Роль фразеологизмов в изучении числительных.
статья по русскому языку по теме

В данной статье приведены наблюдения над взаимосвязью разных уровней языка и предлагаются задания для  учащихся,которые могут помочь  осознать взаимосвязь морфологии и фразеологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_frazeologizmov_v_izuchenii_chislitelnykh.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Роль фразеологизмов в изучении имени числительного

Ведя речь о связи фразеологии и морфологии в системе современного русского языка,нельзя не отметить определенной роли имени числительного в этом процессе.

По частоте употребления эта часть речи занимает восьмое место. Среди девяти тысяч самых частотных слов пятьдесят пять числительных,самыми употребительными из которых являются количественные числительные первого десятка. Частота их употребления, возможно, связана с сакрализацией в системе многих культур ряда семантических значений некоторых из них. Это закрепилось и отразилось в большом количестве фразеологизмов,в составе которых мы можем наблюдать количественные числительные первого десятка. Упоминая об этом на уроках при изучении количественных числительных,следует заострить внимание учащихся на соотнесенности фразеологической единицы с определенной частью речи по семантике. Также следует напомнить,что не всегда лексико-грамматическое значение господствующего компонента совпадает с общим грамматическим значением фразеологизма. Поэтому, приводя примеры фразеологизмов, содержащих в своем составе количественные числительные первого десятка,следует четко разграничивать синонимическое частеречное значение данных фразеологизмов и их структурно-грамматический состав.

Так,например,фразеологическое сочетание «без пяти минут» структурно представлено формами Р.п. Существительного во множественном числе с предлогом и количественного числительного пять,а семантически соотносится с наречием «скоро», «почти».

Приведем еще примеры фразеологизмов,содержащих количественные числительные первого десятка: все как один,в один голос, одной веревкой связаны,стричь под одну гребенку,в один присест,один как перст,в два счета,как дважды два,как две капли воды,убить двух зайцев,с три короба,в трёх соснах,в четырёх стенах,на все четыре стороны,как свои пять пальцев,семь пятниц на неделе,семь потов сошло,семи пядей во лбу,семь шкур спускать,в десятку т. д.

Детям можно предложить следующие задания:

1)подобрать (или воспользоваться предложенными учителем)фразеологизмы,содержащие количественные числительные первого десятка,и проследить их структурно-грамматический состав в сравнении с частеречной соотнесенностью.

2)выделить фразеологизмы, содержащие  количественные числительные первого десятка с элементами сакрализации,и попытаться их пояснить,соотнеся с определенными семантико-культурными аспектами. Так,например,учащиеся могут легко выйти на символику ряда чисел в системе культур,допустим числа три и семь.

Разумеется,подобного рода задания следует проводить в классе подготовленном,возможно,давая задания в качестве индивидуального,домашнего,внеклассного или проводя его в рамках интегрированного урока,потому что различные межпредметные связи здесь устанавливаются легко.

В старших классах можно предложить учащимся написание творческих работ в русле данного аспекта,защиту реферата и т. п.,для того чтобы ученик уже более серьёзно и детально отслеживал культурно-лингвистические закономерности. Имеет смысл предложить ребёнку поразмышлять,отчего во фразеологических сочетаниях практически не закрепились такие количественные числительные,как шесть,девять. Предположения и гипотезы наверняка будут интересными,и некоторые можно будет обсудить в классе.

Работая с подобными фразеологизмами,следует обратить внимание на те из них,что построены по модели сравнительного оборота (как две капли воды,как свои пять пальцев и др.) Являясь синтаксически нечленимыми,они не требуют обособления или разделения внутри единства знаком препинания.

Исходя из особенности числительных образовывать со словами (по преимуществу с существительными) цельные словосочетания, можно легко объяснить детям закрепленность ряда числительных во фразеологических сочетаниях типа тридцать три удовольствия,сто лет. Многие из них соотносятся со сказочными зачинами (тридцать лет и три года,в тридевятое царство,за тридевять земель).В последних представлены формы количественных и порядковых числительных,которые не употребляются в современном русском языке.

Можно предложить детям разгадать,какие современные числительные стоят за этими фразеологическими единицами. Можно также попросить привести примеры современного употребления данных фразеологических единиц в речи.

