Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку (расширенный курс) по УМК Бабайцевой В.В. 6 класс.
    рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

    Данная рабочая программа составлена к УМК Бабайцевой для расширенного изучения в 6 классе, она рассчитана на 7 часов в неделю, направлена на ислледовательскую и проектную деятельность учащихся, включает календарно-тематическое планирование.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     лицей №1 г. Усмани

    Липецкой области

    им. Героя Советского Союза Б.А.Котова

                                                   

    Расмотрена  НМС лицея                                                    Утверждена приказом лицея

    Протокол №___ от ____2011                                           № ___ от ____2011

                                                                                                      Директор лицея          Э.В. Елфимова

    Рабочая программа

    учебного предмета

    «Русский язык»

    для учащихся 6 – Б класса

    (расширенное изучение русского языка)

    на 2011-2012 учебный год

    Составила:

    Шишкина Л.А.

    учитель русского языка

     и литературы

     

                                                                                                     

     

                                                     Пояснительная записка

         Предмет «Русский язык» является одним из основных, так как русский язык – государственный язык Российской Федерации, национальный язык русского народа, язык великой русской литературы, язык межнационального общения и один из международных языков.

                    Расширенное преподавание русского языка – один из составляющих компонентов образовательной программы лицея, востребованный современными реалиями.

                     Нормативно-правовые документы:

              Государственный образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку, 2004; Примерная программа основного образования по русскому языку авторская программа Бабайцевой В.В. по русскому языку для 5 – 9 классов  для школ, лицеев, гимназий с углубленным изучением русского языка, 5-9 класс; Программа развития лицея; Образовательная программа лицея.

                    Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы  с учетом особенностей региона, муниципального образования, программы развития лицея, образовательной программы лицея:

    1. изучение системы русского языка и функционирование ее в речи;
    2. развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
    3. развитие языкового чутья, воспитания чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;
    4. патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка с привлечением краеведческого аспекта.

     

             Данная рабочая программа разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта образования (Государственный образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку, 2004).

       Данная рабочая программа по русскому языку создана на основе Примерной программы основного образования по русскому языку  авторской программы Бабайцевой В.В. по русскому языку для 5 – 9 классов  для школ, лицеев, гимназий с углубленным изучением русского языка, 5-9 класс («Дрофа», Москва, 2010). Календарно-тематическое планирование сориентировано на учебник  В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» и  учебное пособие «Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы» для школ и классов с углубленным изучением русского языка («Дрофа», Москва, 2010).

     

    Обоснованность выбора данной программы

                     Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
              Данная рабочая программа, прежде всего, отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы с возможностью расширенного изучения тем. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, а также дает возможность более детально рассмотреть некоторые разделы языкознания – морфологию, фонетику, лексику, этимологию, что способствует повышенному уровню обучения с целью дальнейшего изучения предмета на углубленном уровне.

                    Отличительной особенностью данной программы является то, что в программу  6-го класса полностью вынесена морфология (обычно существительное, глагол и прилагательное изучаются в 5 классе), включены такие темы как «Понятие о функциональных омонимах», «Наречие», «Имя состояния», «Словообразование различных частей речи» и некоторые другие. При изучении раздела «Имя существительное» включена тема «Топонимика», где рассматриваются топонимы с краеведческой точки зрения.

                               
                                  Принципы, заложенные в данной рабочей программе

                    Принцип системности обуславливает отбор, интерпретацию и организацию теоретических сведений. При этом система языка рассматривается как совокупность единиц языка, связанных между собой системными отношениями, что облегчает уч-ся усвоение строения и значения языковых единиц.

                   Принцип изоформизма – наличия общих признаков у единиц разных уровней языковой системы. Реализация этого принципа позволяет использовать одни и те же методы и приемы при изучении разноуровневых языковых единиц.

                  Принцип интеграции определяют теснейшую связь работы по развитию речи с изучением теории.

                 Структурно-семантическое направление  определяет многоаспектное освещение языковых единиц, учета формы (структуры), смысла (семантики) и функции единиц языка. Триада – форма, семантика и функция – определяет характер построения программы.

