Турнир знатоков русской словесности
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Мельникова Татьяна Владимировна

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Причастие как часть речи" в нетрадиционной форме.Урок закрепления знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_znatokov_russkoy_slovesnosti.docx66.97 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир знатоков русской словесности.

        Тема урока: Причастие как часть речи .

Цели: 1)закрепить понятие о причастии, о глагольных признаках причастия, о правописании суффиксов и окончаний причастий, о причастном обороте и знаках препинания при нем;

  1. развивать логическое мышление, внимание, память, расширять

кругозор;

  1. воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: дидактический материал, индивидуальные карточки, схемы, листы проверки, плакаты(интерактивная доска)

Ход урока.

1. Организационный момент (объявление темы, целей урока,

правил турнира, программы.)

2.Эпиграф урока.

                                          Одаренный чудесной                                 свежестью,

                                  соединенный с ясностью, русский язык

довольствуется одним словом

 для передачи мысли,

 когда другому языку потребовались

 бы для этого целые фразы.

Проспер Мериме.

Дети читают эпиграф и отвечают на вопрос:

-Как вы понимаете это высказывание? (Наш язык отличается легкостью, мелодичностью, но в то же время точностью и ясностью. Русский язык  -  выразительный язык, в этом ему помогают части речи , в частности, причастие.)

-Найдите в тексте эпиграфа причастие и докажите, что это именно оно.

  3.    Первый тур «Приветстви» .

Турнир на  этот раз перебрался в седьмой класс

                И сразиться нам придется с вами вот уже сейчас.

     Все мы русский с детства любим, прочитали кучу книг.

        Каждый член у нас в команде к причастию давно привык.

  Тех, кто выиграет сегодня, поздравят судьи через час,

А болельщиков мы просим поддержать и вас, и нас!

4.Второй тур «Сказка о причастии.» (домашнее задание.)

Оценка жюри.

5.Третий тур «Разминка».

1.Как из прилагательных висячий, горячий, сидячий, лежачий сделать причастия? (заменить суффиксы.)

2.Назвать фразеологизм с причастием по его лексическому

толкованию, назвать причастия, определить время, вид.

  • Человек, лишенный свободы действия, выбора (связанный по рукам и ногам).
  • Человек, который работает однообразно, с механической точностью (как заведенная машина).
  • Усталый человек, утративший физические и творческие силы (как выжатый лимон).
  • Событие крайне важное, особенное (из ряда вон выходящее).

3. Словарь настроений (выбранные по усмотрению учителя прилагательные и причастия на заданную тему).

      Выбрать из словаря настроений причастия, указать суффиксы. Составить одно предложение, используя причастие и прилагательное из словаря настроений на тему «Золотая осень». Это предложение должно рассказать нам о вашем сегодняшнем настроении. Какие же чувства навевает вам золотая осень?

                            Оценка жюри.

6. Четвертый тyp «Кто внимательнее?»

Найти четвертое лишнее:

  1. купленный, общественный, клюквенный, государственный;
    Б) опавший, стрелявший, летевший,
    знающий;
  2. дрожащий, закружившийся, зеленеющий, прикрывший.

                            Оценка жюри.

7А.Пятый тур « Самый быстрый». 

Командам даются карточки, в каждой два задания.

Заполнить таблицу.

П редставлена картина В.Д.Поленова "Золотая осень».

- Составьте по схемам предложения на тему «Золотая осень» (мини-текст).

- Подумайте, какова роль причастий в тексте?

Оценка жюри.

В это же время идет тур «Самый грамотный» (команда выбирает одного человека для работы по карточкам).

  1. С самого рассвета идет дождь.  Это не летний, грозовой ливень, шумящ... и низвергающ... ся, а льющ...ся тихими, тонкими струйками. Ветер далеко разносит созревш... семена деревьев и кружит в воздухе иссохш... листья. Торопливо суетятся перед дорогой скворцы, улетающ... на юг.

  1. В сентябре наблюдения сосредоточены на явлениях
    природы, служащ... признаками наступающ... зимы. Не остается без
    внимания характер отлетающ...  птиц, засыпаю… животных.
    Наступающ...  холода отмечаются с первых чисел. Сентябрь - месяц, подводящ... итоги минувш...   лета, собирающ... в житницу все то, что вырастило летнее солнце.

-Вставить пропущенные орфограммы, указать падеж и число.

Оценка жюри.

8. Конкурс капитанов ( см. в приложении).

                            Оценка жюри.

9. Шестой тур «Самый сообразительный».

      - Заменить слова с союзом  который  на причастный оборот, объяснить знаки препинания.

      -Подумайте, изменится ли смысл? А как в лексике называются слова, обозначающие одно и то же, но написанные по-разному (синонимы, синонимические конструкции).

