Тесты для 9 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Дронова Ирина Сергеевна

Тесты ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_no1.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon variant_no2.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon variant_no3.doc23 КБ
Microsoft Office document icon variant_no4.doc26 КБ
Microsoft Office document icon variant_no5.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Тест ГИА по русскому языку.

Вариант 1

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9

(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.

 (6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.

 (11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

 – (12) Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13) Чего она мне нервы мотает?

 – (14) Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

 – (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…

 – (19) Что значит «ляпнет»?

 – (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

 – (24) Ты не голодала, а мы голодали.

 – (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.

 – (28) Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.

 – (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

 (34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, – именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

(По В.С. Токаревой)

*Виктория Самойловна Токарева (родилась в 1937 году) – русский прозаик и сценарист.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать поссорилась с дочерью?»

 1  Мать потратила слишком много сил и средств для приготовления праздничного

стола, а дочь это не оценила.

 2  Матери не нравится, как одевается Оксана.

 3  Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью.

 4  Оксана находилась в ванной и не помогала матери готовить праздничный стол.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улавливать» (предложение 3).

 1  пользоваться моментом

 2  изобличать

 3  принимать

 4  понимать

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1  Чего она мне нервы мотает?

 2  По дому плавали запахи и крики.

 3  Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый

булыжник.

 4  Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или,

как она называла, «ретруха».

А4. Укажите ошибочное суждение.

 1  В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.

 2  В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.

 3  В слове ХЛЕБ последний звук [п].

 4  В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

 1  голодала

 2  заплесневеет

 3  осложнения

 4  положили

А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

 1  разговариваешь

 2  отворилась

 3  поднимет

 4  сделать

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

 1  ванной

 2  длинной

 3  пущенная

 4  именно

В1. Замените просторечное слово «ляпнет» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «посмотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 41.

В4. Среди предложений 36-46 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(1) или,(2) как она называла,(3) «ретруха».

  1. Пап,(4) ну скажи ей,(5) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

А именно теперь,(1) в шестнадцать лет,(2) когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни,(3) – именно теперь нужен родной отец. И не амбулаторно,(4) как говорят врачи,(5) – пришёл,(6) ушёл.

В8. Среди предложений 2-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.



Предварительный просмотр:

Тест ГИА по русскому языку.

Вариант 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9

(1) Мне тринадцать лет.

 (2) Каждый вечер в ущерб заданным урокам я читаю и перечитываю всё одну и ту же книгу – «Войну и мир».

 (3) Я влюблена в князя Андрея Болконского. (4) Я ненавижу Наташу, во-первых, оттого, что ревную, во-вторых, оттого, что она ему изменила.

 – (5) Знаешь, – говорю я сестре, – Толстой, по-моему, неправильно про неё написал. (6) Не могла она никому нравиться. (7) Посуди сама – коса у неё была «негустая и недлинная», губы распухшие. (8) Нет, по-моему, она совсем не могла нравиться. (9) А жениться он на ней собрался просто из жалости.

 (10) Потом ещё мне не нравилось, зачем князь Андрей визжал, когда сердился. (11) Я считала, что Толстой это тоже неправильно написал. (12) Я знала наверное, что князь не визжал.

 (13) Каждый вечер я читала «Войну и мир».

 (14) Мучительны были те часы, когда я подходила к смерти князя Андрея.

 (15) Мне кажется, что я всегда немножко надеялась на чудо. (16) Видимо, надеялась, потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня, когда он умирал.

 (17) Ночью, лёжа в постели, я спасала его. (18) Я заставляла его броситься на землю вместе с другими, когда разрывалась граната. (19) Отчего ни один солдат не мог догадаться толкнуть его? (20) Я бы догадалась, я бы толкнула.

 (21) Потом посылала к нему всех лучших современных врачей и хирургов.

 (22) Каждую неделю читала я, как он умирает, и надеялась, и верила чуду, что, может быть, на этот раз он не умрёт.

 (23) Нет. (24) Умер! (25) Умер!

 (26) Живой человек один раз умирает, а этот вечно, вечно.

 (27) И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроков. (28) А утром... (29) Сами знаете, что бывает утром с человеком, который не приготовил урока!

 (30) И вот наконец я додумалась. (31) Решила идти к Толстому, просить, чтобы он спас князя Андрея. (32) Пусть даже женит его на Наташе, даже на это иду, даже на это! – только бы не умирал!