                Функциональный подход требует учета функций языка при обучении речи, что обусловило повышенное внимание к тексту, к его комплексному анализу. Это позволяет формировать у учащихся умение строить  собственные тексты разных типов, стилей и жанров.

                Принцип историзма позволяет связать прошлое с настоящим, показать связь истории языка с историей общества, объяснить многие фонетические явления и т.д.

       
         
    Внимание к переходным (спорным) явлениям языка заставляет  размышлять над живыми языковыми процессами, постоянно происходящими в речи.

      Изложенные принципы способствуют развитию мышления учащихся, их познавательной деятельности. Многие задания сборников задают учебно-исследовательские вопросы, ответы на которые развивают не только  мышление, но и речь.

     Главная особенность данной программы – не столько расширенное изучение некоторых учебных тем, сколько развитие устной и письменной речи учащихся, формированию ключевых компетенций, обозначенных в Образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку.

    Место предмета

                   Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение русского языка в 6 классе 204 часа (6 часов в неделю).

                   На расширенное изучение русского языка в 6-Б классе по  программе Бабайцевой В.В. отводится  минимум 7 часов в неделю. Необходимый  час добавлен за счет лицейского компонента в соответствии с учебным планом лицея - 238ч. за год.

    Общее количество часов

     за год

    Уроков развития речи

    Контрольных и проверочных работ

    238

    46

    19

                  При сопоставлении Примерной и авторской программ выявлено, что в авторскую программу дополнительно введены следующие темы:

    Раздел программы

     Дидактические единицы для изучения

    Морфология

    Морфемный состав слов как один из ярких признаков частей речи.

    Имя существительное

    -  Специфика русских собственных имен (трехчленное имя человека).
    - Понятие о топонимике (топонимы Усманского района).
    - Колебания в роде.
    - Остатки двойственного числа в современном языке.

    Глагол

    -  Исторические изменения форм инфинитива.
    - История образования возвратных глаголов.
    - Противопоставление глаголов по виду как специфическое свойство славянских языков.

    - Происхждение глаголов прошедшего времени.

    Имя прилагательное

        - История притяжательных прилагательных.

                    В авторской программе и в данной рабочей программе работа над разделами  «Речевая культура» и «Культура речи» присутствует в каждой теме курса и на каждом уроке, что позволяет усилить работу над приоритетным направлением в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса. И  на этой основе  формировать навыки нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в различных условиях общения.

    Ключевые компетенции

                    Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

                   Языковая и лингвистическая (языковедческая)  компетенция предполагает освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами литературного языка, обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и об ученых –русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

                   Культуроведческая компетенция  предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики языка, владения нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

    Формы организации образовательного процесса:

    - традиционные уроки;

    - уроки развития речи, включая нетрадиционные формы проведения (уроки-этюды, уроки-ассоциации);

    - уроки контроля знаний, умений и навыков;

    - лингвистический (комплексный) анализ текста;

    - элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках;

    - работа со словарями и справочниками;

    - сообщения учащихся на лингвистические темы;

    - проверочные работы по пройденным темам и разделам;

    - публичное выступление;

    - создание собственных текстов разных типов, стилей и жанров;

    - работа в парах и группах;

    - самостоятельная работа учащихся.

                                                                        Технологии обучения

     

                  В процессе реализации данной рабочей программы основной упор делается на личностно ориентированное  обучение с осуществлением  проектной, проектно-исследовательской технологией обучения.

                Деятельностный подход в обучении поможет  одаренным учащимся вплотную приблизиться к самостоятельной исследовательской деятельности при изучении русского языка как неотъемлемой составной части истории страны.

    Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

                  Коммуникативная компетенция  реализуется в данной программе главным образом за счет уроков развития речи, где учащиеся анализируют конкретную речевую ситуацию и учатся применять полученные знания на практике, как в устной, так и в письменной форме. Здесь и обучение публичному выступлению, и сообщения  на лингвистические темы, и умение построить мини- и макси-текст на определенную тему.

                 Языковая и лингвистическая (языковедческая)  компетенция реализуются

    - на уроках комплексного анализа текста;

    - на уроках изучения нового материала и закрепления изученного через анализ и оценку языковых явлений и фактов, текстов;

    - через умение пользоваться различными источниками: лингвистическими словарями, различными справочниками, мультимедийными пособиями и т.п.

