Нестандартные задания по русскому языку как средство интеллектуального развития подростков
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Фомина Татьяна Николаевна

 

Нестандартные задания  могут быть использованы на уроках и на внеурочных занятиях, они пробуждают интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nestandartnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku.doc269.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №14»

Нестандартные задания по русскому языку

как средство интеллектуального развития подростков

Автор-составитель:

Фомина Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

Полысаево 2012

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, которые хранятся в виде задатков. Мы  не знаем, насколько грамотным человеком был Александр Македонский, но историки утверждают, что он знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Этот пример исключителен в своем роде, но он доказывает, какие возможности открываются перед человеком, если максимально или же оптимально использовать заложенные в нем природные данные. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Следовательно, мы, учителя,  обычно сталкивается с проблемой выявления задатков и развития способностей своих воспитанников. «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость», - писал  Аврелий Августин.

Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?

 Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать.

Поэтому одной из главных задач воспитателя и учителя нужно считать умение видеть и  развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.

Конечно же, нужна педагогическая поддержка.  Нужно начать с того, что разработать  определённую технологию взаимодействия с одарённым ребёнком. Нужно создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все притязания  ребёнка, позволяла бы ему делать свой выбор учебной деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие его познавательную активность. Преподавание школьных предметов должно быть направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. И к учителю в данном случае предъявляется следующее требование – создать благоприятные условия для этого процесса.

Признаками высоких способностей учащихся являются познавательная активность, развитая память, внимание, логичность и нестандартность мышления, самостоятельность в работе. Именно их развитие и формирование – задача учителя. Помочь в решении этой задачи должны нестандартные задания.

Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»). Нестандартные задания  помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждают интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

«Перевод с русского на русский»

Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным.

К нестандартным заданиям этого типа относятся:

 «перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;

 «перевод» текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу «глокой куздры»;

 «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов-терминов);

 «перевод» (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).

Задание 1. Что обозначает данное предложение?

Хорошилище грядет по гульбищу в мокроступах на позорище. (Франт идет по тротуару в калошах в театр.)

Задание 2. Объясните смысл данной фразы путем замены новых заимствованных слов русскими синонимами.              

Системный маркетинговый анализ индустриальной продукции демонстрирует стабильность тенденции к диверсификации экспорта.

Задание 3. Объясните, что значат выделенные слова. Назовите, из какого произведения отрывок и кто его автор.

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведет.

(А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Задание 4.  Прочитайте и «переведите» текст  с русского на русский. Что затрудняет чтение?

Казак седлал утопорь, посадил бесконного товарища на забедры и следил неприятеля в назерку, чтобы при спопутности на него ударить.

(Казак оседлал коня как можно поспешнее, посадил товарища, у которого не было коня, на круп своего и следовал за неприятелем, имея его постоянно в виду, чтоб при благоприятных обстоятельствах на него кинуться.

В тексте использованы диалектные слова).

Задание 5. Царица «…велела ему насыпать целую шапку синицами» (Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота»). Что же насыпали в шапку герою?

(В шапку были насыпаны деньги. Синицы – пятирублевые ассигнации синего цвета).

Задание 6. Известно, что В.И. Даль придумывал замены для заимствованных слов. Вместо каких иностранных слов он предлагал употреблять следующие: побудок, небоскат, носохватка, себятник? (Побудок – инстинкт, небоскат – горизонт, носохватка – пенсне, себятник – эгоист).

Задание 7. Статья журналистки О.Чегодаевой в «Комсомольской правде» называется «Чем отличается линер от роллера, знает каждый лицеист». «Переведите» название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, «проэкзаменовав» друг друга.

  Дети-то давным-давно все изучили и теперь экзаменуют родителей. Вопрос на засыпку: чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки? Оказывается, маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый (а точнее, зачеркнутый) маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер - тонко пишущий фломастер, а роллер - тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и по стеклу.... Нотес не надо путать с нотами, ноты - для музыкантов, нотес - для всех. Симпатичные блокнотики разного формата с отрывающимися листочками полюбились школьникам. Сами листочки клеящиеся, их можно прилеплять куда угодно. ... С роллерами и линерами вроде бы разобрались, переходим к степлерам. Степлеры - машинки для скрепления листов металлическими скобками.... Есть в продаже и антистеплер - инструмент, удаляющий скобки.

