рабочая программа по русскому языку 5 класс (программа С.И.Львова)
рабочая программа (русский язык, 5 класс) по теме

Красильникова Наталья Валентиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_5_klass.doc456 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 118 "Школа мудрости"

«Согласовано»

Руководитель методического объединения_______________

_______________________2013г.                                                                  

«Утверждаю»

директор МБОУ гимназия №118                                                                                                      ____________________________________________________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 5 КЛАССА

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. – М. :"Мнемозина", 2013. – 336 с.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик программы

учитель

Красильникова Наталья Валентиновна

педагогический стаж 11 лет,

высшая квалификационная категория

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2010 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2013 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 175 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

        Пути решения поставленных в программе задач:

          Наиболее  приемлемыми для учащихся данного класса  являются следующие  приемы и методы работы на уроке:

 - информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:

  • составление плана текста;
  • пересказ текста по плану;
  • пересказ текста с использованием цитат;
  • продолжение текста;

     - составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);

- сочинения-рассуждения,

- изложения – миниатюры;

- сравнение   текстов;

- коммуникативные и игровые ситуации.

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

 - различные виды диктантов;

 - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);                                                                                                                       -  наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

 - работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)

        Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА                        

«Русский (родной) язык»

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИНГВИСТИКА – НАУКА О ЯЗЫКЕ (1 ч.)

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.

ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКУ

Вводный курс

Фонетика. Орфоэпия. Графика (14 ч.)

Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки.   Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте.  Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков. Орфоэпический словарь.

Графика как раздел лингвистики.  Алфавит и его использование.   Звуки и буквы. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я. Роль букв ъ и ь в обозначении звукового состава.

Морфемика (6 ч.)

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема — значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога. Словарь значения морфем. Морфемы как источник информации о лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности слова. Морфемы словообразующие и формообразующие. Морфемная модель слова. Чередование гласных и согласных в морфемах. Понятие об этимологии.

Лексикология (3 ч.)

Лексикология  как раздел лингвистики. Слово как единица языка и речи. Лексическое значение слова. Способы объяснения лексического значения слова. Тематические группы слов. Слова, обозначающие родовые и видовые понятия. Толковый словарь, словари синонимов и антонимов.

Орфография (18 ч.)

Орфография  как раздел правописания. Разделы русской орфографии. Понятие об    орфограмме. Правописание корней. Правописание окончаний.  Правописание слов с ь и ъ.  Слитные, дефисные и раздельные написания. Понятие об омофонах и особенностях их значения.

Морфология (6 ч.)

Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи в русском языке. Изменяемые и неизменяемые слова. Типичные суффиксы и окончания разных частей речи. Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение.

Культура речи (4 ч.)

Культура речи как раздел лингвистики. Соблюдение норм современного русского литературного языка. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Употребление в речи этикетных слов. Понятие речевой ситуации.

Синтаксис и пунктуация (41 ч.)

Синтаксис и пунктуация  как разделы лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний и их модели. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения. Грамматическая основа предложения и её типы. Второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения. Виды предложений по количеству грамматических основ. Простое осложнённое предложение. Предложения с прямой речью. Связь пунктуации и синтаксиса. Основные разделы пунктуации.

Текстоведение  как раздел лингвистики. Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста.  Типы речи. Основные нормы построения текстов разных типов речи. План текста.

ОСНОВНЫЕ  РАЗДЕЛЫ  ЛИНГВИСТИКИ

Систематический курс

Словообразование (12 ч.)

Словообразование  как раздел лингвистики. Словообразующие морфемы. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Правописание букв а — о в корнях с чередованием. Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. Словообразование имён существительных. Словообразование имён прилагательных. Словообразование глаголов. Правописание приставок.

Лексикология и фразеология (16 ч.)

 Лексикология как раздел лингвистики.  Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика ограниченного употребления. Устаревшие слова. Фразеология как раздел лингвистики. Языковые особенности фразеологизмов.

Имя существительное (15 ч.)

Общее значение имён существительных и их употребление в речи. Морфологические признаки имени существительного. Синтаксическая роль имени существительного. Словообразование имён существительных. Правильное употребление существительных.

Имя прилагательное (13 ч.)

Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи. Морфологические признаки имени прилагательного. Синтаксическая роль имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Правильное употребление прилагательных.

Глагол (16 ч.)

Общее значение глаголов и их употребление в речи. Инфинитив.  Постоянные морфологические признаки глагола. Непостоянные морфологические признаки глагола.    Безличные глаголы. Синтаксическая роль глагола. Правильное употребление глаголов в речи.

Повторение изученного в 5 классе (10 ч.)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

           аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 КЛАССЕ

  1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5- 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2010
  2. УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, в трёх частях. 6-е издание, МНЕМОЗИНА,  2012 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.
  1. Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986.
  2. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.
  3. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
  4. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. —М., 1994.
  5. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
  6. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.
  7. Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
  8. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии пунктуации. — М., 2004.
  9. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографи Пособие для учителя. — М., 2000.
  10. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
  11. Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1990 (и другие издания).
  12. Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СП., 2002.
  13. Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СП., 2002.
  14. Пузанкова Е. Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.
  15. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М, 1996.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
  1. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987.
  2. Вартаньян Э. А. Из жизни слов. — М., 1960.
  3. Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.
  4. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание (Фонетика. Имя существительное). — М.; Л., 1966.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.
  7. Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.
  8. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984. Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.
  9. Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
  10. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 5 класс. — М., 2005.
  11. Львова С. И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.
  12. Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.
  13. Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.
  14. Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5—7 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2002.
  15. Школьные словари русского языка
  16. Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
  17. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
  18. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
  19. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический сло­варь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
  20. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
  21. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
  22. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
  1. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
  2. Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
  3. Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1981.
  4. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.
  5. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.
  6. Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М.,2000.
  7. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.
  8. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.
  9. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
  10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) .Сост. М. В. Панов. — М., 1984.

Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе, контр. раб.

Фаза запуска (совместное проектирование и  планирование учебного года)

I

Введение

2

1

Фаза постановки и решения системы учебных задач

II

Фонетика. Орфография. Графика

13

2

III

Морфемика

6

1

IV

Лексикология и фразеология

3

V

Орфография

18

1

VI

Морфология

6

VII

Культура речи

4

1

VIII

Синтаксис и пунктуация

41

2

IX

Словообразование

12

1

X

Лексикология

14

1

XI

Морфология. Имя существительное

15

1

XII

Морфология. Имя прилагательное

13

1

XIII

Морфология. Глагол

17

Рефлексивная фаза

XIV

Повторение

11

1

Резерв

Итого

175

13


Дата

Тема урока

Элементы содержания образования

Характеристика деятельности обучающихся

Метапредметные УУД

Форма диагностики и контроль

Фаза запуска (совместное проектирование и  планирование учебного года)

1

Лингвистика – нау-ка о языке

Смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему

Передача в устной форме содержания прочитанного текста в сжатом или развер-нутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения

Владение разными видами чтения (поисковым, ознакомительным, изучающим); способность сво-бодно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы постро-ения текста

конспект

2

Повторение изу-ченного в началь-ной школе

Орфография, силь-ная и слабые пози-ции

Соблюдение основных ор-фографических и пунктуа-ционных норм в письменной речи

Способность извлекать инфор-мацию из различных источников; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение на-ходить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; достаточный объем сло-варного запаса и усвоенных грам-матических средств для свобод-ного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

тестирование

Фаза постановки и решения системы учебных задач

Фонетика. Орфография. Графика

3

Гласные и соглас-ные звуки

Гласные и соглас-ные звуки по спо-собу образования; сильная и слабая по-зиции гласных и согласных; пары согласных  по твер-дости-мягкости, не-парные согласные

Овладение основными поня-тиями фонетики; распознание гласных и согласных, удар-ных и безударных гласных, согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных по мягкости/ твер-дости, звонкости / глухости

Овладение приемами отбора и систематизации материала на оп-ределенную тему; соблюдение в практике речевого общения ос-новных орфоэпических норм; владение разными вида-ми чте-ния (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим); способность к преобразованию, сохранению и передаче ин-формации, полученной в резуль-тате чтения

практическая работа

4

Фонетическая транскрипция

транскрипция слов

5

 Р\р. Сочинение

Знакомство с поня-тием – композиция, «описание»; особен-ности в описании картины

Описание изображения на  картине по предложенному плану

Умение создавать письменные тексты разных типов; способ-ность свободно, правильно изла-гать свои мысли в  письменной форме, соблюдать нормы постро-ения текста (логичность, последо-вательность, связность, соот-ветствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фак-там и явлениям окружающей действительности, к увиденному; способность к самооценке на ос-нове наблюдения за собственной речью

сочинение

6

Слог. Ударение

Понимание  роли русского ударения как  силового, раз-номестного и под-вижного

Членение слов на слоги и правильный их перенос с одной строки на другую

Способность свободно, правиль-но излагать свои мысли,  соблю-дать нормы построения текста; владение различными видами монолога (повествование, описа-ние, рассуждение)

словарный диктант

7

Орфоэпия. Произ-ношение гласных звуков

Ударение, нормы произношения и их отражение в спе-циальных словарях; звуки в речевом по-токе, слово с точки зрения деления его на слоги и возмож-ностей переноса слова с одной стро-ки на другую

Анализ и характеристика отдельных звуков речи; уме-ние правильно произносить  указанные слова; находить и исправлять орфоэпические и орфографические  ошибки

Владение разными видами чте-ния; способность свободно, пра-вильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последова-тельность, связность, соответст-вие теме и др.);  адекватно выра-жать свое отношение к фактам и явлениям окружающей дейст-вительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; стремление к речевому само-совершенствованию; достаточ-ный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выраже-ния мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюде-ния за собственной речью

проверочная работа

8

Произношение согласных звуков

цифровой диктант

9

Повторение и обобщение изу-ченного по фоне-тике и орфоэпии

проверочная работа

10

К\р №1 по теме «Фонетика»

орфотестиро-вание

11

Алфавит и его ис-пользование

Графика, алфавит и его использование,  письменная речь

Знание различий устной и письменной речи; различий между звуками и буквами, знание русского алфавит  и его назначение

устное сообщение

12

Звуки и буквы

Звуки и буквы

самостоятель-ная работа

13

Обозначение зву-ков с помощью букв е, ё, ю, я

Звуковое значение букв Е,Ё,Ю,Я в различных фонети-ческих позициях

Сопоставление и анализ зву-кового и буквенного состава слова

транскрипция слов

14

К\р. № 2 по теме «Графика»

Фонетический раз-бор

практическая работа

15

Анализ контроль-ной работы

Выполнение работы над ошибками

работа над ошибками

Морфемика

16

Морфема – значи-мая часть слова

Морфемика, морфе-ма, значимая часть слова; этимология слова; корень слова, однокоренные слова

