Деепричастие
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Ханнанова Альфия Асгатовна

Урок-обобщение по теме "Деепричастие". В разработке использован материал с учётом национально-регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deeprichastie.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Урок-обобщение по теме « Деепричастие»

  1. ЦЕЛИ: Закрепление умения выделять в речи деепричастия; отличать их от глаголов и причастий; выделение деепричастий и деепричастных оборотов на письме; предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи; воспитание любви к родине на примере героев-земляков Вов и Социалистического труда.

  1. ОБОРУДОВАНИЕ: доска, учебник, таблицы, кроссворд по теме «Деепричастие», тест по теме «Деепричастие».

  1. ХОД УРОКА:    
  1. Организационный момент. Запись отсутствующих.
  2. Объявление темы урока.
  3. Запись в тетрадях.

Число.

Классная работа.

Повторение деепричастий.

     Далее читается эпиграф уроку, который также записывается учащимися в тетрадях.

     Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества.

М. Горький

  1.  Объявляется цель урока

(Цель нашего урока: повторить все о деепричастиях и обобщить эти знания).

  1. Далее предлагается вспомнить, что называется деепричастием.

                У-к: Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

  1. Беседа по вопросам.

У-ль: Что еще можно сказать о деепричастиях?

У-к: Деепричастия бывают СВ  и НСВ. Например, играя – НСВ, посмотрев – СВ.

У-к: Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными. Например, вытираясь полотенцем – возвратное деепричастие, потому что имеет суффикс – СВ;  вытирая  полотенцем – невозвратное, потому что  не имеет суффикса –сь.

7.Подводится итог сказанному.

У-ль: Это признаки какой части речи мы с вами повторили?

У-к: Глагола.

У-ль: Но деепричастие имеет признаки и другой части речи. Какой?

У-к: Наречия.

  1. Беседа по вопросам.

У-ль: Назовите мне признаки наречия.

У-к: Не изменяется, в предложении зависит от глаголов-сказуемых и является обстоятельством.

У-ль: А на какие вопросы отвечают деепричастия?

У-к: Что делая? Что сделав?

У-ль: Все, что мы с вами только что вспомнили, находится в этой таблице, с которой вы уже знакомы.

  1. Учитель предлагает  еще раз просмотреть таблицу.

Деепричастие как особая форма глагола

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Обозначает действие (добавочное)

2. Имеет вид, возвратность

3. Что делая? Что сделав?

4.Управляет зависимыми словами

1. Не изменяется (не склоняется, не спрягается)

2. В предложении бывает обстоятельством

 

10. Выборочный диктант.

(Учащиеся должны выписать в тетради только деепричастия)

1. Волки переходили пруд и стояли в камышах, нюхая жилой запах усадьбы.

2. Дядюшка улыбнулся, ответив.

3. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне.

4. Пес, переступая с места на место, удивлялся новым следам.

5. Мелькали рыбы, сверкая яркими красками.

11. Предлагается у записанных деепричастий определить вид.

Через некоторое время один из учеников записывает это из своей тетради на доске. Класс проверяет. Ученик объясняет свой выбор ответа.

нюхая – НСВ                   затаив – СВ          переступая - НСВ

ответив – СВ                                                сверкая – НСВ

12. Далее этому же ученику диктуется предложение, которое он записывает на доске и разбирает. Остальные ученики эту работу делают в своих тетрадях.

Раскрыв рот от восхищения, Павлик смотрел кругом, ослепленный чудесным зрелищем, машинально отвечая на вопросы зоолога.

(простое, повест., невосклиц., распрост., ослож. прич. и дееприч. оборотами)  

13. Орфографическая работа.

Раскрыв, смотрел, ослепленный, чудесным, зрелищем, отвечая.

Запись в словарях.

Зоолог – специалист по зоологии

Зоология – наука о животных

14. Предлагается вспомнить, что называется деепричастным оборотом.

У-к: Деепричастие может иметь при себе зависимые слова. Деепричастие с зависящими от него словами называется деепричастным оборотом.

