Самоанализ педагогической работы
статья по русскому языку на тему

Афонькина Ольга Васильевна

Данный самоанализ является результатом работы за пятилетний период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №8

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности ,

Афонькиной Ольги Васильевны,

учителя русского языка и литературы

муниципального  общеобразовательного учреждения

 средней общеобразовательной школы №8

г. Каменска-Шахтинского.

Тема защищенной работы, по результатам которой приказом № 95 от 29.04.2007г. на основании решения городской аттестационной комиссии мне была присвоена высшая квалификационная категория по должности «учитель»: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка».

Актуальность выбранной темы очевидна, так как в настоящее время в теории и практике школьного образования существует противоречие между целями формирования коммуникативной компетенции и недостаточной разработанностью необходимых требований и условий для их реализации. Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Таким образом, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, включающую овладение всеми видами речевой деятельности,  основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка.    

              Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и  формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.    

В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  • развивать у учащихся познавательные интересы и мотивацию к учению;
  • формировать ключевые компетенции;
  • раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
  • дать учащимся качественное образование;  
  • привить навыки самостоятельной работы;
  • использовать новые педагогические технологии;
  • совершенствовать формы организации учебной деятельности.

Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент нужно делать на диалоговую форму обучения. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве.

Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Для этого надо знать основные понятия лингвистической речи: стили, типы речи, их композицию, способы связи предложений в тексте, владеть умениями и навыками анализа текста.

Формировать коммуникативную компетенцию можно, используя все образовательные технологии, в том числе и объяснительно-иллюстративные. Но оптимальными будут, конечно, личностно-ориентированные и технологии развивающего обучения (разноуровневого обучения, коллективного обучения, модульного обучения).

В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии: проектная, разноуровневая, проблемного преподавания, технология здоровьесбережения и мастерских. Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности.  

Особое место в моей практике занимают информационные технологии. Используя  ИКТ,  стимулирую интерес ребят к работе с текстовым  научным материалом, развиваю умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, помогаю подготовить публичное выступление учеников, демонстрирующее  понимание учебного материала, развиваю познавательный интерес учащихся, расширяю кругозор, учу работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формируя коммуникативную культуру ученика. Специфика компетентностного подхода состоит в том, что усваивается не «готовое знание», предложенное к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования коммуникативной компетенции таит в себе  очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества, используемая мною в педагогической деятельности. На практике её часто ассоциируют с различными формами  групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества. Эта форма  позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Групповая работа развивает пунктуационную зоркость учеников, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, даёт возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения. Часто  использую  работу в парах постоянного и сменного состава, которая эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов, при анализе текста художественного произведения и на других этапах урока. Развиваю в детях коммуникабельность, используя работу в парах и индивидуальную работу, что даёт возможность каждому учащемуся почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

Целью своей работы считаю дать ученику комплекс учебных умений, научить учиться, развивать интерес к предмету и вообще к учению. Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по русскому языку и литературе, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне, привлекая их к исследовательской работе, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.  

В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Подбираю дифференцированные задания, пытаюсь заинтересовать детей своим предметом, использую дополнительный материал и приемы составления алгоритмов, провожу уроки КВН, семинары, лекции, практикумы.

На уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности успешно применяю следующие формы, методы и приемы: общественный смотр знаний, интегрированные уроки, уроки творчества, деловые и ролевые игры, защита проектов, «Путешествие в предмет», «Аукцион знаний», экскурсии, поездки, походы и т.д. Отслеживая качество усвоения программного материала, использую различные виды контроля знаний учащихся: тестирование (что является ступенькой подготовки к ЕГЭ), контрольные, творческие самостоятельные работы, зачеты, вводные и итоговые контрольные задания. 

Практическая направленность каждого урока является важным условием обучения русскому языку, но диапазон работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся в практике гораздо шире. Из отдельной педагогической ситуации на уроке логически вырастает целый урок речевой культуры. Поэтому разработала и провела ряд специальных уроков, праздников (День славянской письменности, декады русского языка и литературы, защита исследовательских работ по творчеству писателя или поэта, конкурс сочинений и др.), гостиных («В содружестве прекрасных муз (Чехов, Чайковский, Левитан)», «Пушкинское благословение»), литературный театр (по произведениям А.П.Чехова), литературно-музыкальных композиций («Поклонимся великим тем годам»),   где на конкретном материале показаны пути и способы формирования навыков речевого общения в актуальных для учеников сферах - учебной, социально-бытовой, социально-культурной и сфере общественной деятельности. Дети с удовольствием работают на таких уроках. 

Итогом целенаправленной работы является высокий уровень обученности учащихся по русскому языку:

Учебный год

Класс

ОБС

КО

СОУ

2005 – 2006 уч.год

7-А кл. (23 чел.)