 (33) Спросила гувернантку, может ли автор изменить что-нибудь в уже напечатанном произведении. (34) Та ответила, что как будто может, что авторы иногда для нового издания делают исправления.

 (35) Посоветовалась с сестрой. (36) Та сказала, что к писателю нужно идти непременно с его карточкой и просить подписать, иначе он и разговаривать не станет, да и вообще с несовершеннолетними они не говорят.

 (37) Было очень жутко.

 (38) Исподволь узнавала, где Толстой живёт. (39) Говорили разное – то, что в Хамовниках, то, что будто уехал из Москвы, то, что на днях уезжает.

 (40) Купила портрет. (41) Стала обдумывать, что скажу. (42)Боялась – не заплакать бы. (43) От домашних своё намерение скрывала – осмеют.

 (44) Наконец решилась. (45) Приехали мамины родственники, в доме поднялась суетня, так что время удобное. (46) Я сказала старой няньке, чтобы она проводила меня «к подруге за уроками», и пошла.

 (47) Толстой был дома. (48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко.

 (49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится. (52) Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.

 (53) Наконец – он. (54) Он был меньше ростом, чем я ждала. (55) Посмотрел на няньку, на меня. (56) Я протянула карточку и, выговаривая от страха «л» вместо «р», пролепетала:

 – (57) Вот, плосили фотоглафию подписать.

 (58) Он сейчас же взял её у меня из рук и ушёл в другую комнату.

 (59) Тут я поняла, что ни о чем просить не смогу, ничего рассказать не посмею и что так осрамилась, погибла навеки в его глазах, со своим «плосили» и «фотоглафией», что дал бы только Бог убраться подобру-поздорову.

 (59) Он вернулся, отдал карточку. (60) Я сделала реверанс.

 – (61) А вам, старушка, что? – спросил он у няньки.

 – (62) Ничего, я с барышней.

 (63) Вот и всё.

 (64) Вспоминала в постели «плосили» и «фотоглафии» и поплакала в подушку.

(По Тэффи)

*Тэффи (псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой; 1872-1952) – русская писательница и поэтесса.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «С какой целью героиня рассказа решилась пойти к Толстому?»

 1  Девочка любила роман «Война и мир», и ей хотелось получить автограф

великого писателя на его фотографии.

 2  Девочка хотела встретиться с автором «Войны и мира», чтобы рассказать ему,

как она восхищается князем Андреем.

 3  Девочка мечтала убедить Толстого изменить сюжет романа и оставить в живых

её любимого героя, князя Андрея.

 4  Девочке нужно было убедить Толстого, что князь Андрей может спастись, если

женится на Наташе.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поднялась» (предложение 45). 

 1  повысилась

 2  возникла

 3  встала

 4  возродилась

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1  И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроков.

 2  Он был меньше ростом, чем я ждала.

 3  Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая.

 4  Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.

А4. Укажите ошибочное суждение.

 1  В слове КАЖЕТСЯ звуков меньше, чем букв.

 2  В слове ТРИНАДЦАТЬ есть непроизносимый согласный звук.

 3  В слове РОДСТВЕННИКИ нет звука [ц].

 4  В слове ШЁПОТОМ все согласные твёрдые.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

 1  перечитываю

 2  умирал

 3  подписать

 4  напевая

А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

 1  подходила

 2  отдал

 3  сделала

 4  вспоминала

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

 1  недлинная

 2  современных

 3  напечатанном

 4  несовершеннолетними

В1. Замените разговорное слово «жутко» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «мамины родственники», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 50.

В4. Среди предложений 48-52 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Мне кажется,(1) что я всегда немножко надеялась на чудо. Видимо,(2) надеялась,(3) потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня,(4) когда он умирал.

 Ночью,(5) лёжа в постели,(6) я спасала его.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 48. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Живой человек один раз умирает,(1) а этот вечно,(2) вечно.

 И стонало сердце моё,(3) и не могла я готовить уроков. А утром... Сами знаете,(4) что бывает утром с человеком,(5) который не приготовил урока!

В8. Среди предложений 29-34 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 45-49 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.



Предварительный просмотр:

Тест ГИА по русскому языку.