    - через реализацию проблемного обучения на уроках всех типов (создание проблемной ситуации, исследование различных языковых явлений, их анализ и синтез);

    - через знакомство с биографией и научной деятельностью ученых-русистов;

     Умение  пользоваться данной компетенцией проверяется в ходе проверочных работ различного характера.

                Культуроведческая компетенция   реализуется, прежде всего, на уроках исследовательской направленности, а также на уроках всех типов через  

    - рассмотрение языковых явлений через связь истории языка с историей русского народа и  народов мира (например, при изучении фразеологии, лексики и т.д.);

    - сопоставление языковых явлений, характерных для русского языка и других мировых языков;

     - осознание языка как формы выражения национальной культуры, через анализ текстов признанных классиков русской литературы на всех этапах изучения русского языка;

    - восприятие национально-культурной специфики языка через рассмотрение, исследование различных пластов лексики русского языка (историзмы, диалектизмы, сленг и т.д.);

    - овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения на уроках развития речи;

    - умение искать и отбирать нужную информацию в различных печатных и мультимедийных источниках, а также применять ее для решения конкретных практических задач.

                 Виды и формы контроля (согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения)

    - Диктант (объяснительный, предупредительный, графический,  «Проверяю себя»), с языковым анализом текста, по памяти, комментированный, свободный).

    - Комплексный анализ текста.

    - Сочинение (по картине, этюд, письмо, отзыв о прочитанном произведении, на лингвистическую тему, биография и др.).

    - Изложение (полное и сжатое).

    - Тест.

    - Устное высказывание на лингвистическую тему.

    - Текущий, фронтальный опрос, словарный, графический и буквенный диктанты, тематический контроль, самостоятельные работы, проверочные работы.  

       

       В конце учебного года учащиеся сдают экзамен в виде тестовой контрольной работы.

    Используемый учебно-методический комплект

    1.Программа для школ, лицеев, гимназий с углубленным изучением русского языка, 5-9 класс, автор Бабайцева В.В. «Дрофа», Москва, 2010.

    2.Учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы для учебных заведений с углубленным изучением русского языка». Автор: Бабайцева В.В. «Дрофа», Москва, 2009.

    3.Сборник заданий « Русский язык. 6-7 класс». К учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В. Бабайцева, А.В. Глазков и др. «Дрофа», Москва, 2010.

    4.Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы. 6 класс». Автор: В.В. Бабайцева. «Дрофа», Москва, 2010.

    Содержание рабочей программы.

    Грамматика.

    Разделы грамматики.

    Морфология.

    Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Слово и его формы. Морфемный состав слов как один из ярких признаков частей речи.

       Знаменательные части речи.

      Имя существительное.

     Понятие о существительном. Роль существительных в речи (тексте). Правописание НЕ с существительными.

     Нарицательные и собственные имена существительные. Специфика русских собственных имен. (Трехчленное имя человека).

     Понятие о топонимике. Топонимы Усманского района.

     Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль олицетворений в художественной речи.

     Рязряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные). Особенности  употребления их в речи.

     Число имен существительных. Остатки двойственного числа в современном языке.

     Род имени существительного. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных. Переосмысление рода как художественный прием.

     Падеж имен существительных. Способы определения косвенных падежей существительных: по вопросу, по предлогу.

     Склонение существительных в единственном  и множественном числе.

     Правописание падежных окончаний. Разносклоняемые существительные. Неизменяемые существительные. Нормы их употребления.

    Словообразование существительных. Источники пополнения существительных.

    Переход прилагательных в существительные. Понятие о функциональных омонимах.

     Основные умения и навыки:

    - определять существительные по совокупности четырех признаков;

    - знать основные словообразовательные суффиксы существительных и правильно их писать;

    - различать функциональные омонимы (существительные и прилагательные);

    - определять разряды существительных;

    - строить рассуждение на грамматические темы.
    Перечень контрольных мероприятий:

    - диктант с грамматическим заданием;

    - сочинение-этюд;

    - сочинение на лингвистическую тему;

    - сочинение-отзыв о прочитанном произведении.