Задание 8. У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая сказка под названием «Пуськи Бятые», написанная на несуществующем языке. Вы сможете «перевести» на русский язык отрывок из этой сказки и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?

«Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку и волит: «Калушата-калушаточки – БУТЯВКА». Ну, калушата присяпали и бутявку стрямкали. Тут калуша унюпала - бутявка-то некузявая и волит: «Калушата-калушаточки, бутявки-то некузявые, бутявок не трямкают, от бутявок дудонятся». Калушата бутявку и вычучили.

А бутявка сяпает с напушки и волит: «Калушата подудонились, калушата подудонились».

(«Шла курица по опушке и увидела червяка и говорит: «Цыплята – цыпляточки – червяк».  Ну, цыплята прибежали и червяка съели. Тут курица поняла – червяк-то невкусный, и говорит: «Цыплята-Цыпляточки, червяки-то невкусные,червяков не едят, от них расстраиваются». Цыплята червяка и выбросили. А червяк ползет с опушки и говорит: «Цыплята расстроились, цыплята расстроились»).

Задание 9. Переведите на современный литературный язык древнерусские слова из памятников письменности: зод, зегзица, веверица, вежа, мовня, мытник. 

(Зод – глина, зегзица – кукушка, веверица – белка, вежа – крытая повозка, кибитка, мовня – баня, мытник – сборщик податей).

Задание 10. Переведите на современный русский язык старинные тексты.

А) Князь литовский Витовт взя Смоленск прелестью.

Б) Скотница воя по Божьей благодати не скудна есть и неистощима.

В) Пороси поля прикрывают.

Ответ:

А) Князь литовский Витовт взял Смоленск обманом (хитростью, коварством).

Б) Казна твоя по Божьей благодати не скудна и неистощима.

В) Пыль поля прикрывает.

Лингвистические «угадайки»

Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода с русского на русский», они должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием «кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

Задание 1. Кого А.С.Пушкин называл «рыцарями парнасских гор»?

(«Рыцарями парнасских гор» А.С.Пушкин называл поэтов).

Задание 2. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки. 

Задание 3. Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.

1. Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка (Игла).

2. Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо (Клей).

3. Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы).

4. Обвершка строения или крыша (Кровля).

5. Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки (Зрачок).

6. Нарушение равновесия в жизненных отправлениях (Болезнь).

7. Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька (Камень).

8. Куча, толпа насекомых  (Рой).

9. Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево (Куст).

10. Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды (Ворота).

Задание 4. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник.

Задание 5. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

1. Птицы одинакового оперенья держатся вместе. (Одного поля ягодки, два сапога пара.)

2. Когда море вернет всех погибших в нем. (Когда рак на горе свиснет.)

3. У него еще за ушами не просохло. (Молоко на губах не обсохло.)

4. Для каждой собаки наступит ее день. (Будет и на нашей улице праздник.)

5. Не стоит пороха и дроби. (Овчинка выделки не стоит.)

6. Черная овца в семье. (В семье не без урода; паршивая овца в стаде.)

7. Птичка в руках стоит двух в кустах. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе.)

8. Просто, как пирог. (Как дважды два.)

9. Хранить в вате. (Беречь как зеницу ока).

10. Холодный, как огурец. (Холоден как лед.)

11. Называть лопату лопатой. (Называть вещи своими именами.)

12. Не стоит и пуговицы. (Гроша ломаного не стоит.)

13. Убить двух птиц одним камнем. (Убить двух зайцев.)

14. На другой стороне холма трава зеленее. (Там хорошо, где нас нет.)

15. По самые локти. (По горло.)

16. Что для одного – мясо, то для другого – яд. (Что русскому хорошо, то немцу смерть.)

17. Просто, как упасть с бревна. (Как дважды два.)

Задание 6. Подбери фразеологизм к его толкованию.

1. Овладевать собой, успокаиваться.

 2. Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.

 3. Прежде всего, в первую очередь.

 4. Недружно, в постоянной ссоре.

 5. Становиться благоразумнее, образумливаться.

 6. Тревожить, беспокоить кого-нибудь.

 7. Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком или о чём.

 8. Совершенно безразлично, всё нипочём, ничего не действует.

 9. Помогать в трудную минуту, выручать.

 10. Временно, незаконно.

 11. Поступать так, как прежде, в молодости.