Вариант 3

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9

(1) Слово Дед здесь всюду написано с большой буквы, потому что так писали в его доме с тех пор, как он стал Дедом.

 (2) Учитель был нервным человеком. (3) Он выхватил у меня авторучку и швырнул ее в окно.

 — (4) Приведешь родителей, — сказал он, выдворяя меня из класса.

 (5) Преступление мое было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. (7) Потому что авторучки портят почерк.

 (8) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. (9) Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных. (10) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать в чернильницу. (11) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (12) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями.

 (13) В школу Дед отправился на следующий день. (14) Вернулся нескоро и сказал мне: «Женя, зайди ко мне наверх».

 (15) В классе за мною числилось множество разных грехов. (16) Так что ничего хорошего я для себя не ждал. (18) Скрепя сердце я поплелся в кабинет.

 (19) Но Дед не ругал меня. (20) Он обратился ко мне как равный к равному и не запрещал мне писать авторучкой, а только просил этого не делать. (21) Таким точно образом, как просят об уступке больному человеку.

 — (22) Видишь ли, — говорил Дед, расхаживая по комнате большими неслышными шагами, — когда-то все люди должны были уметь писать красивым и разборчивым почерком. (23) Потому что не изобрели еще пишущих машинок. (24) И рукописи, и деловые бумаги, и письма просто нельзя было бы прочесть, будь они написаны каракулями. (25) И когда на смену гусиным перьям пришли стальные, против них ополчились все учители чистописания: они запрещали школьникам писать стальными перьями, чтобы школьники не испортили себе почерк. (26) Так, по крайней мере, утверждали специалисты чистописания. (27) Но прошло время, и от гусиных перьев осталось одно лишь название — «перо». (28) Все люди пишут перьями стальными. (29) И, конечно, кому-то надоело макать ручку в чернильницу, и он изобрел «вечное перо», которое обвинили в тех же самых грехах, в каких обвиняли когда-то обыкновенную ручку со стальным пером. (30) Я уверен, что наступит время, когда школьники будут писать авторучками. (31) Но тогда же выдумают еще что-нибудь пишущее, и все учители будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит. (32) Так что, Женя, не раздражай своих наставников, уступи им. (33) Они от ваших штук и без того устали.

 (34) Так и окончилась бы эта история, если бы через двадцать пять лет меня не вызвали в школу поговорить о поведении моего сына. (35) И его классная руководительница мне сказала:

 — Школьникам запрещается писать шариковыми ручками. (36) Шариковые ручки портят почерк. (37) Пусть пишет обыкновенной авторучкой, как все!

(Евгений Борисович Чуковский – внук Корнея Ивановича Чуковского).

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Дед попросил внука не пользоваться авторучкой?»

 1  «Вечное перо» портит почерк.

 2  Нехорошо вызывать всеобщую зависть.

 3  Не стоит раздражать усталых учителей.

 4  Дед пообещал учителям, что сумеет повлиять за внука.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте словосочетание «вечные перья» (предложение 8).

 1  Эти ручки нельзя сломать.

 2  Эти ручки нельзя купить.

 3  Эти ручки не нужно макать в чернила.

 4  Эти ручки не нужно чинить.

А3. Укажите предложение, в котором нет фразеологического оборота.

 1  Скрепя сердце я поплелся в кабинет.

 2  И когда на смену гусиным перьям пришли стальные, против них ополчились все

учители чистописания.

 3  Они запрещали школьникам писать стальными перьями, чтобы школьники не

испортили себе почерк.

 4  Все учители будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк

портит.

А4. Укажите правильное суждение.

 1  В слове ТЯЖКИМ два глухих согласных.

 2  В слове ВИДИШЬ все согласные мягкие.

 3  В слове НОЖ все согласные звонкие.

 4  В слове ПЕРЬЯМ три мягких согласных.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

 1  выхватил

 2  обменять

 3  предлагали

 4  заправлялись

А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

 1  расхаживая

 2  обвиняли

 3  приведешь

 4  поведении

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется Н»?