       

     Глагол.

     Понятие о глаголе. Роль глаголов в речи. НЕ с глаголами.

     Инфинитив. Исторические изменения форм инфинитива.

    Возвратные глаголы. История образования возвратных глаголов. Нормы употребления –ся и

    –сь. –Тся и –ться в глаголах.

    Виды глагола. Употребление глаголов разного вида в описании и повествовании.

    Составление текстов описательных и повествовательных типов речи. Противопоставление глаголов по виду как специфическое свойство славянских языков. Богатство смысловых значений видовых форм.

    Глаголы переходные и непереходные.

    Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Времена глагола. Происхождение формы прошедшего времени. Ее специфика в современном русском языке. Основы глагола: основа настоящего времени, инфинитива, прошедшего времени. Употребление в речи одних форм времени вместо других.
    Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы и их происхождение. Повелительное наклонение. Значение, образование. Сослагательное (условное) наклонение. Значение, образование, изменение и употребление в речи. Безличные глаголы.

     Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Правописание суффиксов глаголов. Редактирование предложений и текстов с неправильными глагольными формами.

    Основные умения и навыки:

    - определять глаголы по совокупности четырех признаков;

    - знать основные словообразовательные приставки суффиксы глаголов и правильно их писать;

    - выделять грамматические основы;

    - различать глаголы на –ться и –тся, правильно употреблять их в устной и письменной речи;

    -  различать типы речи (повествование и описание) по виду глаголов;

    - правильно писать личные окончания глаголов;

    -  производить морфемный и морфологический разбор глаголов;

    - редактировать тексты и составлять их.

      Перечень контрольных мероприятий:

    - диктант с грамматическим заданием;

    - проверочные работы по изученным темам в разделе;

    - сочинение-описание по картине;

    - сочинение в форме письма;

    - сочинение- этюд;

    - обучающее изложение.

     Имя прилагательное.

     Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи. НЕ с прилагательными.

     Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение прилагательных. История притяжательных прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени.

    Нормы употребления степеней сравнения.

    Словообразование прилагательных. Образование прилагательных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов прилагательных. Образование прилагательных путем сложения основ, их правописание. Употребление сложных прилагательных в речи.

    Основные умения и навыки:

    - определять прилагательные по совокупности четырех признаков;

    - различать основные суффиксы прилагательных и правильно их писать;

    - усвоить разряды прилагательных по значению и формы степеней сравнения;

    - правильно употреблять прилагательные в речи;

    - производить морфемный и морфологический разбор прилагательных;

    - редактировать тексты и составлять их.

      Перечень контрольных мероприятий:
    - диктант с грамматическим заданием;
    - сочинение-анализ стихотворного текста;
    - сочинение-описание картины с описание природы;
    - сочинение- этюд;
    - выборочное изложение с описанием природы.

     

      Имя числительное.

      Понятие о числительном. Роль числительных в речи.

      Разряды числительных по значению. Количественные числительные. Собирательные числительные. Дробные числительные. Порядковые числительные. Составление предложений и текстов с числительными. Образование слов других частей речи от числительных.

    Склонение числительных всех разрядов. История некоторых числительных.

    Основные умения и навыки:
    - правильно употреблять числительные в речи;
    - склонять числительные;
    - производить морфемный и морфологический разбор числительных;
    Перечень контрольных мероприятий:
    - диктант с грамматическим заданием;
    - свободный диктант;
    - обучающее изложение текста публицистического характера;
    - публичное выступление о произведении народного промысла.

        Наречие.

      Понятие о наречии. Разряды наречий по значению. Употребление наречий в речи. НЕ с наречиями. Степени сравнения наречий. Наречия как одно из средств связи частей текста.     Словообразование наречий. Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Правописание наречий. Функциональные омонимы. Правописание наречий, имеющих функциональный омоним – существительное с предлогом.

    Основные умения и навыки:
    - определять наречие по совокупности четырех признаков;
    - правильно употреблять наречия в речи;
    - различать функциональные омонимы;
    -  производить морфемный и морфологический разбор наречий;
    - уметь составлять тексты с использованием слов состояния.

     Перечень контрольных мероприятий:
    - диктант с грамматическим заданием.

