Рабочая программа дисциплины "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Стеклов Юрий Николаевич

                                                                Составлена в соответствии с

                                                          государственными требованиями к

                                                          минимуму содержания и уровню

                                                          подготовки выпускников по

                                                          специальностям:

                                                          070602 «Дизайн (по отраслям) /в области

                                                          художественного проектирования,

                                                          моделирования и оформления игрушки/»,

                                                          032401 «Реклама»,

                                                          260903 «Моделирование и конструирование

                                                          швейных изделий»,

                                                          250403 «Технология деревообработки» и

                                                          примерной программой учебной

                                                          дисциплины «Русский язык», утвержденной

                                                          Управлением среднего профессионального

                                                          образования Минобразования

                                                          02 декабря 2002 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

                      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                           ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                             СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 РОССИЙСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИГРУШКИ                                        

                                           Рабочая программа

                   дисциплины  «Русский язык»

     для группы специальностей:

     250403  «Технология деревообработки»,

     032401  «Реклама»,

     260903  «Моделирование и конструирование швейных изделий»,

     070602  «Дизайн (по отраслям) / в области художественного проектирования, моделирования и оформления игрушки/»

                                                         г. Сергиев Посад

                                                         2008 год

                                                                Составлена в соответствии с

                                                          государственными требованиями к

                                                          минимуму содержания и уровню

                                                          подготовки выпускников по

                                                          специальностям:

                                                          070602 «Дизайн (по отраслям) /в области

                                                          художественного проектирования,

                                                          моделирования и оформления игрушки/»,

                                                          032401 «Реклама»,

                                                          260903 «Моделирование и конструирование

                                                          швейных изделий»,

                                                          250403 «Технология деревообработки» и

                                                          примерной программой учебной

                                                          дисциплины «Русский язык», утвержденной

                                                          Управлением среднего профессионального

                                                          образования Минобразования

                                                          02 декабря 2002 года

    «УТВЕРЖДАЮ»                                                               «ОДОБРЕНА»

                                                                                           предметной комиссией

  Заместитель директора                                                                                          

  по учебной работе                                                      Председатель комиссии                                                    

  __________________ Осипова Т.В.                           _________ Романова Л.А.

  __________________ 2008 г.                                      _______________ 2008 г.

     Программу составил преподаватель

Российского художественно-технического

колледжа игрушки                                                         _________ Стеклов Ю.Н.

     Рецензенты:

преподаватель РХТКИ                                       ____________ МарвинаА.А.

преподаватель русского языка и литературы

Богородского художественно-

промышленного училища                                  _____________ Серпутько В.Г.

                                            1. Пояснительная записка

     Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям

     032401 «Реклама», утверждённых Минобразования России 14 июля 2004 года, регистрационный № 04-2308-Б;

     070602 «Дизайн (по отраслям) /в области художественного проектирования, моделирования и оформления игрушки/», утвержденных Минобразования России 11 ноября 2002 года, регистрационный № 03-0514П;

     250403 «Технология деревообработки», утвержденных Минобразования России 4 апреля 2002 года, регистрационный № 04-2602-Б;

     260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий», утвержденных Минобразования России 4 марта 2002 года, регистрационный № 04-2808-Б.

     При составлении рабочей программы за основу была принята примерная программа учебной дисциплины «Русский язык», утвержденная Управлением среднего профессионального образования Минобразования России  2 декабря 2002 года.

     Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:

для специальности 032401

дисциплина изучается в течение 1-го и 2-го семестров,

всего аудиторных занятий – 117 часов,

максимальная нагрузка студента устанавливается в объеме 154 часов,

в 1-ом семестре проводится первая контрольная работа, во 2-ом – вторая контрольная работа;

для специальностей 250403, 260903

дисциплина изучается в течение 1-го и 2-го семестров,

всего аудиторных занятий – 78 часов,

максимальная нагрузка студента устанавливается в объёме 103 часов,

в 1-ом семестре проводится первая контрольная работа, во 2-ом – вторая контрольная работа;

для специальности 070602

дисциплина изучается в течение 1-го, 2-го семестров,

всего аудиторных занятий – 78 часов,

максимальная нагрузка студента устанавливается в объеме 102 часов,

в 1-ом семестре проводится первая контрольная работа,  во 2-ом – вторая  контрольная работа.

