Конспект урока.8 класс.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Кубышева Наталия Борисовна

ЦЕЛЬ: 

1. Дать понятие о каждом из  типов предложений, указанных в теме;

    о способах выражения главного члена в форме сказуемого;

2. Научить отличать неопределенно-личные от обобщенно-личных и 

    определенно-личных предложений;

3. Показать роль этих предложений в речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, таблицы, репродукции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

8 класс

Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.

ЦЕЛЬ:

1. Дать понятие о каждом из  типов предложений, указанных в теме;

    о способах выражения главного члена в форме сказуемого;

2. Научить отличать неопределенно-личные от обобщенно-личных и  

    определенно-личных предложений;

3. Показать роль этих предложений в речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, таблицы, репродукции.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

        - 1 группа: сочинение-миниатюра в форме письма с использованием

          определенно-личных предложений;

        - 2 группа: примеры из научной литературы;

        - 3 группа: анализ публицистического текста;

        

3. Повторение.

Учитель: Все вместе поработаем сейчас над строчками одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова, творчество которого мы сейчас изучаем на уроках литературы. (Ученик читает стихотворение наизусть). А теперь запишем первые строчки стихотворения.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной.

1. Определите стиль данного текста. (Художественный).

2. Вспомните характеристику данного стиля? (Выразительность, богатство языка образность, эмоциональность).

3. Какова тема стихотворения? В чем смысл данных строчек? (Одиночество, чувство грусти от  неудовлетворенности своей жизнью).

4. Каковы художественные особенности (анафора, синтаксический параллелизм, сравнение)

5. Какое это предложение по своей синтаксической конструкции? (Односоставное, определенно-личное).

6. Какие предложения называются определенно-личными? ( Предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий или его собеседники)

7. Назовите способ выражения сказуемого в таких предложениях. (Глагол в форме 1 и 2 лица, ед. ч. и мн. ч., изъявит. и повел. накл.)

8. По возможности сгруппируйте орфограммы, которые здесь есть.

9. А теперь задание для всех на оценку. (Тестирование)

4. Объяснение нового материала.

Слайд № 1

Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит определить, о каких односоставных предложениях идет речь?

Запишем тему нашего урока. Работа с

Слайд № 2 (запись в тетрадь)

1. Почему так называются? (Действующее лицо не определено)

Вывод: в неопределенно-личных предложениях действующее лицо устранено, представлено как неизвестное, неопределенное. (Запись в тетрадь)

Работа с

Слайд № 3

1. Почему так называются? (Действие относится к любому лицу)

Вывод: в обобщенно-личных предложениях действие вне времени относится к любому, всякому лицу, к группе лиц. Используются в пословицах, поговорках, афоризмах.

Учитель: Третья задача нашего урока - выяснение сферы употребления этих предложений.

1.Запишем предложения под диктовку.

Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель принесли.

- Из какого произведения эти строки? («Мцыри» М.Ю. Лермонтов)

- Охарактеризовать предложение по составу грамматической основы.

(односоставное, н-о , способ выражения сказуемого мн. ч. прош. вр.)

Схоронили его за Москвой-рекой.

И бугор земли сырой тут насыпали.

И кленовый крест тут поставили.

- Из какого произведения эти строки? («Песня про купца Калашникова»

М.Ю. Лермонтов)

- Охарактеризовать предложение по составу грамматической основы.

(односоставное, н-о , способ выражения сказуемого мн. ч. прош. вр.)

 2. Выпишите из литературно-критической статьи из «Энциклопедического словаря юного филолога» н-о предложения. (Очень часто говорят, что в этом стихотворении выражен призыв к буре.)

4.Закрепление.

 А теперь проведем выборочный диктант. Разделим тетрадь на 3 части.

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Обобщенно-личные

 

        Цыплят по осени считают. Умную голову почитают смолоду. Зайца вылечили. Теперь мне очень хотелось спать. В чугунную доску били без устали. Звонят. Откройте дверь. Дети,

запишите предложение. Мне обещали, что я вообще не проеду. Просто подожду ребят. За стеной бубнили два голоса.  Вот на второй день и поговорим. Над головой у меня вдруг завозились. В машине переночую. Берегите наш русский язык.

5. Домашнее задание.

 

         

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Односоставные предложения

Слайд 2

О каких односоставных предложениях идет речь? М.В. Ломоносов: «Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит». А.М. Пешковский (ученый-лингвист): «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».

Слайд 3

По улицам слона водили. Хорошо в деревнях хлеб пекут. ОНИ мн.ч. пр. вр. или условн. накл. ОНИ 3-е л. мн.ч. наст. или будущ. вр. Неопределённо-личные Определите тип предложения по составу грамматической основы.

Слайд 4

Обобщённо-личные Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Цыплят по осени считают. Определите тип предложения по составу грамматической основы. ТЫ и ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ОНИ и ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ 3-е л. мн.ч. наст. или будущ. вр. 2-е л. ед.ч. изъяв. или пов. накл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе "Неопределенно-личные предложения"

Урок дает понятие неопределенно-личных предложений как разновидности односоставных....

план -конспект урока немецкого языка для 7 класса " Неопределенно - личные предложения".

Аннотация к уроку.Грамматика – это скелет языка, его остов. Данный урок  - это одно из звеньев цепи, без которого невозможно обойтись при изучении немецкого языка: неопределенно – личные предложе...

Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс

Урок в 11 классе  с использованием Сингапурских структур с презентацией....

Технологическая карта урока в 8 классе "Неопределенно-личные предложения."

Данный конспект урока помогает создать условия для обучения распознаванию неопределенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению неопред...