Главные вкладки

    Презентация для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА
    презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

    Савельева Елена Олеговна

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Пишем вместе сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: "Роль прилагательных в тексте" (Вид рассуждения - рассуждение-размышление)

    Внимательно прочитаем текст.

    (1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.
    (2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой:
    (4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.
    (6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен - золотых, синих, зеленых и радужных.
    (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы.
    (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета...

    (К. Паустовский)

    1. Определим, какой вид рассуждения мы будем использовать при написании сочинения. Для этого еще раз внимательно прочитаем название темы. В нем не указан тезис, который необходимо доказать. Значит, в данном случае мы будем писать рассуждение-размышление.
    2. Вспомним, что такое прилагательное, и запишем на черновике определение: "Прилагательное - это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?"
    3. Вспомним, что в грамматике называется предметом. Напишем определение: "Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?" Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.
    4. Вспомним, что такое признак предмета. Запишем на черновике ответ: "Признак предмета- это свойства (сильный), принадлежность (лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.
    5. Сделаем для себя вывод и запишем его:
      "Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное - его свойства".
      Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета - это
      первый тезис, который мы будем доказывать.
      Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь - это
      второй тезис; является средством художественной выразительности - третий тезис.
    6. Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.
      Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.
    7. Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.
      Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.
    8. От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.
      Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: "Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины". Прилагательные "сосновые" и "дубовые" указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные "сухие" и "вековые", на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета - это его отличительные свойства.
      __________________________________________________________________________________
      Используя в качестве примера второе предложение текста, в ходе размышления мы доказали первый тезис:
      Прилагательное обозначает свойства предмета".
      _________________________________________________________________________________
    9. Перейдем к доказательству второго тезиса.
      Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: "А среди дня и река, и леса играли множеством пятен". Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
      _________________________________________________________________________________
      Наши размышления помогли доказать второй тезис:
      "Прилагательные украшают нашу речь".
      _________________________________________________________________________________
    10. Перейдём к доказательству третьего тезиса.
      Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные "глухих", "девственную" (предложение 1) и "могучего" (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.
      __________________________________________________________________________________
      Мы доказали третий тезис:
      "Прилагательные являются средством художественной выразительности".
      __________________________________________________________________________________
    11. Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что:, следовательно и др.
      Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности - эпитетами.
    12. Соединим все наброски воедино. 

    У нас получится следующее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:

    Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.
    Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: "Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины". Прилагательные "сосновые" и "дубовые" указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные "сухие" и "вековые", на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета - это его отличительные свойства.
    Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: "А среди дня и река, и леса играли множеством пятен". Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
    Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: "А среди дня и река, и леса играли множеством пятен". Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
    Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные "глухих", "девственную" (предложение 1) и "могучего" (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.
    Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности - эпитетами.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

                                      Интегрированный урок

                       ( русский язык и английский язык )

            Степени сравнения имён прилагательных                                                                          

                                                 Подготовили:

                                                                     Ибатуллина А.Р., учитель                                          

                                                                     русского языка и литературы,

                                                                     Раупова А.Я., учитель английского языка

               

                                     2012 г.

                   

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

    Интегрированный урок (английский язык и русский язык)

     по теме «Степени сравнения имен прилагательных».

    Цель: сопоставить способы  образования и случаи употребления в речи степени сравнения имени прилагательного в русском и английском языках.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Систематизировать знания учащихся о степени сравнения прилагательного.
    2. Сравнить способы образования сравнительной и превосходной степени имени прилагательного в русском и английском языках.
    3. Закрепить орфографические навыки написания имени прилагательного.

    Развивающие:

    1. Развивать  умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать.
    2. Развивать самостоятельность и креативность мышления.
    3. Развивать коммуникативные способности учащихся

    Воспитательные:

    1. Содействовать формированию бережного отношения к языку.
    2. Осуществлять воспитание патриотизма и интернационализма.
    3. Воспитывать чувство коллективизма

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, электронные носители, сигнальные карты, раздаточный материал.

