Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

презентация и методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование ИКТ Технологий

Использование ИКТ на уроках литературы      Современный этап развития системы образования в нашей стране характеризуется, прежде всего, необходимостью создать у учащихся устойчивую потребность в учении, научить мыслить и научить учиться, а проблема повышения качества образования на основе познавательной самостоятельности и активности учащихся является сейчас особенно актуальной. Данная проблема актуальна в любое время, но в современной педагогической науке она приобретает особую значимость.

      Очень трудно удержать внимание детей на уроке, трудно, поскольку новое поколение избаловано зрелищными компьютерными играми и телевидением. Наши дети растут в другое время, в эпоху цифровой революции, в «мультимедиа эпоху», в другом информационном мире. И нужно по возможности использовать все существующие технические достижения для модернизации школ и улучшения тем самым качества образования. Адаптивность к новым условиям преподавания в цифровой век – залог выживания и успеха развития системы образования.

      Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьёзные трансформации в технологии преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьников. ( Слайд №1).

      Перед собой я поставила задачу - вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем. Существует много путей и способов решения этой задачи. Один из них, по моему мнению, использование информационных технологий. Применение компьютерных информационных технологий в процессе изучения основ наук способствует повышению эффективности учебного процесса в области овладения умением самостоятельного извлечения и представления знаний. Однако, объективно воспринимая современные реалии ( нехватку компьютерной техники, загруженность кабинетов информатики), можно говорить только об использовании элементов проникающей компьютерной технологии, то есть об использовании компьютеров лишь на отдельных урока для решения отдельных задач. ( Слайд № 2).  

      В своей практике наряду с иллюстративно-объяснительными методами обучения, использую и современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ:

1. Энциклопедии электронного вида предназначены для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения.

2. Электронные библиотеки (сборники различных текстов) представляют собой в большинстве случаев электронные версии полиграфических изданий. Они снабжены удобными поисковыми системами.

3. Программы – репетиторы. Эти обучающие программы ориентированы на заключительный этап обучения ( в частности, на подготовку к экзаменам). Примером в этом ряду является тестирующая программа для школьников и абитуриентов на CD « Репетитор».

4. Задачники электронного вида позволяют организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. Обучающие программы этого типа напоминают игры, но по сути содержат в себе серьёзные учебные задачи.

5.Электронные учебники совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть основным инструментом для систематических занятий по предмету. (Слайд № 3).  

      Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

      Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

• как форма проверки домашнего задания;

• как способ создания проблемной ситуации;

• как способ объяснения нового материала;

• как форма закрепления изученного;

• как способ проверки знаний в процессе урока. (Слайд № 4).  

      Активизировать познавательную деятельность помогает использование в учебном процессе мультимедийного пособия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы» и готовые программные продукты. Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания. ( Слайд № 5).  

      Ученики могут самостоятельно получать биографическую и историографическую информацию в интересной современной форме. Инструменты познания базируются на интеллекте обучаемого, а не на «интеллекте компьютера». Это означает, что ответственность за планирование, принятие решения и самоконтроль процесса обучения лежит на ученике. Информационные технологии служат «катализатором» приобретения знаний и навыков, так как способствуют обдумыванию, обсуждению и решению проблем. Информационные технологии активно вовлекают учеников в процесс формирования знаний, что способствует их лучшему пониманию и усвоению.

      Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, способствует творческому осмыслению содержания урока и повышает мотивацию учения.

      Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. (Слайд № 6).

      Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально.

      Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции. Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект. ( Слайд № 7).

      Презентация - форма подачи материала в виде слайдов. Как наглядные пособия, они помогают учителю излагать учебный материал, формируют навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах урока. Уроки-лекции с применением компьютерных презентаций позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока учитель сопровождает демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.

      На уроке знакомства с жизнью поэта или писателя сообщение учителя сопровождается слайд-шоу. (Слайд № 8, урок-лекция по А.Фету). Слайды, подготовленные к уроку-обобщению, помогают создать образ литературного героя, а зачастую и самого автора.(Слайд № 9, урок по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой», слайд № 10, урок по рассказу В.Распутина « Уроки французского», слайд №11, урок по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»).

Также можно совершить виртуальную экскурсию по местам великих писателей и поэтов.( Слайд №№ 12, 13 ,экскурсии в Спасское-Лутовиново, Константиново).  

      Мультимедиа позволяет обучающимся готовить к урокам разные продукты: рефераты, доклады, небольшие сообщения, а также буклеты. Буклет- это интереснейший источник информации как поисковой, так и познавательной. Буклет аккумулирует все задания, интересную информацию, с которой обучающиеся будут работать на протяжении нескольких уроков. ( Слайд №№ 14, 15).  

      В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

      Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Создание учеником мультимедиа продуктов позволяет глубже понять, как применять полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность и самостоятельность. ( Слайд № 16, тема «Былины»).  

      На урок, связанный с изучением творчества писателя, можно идти лишь с его портретом. Но использование отдельных элементов различного рода электронной продукции: демонстрация видеоролика, показ фрагмента фильма, показ иллюстраций современных художников и живописных полотен мастеров кисти, звуковые файлы- является хорошим подспорьем в работе педагога-словесника. ( Слайд № 17, материал по творчеству А.С.Пушкина).

      Звуковые файлы помогают познакомить учеников с вариантом авторского прочтения стихотворения, с декламацией произведения в исполнении известного актёра. ( Слайд №18, литературное чтение)

      Важным средством восприятия всегда была иллюстрация. В связи с недостаточным количеством иллюстративного материала к учебникам используем возможности Интернета, где можно найти любой демонстративный материал. (Слайд № 19, иллюстрации к сказам П.П.Бажова).

      Одним словом, на уроках литературы ИКТ позволяют открыть активный познавательный потенциал обучающихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику ( звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров. Компьютер на уроке не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.( Слайд № 20).

Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много. Но как говорит В.Ф.Шаталов: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное- учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…». ( Слайд № 21).

Мещерякова И.Е.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.

Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...