     При составлении рабочей программы в содержание примерной программы внесены следующие изменения:

     - основываясь на опыте преподавания данной дисциплины, проведено перераспределение часов, отведенных на изучение некоторых тем дисциплины;

     - уточнено содержание и откорректирован (конкретизирован) объем самостоятельной работы студентов по всем темам тематического плана;

     - уточнено, конкретизировано учебно-методическое обеспечение, необходимое для выполнения отчетных работ студентов.

     Учебная дисциплина «Русский язык» является общеобразовательной.

     Рабочая программа предусматривает две формы организации самостоятельной работы студентов:

     1) самостоятельная аудиторная работа в виде выполнения конкретного задания;

     2) самостоятельная внеаудиторная работа в виде окончания аудиторных работ.

     Для активизации самостоятельной работы, обеспечения реальной возможности ее выполнения студентом рабочая программа предполагает обязательное использование методических пособий, перечень которых указан в списке литературы.

     Текущий контроль усвоения студентами материала предусматривается в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам, приведенным в разделе 4 рабочей программы.

     В результате изучения дисциплины «Русский язык» студент должен

иметь представление

о разделах науки о языке,

об основных единицах языка,

о видах разбора слов, словосочетаний и предложений;

знать

основные правила орфографии и пунктуации,

основные языковые нормы;

уметь

готовить рецензию на статью, книгу,

писать грамотно диктанты и изложения.

  2. Тематические планы учебной дисциплины «Русский язык»

     Тематический план учебной дисциплины «Русский язык»

                         для специальности 032401  «Реклама»


№№

п/п



  Наименование тем



Максимальная

учебная

нагрузка

в часах

Аудиторные

занятия

в часах


Самостояте-

льные

занятия

в часах

    1


 Фонетика, орфоэпия, орфография


        26        


       17


       9

   2   

 Лексика и фразеология

       25       

     16

      9

   3


 Грамматика, орфография, пунктуация

       37   


     28


      9


   4

 Речь. Функциональные стили речи. Научный, публицистический, официально-деловой стили

       19   



     16



      3



   5

 Художественный стиль речи

         24    

     20

      4

   6

 Наука о русском языке

        16  

     14

      2

 Повторение

          7

      6

      1

 Всего

       154

    117

     37

   

                                               Тематический план

                            учебной дисциплины «Русский язык»

                                                 для специальностей

          260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий»,

         250403 «Технология деревообработки»


№№

п/п


                Наименование тем

Макси-

мальная

уебная

нагрузка

в часах

Ауди-

торные

занятия

в часах

Самосто-

ятельные

занятия

в часах

   1 

Фонетика, орфоэпия, орфография

    13

    8

     5

  2

Лексика и фразеология

    14

   10

     4

  3

Грамматика, орфография, пунктуация

    27

   20

     7

 

  4

Речь. Функциональные стили речи. Научный, публицистический, официально-деловой стили


    21


   18


     3

  5

Художественный стиль речи

    11

    8

     3

  6

Наука о русском языке

    12

   10

     2

Повторение

     5

     4

     1

Всего

   103

    78

    25

                                 

                   

   Тематический план учебной дисциплины «Русский язык»

          для специальности  070602 «Дизайн (по отраслям) /в области    

        художественного проектирования, моделирования и оформления

                                                            игрушки/


№№

п/п


   Наименование тем

Макси-

мальная

учебная

нагрузка

в часах

Аудитор-

ные

занятия

в часах

Самосто-

ятельные

занятия

в часах


 1


  Фонетика, орфоэпия, орфография


      13       


     8


      5


 2


  Лексика и фразеология


     15    


    10


      5


 3


  Грамматика, орфография,

  пунктуация


     26    


    20


     6


 4

  Речь. Функциональные стили речи.

  Научный, публицистический,

  официально-деловой стили


      20


    18


     2


 5


  Художественный стиль речи


      11


      8


     3


 6


  Наука о русском языке


      12


    10


     2






  Повторение


       5


     4


     1


  Всего


      102


    78


   24

                                         

   

                        3. Содержание учебной дисциплины

                                         «Русский язык»

 

                     Тема 1. Фонетика, орфоэпия, орфография

     Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. *Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. *Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. *Роль ударения в стихотворной речи.

     *Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.

