Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
статья по русскому языку по теме

Савинова Валентина Михайловна

Опыт работы учителя русского языка по развитию речи учащихся (написание сочинений - миниатюр). В статье содержится и теоретический материал, и работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Визитная карточка учителя.30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей  учащихся на уроках русского языка  /визитная карточка учителя/.

Ребёнок  должен жить в мире творчества.

Без этого он засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский.

           Вот уже вечер.  За окнами сгущаются сумерки. В соседнем доме в окнах то там, то тут зажигаются огни.  Сажусь  за свой письменный стол.  Надо готовиться к урокам…

           Урок русского языка… Каким он  будет завтра?  Чем я смогу увлечь, заинтересовать ребят? Как раскрыть  их способности, заставить работать с радостью, с полной отдачей?  Эти вопросы, конечно, найдут своё  решение сегодня при подготовке.

            Но самое главное для меня, как  учителя – словесника, важно развитие мышления и речи, воспитание у них любви к родному слову, раскрытие их способностей, таланта. Их творческие работы…

            Вот уже многие  годы это является стержнем, изюминкой в моей педагогической практике, темой самообразования и , наконец, моей визитной карточкой как учителя русского языка и литературы. Помню, что уже с первых шагов я  поняла, что на правильном пути.

            Ведь удалось уже  с 5 класса увлечь озорника и непоседу Лёшку Фёдорова, раскрыть его таланты:

Здравствуй, школа наша дорогая!

Класс просторный солнцем озарён.

И учитель радостный, весёлый,

Рад поздравить всех учеников.

Слышишь этот звон весёлый,

Звон звонка, которого все ждут?

Ну а речка, книжки и тетрадки

Пусть денёчек подождут.

          Удалось расшевелить спокойную, флегматичную  Лену Фадееву, из-под пера которой появились прекрасные строки:

        

Вечером брызнул дождик весенний.

Утром встаю – он снова идёт.

В школу иду я, а он за мною,

Как бы меня провожал до ворот.

             А у моей серьёзной и добросовестной отличницы Ларисы Романовой вдруг открылся поэтический талант:

Дождь лил всю ночь,

Стучал по крыше.

Всю землю вымочил

И  травы напоил.

Зелёные пригорки стали выше.

Зелёный цвет травы – как цвет весны.

             Да, это было моё начало. Мои первые шаги.

             А мой класс? Мой… . Это  выпуск, с которым я была рядом с первого их школьного звонка и до последнего. Они подарили мне рукописные газеты, журналы,  книжки  - малышки со своими талантливыми оригинальными работами. «Родничок», «Солнышко», «Светлячок» - так ласково мы называли свои рукописные творения. Эти выпуски возбуждали у детей желание сочинять, раскрывать себя, свои творческие возможности. Позже появились «Каникулярий», «Наши корреспонденты рассказывают»…, «Крохотки», «Лучики», «Этюды о человеке» и др., а затем и выпуски авторских альбомов и газет.

             Раньше шла на ощупь, как подсказывала интуиция. Писали работы, анализировали их, радовались успехом, а они были, даже на уровне районных олимпиад. И не раз.

             Но однажды, читая В.А.  Сухомлинского, натолкнулась на мысль о том, что к творческой деятельности не только способен каждый человек, но что творчество является нормой в работе человека. А отсюда вытекает, что составлению творческих письменных работ надо учить, что «творчество не приходит детям по какому-то наитию». Теперь я глубже понимаю эту тему.  Помогают  во многом курсы, методическая литература, статьи  В. Сухомлинского,  Л. Толстого, К. Ушинского  и др. о развитии мышления, речи, творческих способностей ребят.

            Учусь сама и учу этому ребят: что значит писать и говорить на тему, как строить своё высказывание…  И ребята охотно откликаются на это. Да, трудно, да, иногда не с первого урока всё поймешь, раскроешься. Но учение тогда и интересно, когда есть трудности.

            Научить детей писать сочинения – кропотливый труд (это знает каждый словесник). Хочется выделить требования к работам:

  1. требование честности и откровенности;
  2. соблюдение единства слова и дела, слова и чувства;
  3. сочинение-миниатюра - против штампов, шаблонов, словесной пустоты, напускной  красоты;
  4. любое сочинение – это  что-то  о себе, твоё «я», то , что связано с твоей жизнью.

           А самое большое значение, на наш взгляд, имеет анализ этих работ.  Он играет важную роль: отличаются удачные и менее удачные работы. Важна поддержка и похвала детей. И побольше хвалить их надо, чтобы поддерживать атмосферу  творчества. Иногда всё сочинение в целом не удалось, а есть прекрасное предложение или даже слово, какое-то  интересное  наблюдение ребёнка. И это надо обязательно отметить.