       Имя состояния.

    Понятие об имени состояния. Употребление имени состояния в речи. Разряды слов состояния по значению. НЕ с именами состояния. Функциональные омонимы. Составление текстов с использованием имен состояния.

    Основные умения и навыки:

    - определять имена состояния по совокупности четырех признаков;

    -различать имена состояния по значению;

    - правильно употреблять имена состояния в речи;

    - различать функциональные омонимы;

    -  производить морфемный и морфологический разбор наречий;

    - уметь составлять тексты с использованием слов состояния

     Перечень контрольных мероприятий:

    - контрольный диктант с грамматическим заданием.

                                                 

    Учебно-тематическое планирование.

    Наименование темы и раздела

        Общее колич.

        часов

    Колич.

    часов на

    РР

    Колич.

    часов на контрольн. работы

    1.  Русский язык – один из богатейших языков мира.

    1

    -

    -

    2. Повторение изученного в 5 классе.

    9

    2

    1

    3. Грамматика и морфология

    5

    2

    -

       Знаменательные части речи

       1) Имя существительное.

    47

    9

    4

       2) Глагол

    49

    10

    3

       3) Имя прилагательное

    56

    12

    5

       4) Имя числительное

    33

    8

    3

       5) Наречие

    27

    2

    2

       6) Имя состояния

    4

    1

    -

    4. Повторение изученного за год

    6

    -

    1

         ИТОГО ЗА ГОД

    238

    46

    19

    Требования к учащимся в конце 6 класса.

    К концу 6-го класса учащиеся должны

    знать:

    - изученные разделы науки о языке (грамматика, морфология);

    - смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;

    - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные), изученные за год; нормы речевого этикета соответственно возрасту;

    уметь:

    - различать самостоятельные части речи (имя существительное, глагол, прилагательное, наречие, имя состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;

    - находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;

    - различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;

    -использовать языковые средства, устраняя разнообразный повтор слов в тексте;
    - производить морфологический и морфемный анализ изученных частей речи;

    - строить тексты разных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи;

    - анализировать и создавать тексты изученных стилей;

    - соблюдать нормы речевого этикета соответственно возрасту.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    - адекватно понимать информацию устного сообщения;

    - читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

    - воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, план);

    - осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

    - владеть основами разного вида монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулировка межличностных отношений);

    - соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

    - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

    - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

    - извлекать информацию из различных источников; первичные навыки пользования лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе представленной в электронном виде на различных носителях.

    Литература и средства обучения.
    Печатные пособия.

    - Учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы для учебных заведений с углубленным изучением русского языка». Автор: Бабайцева В.В. «Дрофа», Москва, 2011.

    - Сборник заданий « Русский язык. 6-7 классы». К учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В. Бабайцева, А.В.Глазков и др. «Дрофа», Москва, 2010.

    - Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Автор: В.В. Бабайцева. «Дрофа», Москва, 2010.

    -Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6  класса.

    -Шклярова Т.В. Пособия «Найди ошибку!», «Подбери слово!», «Вставь букву!»

    Мультимедийные пособия.

    • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
    • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
    • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета».
    • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий.
    • Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

    Дополнительная литература для учащихся

    • Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз.2003.
    • Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985.
    • Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
    • Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.
    • Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. Секреты пунктуации.
    • Кривин Ф. Карманная школа.
    • Львова С.И. Язык в речевом общении.
    • Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя. Загадки топонимики.

    Литература для учителя

    Обязательная

    • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.
    • Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.
    • Концепция модернизации Российского образования.
    • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
    • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
    • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта  общего образования. Русский язык.

    Дополнительная

    - Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.

    - Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.

    - Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз.2003.

    Календарно-тематическое  планирование

    7 часов в неделю / 238 за год

    Тема урока

    к/час

    Дата по пл.

    Факт.

    1. Русский язык – один из богатейших языков мира.

    1

    Повторение изученного в 5 классе. (7+2РР)

    2. Фонетика.

    1

    3. Морфемика и словообразование.

    1

    4-5. Лексикология и фразеология.

    2

    6-7. Орфография.

    2

    8. Контрольная работа по изученному в 5 классе.