100%

74%

66%

2006 – 2007 уч.год

8-А кл. (23 чел.)

100%

75%

67%

2007 – 2008 уч.год

9-А кл. (26 чел.)

ГИА-100%

81%

68%

2008 – 2009 уч.год

5-А кл. (24 чел.)

100%

70%

63%

2009 – 2010 уч.год

6-А кл. (25 чел.)

III ч. - 100%

72 %

65%

Опыт работы по проблеме «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка» был обобщен в рамках школы и города. Принимала участие в декаде «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе», мною был дан открытый урок в 7 классе с использованием ИКТ на тему «Типы речи»;  принимала участие в семинаре учителей русского языка "Использование инновационных технологий в совершенствовании образовательного процесса", в методических и предметных неделях в школе; мною разработана серия уроков с использованием интерактивной доски по темам: «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Служебные части речи»; мои ученики 6 и 8 класса стали участниками конкурса «Русский медвежонок», учащиеся, которых я обучаю, занимают призовые места в городских олимпиадах по русскому языку и литературе; мною организован и проведен мастер-класс для учителей МОУ СОШ №8 по теме «Разноуровневые задания на уроках русского языка» (с использованием ИКТ).

Осуществление учебного   процесса в современных условиях  требует от учителя широкого кругозора  в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, навыков работы с информационно-компьютерной техникой. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации (в 2007г. по проблеме «Использование возможностей ИИП КМ-школа на базе школьных межпредметного и мультимедийного классов с интерактивной доской»; в 2008г. - по проблеме «Профессионализм и культура инновационной деятельности учителя русского языка и литературы в контексте ПНП «Образование»), на городских семинарах, МО, посещаю уроки коллег по школе и городу, изучаю и внедряю различные педагогические технологии; использую различные формы и методы проведения уроков; постоянно слежу за педагогическими новинками, читаю художественные произведения современных авторов и классику, выписываю журнал «Литература в школе», газету «Русский язык в школе», «Литература в школе» с приложениями.

К вопросу формирования коммуникативной компетенции учащихся обращались разные авторы, имеется достаточно большой спектр работ, раскрывающих содержание компетентностного подхода к образованию, но эта проблема столь широка, что опыт любого учителя вызывает интерес. Сегодня стало очевидным, что “дар слова” нельзя обрести посредством изучения грамматики, правописания и так называемых речевых упражнений. “Дар слова” развивается благодаря активному приобщению школьников к действительности, к изменениям ценностных установок современного образования, которое как процесс и результат приобретает значимость лишь в той мере, в какой оно отвечает потребностям индивидуальности, субъективности и самоценности человека. Считая направление по формированию коммуникативной компетенции эффективным, дающим высокие результаты, планирую в перспективе работы дальнейшее изучение, накопление, систематизацию и апробирование современных подходов и форм, новых видов работ по проблеме «Формирование языковой компетенции на уроках русского языка».

Специфика компетентностного подхода состоит в том, что усваивается не «готовое знание», предложенное к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания.

Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты - продукты речевой деятельности. Для этого надо знать основные понятия лингвистической речи: стили, типы речи, их композицию, способы связи предложений в тексте, владеть умениями и навыками анализа текста.

   

Отдел образования Администрации

г.Каменска-Шахтинского

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

Павловой Татьяны Юрьевны,

учителя русского языка и литературы

муниципального  общеобразовательного учреждения

 средней общеобразовательной школы №8

г. Каменска-Шахтинского,

за период с 25.04.2005г. по 30.04.2010г.

Тема защищенной работы, по результатам которой приказом № 95 от 29.04.2005г. Минобразования РО на основании решения Главной аттестационной комиссии мне была присвоена первая квалификационная категория по должности «учитель»: «Формирование языковой компетенции на уроках русского языка». Актуальность этой проблемы очевидна, так как она повышает возможности социальной адаптации личности, предоставляя ей адекватные ресурсы в общении.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» и ряде других нормативных документов одной из задач среднего (общего) образования определяется подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент нужно делать на диалоговой форме обучения. В учебной деятельности главную роль приобретает общение ученика и учителя, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают её, овладевая речевой деятельностью.

Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.  Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает   изучение и внедрение в образовательный процесс  передовых технологий обучения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии: проектная, разноуровневая, мастерских, проблемного преподавания, технология здоровьесбережения, информационные технологии. Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности.

Целью моей индивидуальной педагогической деятельности как учителя является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах, подготовка к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях. Как продолжение, целью своей работы считаю дать ученику определенную сумму знаний, но не только. Еще надо и научить учиться, развивать интерес к предмету и вообще к учению. Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по русскому языку и литературе, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне.