     1.Многие осенние растения, которые образуют круглые цветнички, плотно жмутся друг к дружке.

     2.Стволы берез, которые белеют и сверкают на солнце, жемчужные.      

                        Оценка жюри

10.Седьмой тур « Природы чудные мгновенья… »

       Представлена картина В.Д.Поленова « Золотая осень».

       Звучит мелодия Вивальди «Времена года».

       Каждая команда получает деформированный текст.

Золотая осень.

            З .л. тая осень! Пр. рода дыш. т ж.зн. ю. На со нце сия.т  (  ) разноцветными красками л.ства д рев. ев.  Бе. численны о. тенки

       з. л. тист. й  га. мы  (  ) глаз. (  ) стволы б. рез сохраняют свои (  ) л.стья (  )  з. л. том.

            Ярко выступают сквозь красновато (коричневую) сеть б. рез и кленов (  ) ели и сосны. Между тонк. м кружев. м ветвей (  ) сложным узором  с. нет прозрачное небо. Стоит особый аромат осен.его леса (  ) дождем и ( ) солнцем.

      -Образовать от глаголов причастия, вставить в скобки (переливаться, радовать, белеть, увять, блистать, зеленеть, сплетаться, омыть, согреть), указать суффиксы причастий.

      -Выполнить синтаксический разбор подчеркнутых предложений.

     - Вставить пропущенные орфограммы.

      -Найти причастный оборот, расставить знаки препинания.

11.Тест (по 1 чел., на обратной стороне доски).

Проверка.

Оценка жюри.

Подведение итогов.

  1. Какую часть речи мы закрепляли на уроке?
  2.  Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?
  3.  Какова его синтаксическая роль?
  4.  Что такое причастный оборот?
  5. Когда он обособляется, а когда нет?

Слово предоставляется жюри(награждение победителей и участников)

Выставление оценок.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка № I.

            С самого рассвета идет дождь. Это не летний, грозовой ливень, шумящ.. и низвергащ..ся, а льющ..ся тонкими, тихими струйками. Ветер далеко разносит созревш.. семена деревьев и крутит в воздухе иссохш.. листья. Торопливо суетятся перед дорогой скворцы, улетающ.. на юг.

Карточка № 2.

В сентябре наблюдения сосредоточены на таких явлениях природы, слущащ.. признаками наступающ..  зимы. Не остается без внимания характер   отлетающ.. птиц, засыпающ.. животных. Наступающ.. холода отмечаются с первых чисел. Сентябрь - месяц, подводящ.. итоги минувш... лета, собирающ.. в житницу все то, что вырастило летнее солнце.

Конкурс капитанов.

1). Найти ошибки в употреблении причастий, исправить их.

По краям дороги виднелись  высокие тополя с облетающей на ветру листьями.

Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой.

Часто можно видеть картины, изображающих природу, золотой осенью.

На деревьях опали последние листочки, растущих около дома.

2). Ответить на вопросы теста.

  1. Для определения причастия установите правильную последовательность данных строк:

а)        отвечает на вопросы "какой?", "какая?", "какое?" ;

б)        обозначает признак предмета по действию;

в)        особая форма глагола.

г) в предложении является определением.  

  1. Укажите , словосочетания какой группы являются словосочетаниями с причастием:

а)        плавучий мост, кипучая натура, висячий замок;

б)        плавающий человек, кипящая вода, висящий замок .

  1. Установите соответствия между   I и 2 колонками:

I

2

зеленый

красноватый

крикливый

красневший

заботливый

кричавший

красный

зеленеющий

заботящийся

  1. Допишите предложение:
    Причастным оборотом называется         
  2. Укажите причастный оборот, объясните знаки препинания.

 Георгины росшие около дома уже отцвели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка".

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов. Интересные задания по морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи, фразеологии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Турнир знатоков русского языка"

Данное мероприятее  можно проводить в рамках  месячника  по русскому языку и литературы, а так же во внеурочное время на факультативных занятиях.   Целями проведения мероприятия яв...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Турнир знатоков русского языка

Развивать у детей понимание того, какую роль играет русский язык в современном мире и нашем многонациональном государстве....

Интеллектуальный турнир по русской словесности "Своя игра", 6 класс

Данная игра по русскому языку и литературе может быть проведена в рамках предметной недели. Соревнуются представители 6-х классов. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков. И...

Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  поможет  проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка" 6-8 кл.

Данное мероприятие предусматривает 3 команды детей. Двое учителей-ведущие мероприятия. Турнир включает 6 туров: орфоэпический,лексический,фразеологический,морфемный,морфологический,редакторский. За ка...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка".Данное мероприятие может проводиться в рамках Недели русского языка и литературы. Участие принимают команды пяты...