          Нередко и самому учителю приходится писать. Иногда пишу вместе с ними. Просят: « Прочитайте. А у Вас как получилось?» Но, как заметил Л.Н.Толстой, детская фантазия куда богаче и разнообразнее. До чего же способные и талантливые наши дети! Читаешь и диву даёшься:

Вот и осень наступила,

Мир окрасив в красный цвет,

Принеся с собой в подарок

Ярко-розовый букет.

В жёлтый, в красный и в зелёный

Мир украсила она.

Не сравнятся с ней ни лето,

Ни весна и ни зима.

                                                 Зорина Н.

                                                         ×××

Звенит звонок, и всё стихает,

И начинается урок.

Есть те, кто русский плохо знает,

Есть те, кто по нему знаток.

У нас учитель очень добрый,

Хотя бывает слишком строг.

Но он всегда поймёт, одобрит

Всё то, что сделать ты не смог.

                                     Зорина Н.

            Снится мне белый снег, и всюду тихо и светло. Свет и тишина, покой и белый снег. Вокруг нет никого и ничего. Степи, степи… Они покрыты мягкой пушистой шалью из сверкающих снежинок. Но мне не страшно в этом чарующем одиночестве, меня не пугает молчание, а наоборот, на душе спокойно и легко. И кажется, что я всю жизнь искала это место. И всё тут особенное, не такое как наяву: и белоснежное покрывало, и чистый воздух, и тишина…

                                                      Клинова Т.

На земле валялась льдинка,

Весною она превратилась  в ручей.

А летом здесь будет травинка.

Ну, превращайся же, льдинка, скорей!

                                        Макарова О.

Лист осенний,

Жёлтый лист!

Ты куда торопишься, ты куда летишь?

Ответь!

Может, за семью морями

Дом твой там?

И сад твой там?

Может, в сказку улетаешь?

Может, в  даль, далёкую даль?

Но упал и уснул

Мой осенний жёлтый лист.

«Лист, проснись,» - кричала я. –

Ты лети! Улетай!

Может, в сказку,

Может, в даль!»

                                          Дроздова Г.

            Осень… Прекрасное свежее утро, окутанное туманом.

            Как хорошо я сейчас себя чувствую, находясь на природе! Лёгкость на душе, свобода дыхания…

            Как вдохнёшь свежего утреннего воздуха, выдохнешь обратно – видишь пары и ощущаешь себя огнедышащим драконом. Как великолепно утреннее свежее дыхание!

                                                    Зинович Максим.

                                                                                           

           Ребёнок по своей натуре – страстный исследователь, и В. А. Сухомлинский считает, что детское поэтическое творчество не является каким- то особенным даром: ведь, например, все дети рисуют. Однако рисуют и фантазируют они лишь тогда, когда перед ними открывается красота  окружающего мира.

           Наиболее благоприятными условиями для написания творческих работ явились наблюдения природы и окружающей жизни. В процессе наблюдения у детей появляется желание передать свои чувства и переживания.  « В такие минуты, - пишет В . Сухомлинский, - мысль просится в слова».

            Я считаю, что самые счастливые минуты труда те, когда слово и мысль сливаются в детской душе, рождая поэтический образ и раскрывая талант ребёнка.  Происходит это, видимо , потому, что дети по натуре своей художники и даже гораздо больше , чем мы обычно думаем» /А. Герцен/. Только вовремя это надо заметить, поддержать, похвалить…

            Я обнаружил странную картину на небе. Плыли облака, похожие на разорванную тёмно-синюю материю. А вдали прорезалось одно длинное, как шов на полотне, светло-красное облачко. Через некоторое время «шов на полотне» стал затягиваться и уменьшаться. Я удивился, увидев такое.

          А ведь любопытно узнать, кто же зашил этот материал?                                                                                                                                                                                

                                                          Зинович М.

Облака бегут пушистые,

Беловатые, серебристые,

То причудливые, то лиловые,

А то и вовсе бестолковые.

                                          Т.Фёдорова.

        Мой характер – разноцветная мозаика. Зло и вредность – чёрный цвет. Добро- красный, а лень- белый.      

        Если собрать эту мозаику, то получиться слово «характер».

        Но больше в этой мозаике красного цвета.

                                               Любогощинская Света.

…..Он будто бы размешан с зимним снегом и летней чёрной грязью.  /о ноябре/

                                                          Губин Игорь

        Я огорчаюсь, когда в нашем мире упрёки и ссоры.  От этого и разрушается мир. От ссор ребят и взрослых земля твердеет…

                                                          Кисляков Д.