Различие  вариантов морфем, определение в вариантных морфемах  чередующихся гласных и согласных; опозна-вание чередований гласных и согласных звуков при образо-вании и изменении слов в корне; узнавание  слов с бег-лыми гласными О и Е в раз-ных морфемах; подбор слов с беглыми гласными по образ-цам

Способность участвовать в ре-чевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; умение нахо-дить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редак-тировать собственные тексты; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого об-щения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем

 

составление схемы

17

Словообразующие морфемы  

практическая работа

18

Корень слова

цифровой диктант

19

Чередование глас-ных и согласных в морфемах            

Чередование глас-ных и согласных звуков

словарный диктант

20

К\р. № 3 по теме «Морфемика»

Выделение морфем в слове

диктант

21

Анализ контроль-ной работы

работа над ошибками

Лексикология

22

Способы объясне-ния лексического значения слова

Лексикология, функция слова в языке

Толкование лексического значения слова, используя различные приемы; разграни-чение лексического и грам-матического значения слова

Овладение приемами отбора и систематизации материала на оп-ределенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к пре-образованию, сохранению и пе-редаче информации; способ-ность свободно, правильно изла-гать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; осознание эстети-ческой ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него

практическая работа

23

Способы объясне-ния лексического значения слова

Словарный запас, лексическое значе-ние слова

Использование  толкового словаря, извлечение нужной информации из словарных статей

словарный диктант

24

Тематические группы слов

Синонимы, антони-мы, омонимы, паро-нимы

Подбор синонимов, антони-мов, омонимов

конспект

Орфография

25

Разделы русской орфографии. Ор-фография как раз-дел лингвистики

Орфография, прин-ципы орфографии

Поиск орфограмм в различ-ных морфемах

Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами ауди-рования;  способность извлекать информацию из различных источ-ников; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,  овла-дение приемами отбора и систе-матизации материала на опре-деленную тему; умение вести самостоятельный поиск инфор-мации; способность к передаче информации, полученной в рез-ультате чтения; способность оп-ределять цели предстоящей учеб-ной деятельности, последова-тельность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и пись-менные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации об-щения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соб-людать нормы построения текста (логичность, последователь-ность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и яв-лениям окружающей действи-тельности, к прочитанному, услы-шанному, увиденному; владение различными видами монолога способность участвовать в рече-вом общении, соблюдая нормы речевого этикета; умение высту-пать перед аудиторией сверст-ников с небольшими сообщении-ями; понимание русского языка как одной из основных нацио-нально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования

упражнение по учебнику

26

Правописание мор-фем

Морфемы, орфог-рамма

Выделение морфем  в слове

самостоятель-ная работа

27

Правописание и,у,а после шипящих. Правописание со-четаний чк, чн, нч, нщ, рщ, щн

Шипящие, орфог-рамма

Проверка правильности на-писания гласных И,У,А пос-ле шипящих в корне слова

тестовая работа

28

Правописание  бе-зударных гласных в корне

Гласные звуки, ко-рень, ударные и бе-зударные звуки

Проверка правильности на-писания гласных в корне слова

словарный диктант

29

Правописание сог-ласных в корне

Согласные, сильная и слабая позиция

Проверка правильности на-писания согласных  в корне слова

упражнение по учебнику

30

Правописание сог-ласных в корне

проверочная работа

31

Правописание окончаний сущес-твительных

Окончание, имя су-ществительное, па-дежи, склонение

Применение правил правопи-сания безударных окончаний Е и И в существительных

32

Правописание окончаний прила-гательных

Окончание, имя при-лагательное, падежи

Применение правил право-писания окончаний прилага-тельных

тестовая работа

33

Правописание окончаний глаго-лов

Окончание, глагол, спряжение глагола

Применение правил право-писания безударных личных окончаний глаголов

практическая работа

34

Правописание слов с Ь и Ъ

Буквы Ъ и Ь

Применение правил право-писания Ь и Ъ

выборочный диктант

35

Написание Ь для обозначения мяг-кости

Мягкость согласных

Применение правил право-писания Ь для обозначения мягкости

устный ответ

36

Написание Ь пос-ле шипящих

Склонение сущест-вительных, шипящие

Применение правил право-писания Ь после шипящих

составление таблицы

37

Правописание ТСЯ, ТЬСЯ в гла-голах

Глагол, вопросу к глаголу

Применение правил правопи-сания ТСЯ, ТЬСЯ

составление схемы

38

Разделительные Ъ и Ь

Разделительные Ъ и Ь

Применение правил правопи-сания разделительных Ъ и Ь

устный ответ

39

Слитные, дефис-ные и раздельные написания

Сложные слова

Применение правил напи-сания сложных слов

словарный диктант

40

Повторение и обобщение сведе-ний по разделу «Орфография»

Правила, изученные в разделе «Орфог-рафия»

Повторение изученных ор-фограмм и пунктограмм

проверочная работа

41

К\р № 4. Диктант  

Правила, изученные в разделе «Орфогра-фия»

Написание диктанта

Диктант

42

Анализ контроль-ной работы. Пов-торение и закреп-ление изученного

Проведение работы над ошибками

Работа над ошибками

Морфология

43

Морфология как раздел лингвисти-ки

Морфология, части речи, лингвистика

Распознавание слова как час-ти речи

Способность свободно, правиль-но излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; спо-собность участвовать в речевом общении; применение приобре-тенных знаний, умений и навы-ков в повседневной жизни; спо-собность использовать родной язык как средство получения зна-ний по другим учебным пред-метам

