Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку в 10 классе. Факультатив "Лингвистический анализ языковых явлений"
    учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме

    Глазина Елена Александровна

    Программа рассчитана на 34 в год. Направлена на подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому яхыку. В 10 классе углубляется подготовка по лексике и фразеологии, морфемике и словообразованию, морфологии и орфоэпии. В 11 классе курс будет продолжен работой по синтаксису и пунктаации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fakult_po_russkomu_10.doc109 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комитет по образованию администрации города Барнаула

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 62»

    Рассмотрено

    на заседании МО

    протокол №____1_____

    от «__13__» августа 2013г.

    СОГЛАСОВАНО

    Заседание МС

    протокол №_5________

    «_19__»  августа 2013 г.

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУ «СОШ № 62»

    _______________Т.И. Чупина

    Приказ №__0011-12/87_________

    от «__30__» августа 2013 г.

    Рабочая программа по русскому языку

    10 класс

    Факультатив «Лингвистический анализ языковых явлений»

    Срок реализации программы 2013/2014 учебный год

    Глазина Елена Алекесандровна,

    учитель русского языка и литературы

    Пояснительная записка

    Факультативный курс рассчитан минимум на 34 часа  для подготовки к ЕГЭ.

    Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.

    На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. Работа с выразительными средствами языка не выделяется отдельно, она систематически проводится в процессе работы с текстом.

    Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:

    1) А.И. Власенков «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., Просвещение, 2001 г.

    (Программы для общеобразовательной школы, утверждённые Министерством образования РФ, входящие в Федеральный перечень).

    Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

    Задачи:

    - повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания;

    - заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия языком;

    - совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

    Формы работы: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.

    Основные методы и приёмы работы:

    - лекция;

    - беседа;

    - объяснение учителя;

    - создание проблемной ситуации;

    - анализ текстов различных стилей и типов;

    - анализ готовых образцов сочинений;

    - работа с тестами ЕГЭ;

    - различные виды грамматического разбора;

    - работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

    - создание таблиц, схем, алгоритмов;

    - обсуждение, диалог;

    - написание и редактирование сочинений-рассуждений;

    - самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;

    - самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

    Средства обучения:  справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ЕГЭ (и другие тесты), схемы, таблицы, опоры, компьютер.

    По окончании курса учащиеся должны знать:

    - теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.

    По окончании курса учащиеся должны уметь:

    - выполнять тестовые задания типа А минимум на 60-70%;

    - выполнять тестовые задания типа Б минимум на 50 %;

    - анализировать содержание текста, выделять его проблематику;

    - определять тип и стиль речи предложенного текста;

    - создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения

      (формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять

      авторскую позицию и аргуметированно выражать свою)

    Содержание программы:

    Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.

    Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

    Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

    Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.

    Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

    Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

    Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

    Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

    Поурочно-тематическое планирование

    Предмет Русский язык

    Класс 10

    Учитель Глазина Е. А.

    Всего 34 часов; в неделю 1 час. (Из расчета 35 недель в год)

    № п/п

    Название темы

    Кол-во ч.

    Из них

    Контр. раб.

    Лаб. раб.

    Другое (в зависимости от специфики предмета)

    ТЕМА 1 Введение

    1

    1. 1.

    Введение.

     Каковы содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ, критерии её оценки?

    1

    Тема 2. Фонетика и орфоэпия.

    1. 2.

    Для чего нужно знать классификацию гласных и согласных звуков? Что такое орфоэпическая норма?

    1

    Тема 3. Лексика и фразеология.

    5

    1. 3-5.

    Что такое паронимы? Что такое контекстуальные синонимы и антонимы? Каковы признаки фразеологизма? Что такое лексическая норма? (Попутное повторение омонимов, групп слов по происхождению и употреблению, экспрессивной лексики)

    3

    1. 6-7.

    Многозначность и омонимия. Переносное значение слова. Тропы

    2

    Тема 4. Речеведение.

    3

    1. 8.

    Что такое логика текста? Какие существуют средства связи предложений в тексте? Каковы основные способы сжатия текста?