 1  обыкновенную

 2  гусиным

 3  запрещено

 4  сломанных

В1. Замените разговорное слово «поплелся» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «стальными перьями», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

В4. Среди предложений 5-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

«Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. Но я добыл его себе сам,(1) изготовив из обломков трех или четырех сломанных. Правда,(2) иногда с пера соскакивали огромные кляксы,(3) но зато не надо было макать в чернильницу. И чернила в него заправлялись не фиолетовые,(4) а голубые.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

И,(1) конечно,(2) кому-то надоело макать ручку в чернильницу,(3) и он изобрел «вечное перо»,(4) которое обвинили в тех же самых грехах,(5) в каких обвиняли когда-то обыкновенную ручку со стальным пером.

В8. Среди предложений 30-33 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 23-27 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.



Предварительный просмотр:

Тест ГИА по русскому языку.

Вариант 4 

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9

(1) Я поехал учиться в Москву. (2) В те годы поезда из наших краев шли до Москвы трое суток, так что времени для выбора будущей профессии было достаточно, и я остановился на философском факультете университета.

 (3) Не испытывая никакого особого трепета, я пришел в университет на Моховой, поднялся по лестнице и, следуя указателям бумажных стрел, вошел в помещение, уставленное маленькими деревянными столиками. (4) За столиком с названием «Философский факультет» сидел довольно пожилой мужчина в белой рубашке с грозно закатанными рукавами. (5) Никто не толпился возле этого столика, и тем безудержней я пересек это пространство, как бы выжженное философским скептицизмом.

 (6) Я подошел к столику. (7)Человек, не шевелясь, посмотрел на меня.

 – (8) Откуда, юноша? – спросил он голосом, уставшим от философских бесед.

 – (9) Из Чегема, – сказал я, стараясь говорить правильно, но с акцентом. (10) Я нарочно назвал дедушкино село, а не город, где мы жили, чтобы сильнее обрадовать его дремучестью происхождения. (11) По моему мнению, университет, носящий имя Ломоносова, должен был особенно радоваться таким людям.

 – (12) Это что такое? – спросил он, едва заметным движением руки останавливая мою попытку положить на стол документы.

 – (13) Чегем – это высокогорное село в Абхазии, – доброжелательно разъяснил я.

 – (14) Абхазия – это Аджария? – спросил он как-то рассеянно, потому что теперь сосредоточил внимание на моей руке, держащей документы, чтобы вовремя перехватить мою очередную попытку положить документы на стол.

 – (15) Абхазия – это Абхазия, – сказал я с достоинством, но не заносчиво. (16) И снова сделал попытку вручить ему документы.

 – (17) А вы знаете, какой у нас конкурс? – снова остановил он меня вопросом.

 – (18) У меня медаль, – расплылся я и, не удержавшись, добавил: – (19) Золотая.

 – (20) У нас медалистов тоже много, – сказал он и как-то засуетился, зашелестел бумагами…

 – (21) А вы знаете, что у нас обучение только по-русски? – вдруг вспомнил он, бросив шелестеть бумагами.

 – (22) Я русскую школу кончил, – ответил я, незаметно убирая акцент. – (23) Хотите, я вам прочту стихотворение?

 – (24) Так вам на филологический! – обрадовался он и кивнул: – (25) Вон тот столик.

 – (26) Нет, – сказал я терпеливо, – мне на философский.

 (27) Человек погрустнел, и я понял, что можно положить на стол документы.

 – (28) Ладно, читайте. – (29) И он вяло потянулся к документам.

 (30) Я прочел стихи Брюсова, которого тогда любил за щедрость звуков.

Мне снилось: мертвенно-бессильный,

 Почти жилец земли могильной,

 Я глухо близился к концу.

 И бывший друг пришел к кровати

 И, бормоча слова проклятий,

 Меня ударил по лицу!

 – (31) И правильно сделал, – сказал он, подняв голову и посмотрев на меня.

 – (32) Почему? – спросил я, оглушенный собственным чтением и еще не понимая, о чем он говорит.

 – (33) Не заводите себе таких друзей, – сказал он не без юмора.

 (34) Я растерялся, и, кажется, это ему понравилось.

 – (35) Пойду узнаю, – сказал он и, шлепнув мои документы на стол, поднялся, – кажется, на вашу нацию есть разнарядка.

 (36) Как только он скрылся, я взял свои документы и покинул университет. (37) Я обиделся за стихи и разнарядку. (38) Пожалуй, за разнарядку больше обиделся.

 (39) В тот же день я поступил в Библиотечный институт, который по дороге в Москву мне усиленно расхваливала одна девушка из моего вагона.