    1КР

    9-10. Сочинение на лингвистическую тему «Русский язык – один из богатейших языков мира».

    2РР

    Грамматика. Морфология.(3+2рр)

    11. Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи.

    1

    12. Слово и его формы.

    1

    13. Морфемный состав слова как один из ярких признаков частей речи.

    1

    14-15. Сочинение-этюд «В парке».

    2РР

    Имя существительное.

    16. Понятие об имени существительном. (Морфологический разбор.)

    1

    17. Роль существительных в речи (в тексте).

    1РР

    18. Нарицательные и собственные имена существительные. Специфика русских собственных существительных.

    1

    19-20. Правописание собственных имен существительных. Понятие о топонимике.

    2

    21. Урок-исследование «Происхождение названия города, в котором я живу».

    1РР

    22. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

    1

    23. Роль олицетворений в художественной речи.

    1рр

    24. Комплексный анализ стихотворного текста.

    1рр

    25-26. Разряды существительных по значению: конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные. Особенности их употребления в речи.

    2

    27-28. Число имен существительных.

    2

    29. Остатки двойственного числа в современном языке.

    1

    30. Проверочная работа по пройденным темам в разделе «Имя существительное».

    1КР

    31. Род имен существительных

    1

    32. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных.

    1

    33-34. Сочинение на морально-этическую тему «Что значит быть воспитанным?»

    2РР

    35. Падеж имен существительных. Звательный падеж в древнерусском языке. Способы определения косвенных падежей существительных: по вопросу, по предлогу

    1

    36. Склонение существительных в единственном числе.

    1

    37. Правописание падежных окончаний сущ. 1-го склонения

    1

    38. Правописание падежных окончаний сущ. 2-го склонения

    1

    39. Правописание падежных окончаний сущ. 3-го склонения

    1

    40. Склонение сущ. во мн.числе. Их правописание (Ь на конце после шипящих в существительных.)

    1

    41. Разносклоняемые существительные.

    1

    42. Правописание разносклоняемых имен сущ. (Суффикс –ен-)

    1

    43. Неизменяемые существительные. Нормы их употребления.

    1

    44. Словообразование существительных.

    1

    45. Источники пополнения существительных.

    1

    46. Образование сущ. с помощью суффиксов. Употребление сущ. с суффиксами оценки в речи.

    1РР

    47.Правописание сущ. суффиксами –чик, - щик.

    1

    48. Суффиксы –ек,-ик в существительных.

    1

    49-51. Не с существительными.

    3

    52. Образование сложных существительных.

    1

    53. Переход прилагательных в существительные.

    1

    54-55. Понятие о функциональных омонимах.

    2

    56-57. Сочинение-отзыв о прочитанном произведении и его анализ.

    2РР

    58-59. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»

    1

    60. Контрольная работа по теме «Имя существительное».

    1КР

     

    61. Понятие о глаголе.

    1

    62. Не с глаголами.

    1

    63. Роль глаголов в речи.

    1РР

    64. Инфинитив.

    1

    65. Исторические изменения форм инфинитива.

    1

    66. Возвратные глаголы. История образования возвратных глаголов. Нормы употребления –ся и –сь.

    1

    67. –Тся и –ться в глаголах.

    1

    68. Сочинение-этюд «Зима-кружевница».

    1РР

    69-70. Виды глагола. Видовая пара.

    2

    71. Употребление гл. разного вида в описании и повествовании.

    1

    72. Противопоставление глаголов по виду как специфическое свойство славянских языков. Богатство смысловых значений видовых форм.

    1

    73-74.Сочинение-описание по картине.

    2РР

    75. Наклонения глагола.

    1

    76. Изъявительное наклонение. Времена глагола.

    1

    77. Настоящее время глагола.

    1

    78. Прошедшее время глагола. Происхождение формы прошедшего времени. Ее специфика в современном русском языке.

    1

    79-80. Правописание форм глагола прошедшего времени.

    2

    81-82. Подробное изложение по тексту упр. №368.

    2РР

    83. Основы глагола: основа настоящего времени, инфинитива, прошедшего времени.

    1

    84. Будущее время.

    1

    85. Проверочная работа по пройденным темам в разделе «Глагол».

