Культурологический компонент на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Прокофьева Александра Петровна

В статье "Культурологический компонент на уроках русского языка" обобщается опыт работы  с культурологическим материалом, рассматриваются основные формы  подачи материала, виды работ (описание картины, музыкального произведения, сопоставление  произведений живописи, музыки, литературных произведений). Предлагаются виды домашних заданий, направленных  на поисковую деятельность учащихся ( создание проектов, подготовка сообщений ) культурологических знаний. Цель  таких уроков с использованием культурологического компонента - расширять кругозор учащихся, повышать их интеллектуальный уровень,  развивать и поддерживать интерес к русскому языку с помощью текстов, формировать нравственные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturologicheskii_komponent_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

                Культурологический компонент на уроках русского языка.

       Одной из главных задач в обучении школьников является формирование нравственной, эмоционально богатой  личности, обладающей обширными знаниями не только  школьной программы, но и  в области культуры, искусства. Именно уроки русского  языка   позволяют пополнять знания учащихся по культурологии. Использование интересных текстов развивает и поддерживает интерес к предмету, обогащает  духовно и интеллектуально.

      В структуру уроков русского языка органично «вплетаются» тексты о различных видах искусства, творчестве художников,  композиторов, писателей. Можно обратиться к   книгам К.Паустовского, Д.Лихачева Е.Осетрова, О. Туберовской, Л.Волынского и других. Чтобы работа с текстом проходила плодотворно, он должен соответствовать следующим требованиям : быть небольшим по объему, интересным , познавательным, информационно насыщенным, понятным, соответствовать возрасту  учащихся и, конечно,  обладать высокими художественными достоинствами. Комплексная работа с текстом позволяет  закреплять и повторять орфографию и пунктуацию, отрабатывать  задания в формате ГИА и ЕГЭ,  развивает речь детей и подготавливает их к написанию сочинений.

    Важную роль в системе этих уроков играет описание картин. Учащиеся знакомятся с биографией художника, его творчеством, рассматривают репродукцию отдельной картины, можно использовать музыкальное сопровождение. Затем проводится беседа:

- Ваши впечатления о картине.

-Интересно ли вам творчество этого художника?

-О чем эта картина? Что на ней изображено? Какое  название ей дали бы вы?

-Какое настроение создает картина? Как художник  добивается этого ( какие краски, композиция)?

-Представьте , какие звуки можно услышать,  «оказавшись» в этой картине?

-Какие музыкальные произведения близки по настроению этой картине?

-С какими  стихотворными строками  она перекликается?

     Ученики обязательно скажут, что «Февральская лазурь» И. Грабаря ассоциируется со стихотворением С.Есенина «Белая береза», картина И.Левитана  «Золотая осень» - со стихотворением Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной..» и так далее. Учитель  может   предложить  несколько стихотворений разных поэтов и попросить  определить, какое из них    ближе по настроению  этой картине.

       В старших классах задания усложняются. Описание картины можно связать с  любой  орфографической, грамматической или пунктуационной темой. Например, при изучении темы «Наречие» ученики составляют описание картины, включая наречия, при этом отрабатывается и  их правописание. Незаменимы картины и при изучении тем «Имя прилагательное», «Определение».  Всем известно, как трудно даются ученикам   темы «Причастный оборот», «Деепричастный оборот»( 7 класс), «Обособленные  определения» и «Обособленные обстоятельства»( 8 класс). Для  отработки этих тем можно использовать  картины художников-маринистов и отрывки из феерии А.Грина «Алые паруса». Эта книга насыщена  причастными и деепричастными оборотами.  Можно дать и такое задание:  включите в описание картины причастные и деепричастные обороты. Слабым ученикам предлагается готовый текст, и они только вставляют обороты, сильные сочиняют текст сами. Чтобы показать стилистическую роль деепричастий в  речи, учащимся предлагается описать картину И.Айвазовского «Водопад» , используя деепричастия из стихотворения Р.Саути «Водопад». А домашнее задание  следующее : используя как можно больше деепричастий, деепричастных оборотов , расскажите о предмете, животном. Например,  шипя, извиваясь, шурша кольцами, не мигая, ползла змея. При изучении темы «Назывные предложения» также благодатный материал  представляют репродукции  известных художников : К.Васильева, И.Шишкина, И.Айвазовского, И.Левитана  и многих других. Ученики получают задание описать картину, используя  назывные предложения. Можно составить текст, используя только назывные предложения.  

       Интересно проходят уроки – заочные экскурсии по картинным галереям, музеям, которые заранее готовят ученики- экскурсоводы. Дети  имеют возможность  познакомиться с сокровищами Эрмитажа и Третьяковской галереи, картинами  местного музея и музеев мира.

      Таким же образом проходит работа при знакомстве с творчеством композиторов  и  музыкальными произведениями. После прослушивания учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы:

-Ваше настроение, впечатления.