               Брызнул дождик    на улице. Пасмурно стало, всё потемнело. И как будто серебряные нити сшивают    землю и небо…        

                                                           Давыдова А.

           Ох, и красивы ёлочки зимой!...

          Маленькие сугробики лежат на её прелестных веточках. Как будто на них брызнули серебряными монетами…

                                                           Макарова О.

         …Холодно, неуютно, скучно стало в осеннем лесу. Он медленно погружается в сон.

                                                            Озорнова М.

Лето, лето!

Много солнца, много света!

Лето – это весёлые каникулы,

Радостные дни.

Речка с тысячами радужных брызг.

Лес, одаривший нас грибами и ягодами

Вот что такое лето!

                                           Буленкова Юля.

             Я удивляюсь одной загадке. Как мороз красит окна по ночам. Рук нет, а рисует. Вот какой мастер. Наверное, художник. Но художник в одной руке краски держит, а в другой кисточку. А у него нет рук. Кто знает, чем он рисует. Попробуй его угадай!

                                                               Добарин С.

   ….А речка, покрытая льдом, как зеркало, которое отражает волшебство зимнего утра.

                                                                 Мамедова Г.

           Творческую деятельность школьника надо рассматривать как высшую радость в духовной жизни человека. Мышление, творчество ребенка, как считают психологи, начинаются с удивления.  Поэтому надо учить детей радостно удивляться, составляя сказку, короткую миниатюру или образ. Материалом для них может быть  множество явлений и событий. Следует только научить видеть мир вокруг себя и удивляться.  

           Например, мы заканчиваем выполнение очередного упражнения. И вдруг мой или чей – то из  ребят взгляд в окно: огромные белые пушистые хлопья    опускаются в медленном вальсе на землю… Или лучик солнца,  пробившийся сквозь тучи, или даже цветок в классе, неожиданно распустившийся за ночь на подоконнике… А иногда ближе к полудню открываем красоту замысловатых рисунков на замороженном стекле. В каждом конкретном случае от учителя требуется необыкновенная чуткость ко всему, что окружает детей, умение « ловить текущие впечатления» /М.А. Рыбникова/

            Пусть я отойду от плана урока, пусть… Но такой момент упустить нельзя. Он будет, я в этом уверена, способствовать развитию творческих возможностей моих ребят, откроются новые таланты.

            Давайте любоваться красотой!     До чего же богата фантазия детей. Они удивились, и    разыгралось ребячье воображение:

     Эти снежинки покрылись внезапно. И, кажется, они вот-вот разобьют стекло и влетят в класс, но им сюда нельзя – растают. Я снова взглянул в окно, они исчезли, как будто и прилетели для того, чтобы мы полюбовались ими.

                                            Фёдоров Олег.

Я смотрю в окно и вижу:

Хлопья снега всё летят.

Закружились, полетели,

На дубы, на ели сели,

 Лёгкие, пушистые,

 От солнца серебристые.

                                                Дроздова Г.

Вдруг побелело всё вокруг.

Что это? С неба сыплется пух?

Да нет же, посмотри, дружок,

На улице идёт снежок.             Яцкин А.

        Незаметно подкрался снегопад. Снег кружится, сверкает алмазами. Он так и рвётся к нам в окошко, но не может попасть сюда. Маленькие снежинки как будто устроили салки. Бегают друг за другом и не могут поймать, кричат:          

- Зима пришла! Зима пришла!

                                              Губина Ир.

Снег кружится и медленно падает.

Хлопья лёгкие, словно пух.

И глядишь ты в окошко и радуешься,

Как хорошо вокруг!

                                              Новикова Л.

За окном кружат снежинки,

Словно белые пушинки.

На дворе белым – бело,

Все тропинки замело,

Лес продрог под белым снегом,

Звери все попрятались.

Волк, лиса охотятся

За малыми зайчатами.

Заяц Белый Пух забежал под дерево

И сидит, не шевелясь, словно снежный ком.

                                               Шумилин Ив.

                А какая в это время стоит тишина в классе! Творческая…. Иногда включаю музыку, чаще «Времена года» П. Чайковского.

           Интересно наблюдать за ними в этот момент: Татьяна строчит без остановки, мысли опережают слова, скорее бы успеть! Мишка обязательно задумается, уставившись в одну точку. Талантливый, способный мальчик. Трудно, мучительно трудно выразить всё это своими словами прекрасной Наташе. Сосредоточенно, серьёзно, то и дело перечёркивая, трудится Юра. Вдруг радостная улыбка озаряет его лицо: нашёл, нашёл нужное слово, нужный образ, удачное сравнение. А  непоседа Вовочка сидит в это время, наклонив голову набок и высунув кончик языка, черкает и пишет, снова черкает и снова пишет…

           А кто-то сегодня так и останется равнодушен к этой красоте. Он не увидел её, она его не затронула. Возможно,  нет настроения, и он озабочен чем-то другим. И в его тетради останутся 2-3 ничего не значащих предложения.