 12. Перестать беспокоить, тревожить кого-либо.

 13. Притворяться, прикидываться, не быть самим собой.

 14. Очень близко, рядом.

 15. Постепенно, неуклонно, последовательно.

 16. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе.

 17. Прийти в состояние крайнего раздражения.

 18. Усиленно думать над трудным вопросом.

 19. Всё хорошо, всё в порядке (об успешном завершении дела).

 20. Иногда, не часто.

 21. Вдоволь, без ограничения.

 22. Нисколько, ничуть (не продвинуться, не отступить).

 23. Моментально, вдруг появился, показался.

 24. Самым серьёзным образом.

 25. Осмеять, сделать предметом насмешки.

 26. Пропадает всякое желание, охота что-либо делать.

 27. Небрежно, кое-как.

 28. Очень быстро, стремительно бежать, мчаться.

 29. Все вместе, одновременно говорить, отвечать и т.д.

 30. Наспех, быстро, торопливо.

 31. Внезапно, неожиданно (появляться, приезжать).

 32. Некстати, невпопад.

 33. Забыть о чём-нибудь, оставить без внимания.

 34. Очень сильный аппетит.

 35. Очень крепко (уснуть).

 36. Окончательно, решительно, бесповоротно.

 37. Очень тесно, очень много людей, каких-либо предметов.

 38. Близко, вплотную друг с другом.

 39. Очень скоро, на днях.

 40. Внезапно, неожиданно, неизвестно откуда (появиться).

 41. Слишком много.

 42. Бесконечное повторение одного и того же.

 43. Хорошенько запомнить.

 44. Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно.

 45. Всё нипочём, ничего не страшно (с насмешкой).

 46. Вопрос, требующий для своего решения большой осмотрительности, такта.

 47. Не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь с кем-либо.

 48. Совсем, совершенно новый, только что изготовленный.

Ответы

1. Брать себя в руки.

 2. Бросаться в глаза кому-либо.

 3. В первую голову.

 4. Как кошка с собакой.

 5. Браться за ум.

 6. Не давать покоя.

 7. Болеть душой.

 8. Как с гуся вода.

 9. Протянуть руку помощи.

 10. На птичьих правах.

 11. Тряхнуть стариной.

 12. Оставить в покое.

 13. Играть роль.

 14. В нескольких шагах.

 15. Шаг за шагом.

 16. Выходить в люди.

 17. Выйти из себя.

 18. Ломать голову.

 19. Дело в шляпе.

 20. Время от времени.

 21. Сколько душе угодно.

 22. Ни на шаг.

 23. Тут как тут.

 24. Не на шутку.

 25. Поднять на смех.

 26. Руки опустились.

 27. Спустя рукава.

 28. Во все лопатки, во весь дух.

 29. В один глосс.

 30. На скорую руку.

 31. Как снег на голову.

 32. Ни к селу, ни к городу.

 33. Упустить из виду.

 34. Волчий аппетит.

 35. Мёртвым сном.

 36. Раз и навсегда.

 37. Битком набито.

 38. Носом к носу.

 39. Не сегодня – завтра.

 40. Откуда ни возьмись.

 41. Хоть отбавляй.

 42. Сказка про белого бычка.

 43. Зарубить себе на носу.

 44. Держать язык за зубами.

 45. Море по колено.

 46. Щекотливый вопрос.

 47. Каши не сваришь.

 48. С иголочки.

Задание 7. Занимательные пословицы.  Попробуйте угадать, какое начало у этих пословиц.

1.    …пирожка не подбросит.

2.   …а закусить нечем.

3.   ...но далеко катится.

4.   …ни кафтан, ни ряса.

5.   …да ничего не видят.

6.   …как Каин и Авель.

7.   …да весь двор загадит.

8.   …да ключ потерян.

9.   …кошель не на что купить.

10.  …как золото в огне.

11.  …а как сломается – под лавкой валяется.

12.   ….восьмая беда совсем никуда.

13.   .…баню топить не надо.

14.  …туда и сюда бьет.

15.  …и прибежище для лентяев.

Ответы

1. Голод не тетка – пирожка не подбросит.

2. Хлопот полон рот, а закусить нечем.

3. Яблоко от яблоньки недалеко падает, но далеко катится.

4. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

5. У страха глаза велики, да ничего не видят.

6. Все люди братья, как Каин и Авель.