-Подберите  определения-эпитеты, передающие  ваше отношение к этому музыкальному произведению.

 -Какие  картины вы представляете, слушая эту музыку?

 -С какой картиной, стихотворением  созвучна  музыка?

- Нарисуйте иллюстрацию к этому произведению.

       Учащиеся знакомятся с текстом искусствоведческого характера об этом музыкальном произведении ( об авторе). Пишут сочинение-миниатюру «Слушая  музыку…».

     И, конечно, большое внимание следует уделять текстам литературоведческого характера. Это отрывки из произведений известных писателей и критиков (К.Паустовского, Вс.Рождественского, В.Шкловского, В.Лакшина, И.Андроникова и других) о  писателях,   книгах, литературных героях .  Работа с этими текстами поможет связать уроки русского языка и литературы, пополнить знания по литературе, формировать навыки литературоведческого анализа, подготовиться к  сдаче ГИА и ЕГЭ, сформировать нравственные качества, расширить кругозор.

    Важное    место в системе уроков на тему «Содружество искусств» занимают такие уроки, на которых проводится сопоставление  поэтического текста (отрывка из прозы)  и произведений живописи, музыки. Учащиеся находят  внутреннее сходство образов, настроения, выясняют , какими приемами пользуются  писатели, художники, композиторы. Примеров таких параллелей множество:  И.Бунин «Оттепель» - Ф.Васильев «Оттепель»; А.Пушкин  отрывок из поэмы «Полтава» ( «Тиха украинская ночь»)- А.Куинджи « Лунная ночь над Днепром» - Л. Бетховен «Лунная соната», и этот список можно продолжить. Примеры приведены из  книги С.Львовой  «Уроки словесности» 5-9 классы.

   Тексты на темы «Искусство», «Прикладное искусство» (народные промыслы), «Великие соотечественники» незаменимы   при написании изложений и диктантов. Учащиеся должны знать   славные имена соотечественников, которые внесли вклад в развитие науки, культуры, искусства, спорта, гордиться ими, быть патриотами своего   родного города, края, страны.

   Особенно важно использовать на уроках краеведческий материал. Думается, что  о каждом городе, поселке, селе можно найти интересный материал и  познакомить учащихся  с  известными, интересными людьми, достопримечательностями, памятниками, музеями. Моим учащимся  посчастливилось жить в Казани. Сколько  великих,  славных имен связано  с  республикой Татарстан!  Это наши земляки  и те, кто   учились, жили или побывали в нашем крае: писатели и поэты Г.Державин и А.Пушкин, Е.Боратынский, Л.Толстой ,В.Хлебников,С.Аксаков, В.Маяковский,  Н. Заболоцкий,  М.Цветаева, М.Горький  и В.Аксенов, М.Джалиль,музыкальные деятели Ф.Шаляпин, В.Собинов, Н.Жиганов, С.Губайдуллина, художники К.Васильев, К.Фешин,  И.Шишкин, ученые К.Фукс, Н.Лобачевский,  А.Бутлеров, Д.Лихачев и многие-многие другие.

     Система домашних заданий также может быть связана с культорологическим материалом и направлена  на поиск  учащимися новых интересных знаний и фактов:

-Подготовьте  краткое сообщение на тему «Знаете ли вы, что …» (Знаете ли вы, что известный химик А.П.Бородин в течение 18 лет сочинял оперу «Князь Игорь, а завершили ее Н.Римский-Корсакво и И. Глазунов?

-Подготовьте виртуальную экскурсию  по родному городу (театральную, литературную, музыкальную, спортивную).

-Опишите  картину известного художника и предложите для отгадывания классу.

-Защитите проект «Памятники нашего города» (ученые,  писатели, художники, композиторы, военные деятели, спортсмены нашего города)

-Проиллюстрируйте музыкальное  (литературное) произведение.

-Подготовьте сообщение о народных промыслах родного края.

       Думается, что такие уроки важны : они заставляют думать, исследовать, чувствовать, расширяют границы познаний, воспитывают любовь к  искусству, культуре своей страны, чувство патриотизма и гордость за великих соотечественников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по здоровьесбережению обучающихся...

Презентация к выступлению на НПК "Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы"

Сопроводительный презентационный материал к выступлению по  теме "здоровьесбережения" в работе учителя-словесника...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в сельской национальной школе...

Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.

В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...

Формирование культурологических компетенций на уроках русского языка через дидактический краеведческий материал.

Обращение к культуре всегда было свойственно педагогике. Современный педагогический процесс – это процесс, в котором человек и культура в поисках взаимосвязи обращаются к гуманитарным наукам, пе...

Статья: «Обращение к культурологическим концептам на уроках русского языка по обучению детей-инофонов»

АннотацияВ статье рассматривается проблема формирования лингвокультурологической компетенции иностранного учащегося, изучающего русский язык как иностранный. Вкачестве примера приводится работа по пос...