Конспект урока "Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные», 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Булыгина Наталия Владимировна

Цель урока: • научить писать подробное изложение текста-повествования. Задачи: • способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста-повествования; • создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся; • способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся; воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok.zip1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема:

  • Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».

Цель урока:

  • научить писать подробное изложение текста-повествования.

Задачи:

  • способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста-повествования;
  • создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;
  • способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;
  • воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.

Используемые приемы: 

  • Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка,
  • ознакомительное чтение, изучающее чтение с остановками
  • чтение с остановками,
  • двухчастный дневник,
  • ключевые слова,
  • прием «верно-неверно»,
  • игровой момент.

План урока.

1. Организационный  момент (2 мин.)

2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока (3 мин.)

3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала  

    Работа с речеведческим материалом. (5 мин)

4. Чтение и анализ текста (19 мин)

5. Физкульминутка (1 мин)

6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка (2 мин)

7. Самоконтроль.  Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)

8. Подведение итогов урока. (1 мин)

Ход урока.

1. Организационный момент.

Слайд 1  Приветствие, организация внимания всех обучающихся в классе. Запись в тетради числа, наименования работы

2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока

 

Слайд 2  Слова: излагать, изложение, изложить.

Что их объединяет? (Однокоренные слова с чередованием гласных в корне ­лож­ – ­лаг­.)

Слайд 3   Повествование, текст, изложение.

Эти слова будут ключевыми на уроке.

Исходя из этих ключевых слов, предположите, чем мы с вами будем на уроке заниматься? Слайд 4   (формулировка цели урока) -  (Писать изложение текста - повествования)

Да, нам предстоит подготовиться к письменному пересказу текста-повествования, т.е. написать изложение Слайд 5   (формулировка темы урока).

А прежде чем писать, что мы должны сделать? (подготовиться)

Правильно, как будет звучать тема урока? (Подготовка к подробному изложению)

3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Работа с речеведческим материалом.

- А что такое изложение?  

Ответы учащихся

Слайд 6  Изложение – это вид письменной или устной работы, когда стараются передать как можно точнее и подробнее услышанный или прочитанный самостоятельно текст.

- Что такое текст?  

Ответы учащихся.

Слайд 7  Текст— это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически. Обладает смысловой законченностью, единой темой и идеей

- Какие существуют три типа текста?

Ответы учащихся

- Что такое описание, рассуждение повествование?

 Ответы учащихся

Слайд 8  Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата.

- А у текста может быть заголовок?

- С чем обычно совпадает название текста?

Ответы учащихся (С темой или идеей)

- Что такое тема текста? 

Ответы учащихся

Слайд 9  Тема - это то, о чём или о ком говорится в текст. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

- Что такое идея текста?

Слайд 10  Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор, авторская позиция)

4. Чтение и анализ текста

Слайд 11  

- Текст, с которым мы будем работать, называется «Любопытные»

- Что вы можете предположить о содержании текста по его заглавию? Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка. 

(Ответы учащихся.)

Ознакомительное чтение учителем текста Геннадия Снегирева «Любопытные».

Любопытные

Сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины ко мне подходят и в рот заглядывают. Никак не могут понять, что это я делаю. Очень они любопытные.

Вечером я повесил умывальник на доску. Пока я его к доске прибивал, один пингвин стоял и внимательно смотрел, даже кивал головой.

Утром вышел я умываться, а к умывальнику не подойти: целая толпа пингвинов собралась. Вода из умывальника капает, а пингвины вокруг молча стоят, головы набок и слушают, как капли разбиваются о камни. Для них это, может быть, музыка.

Раз я в палатке разжёг примус. Примус шумит. Я ничего не замечаю.

Хотел выйти из палатки и не смог: у входа столпились пингвины, слушают примус. Я чай согрел и выключил примус.

Пингвины закричали, загалдели. Хотят ещё послушать. Я им примус просто так зажигал. Пусть слушают.