7. Курочка по зернышку клюет, да весь двор загадит.

8. Ума палата,  да ключ потерян.

9. Денег некуда девать, кошель не на что купить.

10. Друг познается в беде, как золото в огне.

11. Новая метла по-новому метет, а как сломается – под лавкой валяется.

12. Семь бед – один ответ, восьмая беда совсем никуда.

13. Везет, как утопленнику, баню топить не надо.

14. Палка о двух концах: туда и сюда бьет.

15. Повторенье – мать ученья  и прибежище для лентяев.

Задание 8. а) Что означает фразеологический оборот подпустить турусы на колёсах и архаизм турусы, входящий в его состав?

(Фразеологический оборот подпустить турусы на колёсах имеет значение «солгать, присочинить». По одной из версий, выражение связано с названием древней осадной башни на колёсах: такие башни – турусы – применялись при осаде городов, окруженных толстыми каменными стенами. С турусов в осажденных пускали стрелы, метали камни и зажигательные снаряды. Рассказы о турусах на колесах в новые времена стали восприниматься как выдумки).

б) С каким русским национальным обрядом связаны фразеологизмы заварить кашу и расхлебывать кашу?

(Каша – русская национальная еда. В древности она была обрядовым блюдом на свадебных пирах. Древнерусское выражение чинити кашу (заварить кашу) означало «устраивать свадебный пир». В этих пирах принимало участие множество людей, поэтому переносное значение выражения заварить кашу – внести беспорядок, неразбериху, сумятицу).

Задание 9. Какие фразеологические обороты обыграны в следующих цитатах?

1. Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу (И. Ильф, Е. Петров). 2. Мы рано укладываемся дрыхнуть на дешевеньких лаврах (М. Горький). 3. У ребенка, что на уме, то и на карандаше (Д. Заславский). 4. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонил его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно пялило свои лучи во все стороны (А. П. Чехов).

Задание 10. Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки.

Дело – смело; шило – мешок; Труд – пруд; болит – говорит; коса – камень; перо – топор; время – потеха; лес – щепка; журавль – синица; телега – сани; ьрод – вода; слово – воробей.

Задание 11. О каких фразеологизмах идёт речь?

1. Это выражение появилось в XI веке на Руси, когда вся община, облагавшаяся какой-либо податью, отвечала перед властями за ее выплату независимо от того, клонился ли кто от внесения своей доли. Таким образом, каждый чувствовал свою ответственность за всех, и все отвечали за одного.

С течением времени это выражение стало выступать в ином качестве, с оттенком неодобрительным. Сейчас обычно так говорят в ситуации, где нарушители закона покрывают друг друга из страха перед соучастниками, судом, наказанием.

2. Некогда царь Алексей Михайлович велел прибить у дворца своего в селе Коломенском, на столбе длинный ящик. Он ежедневно прочитывал сам вложенные туда челобитья. До того времени челобитные на имя царя клались на гробницы царских предков в Архангельском соборе. Богомольный царь, ревностный к церковному благолепию, поспешил отменить обычай. Ящик сделан был длинным в соответствие свиткам, на которых писались все документы до Петра. Из царских теремов выходило решение скорое, но, проходя через руки ближних бояр и дальних дьяков, дело «волочилось»: где застрянет, где совсем исчезнет. Недобрые слухи про московскую «волокиту» или еще образнее про «московскую держь» в народном представлении остались все те же, а кремлевский ящик из длинного превратился в «долгий», потому что решение иногда приходилось ждать очень долго, дело «волочилось», проходя через руки ближних бояр и дальних дьяков.

3. Этот фразеологический оборот, выступающий в значении «застыть на месте; стать неподвижным», восходит к жестокому акту возмездия, имевшему место во время правления на Руси царя Алексея Михайловича (XVII в.): женщину, посягнувшую на жизнь мужа, живой закапывали в землю по самые уши и оставляли на мучительную смерть.

4. Это выражение осталось в обращении со времени пребывания поляков в Москве, в 1610 году: последние хотя и пировали с москвичами, но, соблюдая опасливость и скрывая вражду, буквально держали за пазухой кунтушей на всякий случай булыжные камни.

