Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс) на тему

Цель:
проверить знания учащихсяся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку; 
активизировать мыслительную деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения; 
формирование положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности. 
Оборудование: атрибуты команд (гербы, флажки), карточки, медали, грамоты.
В игре принимают участие 7 “Б”  класс. Класс делится на три команды. Команды: “Энциклопедисты”, “Грамотеи”, “Исследователи”.
У каждой команды герб, девиз, флажки.
Жюри: классный руководитель, студенты – практиканты. 
Туры: 
1. Пунктуационный
2. Фонетический
3. Лексический.  
4. Фразеологический. 
5. Грамматический
На доске записаны туры, прикреплены гербы; отведено место для прикрепления флажков. У каждой команды флажки своего цвета: синий, зеленый, красный. За каждый правильный ответ команда, которая быстрее поднимет флажок, получает один балл. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_znatokov_russkogo_yazyka.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

 "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку

"Турнир знатоков русского языка"

Цель:

  1. проверить знания учащихсяся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;
  2. активизировать мыслительную деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
  3. формирование положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: атрибуты команд (гербы, флажки), карточки, медали, грамоты.

В игре принимают участие 7 “Б”  класс. Класс делится на три команды. Команды: “Энциклопедисты”, “Грамотеи”, “Исследователи”.

У каждой команды герб, девиз, флажки.

Жюри: классный руководитель, студенты – практиканты.

Туры:

1. Пунктуационный

2. Фонетический

3. Лексический.  

4. Фразеологический.

5. Грамматический

На доске записаны туры, прикреплены гербы; отведено место для прикрепления флажков. У каждой команды флажки своего цвета: синий, зеленый, красный. За каждый правильный ответ команда, которая быстрее поднимет флажок, получает один балл.

Ход игры.

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами собрались на “Турнир знатоков русского языка”. Турнир непростой, а рыцарский. Что вы знаете о рыцарях?

- Вот  наши команды будут бороться за звание знатоков русского языка.

Представление команд, жюри.

- Наш турнир будет состоять из пяти туров. За каждый правильный ответ вы будете получать один балл. Желаю удачи!

Темы и задания.

I. Пунктуационный

1.О каких знаках препинания идет речь?

        Когда слова гремели и блистали,

        Я в моде был, я был на пьедестале!

        Однако время новое настало –

        Оно меня и свергло с пьедестала.

        (Восклицательный знак)

        Что о себе сказать могу?

        Согнула жизнь меня в дугу.

        За свой характер я плачу-

        За то, что много знать хочу.

        ( Вопросительный знак)

        Известно миру с давних пор,

        Что знак и я немаловажный

        И не окончен разговор…

        И начинает думать каждый.

        ( Многоточие)

        Стихи С.Пивоварова

        Он очень вежлив…

        Не любит споров он и драк.

        Он всем старается помочь,

        Он в слове «мать» и в слове «дочь»

        И в тихом лунном слове «ночь».

        Чтоб никого не огорчить,

        Он всё старается смягчить…

        (Мягкий знак)

        Стихи О.Высотской

2. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?

( Многоточие, тире, кавычки.)

II. Фонетический

1. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?

(Буква ё)

2. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву к (или п, о, н).

(Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна.)

3. Расставьте ударение. Алфавит, договор, звонит, красивее, каталог, щавель, свекла, столяр, торты, туфлями.

4. “Удвоенные согласные” (блиц). Замените следующие словосочетания одним словом.

•        Товарищ по работе. (Коллега).

•        Популярная игра на льду. (Хоккей).

•        Спортивный бег. (Кросс).

•        Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)

•        Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)

  1. “Рассыпанные буквы”. Расставить буквы и прочесть названия 10 животных: ЛЁЗОК, КУТА, ДАШОЛЬ, ЛЁСО, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА, ВОЦА.

III. Лексический.

1. Наоборот. Подобрать к словам антонимы. Первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, составят новое слово, относящееся к вам.

Широкий – узкий, твёрдый – мягкий, старый – новый, скучный – интересный, бесполезный – ценный, неряшливый - аккуратный.

2. Ответить на вопросы (блиц).

•        Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке.)

•        Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор - химический элемент).

•        Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом - источником, музыкальным знаком).

•        В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной).

•        Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? (Роман).

30. Загадки.

•        По серебряной дороге мы отправились в поход. Остановимся на отдых, а она себе идёт. (Река).

•        Не взять меня и не поднять, Не распилить пилой, Не вырубить и не прогнать, Не вымести метлой... Но только мне придёт пора - Сама уйду я со двора. (Тень).

•        Крылья есть, да не летает, Ног нет, да не догонишь. (Рыбы).

•        На поле родился, На заводе варился, На столе растворился. (Сахар).

•        Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги).

3. Буриме. По данной рифме написать стихотворение: Лучами - ручьями, Снега - луга. Ответ – оригинал:

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

4. Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имело в следующих предложениях?

А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

5. Объясните написанные на доске словосочетания. Что они обозначают?

Грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертеж, грамотный ученик.

( Грамотный инженер – «обладающий знаниями в определенной области». Грамотное сочинение – «не содержащее ошибок». Грамотный чертеж – «выполненный со знанием дела». Грамотный чертеж – «выполненный со знанием дела». Грамотный ученик – «умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить».)