     *Морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии.

     Фонетический разбор.

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о фонетике, графике, орфоэпии, орфографии;

знать

фонемы, типы слогов, нормы произношения и ударения, основные принципы русской орфографии;

уметь

правильно произносить трудные слова,

делать фонетический разбор слов.

                         Тема 2.  Лексика и фразеология

     Лексическая система русского языка. Многозначность слова. *Омонимы, синонимы, антонимы. Лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.

     *Фразеология, крылатые слова, пословицы и поговорки.

     *Употребление фразеологизмов. Лексическая и стилистическая синонимия.

*Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

     *Лексические и фразеологические словари.

     Лексико-фразеологический разбор.

_________

     *  Звёздочкой отмечены вопросы для самостоятельного изучения

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о лексике и фразеологии как разделе науки о языке,

о словарях синонимов, антонимов, о фразеологическом словаре;

знать

значение терминов многозначное слово, прямое и переносное значение слова, омоним, пароним, синоним, антоним, старославянизм, заимствованное слово, диалектизм, профессионализм, арготизм, архаизм, историзм, неологизм;

уметь

пользоваться лексическими и фразеологическими словарями,

делать лексический разбор слов.

                          Тема 3. Грамматика, орфография, пунктуация

     Морфемика и словообразование. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

     Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение частей речи, их грамматические формы и синтаксические функции. *Нормативное употребление форм слова.

     *Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

     Морфологический разбор частей речи.

     *Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения; виды осложнения простого предложения; типы сложных предложений; предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

     *Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

     Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

     *Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложения, предложения с прямой речью.

     Выразительные средства грамматики. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о грамматике, орфографии и пунктуации как о разделах науки о языке,

о словообразовании, морфологии и синтаксисе;

знать

значимые части слова,

способы и средства словообразования,

самостоятельные и служебные части речи,

принципы русской орфографии,

типы простых и сложных предложений,

способы оформления чужой речи;

уметь

делать морфемный и словообразовательный разбор,

делать морфологический разбор частей речи,

делать синтаксический разбор словосочетания и предложения.

                          Тема 4. Речь. Функциональные стили речи. Научный, публицистический, официально-деловой стили

     Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

     Текст, его строение и виды его переработки. Тезисы, выписки, реферат.

     Речеведческий анализ текста по специальности и другим дисциплинам.

     *Функциональные стили речи (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера его использования, речевые жанры, стилевые черты (лексические, морфологические, синтаксические, композиционные, эмоционально-образного плана).

     Научный стиль речи. Его признаки и разновидности (подстили), лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов по спциальности. Толкование терминов. Работа с терминологическими словарями и справочниками. Использование средств научного стиля в собственной речи.

     *Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки: назначение, сфера использования, виды и жанры , своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста (композиции). Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов.

     *Публицистический стиль речи. Его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи. Очерк. Устное выступление. Дискуссия.

     Использование студентами средств публицистического стиля в собственной речи.

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о функциональных стилях речи;

знать

основные требования к речи,

виды переработки текста,

особенности научного стиля,

основные виды деловых бумаг;

уметь

пользоваться терминологическими словарями,

составлять тезисы,

делать выписки из текста,

писать доклады, рефераты,

анализировать и составлять деловые бумаги.

                           Тема 5.  Художественный стиль речи

     *Общая характеристика художественного стиля речи (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно- выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.

     Язык как первоэлемент художественной литературы.

     *Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

     *Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

     *Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической литературы.

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о художественном стиле речи,

о его отличительных признаках;

знать

основные виды тропов,

основные виды стилистических фигур;

уметь

анализировать художественно-языковую форму произведений.

                           Тема 6. Наука о русском языке

     Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства на Руси; период возникновения языка великорусской народности в ХV–XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

     *Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

     *Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

     Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Типы норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные).

     Выдающиеся ученые-русисты (М.В.Ломоносов, В.И.Даль, И.И.Срезневский, Я.К.Грот, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, А.А.Шахматов, А.М.Пешковский, С.П.Обнорский, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов и др.).

     В результате изучения темы студент должен

иметь представление

о роли и месте русского языка в современном мире,

о проблемах экологии русского языка;

знать

основные периоды развития русского языка,

основные типы языковой нормы (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные);

уметь

ориентироваться в истории русского языка.