Г. Снегирев

- оправдались ваши ассоциации?

- Какова тема данного текста?  (О  пингвинах.)

- Какова идея текста? (Любопытство пингвинов)

Слайд 12  - этот текст написал известный детский писатель Геннадий Снегирёв.

  • Изучающее чтение с остановками, заполнение двухчастного дневника (левая часть), составление плана.

Чтобы запомнить текст, а потом его воспроизвести максимально близко к тексту нам поможет … ПЛАН

- Что такое план текста?

Ответы учащихся

Слайд 13  План - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

Слайд 14

План

Ключевые слова

1. Любопытные пингвины.

2. Умывальник на доске.

3. Музыка для пингвинов.

4. Примус в палатке.

5. Пингвины слушают примус.

6. «Пусть слушают».

- задание такое: восстановите сюжет, т.е., работая в парах, выстройте последовательное представление частей данного текста.

- Всё получилось? Почему? Озаглавьте 6-ой пункт плана

  • Физкультминутка

  • Повторное чтение текста с записью ключевых слов

Учащиеся читают текст по абзацам, выписывают ключевые слова каждой части, заполняется двухчастный дневник (правая часть). В ключевых словах подчёркиваются орфограммы.

- а теперь будем заполнять вторую колонку, которая называется «Ключевые слова». Что значит ключевые слова?

Ответы учащихся

Слайд 15

План

Ключевые слова

1. Любопытные пингвины.

Сижу, подходят, заглядывают

2. Умывальник на доске.

Умывальник, прибивал, внимательно смотрел

3. Музыка для пингвинов.

Толпа собралась, набок, разбиваются

4. Примус в палатке.

разжёг примус,

5. Пингвины слушают примус.

Палатка, столпились, чай согрел

6. «Пусть слушают».

закричали, загалдели, зажигал

- Какие слова для вас оказались незнакомыми?

(учащиеся работают с Приложением (словарём), находят значение незнакомых для них слов: примус, умывальник, палатка)

Слайд 16 (Палатка - временное жилище из ткани, быстро возводимая сборно-разборная конструкция.)

Слайд 17 (Умывальник - специальный сосуд для воды, служащий для умывания там, где нет водопровода.)

Слайд 18 (Примус - прибор для нагревания и приготовления пищи, с насосом, подающим горючее (керосин) в горелку.)

5. Проверка уровня запоминания. Самопроверка

 «Верно – неверно».

- Я буду читать вам фразы, которые встречались в тексте и ложные, т.е. неправильные. Верные ответы - поднимаете руки. Кто в себе уверен, переверните листочек с текстом вниз, а кто ещё сомневается, можно подглядывать.

Сижу я на камне и ем хлеб.

Очень они нелюбопытные.

Утром я повесил умывальник.

А пингвины молча стоят и слушают.

Раз я разжег в доме газовую плиту.

Примус шумит.

У входа столпились пингвины.

Не стали они дальше слушать.

Я им примус просто так зажигал

- Молодцы, вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам говорила. Давайте их разберём: в чём ошибка?

Слайд 19

Ошибка

Правильно

Очень они нелюбопытные.

Любопытные

Утром я повесил умывальник.

вечером

Раз я разжег в доме газовую плиту.

В палатке разжёг примус

Не стали они дальше слушать.

Пусть слушают

6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка.

Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова.

Слайд 20

7. Самоконтроль.  Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня повторили?

Ответы учащихся (речеведческие понятия: текст, тема и идея текста, план)

- Чему мы сегодня научились?

Ответы учащихся (писать изложение текста-повествования).

На втором уроке вам предстоит еще раз прочитать текст, написать ваше изложение на черновик, проверить орфограммы и пунктограммы и написать изложение в чистовик.

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Скворцова Н.Н.

Класс:        5

Дата:        

Предмет: русский язык

 

Тема: «Контрольное изложение по тексту Г. Снегирева «Любопытные».

