта большой реки.

       Вдоль оврага — по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный, крутогривый конек. Неровные стекла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно темнеют сени.

- Что слышит?        (  Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби, лошади фыркают и жуют.)

- Какие запахи чувствует?  (И дымком-то пахнет, и травой — и дегтем маленько — и маленько кожей).

     3. Групповая работа по анализу текста. (Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает карточку с заданиями по тексту, несколько групп могут работать по одному заданию, результаты работы сравниваются, ребята дополняют ответы друг друга)

1 группа.  Словарная работа

 верста, теплынь, зобастый, реют, исщеплённые ракиты, рябь, амбарчики, клетушки, тёсовые крыши, шест скворечницы, крутогривый конёк, намалёваны на ставнях, завалинка.

- Найдите в тексте слова, ограниченные в употреблении. К какой группе они относятся? (разговорные)

- Оправдано ли их употребление в данном тексте?

- Найдите в тексте и зачитайте предложение, в котором употребляется слово, объясните его значение. При необходимости пользуйтесь «Словарём-справкой» (Приложение № 1 )

2 группа Анализ синтаксических средств.

- Состояние среды передаётся различными языковыми средствами. Найдите и зачитайте предложения, в которых передаётся состояние среды.  (Безветрие, теплынь...         И дымком-то пахнет, и травой — и дегтем маленько — и маленько кожей.         О, тишь и благодать! )

- Дайте характеристику этим предложениям. (Односоставные: назывные и безличные)

- Найдите предложения, при помощи которых передаются звуки, замените эти предложения синонимичными односоставными.  (Звон жаворонков, воркотня зобастых голубей, фырканье лошадей). Какой вариант более удачный? Почему? ( Двусоставные предложения как бы замедляют речь.  Медленный темп помогает создать картину простора, раздолья)

- Перечитайте третий абзац. Сколько в нём предложений?  Сколько  в нём простых предложений?

- Обратите внимание на порядок слов в этих предложениях. (Порядок слов различный. Это препятствует возникновению у читателя ощущения монотонности  созданной картины)

- Дальше изображение строится как описание места. Какие предложения использует автор? (Безглагольные, что позволяет читателю не отвлекаться на второстепенные детали)

3 группа. Анализ средств художественной выразительности.

- Текст, как мы уже сказали, художественного стиля, поэтому в нём не могут не использоваться слова, которые способствуют образности описания. Как называются такие слова и выражения? (художественные средства выразительности или тропы)

-Повторите виды тропов по опорной схеме. Приложение № 3 

- Найдите в тексте средства художественной выразительности. (Бежит ручей, камешки словно дрожат, головастые ракиты, лавочка чинно стоит, кошки свернулись клубочком)

4. Выступление представителя каждой группы.

4. Выделение микротем. Составление плана.

План.

  1. Описание состояния:

а) последний день июня;

б) небо;

 в)безветрие, теплынь;

               г)живые существа;

               д) запахи.

  1. Описание природы :

а) овраг;

б) ракиты;

в) ручей;

г) река.

      3.  Описание деревни:

               а) опрятные амбарчики;

               б) избы;

               в) лавочки.

5. Чтение текста учащимися.

6. Написание изложения.

Приложение № 1 Справка-словарь.

Верста- старая мера длины.

 Теплынь (разговорн.) – очень тепло.

Зобастый- прилагательное от слова зоб. Зоб – орган в пищеварительной системе птиц.

 Реют – летают пловно.

 Исщеплённые – от слова щепа, щепка

 Ракиты –дерево, вид вербы.

 Рябь- мелкое волнение водной поверхности

Амбарчики – от слова «амбар». Амбар – помещение для хранения зерновых.

 Клетушки – уменьшительно-ласкательное от слова «клетка».

 Тёсовые крыши- крытые тёсом. Тёс - тонкие доски из древесины хвойных пород

 Шест – длинная палка.

Крутогривый – от слов крутая грива.

Конёк – брус, идущий по гребню кровли.

Намалёваны (разговорное)- нарисованы.

 Ставни- дверцы снаружи окна для защиты от света, мороза.

 Завалинка- земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Приложение № 3 Средства выразительности ( тропы).

Средства выразительности речи  (тропы)- слова и выражения, которые используются автором для создания образа (картины)

Эпитет – образное определение (свинцовые облака)

Олицетворение – предметы, явления наделяются признаками живых существ.  (Мороз - красный нос)

Сравнение – что-то с чем- сравнивается. Используются слова: как, будто, точно, словно, подобно… (Лес, точно терем расписной)

Метафора – скрытое сравнение. (Горит восток зарёю новой)

Гипербола – преувеличение. (Рука бойцов колоть устала)

Литота – преуменьшение. (Девочка- дюймовочка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе

Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...

Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе"

конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения....

Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"

Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"...

Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе Воробей И.С. Тургенева

Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева...

Конспект урока "Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные», 5 класс

Цель урока: • научить писать подробное изложение текста-повествования. Задачи: • способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста-повествования; • создать услови...