5. Автор этого выражения царь Алексей Михайлович. В XVII веке была широко распространена соколиная охота – «потеха». По указанию царя был составлен свод правил соколиной охоты, где он также сделал приписку, оканчивающуюся словами, которые бы напоминали о том, чтобы за потехой (охотой) не забывали о деле – государственной службе. Позже смысл этих слов расширился, афоризм царя Алексея Михайловича стал пословицей, означающей «всему свое время».

6. Так говорится о человеке, по внешнему виду, выражению лица которого можно определить его физическое и душевное состояние, некоторые черты характера, намерения. Возникло в результате метафоризации свободного сочетания, отражающего жестокие обычаи XVII века: клеймение на лице, позже – на лбу каленым железом название буквы б (так расправлялись с бунтовщиками, ставя им отличительный знак «от прочих добрых и неподозрительных людей»).

Ответы:

1.Гол как сокол;

2. Положить в долгий ящик;

3. Стоять как вкопанный;

4. Держать камень за пазухой;

5. Делу время, потехе час;

6. На лбу (лице) написано;

Лингвистические «почемучки»

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:

вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);

вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).

Задание 1. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь? 2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.) 3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В «Песне о Соколе» - в «Песни о вещем Олеге».

Задание 2. Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам из мрачных свинцовых туч, окутывавших небо, падала изморось.

Почему пишутся по-разному звучащие одинаково слова в этих предложениях? Какое правило следует знать, чтоб не ошибаться в подобных случаях?

Задание 3. В диктанте по русскому языку ученики написали одно и то же предложение по-разному.

Одни написали так: Перед школой на клумбе росли вперемежку астры и маргаритки. Другие написали: Перед школой на клумбе росли вперемешку астры и маргаритки.

Проверяя работы, учитель никому в выделенных словах не подчеркнул ошибки. Докажите, что никто из писавших не ошибся.

Задание 4. В рассказе А.П.Чехова «Новая дача» есть такой эпизод.

 Он (инженер Кучеров) остановил свой негодующий взгляд на Родионе и продолжал:

 - Я и жена относились к вам как к людям, как к равным, а вы? Э, да что говорить! Кончится, вероятно, тем, что мы будем вас презирать. Больше ничего не остаётся!

…Придя домой, Родион помолился, разулся и сел на лавку рядом с женой.

 - Да…– начал он, отдохнув. – Идем сейчас, а барин Кучеров навстречу… Отчего, говорит, грибов не несут… жене, говорит, и детям. А потом глядит на меня и говорит: я, говорит, с женой тебя призирать буду. Хотел ему в ноги поклониться, да сробел… Дай бог ему здоровья… Пошли им господи…

Степанида перекрестилась и вздохнула.

 - Господа добрые, простоватые… – продолжал Родион. – «Призирать будем…» - при всех обещал. На старости лет и … оно бы ничего… Вечно бы за них бога молил…

Что сказал инженер кучеров Родиону и как тот его понял?

Задание 5. Неграмотная бабушка из деревни послала родственникам телеграмму: Здорова. Прибываю в полном благополучии.

Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?

Задание 7. Почему мясо свиньи называется свинина, мясо курицы – курятина, а мясо коровы совершенно непонятно – говядина?

Задание 8. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1. Какое государство можно носить на голове? (Панама.)

2. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на реке Сена.)

3. Какой город летает? (Орел.)

4. Какая земля никогда не состарится? (Новая земля.)

5. Какое крыло никогда не летает? (У здания, машины.)

6. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на швейной машине.)

7. Какой бор никогда не имеет листвы? (Химический элемент.)

8. Всякий ли пар способен подниматься? (Пар – пашня, оставленная без посева.)

9. Какое коромысло летать может? (Род крупных стрекоз.)

10. Каким ключом нельзя открыть замок? (Источник, музыкальный ключ.)

11. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)

12. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон).

13. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (Тень).

14. Чем больше из неё берешь, тем больше она становится (Яма).

15. Кто говорит на всех языках? (Эхо).

16. Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но всё же не кошка. Что за зверь? (Кот).

17. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень).

18. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огонь).

19. Когда строят новый дом, во что бьют первый гвоздь? (В шляпку).

Без чего не испечешь хлеба? (Без корки).

Задание 9. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану?

Задание 10. Давайте проведём эксперимент. Возьмём слово, пропустим некоторые буквы и предложим людям разных профессий прочитать это слово.

Возьмём прилагательное под…о…ный.

