Поклонимся великим тем годам.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Федорова Ольга Леонидовна

Самые известные, задушевные, проникновенные и любимые миллионами людей песни открывают тайну силы своего воздействия при внимательном рассмотрении лексики, художественных приёмов и синтаксических возможностей языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе.

                     Поклонимся великим тем годам.

Урок памяти.

(Комплексный анализ текста).

Цели: повторить изученный материал на примере песен Великой Отечественной войны.

Задачи:      

1. Повторить разделы лингвистики;

2. Развитие речи учащихся при работе с художественным текстом.

3. Нравственно-эстетическое и культурно-речевое  развитие.

Оборудование: выставка книг о войне, оформление стенда, посвященного поэтам-фронтовикам, героям Великой Отечественной войны.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Приближается  один из самых важных, трагических и счастливых  для России праздников – День Победы. Каждый год в канун этого дня мы отдаем дань памяти нашему народу, который ценой жизни миллионов россиян защитил мир от фашизма.

  1. Звучит песня песня  А. Александрова на слова И. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная».
  2. Запись на доске:

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна4

Идет война народная

Священная война.

Задания

  1. Списать отрывок из песни, расставив знаки препинания и выделив грамматические основы;
  2. Дать характеристику предложению (простое, побудительное, восклицательное, двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособл. обстоятельством, выраженным сравнит. оборотом).
  3. Найти прием инверсии.
  4. С какой целью он используется? (Передает  эмоциональный накал, усиливает чувства автора).

Песня М. Матусовского на слова В. Баснера  «На безымянной высоте».

— В каком значении употребляется слово «высота»? ( В словаре 6 значений слова.  3 значение —  «возвышенное место, возвышенность».)

— «Мессеры»?  — «Мессершмиты»

— землянка в три наката —  вырытое в земле убежище под тройным слоем бревен и земли.

Запись предложения:

Мне часто снятся все ребята, друзья моих минувших дней, землянка наша в три наката, сосна, сгоревшая над ней. Как много их, друзей хороших, лежать осталось в   темноте, у незнакомого поселка, на безымянной высоте.

— Найти обособленные члены предложения, объяснить постановку знаков препинания.

— Почему трижды повторяются эти слова? (Подчеркивается особая значимость  тех событий для лирического героя, безымянная высота стала  незабываемой: там погибли друзья.)

     Такой повтор группы слов в конце нескольких стихов  называют эпифорой (запись на доске).

— Вспомните, что объединяет прилагательные и причастия как части речи?  ( Вопрос и окончания).

— Выполнить словообразовательный разбор и разбор по составу слов сгоревшая — горевшая; сгоревшая и безымянной — имя; безымянной.

—         Объяснить орфограмму с слове «безымянной».

Песня «Полчаса до атаки» В. Высоцкого «Полчаса до атаки». 

— Каковы тема и идея этой песни? ( Тема — гибель бойца, узнавшего из письма, что девушка его не любит, идея — предательство любимого человека страшнее смерти от вражеской пули).

Запись на доске:

           Полчаса до атаки —

           Значит снова под танки

           Снова слушать разрывов концерт.

           А  бойцу молодому

           Передали из дому

           Небольшой голубой треугольный конверт.

—Расставить знаки препинания.

—Как называется предложение, в котором отсутствуют некоторые члены предложения, но смысл при этом сохраняется и ясен из контекста? (Неполное).

—Почему с него начинается песня? Обычно, такие предложения используются в середине текста. ( Для создания эффекта присутствия читателя на месте события, выражения доверия слушателю, который все поймет без лишних слов, разделит  душевную боль молодого бойца).  

         — Почему определения в последней строке не являются однородными? (Они характеризуют предмет с разных сторон: по размеру, цвету, форме).

Поэт Михаил Исаковский известен и любим как автор песен, ставших поистине народными, потому что их пела вся страна. Особенно песни о войне. Вы все знаете его знаменитую «Катюшу».

 Послушаем еще одну песню М. Блантера на стихи  М. Исаковского

«Враги сожгли родную хату».

    в замечательном исполнении  Марка Бернеса.

— Какие чувства вызвала у вас эта песня?                                 

— Что придает ей столь потрясающе проникновенный характер?  (Трагедия простого  человека, которого война научила сдерживать свои чувства, выражена в форме разговора  солдата с погибшей женой.   Простота, задушевность исполнения).    

 Запись предложения с прямой речью:

Сказал солдат: «Встречай, Прасковья, героя мужа своего. Готовь для мужа угощенье, накрой в избе широкий стол. Свой день, свой праздник возвращенья к тебе я праздновать пришел».

        Составить схему предложения.

—Подумайте, в какое время могла быть написана следующая песня.

— Какова основная мысль песни «Хотят ли русские войны?»

Запись в тетрадь:

         Спросите вы у тех солдат,

          Что под березами лежат,

        И вам ответят их сыны,

        Хотят ли русские войны.

             Основная мысль — мы не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою на землю горькую свою.

        Объясните постановку знаков препинания, составьте схему предложения.

        —На каком приеме основано создание песни? (Эпифора).

        Эта песня была написана в          году. К сожалению, войны продолжают греметь, и по-прежнему гибнут солдаты, по-прежнему плачут их матери.  Что нужно делать, чтобы не было этого? (Чаще задавать этот  вопрос тем, кто посылает наших солдат на войну.)

        —Какие чувства вызвали у вас прослушанные песни?

        Боль за погибших и гордость за наших людей, сумевших отстоять Родину в жестокой, но священной войне.

        Песня А. Пахмутовой  «Поклонимся великим тем годам» на стихи М. Львова  .

        9 Мая мы с вами поклонимся  и маршалам, и рядовым,  и мертвым, и живым участникам Великой Отечественной войны, забывать о которой мы не имеем права.

        

Домашнее задание:

 написать мини-сочинение «Какие чувства вызвали у меня песни, посвященные войне»

 или «Художественные средства и приемы создания песни о войне»

 или написать стихотворение о войне.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.Поклонимся великим тем годам!

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.«Поклонимся великим тем годам!»...

Презентация к классному часу о Великой Отечественной войне "Поклонимся великим тем годам".

Даанная презентация содержит материал, который можно использовать при проведении классного часа или внеклассного мероприятия о Великой Отечественной войне в 5 - 6 классах....

Проект «Поклонимся великим тем годам» посвящен ветеранам, труженикам тыла и тем, кто погиб за нас в Великой Отечественной войне.

Проект «Поклонимся великим тем годам» посвящен ветеранам, труженикам тыла и тем, кто погиб за нас в Великой Отечественной войне.  Проект предназначен для проведения внеаудиторных меро...

«Поклонимся великим тем годам!» (Великие Луки - город воинской славы)

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 70-летию Победы русского народа в Великой отечественной войне «Поклонимся великим тем годам…»

Ведущий:Поклонимся великим тем годам,Тем славным командирам и бойцам,И маршалам страны и рядовым,Поклонимся и мёртвым, и живым,Всем тем, которых забывать нельзя,Поклонимся, поклонимся друзья.Всем миро...

"Поклонимся великим тем годам" - сценарий празднования 71 годовщины Великой Победы

Музыкально-ритмическая композиция с участием старших школьников на 9 мая...

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...