    1

    1. 9.

    Какие существуют типы и стили речи? Каковы их композиционные и языковые особенности?

    1

    10.

    Как создать собственный текст-рассуждение на основе предложенного текста?

    1

    ТЕМА 5.  Грамматика. Морфология.

    6

    11-12

    Что такое грамматические нормы? (Грамматически верное построение предложений с деепричастным оборотом; согласование в роде, числе, падеже; употребление предлогов; образование степеней сравнения прилагательных и наречий; склонение числительных)

    3

    13-14

    Как определить часть речи? Что такое омонимия частей речи? Трудные случаи разграничения языковых явлений

    2

    15.

    Служебные части речи

    1

    Тема 6. Орфография.

    16

    16-18.

    Сколько «Н» писать? 

    (Н и НН во всех частях речи.)

    3

    19-20

    Трудные случаи написания суффиксов

    2

    21.

    Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний

    1

    22.

    От чего зависит выбор приставок ПРИ- и ПРЕ-?

    1

    23.

    Что нужно знать о правописании приставок на З, С

    1

    24.

    когда после приставок вместо И пишется Ы?

    1

    25-26.

    Чем отличаются проверяемые гласные от чередующихся? (Попутно повторяем непроверяемые гласные и согласные, правописание гласных букв после шипящих и Ц)

    2

    27.

    Для чего нужно знать спряжение глаголов?

    1

    28.

    От чего зависит выбор НЕ и НИ?

    1

    29-30

    Слитно или раздельно? (Правописание НЕ со всеми частями речи)

    2

    31.

    Слитно или раздельно? (правописание слов также/так же, тоже/то же, чтобы/что бы, поэтому/по этому и др.)

    1

    Тема 7. Морфемика. Словообразование.

    3

    32-33.

    Правописание приставок. Трудности правописания приставок

    2

    34.

    Средства связи предложений в тексте

    1

    35.

    Резервный урок

    1

    Литература для учителя

    Учебники:

    1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.
    2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по  русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.

    1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.
    2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», книга для учителя, издание 5-е, М.: Просвещение, 2002.
    3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», изд. 2-е, М.: Просвещение, 2004.
    4. Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену, М.: Экзамен, 2005.
    5. Головин Б.Н. Основы культуры речи, М.: Просвещение, 1988.
    6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.
    7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
    8. Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений, М.: Просвещение, 2009.
    9. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2012.
    10. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка, М.: Просвещение, 1979.
    11. Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.
    12. Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический материал/ (региональный компонент), 9 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2001.
    13. Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический материал/ (региональный компонент), 10-11 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2003.
    14. Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.
    15. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006.
    16. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.
    17. Селезнева Л.Б. Укрощаем орфограмму: Алгоритмизированное обучение, Волгоград, Ниж.-Волж. кн. изд., 1993.
    18. Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 10-11 класс, М.: Материк Альфа, 2001.
    19. Сычёва В.П. Тесты по русскому языку: 10-11 классы: в 2 частях, М.: Экзамен, 2007.
    20. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы, М.: Рольф, 1997.
    21. Тропкина Л.А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»), Волгоград, Учитель, 2004.
    22. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2005-2006, М.: Просвещение, 2013.
    23. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М.: Просвещение, 1982.
    24. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.
    25. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008 .
    26. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .
    27.  Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2011 .
    28. Различные виды лингвистических словарей.

    Литература для учащихся

    Учебники:

    1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.
    2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по  русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.

    1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.
    2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М., Просвещение, 1987.
    3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2013.
    4. Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2012.
    5. Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2012.
    6. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006.
    7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.
    8. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2005-2006, М.: Просвещение, 2013.
    9. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2012.
    10. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2013. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008.
    11. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2011. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .
    12. Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2012.
    13. Различные виды лингвистических словарей.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

    рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

    Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

    Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

    Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

    Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

    Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

    Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

    Рабочая программа факультатива "Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика"

    Рабочая программа факультатива "Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика"...

    Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний

    Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

    Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...