 Учёный, очевидно, прочтёт: подробный; лесник прочтёт: подсочный (надрыв на дереве для добывания сока или смолы); торговый работник подумает: подвозный (товар).

Как, по вашему мнению, прочтут это слово врач, прокурор, моряк, пастух, железнодорожник, сапёр, строитель и географ?

Микроисследования

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы – серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.

Наиболее типичны следующие:

 развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе – сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);

 сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);

 исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Что объединяет слова пломбир и фужер? 2. Что общего между капором, капюшоном и капустой? (По И.М.Подгаецкой.) 3. Являются ли однокоренными словами луковка, лучник, излучина, лукавый? 4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый? 5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три? 6. В чём сходство слов айсберг, кроссворд, маникюр, портфель, семафор, шезлонг? 7. Нож - заноза; здоровье - дерево; бык - пчела. Являются ли слова в парах однокоренными?

Задание 2. Докажите, что данные слова произошли от одного корня: задорный – придирчивый, вопрос – спрашивать, запирать – упорный, очевидный – черноокий, вздох – передышка, замок – отмычка.

Задание 3. Как вы думаете, что объединяет следующие сущности: человек, солнце, аккумулятор, зрение? И почему они перечислены именно в такой последовательности?

Предлагаемое задание представляется сложным даже для взрослого человека. Поскольку задание рассматривается в разделе «Лексика», перебираем в памяти все термины, к нему относящиеся. Например,  «прямое значение», «переносное значение», «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова» и так далее. Параллельно с этим думаем, что может объединять перечисленные сущности: общий признак? общее действие? Совместными усилиями, исключая несколько версий, приходим к выводу, что все перечисленное – человек,  солнце, аккумулятор, зрение – может садиться. Выстраиваем цепочку:

–  человек садится (прямое значение – принимает сидячее положение)

– солнце садится (сравнение с человеком – опускается за горизонт)

– аккумулятор садится (сравнение с солнцем – угасает)

– зрение садится (сравнение с источником энергии – ослабевает).

Задание 4. Представьте себе Чебурашку из мультфильма:  это существо одновременно лупоглазое и лопоухое. Вопрос по русскому языку: в словах «лупоглазый» и «лопоухий» первая часть – исторически одна и та же или разная?

Задание 5. В сказке А.Толстого «Золотой ключик» директор кукольного театра Карабас Барабас так выражается о своих куклах:

– Я дам тебе за куклы сто золотых монет, продай.

– Держите вора, он украл у меня куклы!

Можно ли на основании этих высказываний судить о том, как относится Карабас Барабас к своим подопечным?

Задание 6. Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы (А.Блок).

 Проведите исследование слова тьма. Ориентируйтесь на следующие опорные вопросы:

 - Какова этимология этого слова?

 - В каких случаях оно применяется? Приведите примеры.

 - В качестве какой части речи?

 - Как часто употребляется?

 - Какова его смысловая нагрузка?

 В конце исследования напишите выводы, укажите, что нового вы узнали о слове тьма.

Задание 7. На примере слов одолеть, долой, долина можно ли доказать мысль педагога 19 века В.П. Шереметевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов»?

Задание 8. Являются ли однокоренными слова гимн, гимнаст, гимнастёрка в современном русском языке? Для доказательства используйте толкования этих слов в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

Задание 9. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. – в зависимости от формулировки темы).

1. Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?) 2. Портреты суффиксов (-чик - -щик, -тель), приставок (пре- - при.-, раз- - рас-, с-), корней-омонимов. 3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах). 4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.) 5. История слов в истории города (о топонимах). 6. Пропала буква (детективное расследование).

Задание 10. Придумай грамматическую сказку: 1. «О послушном Причастии, так похожем при склонении на Прилагательное», 2. «О том, как Причастия решили похудеть и что из этого получилось», 3. «О сложных взаимоотношениях Причастия с Зависимыми и Определяемым словами», 4. «О важной роли Деепричастия в жизни его отца Глагола», 5. «О родстве душ Причастия и Деепричастия», «О взаимоотношениях Деепричастия с Не».

Задания «на засыпку»

Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним).         

Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

 диктанты «на засыпку»;

 редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);

 подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной – по принципу «кто больше?»;

 упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).

Задание 1. «Предметные» (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.

Лингвистический диктант. Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде... Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль...

Литературоведческий диктант. Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания. Литературное воровство.