У-ль: Каково его положение в предложении?

У-к: Он может стоять в начале, середине и в конце предложения. Он всегда выделяется запятыми.

У-ль: Вернемся к тому предложению. Здесь вы могли увидеть два деепричастных оборота, которые расположены по-разному. Чем они различаются, какие у них особенности?

У-к: Первый деепричастный оборот находится в начале предложения, поэтому запятая ставится после оборота. Второй деепричастный оборот находится в конце предложения, поэтому запятая ставится перед деепричастным оборотом.

Раскрыв рот от восхищения,…  …, машинально отвечая на вопросы зоолога. 

У-ль: Здесь есть и еще один оборот. А как он называется? И как их отличить друг от друга?

У-к: В этом предложении есть также и причастный оборот. Причастный оборот отвечает на вопрос какой?(какая?…) и зависит от существительного: Павлик (какой?), ослепленный чудесным зрелищем, … Причастие может изменяться (ослепленная, ослепленное, ослепленные).

А деепричастный оборот отвечает на вопрос что сделав? (раскрыв рот от восхищения), что делая? (машинально отвечая на вопросы зоолога) и зависит от глагола-сказуемого смотрел (что делая?, что сделав?)

15. Демонстрируется таблица.

У-ль: Когда мы с вами изучали деепричастный оборот, вы уже видели эту таблицу. Посмотрите на нее еще раз.

ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ    ОБОРОТ

деепричастие + зависимые слова

Слава вошел в комнату, закрыв за собой дверь.

Звонко чирикая, воробьи купались в луже.

16. Задание. Вспомнить,   как образуются деепричастия НСВ и СВ. Что они обозначают.

У-к: Деепричастия НСВ обозначают незаконченное добавочное действие. Они отвечают на вопрос что делая? Образуются от основы настоящего времени глаголов НСВ, путем прибавления суффиксов – а, -я.

У-ль: Среди записанных ранее деепричастий найди деепричастия НСВ и назови их.

У-к: нюхая, переступая, сверкая. 

У-ль: А кто расскажет об образовании деепричастий СВ.

У-к: Деепричастия СВ обозначают законченное добавочное действие. Они  отвечают на вопрос что сделав? Образуются от основы начальной формы глаголов СВ путем прибавления суффиксов –в, -вши, -ши, -а, -я.

У-ль: Среди записанных есть такие?

У-к: ответив, затаив.

У-ль: Теперь сделайте разбор по составу некоторых деепричастий. Не забудьте подобрать однокоренные слова к этим деепричастиям: переступая, затаив, нюхая.

У-к: переступая – переступить

       затаив – таил

        нюхая – нюхать

17. Данные таблицы вам уже знакомы. Их мы использовали при изучении видов деепричастий. Взгляните на них еще раз. Они вам помогут при выполнении следующего задания.

ДЕЕПРИЧАСТИЯ   НЕСОВЕРШЕННОГО   ВИДА

  1. Незаконченное добавочное действие.
  2. Что делая ?

                                             ____ гл. наст.  врем.  +  -а  (-я)

несов. в.

ЗНАТЬ    -   ЗНАЕТ        +      -а  (-я)                    ЗНАЯ

 

ДЕЕПРИЧАСТИЯ СОВЕРШЕННОГО ВИДА

1.    Законченное добавочное  действие

  1. Что сделав?

_____ н.  ф.  гл.   +   -в  (-вши)

                                                      -ши

                                              -а  (-я)

 н. ф. гл.

СЛОЖИТЬ   +    - В                   СЛОЖИВ

18. От данных глаголов, определив их вид, образовать деепричастия. (Один ученик у доски).

кричат – НСВ – крича                     размахивают –

положить – СВ – положив                засмотреться -

шлепают –                                  решить -  

начать –                                     читают -

спешат –

(Этому же ученику предлагается сделать морфологический разбор любого деепричастия. Класс также делает подобную работу).

I. Ч. р.    (особая форма)

     Общее значение.