проверочная работа

44

Части речи в рус-ском языке

Части речи, сущест-вительное, прилага-тельное, глагол, местоимение, числительное

Нахождение в тексте частей речи и определение их приз-наков

заполнение таблицы

45

Части речи в рус-ском языке

словарная работа

46

Образование форм слова с помощью окончания

Словообразование, окончание, формы слова

Составление слов

Адекватное понимание инфор-мации устного и письменного со-общения; адекватное восприятие на слух текстов; овладение прие-мами отбора и систематизации материала на определенную тему

практическая работа

47

Р/р. Изложение

План, композиция

Составление текста на основе прослушанного

изложение

48

Анализ изложения

анализ текста

Культура речи

49

Соблюдение ор-фоэпических и ор-фографических норм русского язы-ка

Культура речи  как раздел лингвистики. Орфоэпические нор-мы  русского языка

Умение находить и исправ-лять ошибки, допущенные в речи

Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполне-ния какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях акту-альных тем; умение находить грамматические и речевые ошиб-ки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактиро-вать собственные тексты; соблю-дение в практике речевого обще-ния основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современ-ного русского литературного языка

самостоятель-ная работа

50

Употребление в ре-чи этикетных слов

Этикетные слова

Употребление  в речи этикет-ных слов

творческая работа

51

Понятие о речевой ситуации

Речевая ситуация, нормированность

Анализ речевых ситуаций

анализ текста

52

К\р №5 по теме «Культура речи»

Выполнение тестовой работы

тестовая работа

Синтаксис

53

Синтаксис  как раз-дел  лингвистики

Синтаксис, синтак-сические единицы, лингвистика

Определение роли знаков препинания в понимании смысла предложений; умение отличать слово, словосоче-тание и предложение

Владение разными видами чте-ния; способность извлекать ин-формацию из различных источ-ников

конспект

54

Словосочетание как единица син-таксиса

Словосочетание, главное и зависимое слово

Отличие словосочетания от слова, понимание смысловой и грамматической связи слов в словосочетании

Способность осуществлять рече-вой самоконтроль в процессе учебной деятельности; умение выступать перед аудиторией; спо-собность свободно, правильно из-лагать свои мысли

практическая работа

55

Р\р. Подготовка к сочинению по кар-тине

Составление текста-описания

Умение составлять текст опи-сательного характера

Овладение приемами отбора и систематизации материала на оп-ределенную тему; соблюдение ос-новных правил орфографии и пунктуации в процессе письмен-ного общения

подробный план

56

Предложение как единица синтакси-са

Предложение, еди-ницы синтаксиса

Связывание слов в предло-жении; постановка знаков препинания; разграничение знаков препинания по их функции

Способность свободно, правиль-но излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логич-ность, последовательность, связ-ность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отно-шение к фактам и явлениям ок-ружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; владение различны-ми видами монолога и диалога; соблюдение основных орфоэпии-ческих, лексических, граммати-ческих, стилистических норм современного русского литера-турного языка; соблюдение ос-новных правил орфографии и пунктуации в процессе письмен-ного общения

практическая работа

57

Главные члены предложения

Грамматическая ос-нова, П, СК

Определение грамматической основы предложения

упражнение по учебнику

58

Главные члены предложения

Способы выражения главных членов предложения

Определение частеречной принадлежности главных членов

практическая работа

59

Второстепенные члены предложе-ния

Второстепенные члены предложения

Нахождение в тексте второс-тепенных членов

цифровой диктант

60

Второстепенные члены предложе-ния

Определение, до-полнение, обстоя-тельство

Определение частеречной принадлежности второсте-пенных членов

словарный диктант

61

 Р\р. Сжатое изло-жение

Составление плана, текста по теме

Умение выделять в тексте главную мысль; озаглавлива-ние текста

Умение воспроизводить прослу-шанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости

изложение

62

Виды предложе-ний по цели выс-казывания

Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

Определение повествователь-ных, побудительных, вопро-сительных предложений; сос-тавление таблицы

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматичес-ких средств для свободного вы-ражения мыслей и чувств в про-цессе речевого общения; овладе-ние приемами отбора и сис-тематизации материала на оп-ределенную тему; умение вести самостоятельный поиск информа-ции; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни

составление таблицы

63

Виды предложе-ния по эмоцио-нальной окраске

Восклицательные и невосклицательные предложения

Конструирование предложе-ний по заданной теме

конструиро-вание предложений

64

Виды предложе-ний по наличию второстепенных членов

Распространенные и нераспространенные предложения

Конструирование предложе-ний

практическая работа

65

Виды предложе-ний по количеству грамматических основ

Простые и сложные предложения

Конструирование предложе-ний; выделение членов пред-ложения

практическая работа

66

Простое ослож-ненное предложе-ние. Предложение с однородными членами

Осложнение, одно-родные члены; до-полнение, определе-ние, обстоятельство; знаки препинания при однородных членах

Нахождение в тексте предло-жений с однородными чле-нами

Владение разными видами чте-ния; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вес-ти самостоятельный поиск ин-формации; соблюдение в практи-ке речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского ли-тературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе пись-менного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого эти-кета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе ре-чевого общения; умение созда-вать устные и письменные тексты разных типов

выборочный диктант

67

Предложение с од-нородными члена-ми (продолжение)

Постановка знаков препина-ния при однородных членах и обобщающих словах

словарный диктант

68

Предложение с од-нородными члена-ми (продолжение)