    1КР

    86. Спряжение глаголов.

    1

    87-89. Правописание личных окончаний глаголов.

    3

    90. Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

    1

    91-92. Разноспрягаемые глаголы и их происхождение.

    2

    93. Повелительное наклонение. Значение, образование.

    1

    94. Правописание глаголов в повелительном наклонении.

    1

    95. Употребление форм повелительного наклонения в речи.

    1РР

    96. Сочинение в форме письма.

    1РР

    97. Сослагательное (условное)наклонение. Значение, образование, изменение и употребление в речи.

    1РР

    98. Правописание бы с глаголами в условном наклонении.

    1

    99-100. Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.

    2

    101. Морфологический разбор глагола.

    1

    102-103. Правописание гласных в суффиксах –ыва-(-ива),-ова-(ева).

    2

    104. Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

    1

    105. Проверочная работа по пройденным темам в разделе «Глагол».

    1КР

    106. Редактирование предложений и текстов с неправильными глагольными формами.

    1РР

    107-111. Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол».

    5

    112. Контрольная работа по теме «Глагол».

    1КР

    113. Понятие о прилагательном. Морфологический разбор.

    1

    114. Роль прилагательных в речи.

    1РР

    115. Разряды прилагательных по значению.

    1

    116. Роль метафоры в художественной речи.

    1РР

    117. Сочинение-анализ стихотворного текста.

    1РР

    118. Качественные прилагательные, их грамматические особенности.

    1

    119-120. Полные и краткие прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в ед.ч. Употребление кратких прилагательных  в роли сказуемого.

    1

    121. Правописание кратких  имен прилагательных с основой на шипящую.

    1

    122. Относительные прилагательные.

    1

    123. Склонение прилагательных.

    1

    124. Правописание падежных окончаний имен  прилагательных.

    1

    125. Правописание букв О-Е в суффиксах прилагательных  после шипящих.

    1

    126. Проверочная работа по пройденным темам в разделе «Имя прилагательное».

    1КР

    127-128. Притяжательные прилагательные. Особенности падежных окончаний прилагательных  с суффиксами –ИЙ,-ИН,-ОВ. Употребление их в роли определений.

    2

    129. Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа ЛИСИЙ.

    1

    130. Особенности правописания прилагательных с суффиксами –ин,

    -ов, образованных от собственных имен.

    1

    131. История притяжательных прилагательных.

    1

    132-133. Сочинение-этюд. Описание природы.

    2РР

    134. Проверочный диктант по пройденным темам в разделе «Имя прилагательное».

    135. Степени сравнения качественных прилагательных.

    1

    136. Образование сравнительной степени.

    1

    137. Синтаксическая роль сравнительной степени прилагательного.

    1

    138. Образование превосходной степени.

    1

    139-140. Нормы употребления степеней сравнения.

    2

    141-142. Переходные явления в языке. Иные степени выражения разной степени признака.

    2

    143. Морфологический разбор прилагательного.

    1

    144-145. Выборочное изложение с описанием природы.

    2РР

    146. Словообразование прилагательных.

    1

    147. Образование прилагательных с помощью суффиксов.

    1

    148-150. Н-НН в суффиксах прилагательных.

    3

    151. Правописание суффиксов –К-,-СК-.

    1

    152. Правописание О-Е в суффиксах прилагательных  после шипящих и Ц.

    1

    153. Проверочная работа по пройденным темам в разделе «Имя прилагательное».

    1КР

    154.Образование прилагательных с помощью приставок

    1

    155-156. Не с прилагательными.

    2

    157-158. Сочинение-описание по картине с изображением пейзажа.

    2РР

    159. Образование прилагательных путем сложения основ.

    1

    160-161. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

    2

    162. Употребление сложных прилагательных в речи.

    1РР

    163-164. Лингвистический анализ текста.

    2РР

    165-166.Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное».

    2

    167-168. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

    2КР

    169. Местоимение и его разряды.

    1

    170. Понятие о числительном.

    1

    171. Исторические основы появления числительных.

    1

    172. Роль числительных в речи.

    1РР

    173. Разряды числительных по строению. (Простые, сложные, составные.)

    1

    174-175. Публичное выступление о произведении народного промысла.