Математический диктант. Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, делящая угол пополам. 1000 грамм. 100 килограмм. 1000 килограмм. 1000 метров.

Исторический диктант. Вооруженное нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления.

Задание 2. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. 5. Ирина радовалась. 6. Девушка плакала, умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. 9. Не пытайтесь меня обмануть. 10. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

Задание 3. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.

Задание 4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.

1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой. 2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву. 3. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе. 4. Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности. 5. Поток зрителей на этой выставке до сих пор не скудеет. 6. Нередко можно увидеть человека, неосмотрительно пренебрегающего законами уличного движения. 7. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества. 8. На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений. 9. Каждый пейзаж этого художника – законченное ювелирное произведение живописи, кусок реальной жизни, которым не устаешь любоваться.

Задание 5. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы. Сравните свои варианты с авторскими (слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения).

1. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем…,  умен, чем …, чаще энергичен, чем …, и наоборот. 2. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и …. 3. Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и …. 4. Тянулась жизнь – как и у всех, кто живет, – богатая длинными горестями и ……….5. Каким бы ни был писатель – крупным или …, – он должен изображать человека, а не условную фигуру. 6. Мы называем эгоистом того, кто противоположен ….

Примечание. Альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженное, маленький, радость, несправедливость.

Задание 6. Приведите пять фразеологизмов: а) с названием животного собака; б) со словом голова; в) со словом рука; г) со словом язык; г) со словом вода.

Задание 7. Запишите как можно больше словосочетаний, подтверждающих многозначность слова  язык.

Задание 8. Выберите нужное слово или словосочетание.

 1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

 2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

 3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.

 4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.

 5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.

 6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

7. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

8. (Абонемент, абонент) не отвечает.

9. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

10. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

11. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

 12. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.

13. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.

14. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.

15. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

Задание 9. Найдите «четвёртое лишнее».

А) 1. Косточка, шапочка, звездочка, ленточка.

2. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.

3. Горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.

4. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

Б) 1. Захотеть, запеть, забыть, закричать.

2. Замирать, мирить, мирный, примирить.

3. Улететь, убежать, упрекнуть, уплыть.

Задание 10. За условленное время запиши как можно больше слов (любой части речи):

а) различающихся по смыслу удвоением согласных (бал – балл, колос – колосс);

б) имеющих двойные согласные на стыке: приставки и корня (ввести, раззадорить, ссадить); корня и суффикса (ранний, поленница, русский и др.)

в) географический названий с удвоенными согласными (Россия, Кузбасс).


Список источников

1. Александрович, Н. Ф. Занимательная грамматика [Текст] / Н. Ф. Александрович. – М. : Народная асвета, 1965. – 252 с.

2. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст]: Кн. для учащихся / А.Т. Арсирий; под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995. – 383 с.

3. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/166285/read, свободный.

4. Культура письменной речи [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gramma.ru/RUS/?id=14.11, свободный.

5. Отражение истории во фразеологии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://russian.nsknet.ru/ftpgetfile.php?id=130, свободный.

6. Лебедев, Н.М. Турниры знатоков русского языка [Текст]: дидактические материалы / Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006.– 141 с.

7. Угроватова, Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7 классе [Текст]: Универс. рабочая тетрадь: В 2 тетр. Тетр. 1. / Т.Ю. Угроватова. – Калининград: Редкая книга, 1996. – 160 с.

8. Храпа В. От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/hrapa/index.php, свободный

9. Шипачева, Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка [Текст] / Л.А. Шипачева // Русская словесность. – 2000. – № 5. – с. 16-19.

10. Шкатова, Л.А. Подумай и ответь [Текст]: Занимат. задачи по рус. яз.: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Л.А. Шкатова. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития учащихся

Это материал был представлен на Всероссийской научно-практической конференции г. Белгород, 15 сентября  - 15 октября 2010г. и вошел в сборник (научное издание)"Дидактическая система преподавателя...

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

" Игра на уроках грамоты,как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

Театрализация на уроках как средство интеллектуального развития и повышения мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)

В соответствии с требованиями ФГОС ООО в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Театрализации на уроках и подгото...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет опре...

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

В данной статье говориться о том, как сделать урок русского языка интересным и увлекательным, как привить ученикам разумное отношение к предмету. Для этого нужно внести определенные изменения в содерж...