В своей педагогической деятельности я ставлю несколько задач: развивать и укреплять интерес к предмету; использовать новые педагогические технологии, дать учащимся качественное образование; раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика; подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, привить навыки самостоятельной работы; совершенствовать формы организации учебной деятельности. Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
         В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Старюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Пытаюсь заинтересовать детей своим предметом, использую дополнительный материал, провожу уроки КВН, семинары, лекции, практикумы, использую приемы составления алгоритмов. На уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности успешно использую формы, методы и приемы: общественный смотр знаний, интегрированные уроки, исследовательские и творческие работы, уроки творчества, деловые и ролевые игры, защита проектов, «Путешествие в предмет», «Аукцион знаний», экскурсии, поездки, походы и т.д. Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний учащихся, как-то: тестирование (что является ступенькой подготовки к ЕГЭ), контрольные и самостоятельные работы, зачеты, вводные и итоговые контрольные задания. 

Практическая направленность каждого урока является важным условием обучения русскому языку и литературы, но диапазон работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся в практике гораздо шире. Из отдельной педагогической ситуации на уроке логически вырастает целый урок речевой культуры. Поэтому диапазон работы над речевой компетенцией включает целую систему специальных уроков,  праздников (День славянской письменности, декады русского языка и литературы, защита исследовательских работ по творчеству писателя или поэта, конкурс сочинений и др.), гостиных («В содружестве прекрасных муз (Чехов, Чайковский, Левитан)», «Пушкинское благословение»), литературный театр (по произведениям А.П.Чехова), литературно-музыкальных композиций («Я сына родила не для войны»),   где на конкретном материале показаны пути и способы формирования навыков речевого общения в актуальных для учеников сферах - учебной, социально-бытовой, социально-культурной и сфере общественной деятельности. Дети с удовольствием работают на таких уроках. 

За период, прошедший со дня последней аттестации, мои ученики показали следующие результаты по русскому языку:

Учебный год

Класс

ОБС

КО

СОУ

2005 – 2006 уч.год

7-А кл. (23 чел.)

100%

74%

66%

2006 – 2007 уч.год

8-А кл. (23 чел.)

100%

75%

67%

2007 – 2008 уч.год

9-А кл. (26 чел.)

ГИА-100%

81%

68%

2008 – 2009 уч.год

5-А кл. (24 чел.)

100%

70%

63%

2009 – 2010 уч.год

6-А кл. (25 чел.)

III ч. - 100%

72 %

65%

В рамках декады «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» мною дан открытый урок в 7 классе с использованием ИКТ на тему «Типы речи»;  принимала участие в семинаре учителей русского языка "Использование инновационных технологий в совершенствовании образовательного процесса", в методических и предметных неделях в школе; мною разработана серия уроков с использованием интерактивной доски по темам: «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Служебные части речи»; мои ученики 6 и 8 класса стали участниками конкурса «Русский медвежонок», учащиеся, которых я обучаю, занимают призовые места в городских олимпиадах по русскому языку и литературе; мною организован и проведен мастер-класс для учителей МОУ СОШ №8 по теме «Разноуровневые задания на уроках русского языка» (с использованием ИКТ).

Осуществление учебного   процесса в современных условиях  требует от учителя широкого кругозора  в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, навыков работы с информационно-компьютерной техникой. Поэтому я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации (в 2007г. по проблеме «Использование возможностей ИИП КМ-школа на базе школьных межпредметного и мультимедийного классов с интерактивной доской»; в 2008г. - по проблеме «Профессионализм и культура инновационной деятельности учителя русского языка и литературы в контексте ПНП «Образование»), на городских семинарах, МО, посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии; составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования; использую различные формы и методы проведения уроков; постоянно слежу за педагогическими новинками, новыми программами, читаю художественные произведения современных авторов и классику, приобретаю методическую литературу; выписываю журнал «Литература в школе», газету «Русский язык в школе», «Литература в школе» с приложениями.

Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (а именно это до сих пор преобладает в школьной практике), но, прежде всего - воспитание  человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.   Поэтому в дальнейшем я планирую продолжить работу по проблеме «Формирование языковой компетенции на уроках русского языка», что позволит добиться значимых результатов в обучении и нравственном воспитании учащихся.

 Автор самоанализа:

 учитель русского языка и литературы  __________ Т.Ю.Павлова      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Самоанализ педагогической работы

Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...

Самоанализ педагогической работы.

Самоанализ педагогической деятельности за второе полугодие  2012-2013 учебного года....

самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы"

Тему самообразования " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы " выбрала не случайно.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семей...

Выступление на педагогическом совете "Самоанализ педагогической деятельности "

Важным этапом подготовки к аттестации являет­ся анализ педагогом своей педагогической деятель­ности, грамотный подход к которому станет инстру­ментом для успешного прохождения аттестации....