При изучении числительных нельзя не упомянуть о проблеме так называемых неопределенно-количественных слов. Эти слова иногда включают в состав числительных/ Виноградов В. В. Русский язык .М.1972, Гвоздев А. К. Современный русский язык. М.1961 /как разряд неопределенно-количественных числительных или как подразряд  количественных числительных.

Такие слова ,обозначая количество,как и числительные,вместе с тем отличаются  от них рядом существенных признаков. Прежде всего,они лишены основного значения числительных-счетно-числового,т. е. они не имеют значения определенного количества. Помимо этого и грамматические признаки этих слов отличны от числительных. Допустим, слова «масса», «уйма» можно отнести к существительным по наличию категории рода,числа. Слова «мало», «много» и подобные сближаются с наречиями по неизменяемости,способности определять глагол,иметь форму сравнительной степени. А слова «столько», «несколько» и проч. Относятся к местоимениям,так как имеют обобщенно-указательное значение и могут сочетаться с отвлеченными существительными.

Учитель должен поставить эту проблему перед классом,чтобы учащиеся определились в своем мнении относительно этой группы слов.

Именно на основании общности грамматических категорий и общего лексического значения лингвисты исключают те или иные слова из состава определенной части речи или ,наоборот,включают в ее состав на основании общности ряда признаков.Например,такие числительные ,как тысяча,миллион, миллиард, могут употребляться в форме множественного числа,а так как количественные числительные, обозначая конкретное количество, не имеют категории числа,то  одни исследователи исключают их из состава числительных, другие выделяют как неопределенно-количественные в тех случаях,когда они обозначают неточное число. И в подобных случаях мы как раз сталкиваемся с фразеологизацией этих числительных в словосочетаниях,функционально-семантически связанных с группой неопределенно-количественных слов.

Сравним:Нас тысячи,миллионы,сотни тысяч! и Тысяча человек свободно разместится в зале. В первом случае мы можем говорить о фразеологизированном словосочетании, а во втором -перед нами количественное числительное. Следует обратить внимание детей на  тенденцию к фразеологизации данной группы слов.

К группе неопределенно-количественных слов примыкает  и слово «тьма»,слово тюркского происхождения, утвердившись в нашем языке как существительное,одним из значений которого является «множество, большое количество чего-либо или кого-либо»,изначально являлось числительным, означая «тысяча». Затем сближаясь со значением  слова «уйма», оно вошло во фразеологическое сращение «тьма-тьмущая».Таким образом,данное сращение ,исторически связанное с заимствованным числительным, в современном русском языке соотносится по общему грамматическому значению с неопределенно-количественными словами (уйма,масса, множество).

При рассмотрении в 5 классе вопросов заимствования лексики и происхождения слов следует уделить внимание и этому фразеологическому сращению. А уже в 6 классе, изучая тему «Числительное», оговорить вопрос о частеречной соотнесенности подобного фразеологического сращения и его стилистической особенности (разговорно-бытовой контекст:народу собралось тьма-тьмущая).К этой группе фразеологических сращений примыкает также «видимо-невидимо».

Эти и подобные явления в развитии и существовании языка способствуют обогащению речи и на примере числительных иллюстрируют учащимся взаимосвязь всех уровней системы языка, в том числе-морфологии и фразеологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Роль фразеологизмов в обогащении словарного запаса учащихся.

В данной работе идет речь о фразеологических оборотах и их роли в обогащении словарного запаса учащихся. Роль фразеологизмов велика. Фразеологизм имеет ряд существенных признаков: устойчивость, воспро...

Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Фразеология. Роль фразеологизмов в речи»

Цель урока:  знакомство с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи.Задачи урока:1)    Образовательная: сформировать у учащихся представление о фра...

Статья: "Роль фразеологизмов в иноязычной культуре"

Аннотация: в статье рассматривается значение идиомологических и фразеологических единиц в английском языке        ...

"Роль фразеологизмов в речи"

Исследовательская работа....

"Роль фразеологизмов в речи"

Исследовательская работа....

Роль фразеологизмов в изучении английского языка

Роль фразеологизмов в изучении английского языка...