Составление схем предложе-ний с однородными членами

самостоятель-ная работа

69

Предложения с об-ращениями

Обращения, запятые при обращении

Определение обращения в предложении, расстановка знаков препинания

проверочная работа

70

Предложения с  вводными слова-ми

Вводные слова в предложении

Определение вводных слов в предложении, расстановка знаков препинания

анализ текста

71

Предложения со сравнительными оборотами

Сравнение, союз КАК

Нахождение в предложении сравнительных оборотов

творческая работа

72

Предложения с прямой речью

Прямая речь, слова автора, знаки препи-нания, диалог

Расстановка знаков препина-ния в предложениях с прямой речью

цифровой диктант

73

К/р.№6. Конт-рольный диктант

Изученные правила

диктант

74

Анализ диктанта

Работа над ошибка-ми

Умение находить в тексте слова с ошибками и объяс-нять правописание данных слов

работа над ошибками

75

Р/р. Составление текста по словосо-четаниям

Словосочетание, предложение, текст

Конструирование предложе-ний по заданной теме

составление текста

76

Зачем нужны знаки препинания. Поня-тие о пунктуации

Знаки препинания, пунктуация

Составление конспекта

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматичес-ких средств для свободного вы-ражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; вла-дение разными видами чтения; владение различными видами монолога (повествование, описа-ние, рассуждение; сочетание раз-ных видов монолога) и диалога; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; умение создавать устные и письменные тексты разных типов

конспект

77

Основные разделы пунктуации. Знаки препинания внутри простого предло-жения

Простое предложе-ние, запятая в прос-том предложении

Постановка знаков препина-ния внутри простого предло-жения (однородные члены, второстепенные члены, обра-щение и пр.)

презентация

78

Знаки препинания между частями сложного предло-жения

Сложное предложе-ние, знаки препина-ния в СП

Постановка знаков препина-ния в сложном предложении

практическая работа

79

Знаки препинания  в   предложениях  с  прямой  речью

Прямая речь, знаки препинания в пред-ложениях с прямой речью

Постановка знаков препина-ния в предложениях с прямой речью; отличие прямой речи от слов автора

тестовая работа

80

К\р.№7. «Синтак-сис и пунктуация»

Повторение темы «Синтаксис и пунк-туация»

Умение находить в тексте словосочетания, определять грамматическую основу, рас-ставлять знаки препинания

контрольная работа

81

Анализ ошибок, допущенных в дик-танте

Работа над ошиб-ками

работа над ошибками

82

Текстоведение. Ос-новные  признаки текста.  Тема, идея

Текст, тема и идея текста

Освоение понятий: текст, типы текста; микротема; ком-позиция текста; абзац; спо-собы и средства связи пред-ложений в тексте; виды смысловых отношений меж-ду предложениями в тексте. Основные нормы построения текста

Владение разными видами чте-ния; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вес-ти самостоятельный поиск ин-формации; умение воспроиз-водить прослушанный или про-читанный текст с заданной сте-пенью свернутости (план, Перес-каз, конспект, аннотация); умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (ло-гичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности,

конспект

83

Типы речи

Типы речи: повест-вование, описание, рассуждение

Различение типов текста, определение характеристик того или иного типа текста

составление таблицы

84

Повествование

Повествование, признаки повество-вательного текста

Определение структуры текс-та типа повествование

анализ текста

85

Описание

Признаки описания

Определение роли описания в художественном повество-вании

творческая работа

86

Рассуждение

Признаки рассужде-ния

Определять признаки рас-суждения

анализ текста

87

Р/р. Подготовка  к  сочинению

Обсуждение текста

Составление плана текста, пересказ текста

составление плана

88

Р/р. Сочинение

Написание текста по заданной теме

Составление текста опреде-ленного типа

заполнение таблицы

89

Обобщение  по  те-ме  «Типы  речи»

Повторение темы «Типы речи»

цифровой диктант

90

План  текста

План текста, пункты, подпункты

Составление плана текста

составление подробного плана

91

Р/р. Сжатое изло-жение  

изложение

92

Требования к со-держанию и пост-роению    текста

Текст, композиция

Анализ текста

устные ответы

93

Обобщение  по  разделу «Текстове-дение»

Текст, текстоведе-ние

Повторение по теме «Текст»

презентация

Словообразование

94

Словообразование  как раздел линг-вистики. Основные способы образова-ния слов

Словообразование, способы словообра-

зования

Использование словообразу-ющих морфем при образова-нии слов

Способность извлекать информа-цию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вес-ти самостоятельный поиск ин-формации; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последо-вательность, связность, соответ-ствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения зна-ний по другим учебным пред-метам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; комму-никативно целесообразное взаи-модействие с окружающими людьми в процессе речевого об-щения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем

составление схемы

95

Словообразова-тельная пара, сло-вообразовательная  цепочка

Словообразователь-

ная пара, цепочка

Выполнение словообразова-тельного разбора

практическая работа

96

Правописание кор-ней -лаг-/лож-, -кас-//кос-, -раст-//-рос-//-ращ-.

