Презентация к уроку "Фразеологизмы"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) по теме

Капитанова Ольга Михайловна

Задачи урока.

  • Обучающая :

    • повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».

  • Развивающая :

    • развитие познавательного интереса ;

    • обогащение словарного запаса учащихся;

    • развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.

  • Воспитывающая:

    • воспитывать любовь к родному языку.

«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его… богатство»
В.Г.Белинский

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Веселая фразеология ТЕМА:

Слайд 2

Что такое фразеологизм? Что называют фразеологией и фразеологическими оборотами?

Слайд 3

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов и выражений. Фразеологические обороты делают нашу речь выразительнее, точнее

Слайд 4

Какие фразеологизмы подходят для предложений? Не ждали мы гостя, а он свалился как …

Слайд 5

Да эта задача проще…

Слайд 6

В многодневном походе мы … вместе съели

Слайд 7

Жизнь в нашем дружном коллективе …

Слайд 8

3. Угадайте фразеологизм

Слайд 9

Угадайте фразеологизм

Слайд 10

Угадайте фразеологизм

Слайд 11

Угадайте фразеологизм

Слайд 12

Угадайте фразеологизм

Слайд 13

Синтаксическая пятиминутка. записать предложение, подчеркнуть главные члены, составить схему Ночь темна и тепла, Благодатная мгла На долины легла. Истолковать значение выделенных слов. Найдите в толковом словаре значение выделенных слов.

Слайд 14

Интересная история о том, как появились фразеологизмы. Однажды в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности, рабочий взял их и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф. Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь ; Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет). Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Слайд 15

каждый фразеологизм имеет свой смысл и историю возникновения. Спустя рукава. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит , небрежно, кое – как. Время истекло. Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло. Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год).

Слайд 16

фразеологический зверинец какие фразеологизмы связаны с этими животными?

Слайд 17

Хитёр как лиса Труслив как заяц Голоден как волк Здоров как бык Изворотлив как уж Надут как индюк Нем как рыба Грязный как свинья Упрям как осёл Болтлив как сорока Колючий как ёж.

Слайд 18

отгадаем сказочные фразеологизмы …закончите фразеологизмы, взятые из сказок: Поди туда - не знаю куда , принеси то - не знаю что . Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается . Это всё присказка, сказка будет впереди. В какой сказке встречается следующее выражение: В путь дорогу снарядился Глаз не сводит, день и ночь Из какого известного произведения взяты эти строки: Есть разгуляться, где на воле, ушки на макушке. Тут как тут, постоим мы головою.

Слайд 19

подберите нужные слова и добавьте их во фразеологизм. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят … Водой не разольёшь.

Слайд 20

подберите нужные слова и добавьте их во фразеологизм. Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк, И так устали мы в дороге… Что еле волочили ноги.

Слайд 21

подберите нужные слова и добавьте их во фразеологизм. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу, Окажешь … медвежью услугу.

Слайд 22

подберите нужные слова и добавьте их во фразеологизм Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто по дрова, Ребята слушать их не станут, От этой песни … уши вянут


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

подберите нужные слова и добавьте их во фразеологизм. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу, Окажешь … медвежью услугу.

Слайд 2

на воре шапка горит отгадайте фразеологизм

Слайд 3

отгадайте фразеологизм как рыба в воде

Слайд 4

отгадайте фразеологизм как сельдь в бочке

Слайд 5

отгадайте фразеологизм вставлять палки в колёса,

Слайд 6

отгадайте фразеологизм вешать лапшу на уши

Слайд 7

отгадайте фразеологизм денег куры не клюют

Слайд 8

«Как работает слово?» В . Суслов Из стихотворения нужно выписать как можно больше фразеологизмов

Слайд 9

Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!» А гуси и утки-сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода». Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе! Воды в рот набрал! Лентяй отдыхает, а время идёт- Под камень лежачий вода не течёт. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!... Что скажут потом? На дело, мол, воду носить решетом! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

Слайд 10

Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало воды утекло . О смелом мы вправе сказать наперёд: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт !» А гуси и утки-сухие всегда. Заметили люди: « Как с гуся вода ». Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе! Воды в рот набрал! Лентяй отдыхает, а время идёт - Под камень лежачий вода не течёт . Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь ! Не прочь и другому сказать невзначай: « Довольно лить воду ! Ты дело давай!» Работать впустую !... Что скажут потом? На дело, мол, воду носить решетом ! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтобы вы не сказали: « В стихах-то вода ».

Слайд 11

Задание «С головы до ног» . ( работа по вариантам) Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых встречаются слова 1 вариант - голова 2 вариант - глаз 3 вариант - ноги

Слайд 12

Голова: Человек с головой Морочить голову Вскружить голову Потерять голову Не сносить головы Отвечать головой Как снег на голову Голова идёт кругом Сломя голову.

Слайд 13

Глаз. Мозолить глаза Хлопать глазами Говорить в глаза Пускать пыль в глаза Глазом не моргнуть С глазу на глаз Хоть глаз выколи Открыть глаза Как бельмо в глазу.

Слайд 14

Ноги. Со всех ног Встать на ноги Встать с левой ноги Падать с ног Потерять почву под ногами Сбиться с ног Идти в ногу Путаться под ногами Ног под собой не чуять.

Слайд 15

ИТОГИ УРОКА. Что вы узнали нового на уроке? Что осталось непонятным?

Слайд 16

Задание на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...