ВОСПИТАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Кузнецова Ирина Юрьевна

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность.

А что же такое патриотизм? Кто такой патриот?

Прекрасный знаток русской словесности, этнограф, талантливый писатель В.И. Даль так трактует понятие “патриот” в своём словаре: “Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб”. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. У детей проявление этого чувства начинается с памяти детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу. И лишь взрослея, они начинают понимать свою принадлежность к Отчизне.

Но, обращаясь к этому вопросу время от времени, воспитать Гражданина, Патриота своей страны невозможно. Поэтому считаю, что работа по данному вопросу должна стать составной частью урока. Одним из самых приемлемых, для осуществления гражданско-патриотического воспитания, является урок русского языка. Где, как не на уроке родного языка, прививать детям любовь к нему, вырабатывать у ребят внимание к своей и чужой речи, развивать её культуру. А через знание языка воспитывать у учащихся любовь к Родине.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т.к. детство и юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово”.

Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе этот разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.

Но язык не просто средство общения, он - самая большая ценность народа, в нем воплощены труд, разум, воля и нравственность народа. В языке, посредством языка народ празднует свои победы, скорбит о своих бедах и поражениях.

История языка - история народа. Истоки языка - в народных корнях, в семейно-родовых отношениях наших предков. Неслучайно в древнерусском языке одно из значений слова "язык" было именно народ. Неслучайно в русском языке так много слов с корнем "род": народ, природа, родина, родник, родимый, родной, родинка и т.п. Язык хранит нашу историю. Он - память народа.

Истоки русского языка уходят в глубокую древность. Примерно во 2-1-м тыс. до н. э. из группы родственных диалектов индоевропейской семьи языков выделяется протославянский язык (на поздней стадии - примерно в 1-7 вв. - называемый праславянским). Где жили протославяне и их потомки праславяне, - вопрос дискуссионный. Вероятно, праславянские племена во 2-й половине 1 в. до н. э. и в начале н. э. занимали земли от среднего течения Днепра на В. до верховьев Вислы на З., к Ю. от Припяти на С. и лесостепные районы на Ю. В 1-й половине 1 в. праславянская территория резко расширилась. В 6-7 вв. славяне занимали земли от Адриатики на Ю.-З. до верховьев Днепра и озера Ильмень на С.-В. Праславянское этноязыковое единство распалось. Образовались 3 близкородственные группы: восточная (древнерусская народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки, лужичане, поморские славяне) и южная (её представители - болгары, сербохорваты, словенцы, македонцы).

Славянские языки по степени их близости друг к другу принято делить на 3 группы:  восточнославянскую, южнославянскую,   западнославянскую.

                 

В первой половине второго тысячелетия русского языка ещё не существовало.

Наш выдающийся историк и писатель Н.М. Карамзин был абсолютно прав, когда говорил: «Тот, кто не знает своего природного языка, тот дурно воспитан; тот не достоин называться русским, кто не гордится языком Святослава, Владимира, Дмитрия Пожарского, Петра Великого».

Разумное, заботливое, любовное отношения к своему языку - обязательная черта образованного, нравственного человека, берегущего свое личное и гражданское достоинство. Наш русский язык - плод многовекового творчества русского народа, всех народов нашей страны.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха. Родина - мать, умей за неё постоять. “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота. Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами “Будьте добры”, “Будьте любезны” (5 кл.). Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова. Укажите ошибки в употреблении местоимений (6 кл.). В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных (7 кл.) и т.д.

Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Мой город”, “Улица моего детства” и др.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы

Дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, го разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет  медлить. Мы  дол...

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Матрена, Матрешка, Матрешенька".

Творческая деятельность детей в рамках кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Матрена, Матрешка, Матрешенька".Данная работа знакомит детей с народной игрушкой, традиция...

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Русская балалайка"

Через знакомство с народными инструментами приобщать детей к народной культуре и традициям....

Эколого-эстетическое воспитание школьников как важный элемент педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формир...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ" Приложение к журналу СПО/ №2/23

Статья отражает актуальную сегодня необходимость возрождения в молодом поколении чувства патриотизма и предлагает инструменты для его формирования...

Доклад "Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы".

Важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Патриотизм – любовь к своему Отечеству, к своему народу....