    2РР

    176. Правописание удвоенной согласной в числительных.

    1

    177-178. Правописание мягкого знака в числительных.

    2

    179-180. Правописание гласной И в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.

    2

    181. Количественные числительные, их значение. Разряды количественных  числительных.

    1

    182. Числительные, обозначающие целые числа.

    1

                                     

    183. Свободный диктант с грамматическим заданием.

    1РР

    184. Числительные, обозначающие целые числа.(Склонение числительных  40,90,100; склонение составных числительных, числительного полтораста.)

    1

    185. Проверочная работа по пройденным темам в разделе «Имя числительное».

    1КР

    186. Способы выражения в речи приблизительного количества.

    1РР

    187-188. Собирательные числительные, их значение, склонение, употребление в речи.

    2

    189-190. Дробные числительные, их значение, склонение, употребление в речи.

    2

    191. Правописание слов полтора, полтораста.

    1

    192. Порядковые числительные, их значение, склонение, употребление в речи.

    1

    193. Роль числительных во фразеологизмах.

    1РР

    194. Морфологический разбор числительных.

    1

    195. Образование слов других частей речи от числительных.

    1

    196-197. Повторение и систематизация изученного по теме «Числительное»

    2

    198-199. Контрольная проверочная работа по теме «Имя числительное».

    2КР

    200-201.Обучающее изложение текста публицистического характера.

    2РР

    202. Понятие о наречии.

    1

    203-204. Разряды наречий по значению.

    2

    205. Употребление наречий в речи.

    1РР

    206. Ь после шипящих на конце наречий.

    1

    207. Степени сравнения наречий.

    1

    208. Наречия как одно из средств связи частей текста.

    1РР

    209. Словообразование наречий.

    1

    210. Образование наречий с помощью приставок и суффиксов.

    1

    211-213. Не с наречиями на –о,-е.

    3

    214. О-Е после шипящих на конце наречий.

    1

    215-216. Правописание Н-НН в наречиях на –о,-е.

    2

    217. Проверочная работа по пройденным темам в разделе «Наречие».

    1КР

    218-219. Дефисное написание наречий с приставками ПО-, В-(ВО-), а также наречий, образованных путем повтора.

    2

    220. Переход существительных и прилагательных в наречия.

    1

    221-222. Функциональные омонимы. Правописание наречий, имеющих функциональный омоним – существительное с предлогом.

    2

    223-224. Правописание наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-,В-,НА-,ЗА-.

    2

    225-226. Слитное и раздельное написание наречий (по списку).

    2

    227. Повторение изученного по теме «Наречие».

    1

    228. Контрольный диктант по теме «Наречие»..

    229. Понятие об имени состояния.

    1

    230. Употребление имени состояния в речи. Функциональные омонимы.

    1РР

    231. Разряды слов состояния по значению.

    1

    232. Составление текстов с использованием слов состояния.

    1РР

    233-237. Итоговое повторение изученного за год (имя существительное, глагол, имя прилагательное, наречие и слова состояния, разделы науки о языке).

    5

    238.Итоговая контрольная работа.

    1

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

    Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

    Рабочая программа по русскому языку(расширенный курс) для 8 класса

    Настоящая программа по русскому языку для 8 класса составлена  на основе федерального компонента Государственногообразовательного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учре...

    Рабочая программа по русскому языку под ред. В. В. Бабайцевой для 5 класса

    Материал может быть использован учителями русского языка, работающими по программе В. В. Бабайцевой...

    Рабочая программа по русскому языку под ред. В. В. Бабайцевой для 5 класса

    Материал может быть использован учителями русского языка, работающими по программе В. В. Бабайцевой...

    Рабочая программа по русскому языку под ред. В. В. Бабайцевой для 5 класса

    Материал может быть использован учителями русского языка, работающими по программе В. В. Бабайцевой...

    Рабочая программа по русскому языку под ред. В. В. Бабайцевой для 9 класса

    Программа адресована учителям, работающим по программе под ред. В. В. Бабайцевой....

    Рабочая программа предмета «Русский язык» за курс основного общего образования 5 – 9 классы

    В работе используется  предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2012г.)  Данная программа конкре...