    Тип урока: повторение обобщающего характера.

    Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

    Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Дата проведения: 25.01.2012

    Участники: 6А,Б класс

    Место проведения: МБОУ СОШ №4, кабинет русского языка и литературы

    Учитель: Раупова А.Я., учитель английского языка

                     Ибатуллина А.Р., учитель русского языка и литературы

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учитель английского языка:

    - Good morning my dear friends! How are you? Who is on duty today? What date is it today? Who is absent? Well, very good. As you can see, we have a lot of guests today. Our lesson will be very unusual. We’ll review the comparison of adjectives and we’ll compare it with Russian grammar.(Слайд 1)

    Учитель русского языка:

    - Здравствуйте, наш урок сегодня будет необычным, его проведём мы – учитель русского языка и учитель английского языка. Тема нашего урока «Степени сравнения имени прилагательного» (слайд 1). Это будет повторительно-обобщающий урок, следовательно, цель урока – это сопоставить способы  образования и случаи употребления в речи степени сравнения имени прилагательного в русском и английском языках. (Слайд 2)

    (Учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока)

    1. Актуализация знаний учащихся

    Учитель русского языка:

    - В жизни человека сравнение играет огромную роль. Оно является важнейшим приёмом мышления. Всё познаётся в сравнении: Не зная плохого, нельзя оценить хорошее; не узнаешь трудного – без лёгкого. Сравнивать можно всё: людей, животных, характеры, предметы, явления природы и др. Предметы можно сравнивать по разным качествам: по вкусу, цвету, размеру и т.д.

    Для выражения сравнения с помощью имён прилагательных в языках существуют специальные формы.

    Как называются эти формы?

    Какие степени сравнения есть у прилагательного в русском языке? (Слайд 3)

    Один ученик рассказывает о способах образования сравнительной степени имени прилагательного, другой – о способах образования превосходной степени сравнения прилагательного, третий – работает у доски, образует степени сравнения имен прилагательных длинный, хороший.

    Сравнительная

    Превосходная

    простая

    -ее- (-ей- )
    -ше-
    -е-
    от другой основы

     

    -ейш-
    -айш-

    Составная (сложная)

    + менее
    + более

    + самый
    + наименее
    + наиболее

    Учитель английского языка:

    -Каковы правила образования  степени сравнения  в английском языке?(Слайд4)

    Один ученик рассказывает об односложных прилагательных, другой- о многосложных и исключениях, третий работает у доски- hot, popular.

                  Односложные прилагательные


    положительная

    сравнительная

    превосходная

    long

    longer

    The longest

    nice

    nice

    The nicest

    fat

    fatter

    The fattest

    happy

    happier

    The happiest

                    Многосложные  прилагательные


    положительная

    сравнительная

    превосходная

    beautiful

    More beautiful

    The most beautiful

                    Исключения


    положительная

    сравнительная

    превосходная

    good

    better

    The best

    bad

    worse

    The worst

    little

    less

    The least

    1. Проверка домашнего задания

    -Вы провели исследовательскую работу по вопросу: чем отличается образование сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательного в русском  и английском языках. Кто поделится своими наблюдениями? (ответы учащихся)  Слайд 5

    Признаки сходства в образовании степеней сравнеия

    Признаки отличия в образовании степеней сравнеия

    1. Использование суффиксов при образовании сравнительной и превосходной степеней сравнеия

    В английском языке только для прилагательных, состоящих из одного или двух слогов

    1. Использование слов при образовании сравнительной и превосходной степеней сравнения

    В английском языке для многосложных прилагательных

    Вывод: Превосходная степень употребляется для сравнения себе подобных предметов и действий, а у сравнительной степени прилагательного более широкий круг общения, что позволяет сравнить разные предметы и действия.

    1. Основной ход урока

    Учитель русского языка и английского языка работают параллельно.