Фазиль Искандер. Начало (цикл рассказов «Дерево детства»).

А1. В каком варианте содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой решил сказать, что он приехал из села, а не из города?»

 1  Он думал, что его пожалеют и примут в университет.

 2  Он думал, что преподаватели захотят получать свежие продукты прямо из села.

 3  Он думал, что в университете должны обрадоваться человеку, приехавшему

учиться из таких дальних, глухих мест.

 4  Он очень любил дедушку, который был родом из этого села.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «перехватить» (предложение 14).

 1  наскоро съесть

 2  взять на короткое время

 3  схватить рукой

 4  остановить, задержать

А3. В каком варианте нет метафоры?

 1  вошел в помещение, уставленное маленькими деревянными столиками

 2  пересек это пространство, как бы выжженное философским скептицизмом

 3  спросил он голосом, уставшим от философских бесед

 4  спросил я, оглушенный собственным чтением

А4. Укажите ошибочное суждение.

 1  В слове ЛЕСТНИЦА есть непроизносимая согласная.

 2  В слове ПОЕЗДА все согласные звуки твердые.

 3  В слове РАДОВАТЬСЯ звуков меньше, чем букв.

 4  В слове БРОСИВ последний звук – [ф].

А5. Укажите слово, в котором нет чередующейся гласной в корне.

 1  положить

 2  внимание

 3  держащей

 4  убирая

А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

 1  пришел

 2  сделал

 3  поступил

 4  растерялся

А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

 1  уставленное

 2  деревянными

 3  рассеянно

 4  оглушенный

В1. Замените разговорное слово «расплылся» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «дедушкино село», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

В4. Среди предложений 4–9 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

– Пойду узнаю, – сказал он и, (1) шлепнув мои документы на стол, (2) поднялся, – кажется, (3) на вашу нацию есть разнарядка.

  1. Как только он скрылся, (4) я взял свои документы и покинул университет. Я обиделся за стихи и разнарядку. Пожалуй, (5) за разнарядку больше обиделся.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я нарочно назвал дедушкино село, (1) а не город, (2) где мы жили, (3) чтобы сильнее обрадовать его дремучестью происхождения. По моему мнению, (4) университет, (5) носящий имя Ломоносова, (6) должен был особенно радоваться таким людям.

В8. Среди предложений 9-15 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 17–30 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Предварительный просмотр:

Тест ГИА по русскому языку.

Вариант 5

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9

(1)Поёживаясь от холода, Петя медленно обошел экономию, прощаясь со всеми местами и местечками, где он так славно провел лето.

 (2) Все лето Петя пробегал почти нагишом. (3) Он загорел, как индеец, привык ходить босиком по колючкам, купался три раза в день. (4) На берегу он обмазывался с ног до головы красной морской глиной, выцарапывая на груди узоры, отчего и впрямь становился похож на краснокожего, особенно если втыкал в вихры сине-голубые перья тех удивительно красивых птиц, которые вили гнезда в обрывах. (5) И теперь, после всего этого приволья, после всей этой свободы, - ходить в тесной шерстяной матроске, в кусающихся чулках, в неудобных ботинках, в большой соломенной шляпе, резинка которой натирает уши и давит горло!

 (6) Петя снял шляпу и забросил ее за плечи. (7) Теперь она болталась за спиной, как корзина.

 (8) Две толстые утки прошли, оживленно калякая, с презрением взглянули на разодетого мальчика, как на чужого, и нырнули одна за другой под забор.

 (9) Может, это была демонстрация, или они действительно не узнали его, но только Пете вдруг стало до того тяжело и грустно, что он готов был заплакать.

 (10) Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра. (11) Даже яма в углу огорода – чудесная глубокая яма, на дне которой так интересно и так таинственно было печь на костре картошку, - и та показалась до странности чужой, незнакомой.

 (12) Солнце поднималось все выше.

 (13) Хотя двор и сад все еще были в тени, но уже ранние лучи ярко и холодно золотили розовые, желтые и голубые тыквы, разложенные на камышовой крыше мазанки, где жили сторожа.

 (14) Заспанная кухарка в клетчатой домотканой юбке и холщовой сорочке, вышитой черными и красными крестиками, выколачивала из самовара о порог вчерашние уголья.