6.Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни  названия дня?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

7. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастерка? (Гимн – торжественная песня – символ, гимназист – учащийся гимназии, гимнаст – спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастерка – верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)

8. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?

(Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки.)

IV. Фразеологический.

1. Что это?

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)
  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши).
  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер.)

2. Загадки – шутки (блиц).

  • Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу вверх ногами).
  • В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? (Ясно как дважды два четыре).
  • Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели! (Их можно... согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с глаголом.)

3. Подберите пословицы и поговорки, связанные со временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.

Весна красна цветами, …(а осень снопами)

Весною час упустишь - …(годом не наверстаешь)

Осень прикажет, а…(весна свое скажет)

Декабрь год кончает, а…(зиму начинает)

В зимний холод …(всякий молод)

Ни в марте воды, …(ни в апреле травы)

Лето припасает, а …(зима поедает)

Где в апреле река, …(там в июле лужица)

4. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?

А) шиворот-навыворот;

Б) спустя рукава;

В) точить лясы.

( Шиворот навыворот означает « совсем наоборот, наизнанку». Раньше  это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот означало « одежда, вывороченная наизнанку в наказание».

Спустя рукава означает «трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение «работать спустя рукава, т.е. неохотно, небрежно»

Точить лясы – «весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу». Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)

V. Грамматический

1. Прочитать стихи и указать, сколько раз встречается числительное СТО. (Ответ: 19).

У простого сторожа -
Часто в нём стоножка
Дорожит стоножка
И столичной ваксой
Вместо двух не просто
Сразу столько обуви
У простой стоножки
И у той стоножки опыт перенять!!!

Непросторный дом:
Бродит под столом.
Чистит 100 сапог.
Чистотою ног,
Вычистить все сто,
Не носил никто!
Стоит постоять

2. Морфологические шарады.

  • Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход.
  • Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание.
  • Суффикс из слова руководитель, приставка из слова возможность, корень из слова пропитание.
  • Суффиксы взяты из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка и окончание - из слова исключительный.

3. Ответьте на вопросы (блиц).

  • Какой из шести падежей никогда не употребляется с предлогом? А какой без предлога? (Именительный, предложный).
  • Что было “завтра”, а будет “вчера”? (Сегодня).
  • Составьте из двух предлогов домашнее животное. (Кот).
  • Какое наречие пишется с двумя чёрточками и двумя мягкими знаками? (Точь- в-точь).

4. “Дружная семейка” - это 10 частей речи. Необходимо к каждой букве в слове подобрать часть речи.

Л - ли - частица

У – у - предлог

И-или-союз

Р – розовый - прилагательное

Т - триста - числительное

А – ах – междометие.

Е - ехать – глагол

Р - радостно – наречие

А - а – союз

Т - тот – местоимение

5. Определите, где предлоги, а где наречия?

А) Вокруг стояла тишина;

Б) Туристы расположились вокруг костра;

В) Не мешай слушать, после расскажешь;

Г) После небольшого отдыха все запели.

(Предложения под буквами а, в.-с. наречиями. Предложения под буквами б, г – с предлогами.)

6.  Укажите существительное женского рода.

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.

( Вермишель.)

7. Лабиринт – загадка. Найдите начало и пройдите внимательно по линиям, которые соединяют между собой буквы. Прочитайте загадку и угадайте ее.                                                                                              

( Сижу на дерерве.  Кругла как шар, Красна как кровь, Сладка как мед.)

 

8. С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы.

( Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)

9. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.

Победителем будет та команда, которая последней назовет кинокартину.

В конце турнира подсчитываем баллы и вручаем грамоты и медали! Выбираем лучшего знатока!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в 7 классе по русскому языку. КВН по теме «Служебные части речи».

Организовать разумный отдых учащихся средствами учебного предмета; в игровой форме провести итог по теме «Служебные части речи»...

Внеклассное мероприятие "О великий и могучий русский язык!"

Цель :                    развивать интерес  к урокам русского    языка,  воспитать уважение к родному языку, ...

Внеклассное мероприятие "Умники и умницы" по русскому языку 7 класс

Внеклассное мероприятие проведено в рамках предметной недели русского языка и литературы...

Внеклассное мероприятие в 5 классе «Знатоки английского языка»

Цель внеклассного мероприятия закрепление имеющихся знаний в области английского языка посредством игровой ситуации.Задачи:    повышать познавательный интерес учащихся к языку через использо...

Презентация к внеклассному мероприятию "И мы сохраним, тебя русская речь, великое русское слово!"

В презентации представлены фотографии древнегреческих философов, высказывания о языке, заповеди речевого поведения...

внеклассное мероприятие для 6 класса "Знатоки английского языка"

Совершенствование знаний и навыков полученных на уроках иностранного языка....

Конспект внеклассного мероприятия в 7 классе по немецкому языку Игра «Знатоки Германии»

Страноведение  является неотъемлемой частью курса изучения иностранного языка, помогает  освоению этикетной стороны речевого общения: лингвистических средств и речевых клишированных единиц, ...