Корни, чередующи-еся гласные

Применение правила право-писания корней с чередова-нием О-А

упражнения по учебнику

97

Правописание  о – ё после  шипящих  в корнях  слов

Части речи, шипя-щие

Применение правила написа-ния букв Ё — О после шипя-щих в корне

практическая работа

98

Р/р. Подготовка к сочинению  по кар-тине  И.И. Левита-на  «Золотая  осень»

Картина, компози-ция

Составление собственного текста-описания по личным впечатлениям

творческая работа

99

Основные способы образования имён  существительных  и прилагательных

Словообразование, способы образова-ния, существитель-ные, прилагательные

Определение способов обра-зования слов

заполнение таблицы

100

Основные  спосо-бы  образования  глаголов

Словообразование, способы образова-ния глагола

Определение способов обра-зования глаголов

тестовая работа

101

Группы  приставок  

Приставки

Выделение приставок в сло-вах, подбор слов с указан-ными приставками

словарный диктант

102

Морфемный  раз-бор  слова

Морфема, морфем-ный разбор, прис-тавка, корень, суф-фикс, окончание

Проведение морфемного раз-бора слов

морфемный разбор

103

Повторение и зак-репление пройден-ного

Повторение прой-денных тем

Выполнение упражнений по данной теме

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпичес-ких, лексических, грамматичес-ких, стилистических норм сов-ременного русского литератур-ного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе пись-менного общения

объяснитель-ный диктант

104

К/р. № 8.  Тест по  теме: «Словооб-разование»

Словообразование

Выполнение тестовой работы

Способность извлекать инфор-мацию из различных источников

тестовая работа

105

Анализ контроль-ной работы

Работа над ошиб-ками

Работа над ошибками

работа над ошибками

Лексикология и фразеология

106

Лексикология и фразеология как  раздел лингвисти-ки

Лексика, лексичес-кое значение слова, фразеология, толко-вый словарь

Работа с толковым словарем

Владение разными видами чте-ния; способность свободно, пра-вильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соб-людать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; способность извлекать информа-цию из различных источников;  овладение приемами отбора и систематизации материала на оп-ределенную тему; умение вести самостоятельный поиск инфор-мации; способность определять цели предстоящей учебной дея-тельности (индивидуальной и коллективной), последователь-ность действий, оценивать дос-тигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; понимание русского языка как одной из основных национально-культур-ных ценностей русского народа, определяющей роли родного язы-ка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и мо-ральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

конспект

107

Слова однозначные и многозначные

Однозначные и мно-гозначные слова

доклад

108

Переносное  значе-ние слов

Прямое и перенос-ное значение слова

Определение слов с перенос-ным значением

доклад

109

Роль  тропов в ху-дожественном  тек-сте. Лексический  разбор  слова

Тропы, изобрази-тельно-выразитель-ные средства

Определение роли тропов в художественном тексте

анализ текстов

110

Деление лексики  на группы в зави-симости от смыс-ловых  связей  между  словами

Лексика, группы слов в зависимости от смысловых связей

Определение в тексте сино-нимов, антонимов, омони-мов, определение их роли

составление схемы

111

Р/р. Подготовка  к  сочинению по кар-тине А.И. Куинджи  «Берёзовая  роща».

Обсуждение карти-ны

Составление текста с исполь-зованием синонимов и анто-нимов

устные ответы

112

Деление  лексики на группы в зави-симости от проис-хождения  слов

Диалектизмы, исто-ризмы, заимствован-ные слова

Работа с этимологическим словарем

презентация

113

Правописание бук-восочетаний  ци  и  цы

Правила написания ЦЫ, ЦИ

различение написания буквы Е после Ц в корне, про-веряемой ударением, и букв Ы И после Ц в разных час-тях слов на    -ЦИЯ,    в    окончаниях,    в    суффиксах

практическая работа

114

Лексика ограни-ченного употребле-ния. Профессиона-лизмы как слова ограниченного  употребления.  Термины

Профессионализмы, термины

Применение терминов в ре-чи, работа с этимологичес-ким словарем, поиск устарев-ших слов в тексте

Способность свободно, правиль-но излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (ло-гичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое от-ношение к фактам и явлениям окружающей действительности; владение разными видами чте-ния; способность извлекать ин-формацию из различных ис-точников; овладение приемами отбора и систематизации мате-риала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, получен-ной в результате чтения или аудирования;

самостоятель-ная работа

115

Диалектизмы как слова ограничен-ного употребления

Диалектизмы

Работа со словарем, анализ текста

объяснитель-ный диктант

116

Деление лексики в зависимости от употребления в разные историчес-кие  эпохи

Группы слов в зави-симости от употреб-ления в разное время

Работа со словарем, анализ текста

заполнение таблицы

117

Фразеология  как раздел лингвисти-ки

Фразеология, фра-зеологизм

Применение фразеологизмов в речи.  Подбор синонимов и антонимов  к фразеологичес-ким оборотам

практическая работа

118

К/р. № 9. Тест «Лексикология    и   фразеология»

Посторенние темы «Лексикология и фразеология»

тестовая работа

119

Анализ контроль-ной работы

Работа над ошиб-ками

Работа над ошибками

работа над ошибками

Морфология. Имя существительное

120

Морфология  как часть лингвистики.  Слово как часть  речи

Морфология, слово как часть речи, час-ти речи

Распознавание самостоя-тельных частей речи

Адекватное понимание инфор-мации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; овладение прие-мами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и пись-менной форме, соблюдать нормы построения текста; соблюдение в практике речевого общения ос-новных орфоэпических, лекси-ческих, грамматических, стилис-тических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил ор-фографии и пунктуации в про-цессе письменного общения; умение выступать перед ауди-торией сверстников с не-большими сообщениями; понима-ние русского языка как одной из основных национально-культур-ных ценностей русского народа, определяющей роли родного язы-ка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

составление таблицы

121

Имя  существи-тельное  как  часть  речи

Существительное, грамматические ка-тегории существи-тельного

Морфологический разбор имен существительных, на-хождение существительных в тексте, определение грамма-тических категорий

морфологи-ческий разбор

122

Суффиксы сущест-вительных  -чик-, -щик-

Правила написания ЧИК-, ЩИК-

Составление алгоритмов ре-шения орфографических за-дач, связанных с правописа-нием существительных