II. Морф. признаки.

     1. Н. ф.       (н. ф. глагола)

     2. Вид

   3. Неизменяемость

III. Синтаксическая   роль

19. Предлагается вспомнить, как пишется не с деепричастиями.

У-к: Частица не с деепричастиями (как и с глаголами) пишется раздельно.

(Демонстрируется таблица, посвященная этому правилу).

У-к: Слитно пишется, если не употребляется без не.

НЕ    с деепричастиями

                     слитно                                             раздельно

         без НЕ   не употребляется:                                                 в  остальных  случаях:      

         ненавидя, негодуя                                                                   не _разговаривая

20. Выборочный диктант.

У-ль: Запишите СС с деепричастиями в два столбика. (Два ученика выполняют у доски).

слитно

раздельно

Не замечая сигнала, не бегая по коридору, ненавидя ложь, не сделав уроков, недоумевая по поводу отказа, недомогая от усталости, не смыв всю грязь, не используя совета, невзвидя света, не боясь темноты, не воя на луну.

21. Задание по вариантам.

Сделать фонетический разбор данных слов.

 I  вариант – ВОЯ

 II вариант – СМЫВ

22. Тест. (Раздается каждому ученику).

Работа выполняется на заранее заготовленных типовых (одинаковых) карточках для всех учащихся, в которых они отметят выбранные ответы. Карта выглядит так:

       ФАМИЛИЯ_______________________

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

3

4

5

1.  Найдите   деепричастия

А) вечерело

Б) играя

В) решил

Г) свежо

Д) закрыв

Е) смотревший

  1. Найдите деепричастия несовершенного вида

А) спеша

Б) увидев

В) закрутясь

Г) балуясь

Д) приняв

Е) выскочив

  1. Укажите правильный ответ

А) Охраняя природу, ты защищаешь родину.

Б) Охраняя природу ты,  защищаешь родину.

В) Охраняя природу ты защищаешь,  родину.

Г) Охраняя,  природу ты защищаешь родину.

  1. Найдите деепричастия совершенного вида.

А) сидя                                                            Г) любя

Б) нахмурясь                                                  Д) распределившись

В) прошелестев                                              Е) превозмогая

5. Выберите деепричастие, которое пишется с НЕ слитно.

А) (не)завидуя                                                В) (не)годуя

Б) (не)сделав                                                   Г) (не)читая

Правильные ответы на карточке выглядят вот так:

           ФАМИЛИЯ_______________________

А

Б

В

Г

Д

Е

1

Х

Х

2

Х

Х

3

Х

4

Х

Х

Х

5

Х

   

Такую же карту учитель готовит и для себя, в нем отмечает верные ответы.

За 9 правильных ответов – «5», за 8 «4», за 7 «3».

23. Раздается отпечатанный заранее текст.

Задание: прочитать, определить тему текста.

24. Пока учащиеся знакомятся с текстом, учитель проверяет тест. Он совмещает карты с ответами учащихся и, сверив их с эталоном, аккуратно прокалывает (насквозь) клетки с правильными ответами. Таким образом учитель сразу выявляет ответы, совпадающие с правильными, и быстро оценивает работу. Раздает ответы,

 и учащиеся смогут увидеть допущенные ошибки.

25. Работа с текстом.

Три главных цвета Азнакаевской земли:

Золотой – хлеба обильного,

Черный – нефти богатой

И голубой – родников чистых да светлых.

А. Г. Исхаков

     Азнакаево – нефтяной и хлебный край.

     Город основан в 1762 году и имеет свою более 200-летнюю историю.

     Приезжая в Азнакаевский район, восхищаешься уникальной природой нашего края, красотой, духовным богатством наших людей. Поэты и писатели посвящают свои произведения, называя Азнакаево «Маленькой Швейцарией».

     Чатыр тау – самая высокая точка Республики Татарстан. Она находится на высоте 334 метра над уровнем моря.

     Основным видом транспорта является городской автобус. Железнодорожный и водный транспорт отсутствуют.