         - Ничего,- утешаю, - в  другой раз получится, обязательно получиться. Ведь ты у меня способный.

           А может, это и случиться завтра, на нашем уроке…

           А весна?... Благодатный материал для детского творчества. Ребята вслушиваются в музыку капели и журчание весеннего ручейка. Ребёнок не просто описывает свои впечатления, а как музыкант подбирает звуки, среди громадного богатства отыскивает то слово, которое в наибольшей степени может передать красоту весны, глубину чувств   и ощущений.

        В весеннем лесу за лесной опушкой в маленьком овражке ещё не растаял снег, а выглядывают весёлые, нежные,  зелёные листики подснежника.

       И весело становится на душе! Потому что это первый слабенький вестник весны. А  какой важный! Он предупреждает нас о том, что скоро растает снег и зацветут сады.                                        Любогощинская Св.

Капнул дождь, шатнулись ветви,

Распускаются цветы.

Это тёплый день весенний.

Ну–ка, глянь!

На, посмотри!                                Жеребцова О.

Недавно весть о том пришла,

Что скоро к нам придёт весна,

 Что скоро зазвенят капели.

Смотрите, птицы прилетели!

Теперь появится трава.

А что? Ты этому не рад?

                     ×××

Как хорошо, что  тает снег

И птицы к нам летят.

Где был большой – большой сугроб,

Подснежники стоят.

Как хорошо, что тает снег!

Весной запахло вдруг.

И праздник начался везде,

Зелёным станет луг.

                                              Зарина  Н.

            О чём думаешь, то и пиши – таково одно из наших правил. Ребята зачастую откровенны со мной, они доверяют мне. Дети знают: без их ведома я никогда работу вслух читать не буду.

            Я никогда, наверное, не буду хорошим мальчиком. Потому что меня мамка бьёт ремнём и ругается: «Зачем ты на свет родился?!»

                                                                                 Чивилёв А.

           Ну и каникулы нам дали! Всего-то две недели… Идём мы снова в школу и грустим. И думаем о том, чтобы учитель заболел ангиной или гриппом.

                                                                               Судакова В.

         Я стараюсь не портить отношения с теми, кто сможет мне помочь в будущем… Ведь тогда я смогу по блату попасть на высокооплачиваемую работу, если мой влиятельный друг будет большой «шишкой»…

                                                                              Журавлёв В.

        Утро. В школу идти не надо. Это радует. Погода хорошая. Лучи солнца пригревают слегка. Мороза нет. Очень странно. Кто-то говорил, что мороз будет до конца месяца. Но он неправ. И это хорошо.

       Потому что  морозы до конца месяца мне не нужны. Я думаю, они ни кому не нужны.

        Если только Деду Морозу.

                                                                                    Филин С.

 

           За завтраком в столовой Лёшка спросил:

- Ты любишь манную кашу?

-Ненавижу, - сказал я.

- Я тоже,-  тихо ответил Лёха. – И когда же она кончится? Наверное, скоро.

- Нет, Лёха, когда она кончится – ещё завезут.

                                                                               Добарин С.

           Эпиграммы Зиновича Максима на одноклассников:

Сидит всегда серьёзный он,

Как филин на охоте.

Тут скажет Васька пару слов,

И он скорей подхватит.

                   ×××

Принёс запасы в школу он,

Не может он без них никак.

Урок закончился, а он

Скорей колбаску в рот! Вот так!

                  ×××

Сидит, как мышка, он всегда

И не кричит ведь никогда.

          И сейчас, в этот поздний час, когда перед  моими глазами, как в калейдоскопе, пробегают работы моих учеников, когда вспоминаешь обо всём этом,  то убеждаешься в одном:

 разные по форме, по тематике и стилю изложения, они были

глубоко искренними,

содержательными,

пронизанными идеями добра

 и, что для меня тоже главное,

оригинальными,

самостоятельными и

по-настоящему, на мой взгляд, творческими и талантливыми…

         …. Снова смотрю за окно. Сыплет снег, отражаясь в свете фонаря.

         Мой письменный стол обложен, книгами, вырезками из газет, тетрадями.

        Я готовлюсь к занятиям… Каков он будет, завтрашний урок?

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

О различных способах развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Игры и упражнения, повышающие интерес учащихся к изучению русского языка....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....