                                              Повторение

     Систематизация знаний и умений по русскому языку. *Лингвистический разбор звуков речи, слова, предложения, текста художественного произведения. Связные устные высказывания, подготовка и защита рефератов по общим вопросам русского языка, о выдающихся ученых-русистах. Сочинение на литературные и социально-этические темы.

                                    4. Контрольные вопросы 

     Тема 1. Фонетика, орфоэпия, орфография

     1. Что такое фонетика, графика, орфоэпия, орфография? 

     2. Что такое фонема?

     3. Чем отличаются друг от друга открытый слог и закрытый слог?

     4. Что вы знаете об ударении?

     5. Как вы понимаете благозвучие речи? 

     6. В каких произведениях чаще всего используется звукопись?

     7. Можете ли вы перечислить основные принципы русской орфографии?

     8. Умеете ли вы делать фонетический разбор?

     Тема 2. Лексика и фразеология

     1. Что такое однозначность и многозначность слова?

     2. Что изучает лексика?

     3. Какие словосочетания называются фразеологизмами?

     4. Чем отличаются друг от друга синонимы, антонимы, омонимы и паронимы?

     5. Можете ли вы назвать исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова?

     6. Что такое диалектизм, профессионализм, термин, арготизм?

     7. Можете ли вы назвать слова, относящиеся к разговорной и книжной лексике?

     8. На какие группы делятся устаревшие слова?

     9. Какие слова противопоставляются устаревшим словам?

     10. Можете ли вы назвать несколько крылатых слов, пословиц и поговорок?

     11. Что такое контекстуальные синонимы и контекстуальные антонимы?

     12. В каких целях употребляются градация и антитеза?

     13. Умеете ли вы делать лексический разбор?

     Тема 3. Грамматика, орфография, пунктуация

     1. Какие способы словообразования вы знаете?

     2. Можете ли вы назвать значимые части слова?

     3. Что такое морфемный и словообразовательный разбор?

     4. Сколько частей речи вы знаете?

     5. Умеете ли вы делать морфологический разбор?

     6. Что изучает морфология?

     7. Что такое синтаксис?

     8. Из чего состоит грамматическая основа предложения?

     9. Какие типы сложных предложений вы знаете?

     10. Знаете ли вы способы оформления чужой речи?

     11. Умеете ли вы делать синтаксический разбор словосочетания и предложения?

     Тема 4. Речь. Функциональные стили речи. Научный, публицистический, официально-деловой стили

     1. Чем отличаются друг от друга язык и речь?

     2. Какие стили речи вы знаете?

     3. Можете ли вы назвать основные признаки научного стиля речи?

     4. Перечислите основные признаки официально-делового стиля речи.

     5. Напишите заявление.

     6. Назовите отличительные признаки публицистического стиля речи.

     Тема 5. Художественный стиль речи

 

     1. Можете ли вы назвать основные признаки художественного стиля речи?

     2. Какие виды тропов вы знаете?

     3. Что такое тропы и фигуры?

     4. Какие фигуры вы можете перечислить?

     Тема 6. Наука о русском языке

     1. Как называются три периода развития русского языка?

     2. Каких выдающихся учёных-русистов вы знаете?

                   Повторение

     1. Что такое транскрипция?

     2. Можете ли вы перечислить все виды разборов? 

                        5. Литература для преподавателя

     Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М., 1994.

     Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации.– М., 2002.

     Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.– М., 2002.

     Одинцов В.В.  Виноградов В.В. – М., 1983.

     Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации.– М., 1984.

                           Литература для студентов

     Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы.– М., 1993.

     Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.– М., 1993.

     Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.– М., 2007.

     Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.– М., 1994.

     Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов.– М., 1997.

     Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы.

     Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.– М., 1996.

     Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов.– М., 1989.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа.Немецкий язык как второй иностранный язык 10 класс

Введение в учебные планы второго иностранного языка стало доброй приметой времени. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания грамматических конструкций,...

Рабочая программа.Немецкий язык как второй иностранный язык 11 класс

Введение в учебные планы образовательных учреждений второго иностранного языка стало доброй приметой времени. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания ...

Рабочая программа немецкий язык ФГОС 5 класс немецкий язык Бим И.Л.

Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения немецкому языку в 5-м классе, второй ступени общего образования....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...