    1.Работа с сигнальными карточками. Называются имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени сравнения на английском и русском языках, если прилагательное даётся в сравнительной степени – красная карта, если в превосходной – синяя. (слайд 6)

    Ниже, the most interesting, внимательнейший, the busiest, более раскидистый, smarter, самый маленький, more convenient, слаще, the happiest.

    2. Приведите примеры прилагательных, обозначающих

    Возраст ( старый - молодой;  old-young)

    Силу ( сильный - слабый; strong – weak)

    Скорость ( быстрый - медленный; fast – slow)

    Черты характера  ( добрый-злой; kind – angry)

    3.Проблемное задание: исправление ошибок. Учащиеся получают карточки с заданиями на русском и английском языках.

    Записать предложения в исправленном виде, подчеркнуть прилагательные как члены предложения, указать степень  сравнения у прилагательных. Два ученика работают у доски.

    Эта задача более легче.

    К середине река более глубже.

    Летом солнце более жарче.

    The next task for you is to correct the mistakes in the sentences.

    Ann is the happiest than her sister.

    This is more expensive hotel I have ever stayed in.

    Jack is the goodest football player in the team.

    4.Просмотр фрагмента из фильма Тима Бартона «Алиса в Стране Чудес» по одноимённой сказке Льюиса Кэррола.

    5.Работа по фрагменту в картах ученика.

    Физкультминутка

    6.Работа в парах

    Составить и инсценировать  диалог на тему «Твоя цель».

    7.Контроль знаний: срезовая  работа (задания на слайдах 7,8)

    V. Домашнее задание (слайд 9)

    1 группа – составить 10 предложений на английском языке на тему «Семья», на русском языке на тему «А снег идёт…», используя различные формы степени сравнения прилагательных.

    2 группа – составить викторину «Самый-самый» (10 вопросов)

    3 группа – индивидуальные карточки с заданиями на английском и русском языках (10 предложений)

    VI.Рефлексия (слайд 10)

    - Что нового узнали на уроке?

    - В чём различие в образовании и употреблении форм степени сравнения в русском и английском языках?

    - В чём сходство?

    VII.Подведение итогов

    1. В английском языке образование степеней сравнения происходит в зависимости от количества слогов в слове.
    2. И в английском, и в русском  языке есть слова, которые образуют степени сравнения не по правилам.
    3. Употребление прилагательных в разных степенях сравнения делает нашу речь ярче, образней, выразительней.

    Использованная литература: Русский язык:Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/, М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба -М.: Просвещение,2008

                                                          Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя:. – М. : Просвещение, 1998

                                                          http:// festival.1 september.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогические технологии при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

    Личностно ориентированный подход при подготовке обчающихся к сдаче ГИА в формате ЕГЭ....

    Презентация для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА

    материал для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА...

    Тренировочные упражнения для подготовки учащихся к сдаче экзамена по немецкому языку на международный сертификат Fit in Deutsch 1

    Тренировочные упражнения для подготовки учащихся к сдаче экзамена по немецкому языку на международный сертификат Fit in Deutsch 1 (чтение, говорение, письмо). Уровень А1....

    Тренировочные упражнения для подготовки учащихся к сдаче экзамена по немецкому языку на международный сертификат Fit in Deutsch 2

    Тренировочные упражнения для подготовки учащихся к сдаче экзамена по немецкому языку на международный сертификат Fit in Deutsch 2 (чтение, письмо, говорение) Уровень А2....

    Разработка урока "УРОК ЖИЗНИ" в 11 классе (подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)

    Разработка урока "Урок жизни" в 11 классе (подгоовка учащихся в сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)...

    Задания по подготовке учащихся к сдаче экзамена по французскому языку в формате ЕГЭ ( разделы: аудирование, чтение,грамматика и лексика, письмо, говорение)

    В данной работе представлены разработки заданий по чтению: короткие газетные статьи информационного характера для чтения с пониманием основного содержания и отрывки из художественных произведений для ...

    Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.

    Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...