тестовая работа

123

Суффиксы сущест-вительных   -ек-, -ик-

Правила написания ЕК-, ИК-

практическая работа

124

Собственные и на-рицательные имена существительные

Имена собственные и нарицательные

Элементарный анализ ху-дожественного текста; опре-деление особенностей упот-ребления в нем многознач-ных имен существительных, переносного значения слова, синонимов, антонимов

цифровой диктант

125

Одушевлённые  и неодушевлённые  имена        сущест-вительные

Одушевленные и неодушевленные су-ществительные

объяснитель-ный диктант

126

Род   имён  сущест-вительных

Мужской, женский, средний, общий род

Работа с учебными словарями (словообразовательным и орфо-эпическим)

практическая работа

127

Склонение  имён  существительных

1,2,3 склонение су-ществительных

Склонение существительных

склонение существитель-ных

128

Правописание   не  с  существитель-ными

Правописание час-тицы НЕ с сущест-вительными

Тренинг в написании сущест-вительных с не на конце су-ществительных

тестовая работа

129

Правописание    бе-зударных падеж-ных окончаний  имён  существи-тельных

Слабая позиция, окончание сущест-вительных, падежи

Тренинг в написании падеж-ных окончаний существи-тельных, склонение сущест-вительных

словарный диктант

130

Культура речи. Грамматические и лексические нормы употребления  имён  существи-тельных

Культура речи, нор-мы русского языка

Определение особенностей употребления в тексте мно-гозначных имен существи-тельных, переносного зна-чения слова, синонимов, ан-тонимов

анализ текста

131

Р/р. Сочинение-описание

Текст-описание

Составление собственного текста-описания

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение соз-давать письменные тексты раз-ных типов

сочинение

132

Повторение и зак-репление пройден-ного

Повторение прой-денного

Тренинг в правописании су-ществительных

Умение вести самостоятельный поиск информации; владение раз-ными видами чтения

проверочная работа

133

К/р. №10.  Диктант  по  теме  «Имя су-ществительное»

Нахождение в тексте сущес-твительных, определение их грамматических категорий

Владение разными видами чте-ния; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности

диктант

134

Анализ контроль-ной работы

Работа над ошибками

работа над ошибками

Морфология. Имя прилагательное

135

Имя  прилага-тельное  как  часть  речи

Морфологические признаки и синтак-сическая роль при-лагательного

Определение синтаксической роли прилагательных, морфо-логический разбор

Адекватное понимание информа-ции устного и письменного со-общения; владение разными ви-дами чтения

морфологи-ческий разбор

136

Р/р. Подготовка к сочинению по картине В.М.Вас-нецова  «Алёнуш-ка»

Специфике описа-ния в художествен-ном стиле; задачи и приёмы художест-венного описания

Обсуждение картины, состав-ление плана

Овладение приемами отбора и систематизации материала на оп-ределенную тему; умение вести самостоятельный поиск информа-ции; способность к преобразо-ванию, сохранению и передаче информации, полученной в ре-зультате чтения или аудирования

составление подробного плана

137

Лексико-граммати-ческие разряды имён   прилага-тельных

Морфологические признаки прилага-тельного, разряды

Морфологический разбор прилагательного

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамма-тических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; спо-собность к самооценке на основе наблюдения за собственной ре-чью; адекватное понимание ин-формации устного и письменного сообщения; адекватное восприя-тие на слух текстов разных сти-лей и жанров; владение разными видами аудирования; овладение приемами отбора и система-тизации материала на определен-ную тему; умение вести самосто-ятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информа-ции, полученной в результате чтения или аудирования; способность определять цели предстоящей учебной деятельн-ости (индивидуальной и кол-лективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формули-ровать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения

заполнение таблицы

138

Притяжательные имена прилага-тельные. Упот-ребление относи-тельных и при-тяжательных при-лагательных  в зна-чении качествен-ных

Притяжательные и относительные при-лагетльные

Анализ текста, определении роли притяжательных прила-гательных

составление предложений

139

Р/р. Степени  срав-нения  имён  при-лагательных

Непостоянные мор-фологические приз-наки имен прилага-тельных

Образование степеней срав-нения прилагательных и применение их в речи

практическая работа

140

Полные и краткие имена прилагатель-ные

Полная и краткая форма прилагатель-ного

Различение на письме пол-ных и кратких прилага-тельных

цифровой диктант

141

Склонение  имён  прилагательных

Склонение прилага-тельного

Склонение имен прилага-тельных

склонение прилагатель-ных

142

Написание гласных в безударных па-дежных окончани-ях  имён  прилага-тельных

Склонение прилага-тельного, грамма-тическая категория падежа

Тренинг в правописании па-дежных окончаний прилага-тельных

практическая работа

143

Синтаксическая  роль  имён прила-гательных

Синтаксическая функция прилага-тельного

Синтаксический разбор пред-ложений, определение син-таксической роли прилага-тельного

синтакси-ческий разбор

144

Правильное произ-ношение прилага-тельных. Лексичес-кие  нормы

Орфоэпические нор-мы, лексические нормы

Анализ текста с использо-ванием прилагательных; оп-ределение роли прилагатель-ного в тексте

тестовая работа

145

Правильное упот-ребление  прила-гательных в  речи

Функция прилага-тельных в речи

анализ текста

146

К/р. № 11. Конт-рольный диктант по теме  «Имя при-лагательное»

Грамматические ка-тегории прилага-тельного, синтакси-ческая роль

Синтаксический и морфоло-гический разборы

диктант

147

Анализ  контроль-ной    работы.  