 (15) Петя постоял перед кухаркой, глядя, как прыгают бусы на ее старой, морщинистой шее.

 (16) – Уезжаете? – спросила она равнодушно.

 (17) – Уезжаем, - ответил мальчик дрогнувшим голосом.

(По В.П. Катаеву)

*Валентин Петрович Катаев (1897 – 1986) – русский писатель, драматург, поэт. Отрывок взят из повести «Белеет парус одинокий…»

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Пете вдруг стало тяжело и грустно?»

 1  Мальчика обидело равнодушие кухарки.

 2  Две утки взглянули на Петю с презрением и не узнали его.

 3  Пете не хотелось ходить в тесной шерстяной матроске и неудобных ботинках.

 4  Петя внезапно почувствовал себя чужим в том месте, где провел все лето.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «экономия» (предложение 1). 

 1  Бережливость, расчетливость.

 2  Сведение расходов к минимуму.

 3  (устар.) Название помещичьего хозяйства.

 4  (устар.) То же, что экономика. Народное хозяйство страны, его состояние.

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

 1  Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и

пустынном мире раннего утра.

 2  Хотя двор и сад все еще были в тени, но уже ранние лучи ярко и холодно

золотили розовые, желтые и голубые тыквы, разложенные на камышовой крыше мазанки, где жили сторожа.

 3  Он загорел, как индеец, привык ходить босиком по колючкам, купался три раза в

день.

 4  Заспанная кухарка в клетчатой домотканой юбке и холщовой сорочке, вышитой

черными и красными крестиками, выколачивала из самовара о порог вчерашние уголья.

А4. Укажите ошибочное суждение.

 1  В слове ПОЧУВСТВОВАЛ (предложение 10) есть непроизносимая согласная.

 2  В слове ПЕЧЬ (предложение 11) буква Ь обозначает мягкость согласного [ч].

 3  В слове ПОЕЖИВАЯСЬ (предложение 1) звуков больше, чем букв.

 4  В слове ПОХОЖ (предложение 4) последний звук [ш].

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

 1  удивительно

 2  оживленно

 3  натирает

 4  показалось

А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

 1  заспанная

 2  втыкал

 3  обмазывался

 4  разложенные

А7. В каком слове написание -НН- определяется правилом: «-НН- пишется на стыке морфем, когда одна -Н- входит в состав корня, а вторая -Н- является суффиксом»?

 1  (в) соломенной

 2  заспанная

 3  раннего

 4  совершенно

В1. Замените разговорное слово «калякая» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «клетчатая юбка» (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

В4. Среди предложений 14-17 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте.

Две толстые утки прошли,(1) оживленно калякая,(2) с презрением взглянули на разодетого мальчика,(3) как на чужого,(4) и нырнули одна за другой под забор.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведенном предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

И теперь,(1) после всего этого приволья,(2) после всей этой свободы,(3) - ходить в тесной шерстяной матроске,(4) в кусающихся чулках,(5) в неудобных ботинках,(6) в большой соломенной шляпе,(7) резинка которой натирает уши и давит горло!

В8. Среди предложений 1-9 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 4-10 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лексико-грамматический тест 11 класс

Лексико-грамматический тест по немецкому языку для учащихся старшей ступени обучения с целью общей проверки знаний. А также можно использовать как одно из заданий школьной олимпиады....

Интерактивные тесты по информатике и ИКТ по темам: "Файловая структура", Устройства ПК", "Итоговый тест 7 класс".

архиве содержится комплект электронных тестов по информатике и ИКТ, созданные в среде оболочки Айрен, содержание авторское. Тематика тестов: "Файловая структура", "Устройства ПК", "Итоговый тест...

тесты 8 класс и лабораторные работы 6 и 9 класс

В кабинете биологии не всегда, к сожалению , достаточно раздаточного материала для лабораторных работ. Поэтому приходится разрабатывать инструктивные карточки. Некоторые из них я предлагаю вашему вним...

Компьютерный тест 9 класс ОБЖ итоговый тест за 2 четверть

Время проведения - 12 мин.; перемешивание вариантов ответов.    Показать результаты по окончании тестирования: итог в процентах; оценка; сумма набранных баллов.    Шкала ...

Тест 11 класс По новой Истории. Итоговый Тест.

Тест 11 класс По новой Истории. Итоговый Тест....