Количество часов 2 часа

Цель урока: подготовить учащихся к подробному изложению текста-повествования.

Задачи:

  • образовательные: формировать навык написания подробного изложения текста-повествования;

                                создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;

  • развивающие:        способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;

                                формировать познавательный интерес к изучаемому предмету;

  • воспитательные:    воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность,;

                                способствовать формированию настойчивости в достижении поставленной цели.

Тип урока: развитие речи.

Вид урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Методы и приемы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, иллюстративный.

Технические средства обучения: ПК учителя, мультимедийный проектор, экран.

Место урока в общей системе уроков:    с начала учебного года – урок 176, в разделе «Глагол» (28 часов) – урок 23, развитие речи (37 часов) – 34 урок

Исходя из цели и задач урока была выбрана следующая структура урока:

Этапы урока

Время (мин)

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

2 мин

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, визуальный контроль их готовности к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

2

Актуализация знаний. Постановка цели урока

3 мин

Формирование навыка развития устной речи

Слайд1,2  Ключевые слова темы урока

Визуализация ключевых слов цели и темы урока

Создает условия для проблемной ситуации Организует диалог

с обучающимися, уУточняет понимание учащимися поставленных

целей урока

Формулируют цель урока, записывают тему в тетради. Отвечают на вопросы учителя. Озвучивают понятия

3

Изучение нового материала.

5 мин

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала

Слайды 3-7

Понятия: текст, изложение, тема и идея текста, повествование

Работа с речеведческим материалом (научными понятиями)

Задает вопросы, организует работу по наблюдению над материалом слайдов

Записывают в тетрадь понятия, дают устные ответы, выполняют предложенные задания

4

Чтение и анализ текста

19 мин

Знакомство с текстом, его анализ Подведение детей

к самостоятельным выводам, развитие умения писать текст-повествование

Текст упражнения

Слайды 8-11

Работа с текстом упражнения

Проводит ознакомительное чтение, задает вопросы, контролирует правильность и полноту ответов, заполнение двухчастных дневников Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Организует работу по составлению плана текста и  выбору ключевых слов.

Слушают и читают, анализируют текст с остановками, составляют план текста, работают с ключевыми словами. заполняют двухчастный дневник, работают с незнакомыми словами.

5

Физкульминутка

1 мин

Снятие эмоционального и физического напряжения

Показывает движения

Учащиеся повторяют

6

Проверка уровня запоминания

2 мин

Снятие эмоциональной напряженности слуховое и смысловое восприятие

Игровой момент

Прием «верно-неверно» Диктовка,

самопроверка.

Самооценка

Диктует фразы, встречающиеся в  тексте и ложные, контролирует уровень запоминания и понимания текста.

Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке

Отмечают верные и неверные утверждения, осуществляют взаимопроверку и самопроверку

7

Самоконтроль

7 мин

Осознание каждым

обучающимся

уровня запоминания текста, коррекция знаний

Двухчастный дневник

Создание текста-повествования по исходному упражнению на основе плана и ключевых слов

Организует

коллективную проверку;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Контролирует выполнение работы

Составляют устные тексты на основе прослушанного и прочитанного текста, корректируют свои работы

8

Подведение итогов урока

1 мин

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом

Задает вопросы для организации диалога с учащимися

Формулируют конечный результат своей работы

на данном уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"

конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"...

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».

Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста ­ повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том чис...

Контрольное изложение текста “Дик-миноискатель” (7 класс)

  Подробное изложение текста “Дик-миноискатель” проводится в 7 классе во втором полугодии и позволяет осуществить контроль умения излагать текст, пунктуационно оформлять на письме изученны...

Конспект урока "Обучающее подробное изложение текста - повествования с элементами описания по тексту А.Баркова"

Конспект урока в 6 классе "Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания по тексту А.Баркова "Щенок"...

Контрольное изложение с элементами сочинения в 7 классе

Контрольное изложение с элементами сочинения в 7 классе...