Анализ контрольной работы

работа над ошибками

Морфология. Глагол

148

Глагол  как  часть  речи. Группы  гла-голов  по  значе-нию

Характеристика гла-гола  по значению,  морфологические признаки и синтак-сическая роль. Об-щее значение глаго-лов и их употреб-ление в речи

Заполнение таблицы; опреде-ление грамматических приз-наков глагола

Адекватное понимание инфор-мации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; овладение прие-мами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и пись-менной форме, соблюдать нормы построения текста; соблюдение  орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского ли-тературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письмен-ного общения; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями

творческая работа

149

Общее значение глаголов и их  употребление  в  речи

Синтаксический разбор пред-ложений, определение роли глагола в предложении

конспект

150

Инфинитив – на-чальная форма глагола

Инфинитив; неиз-меняемая часть речи

Морфологический разбор глагола

тестовая работа

151

Глаголы  совер-шенного  и несо-вершенного вида

Грамматическая ка-тегория вида, видо-вая пара; различие между глаголами совершенного и не-совершенного вида

Определение вида глагола

составление таблицы

152

Использование  суффиксов  -ыва- (ива-)  и -ова-  (ева) для образования глаголов  несовер-шенного  вида

Образование видовой пары глагола

проверочная работа

153

Переходные  и  не-переходные  глаго-лы

Понятие переход-ности и возврат-ности глаголов

Определение переходности/ непереходности глаголов

упражнения по учебнику

154

Возвратные и не-возвратные глаго-лы

Морфологический разбор глаголов

Способность участвовать в ре-чевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность осуществлять речевой самоконт-роль в процессе учебной деятель-ности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зре-ния ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошиб-ки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактиро-вать собственные тексты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с за-данной степенью свернутости; овладение приемами отбора и систематизации материала на оп-ределенную тему; умение вести самостоятельный поиск информа-ции; владение разными видами чтения

практическая работа

155

Корни с чередова-нием гласных   о – е

Чередующиеся глас-ные в корне

Правильное написание слов с чередованием в корнях; гра-фическое обозначение усло-вий выбора правильных на-писаний

цифровой диктант

156

Условное, повели-тельное и изъяви-тельное наклоне-ния  глаголов

Грамматическая ка-тегория наклонения

Изменение глаголов по нак-лонениям;  применение вре-мён глагола; применение пра-вил спряжения глаголов; из-менение глаголов в про-шедшем времени по числам, а в единственном числе по родам; правильное написание безударной гласной перед суффиксом -Л- в прошедшем времени; графическое объяс-нение условий выбора пра-вильных написаний; соблюдение правильного ударения в глаголах в прошедшем времени

творческая работа

157

Значение, образо-вание, изменение  форм повелитель-ного  наклонения  глагола

Категория наклоне-ния, роль категории в речи

объясни-тельный диктант

158

Изменение    глаго-лов   в    изъяви-тельном наклоне-нии по временам

Наклонение и спря-жение глаголов

анализ текста

159

Непостоянные признаки  глагола

Грамматические категории глагола

морфологи-ческий разбор

160

Значение  и   грам-матические    приз-наки безличных глаголов

Безличные глаголы

практическая работа

161

Р/р. Изложение  текста-повествова-ния

Типы речи, повест-вование

Составление текста-повест-вования

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпии-ческих, лексических, граммати-ческих, стилистических норм сов-ременного русского литератур-ного языка; соблюдение основ-ных правил орфографии и пунк-туации в процессе письменного общения

изложение

162

Синтаксическая  роль  глагола

Члены предложе-ния, синтаксический разбор

Синтаксический разбор пред-ложений, определение функ-ций глагола

Умение сопоставлять и сравни-вать речевые высказывания с точ-ки зрения их содержания, стилис-тических особенностей и исполь-зованных языковых средств

синтаксичес-кий разбор

163-164

Повторение по теме  «Глагол»

Глагол как часть ре-чи

Определение роли глагола в предложениях

самостятель-ная работа

Рефлексивная фаза

Повторение

165

К/р. №12. Ито-говая контрольная работа за год

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных граммати-ческих средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; адек-ватное понимание информации устного и письменного сообще-ния; владение разными видами чтения; овладение приемами от-бора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск ин-формации; способность к пре-образованию, сохранению и пере-даче информации, полученной в результате чтения или аудирова-ния

тестовая работа

166

Анализ контроль-ной работы

Морфологический и синтак-сический разборы

работа над ошибками

167-168

Повторение. Пред-мет  изучения  лин-гвистики

Лингвистика – нау-ка о языке

практическая работа

169

Повторение. Пра-вописание  морфем

Изученные правила орфографии

объяснитель-ный диктант

170-171

Повторение. Ор-фография.

Изученные правила орфографии

словарный диктант

172-173

Повторение. Мор-фология

Морфология

практическая работа

174

Итоговое занятие

устные ответы

175

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 6 класс по УМК Львовой

пояснительная запискакалендарно-тематическое планированиепоурочное планированиеприложение контрольных работ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класса по УМК Львовой С.И.

Рабочая программа включает в себя все основные компоненты: пояснительную записку, тематическое планирование, перечень документов, реализующих содержание программы, график контрольных работ и т.д....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс С.И.Львова

Пояснительная записка, цели, задачи, требования к знаниям учащихся, календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Львовой С.И.

Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Львовой С.И. с развернутым календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 5 класс.

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 5 класс. 6 класс. ...

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 6 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 6 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...