     Гордость наша – ровные, благоустроенные дороги и леса.

     Основными отраслями сельскохозяйственного производства являются животноводство и растениеводство. Труженики села, применяя передовые технологии обработки почвы и уборки урожая, добиваются высоких успехов. Президент РТ Р. Н. Минниханов, ознакомившись с сельскохозяйственными угодьями, высоко оценил работу сельских тружеников.

     Мы гордимся тем, что живем в этом прекрасном городе!

     Мы всегда будем помнить тех азнакаевцев, которые, борясь за наше счастье, пали на полях сражений. Вечная слава им!

26. Один и учеников формулирует основную мысль текста.

27. У-ль: Вы все, наверное, прочитали знакомое название Чатыр тау. На этой горе мы с вами побывали весной этого года.

Задание по тексту. Найти в тексте деепричастия. Определить вид.

У-к: приезжая – НСВ, называя – НСВ, применяя – НСВ, ознакомившись – СВ, борясь – НСВ,

28. Проверка опережающего задания.

У-ль: Каждый из вас получил опережающее задание. Но прежде я попрошу вас прочитать еще раз последний абзац.

     Мы всегда будем помнить тех азнакаевцев, которые, борясь а наше счастье, пали на полях сражений. Вечная слава им!

У-ль: Задание заключалось в том, чтобы вы узнали имена героев Вов Азнакаевского района, героев Советского Союза.

Герои   Советского   Союза

Валиев Акрам Искандарович

Монаков Петр Захарович

Никитин Иван Моисеевич

     Сотни азнакаевцев награждены орденами и медалями а проявленные мужество и героизм.

Герои    Социалистического   Труда

Хазиахметов В. Х.

Каримов Ф. Ш.                           работники сельского хозяйства

Булатов А. Х.

Гринь Михаил П.

Багманов Гарай М.               нефтяники

Гарипов М. М.

Гимазов М. М.                                    рекордсмен среди тат. буровиков

 Хасаншина Г. Х. – врач, орден Ленина

Гайфуллин – кавалер двух орденов Ленина

Гайнутдинов – кавалер ордена Ленина, делегат XXII съезда КПСС

У-ль: Вы отлично поработали. Молодцы! Урок подходит к концу. Завершая его, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф, который вы записали в начале урока.

     Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества.

У-ль: Другая группа также получила опережающее задание. Вам нужно было найти татарские народные пословицы и подобрать к ним аналогичные и русских.

29. Подведение итогов урока.

30. Оценки (комментированные).

31. Домашнее задание.

I группа (сильная) – написать мини-сочинение, используя деепричастия и деепричастные обороты на тему: «Экскурсия на гору Чатыр тау».

II группа (средняя) – составить небольшой кроссворд на тему: «Деепричастие».

III группа (слабая) – разгадать данный кроссворд..

     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

По горизонтали:

  1. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.
  1. Деепричастие, образованное от НП глагола: увидев, присев, назвав.
  2. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав.
  3. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать.
  4. Деепричастие СВ, образованное с помощью суффикса –я: читая, унеся, унося.
  5. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия:
  • Смеясь, он рассказывал о своих приключениях.
  • Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы.
  • Выждав момент, он ринулся в бой.
  1. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины:
  • Забыв дома ключ, он сильно разволновался.
  • Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло.
  • Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.

По вертикали:

  1. Деепричастие СВ: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая.
  2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая.
  1. Деепричастие НСВ: перебежав, запираясь, вымывшись.

5.  Деепричастие, образованное от П глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.

1п

О

Т

С

к

о

л

ы

х

н

у

в

О

К

5п

А

В

Н

Р

6п

р

и

с

Е

в

У

д

у

ч

И

И

Т

В

К

Р

О

Ш

Р

А

В

И

Ы

Я

А

т

ь

н

е

С

я

В

10с

м

е

я

с

ь

в

Ь

11з

А

б

ы

в

ь

я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....