Главные вкладки

    Презентация к уроку «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное в 6 классе»
    презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

    Богатова Татьяна Михайловна

    Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное»
    2 урока по данной теме  в 6 классе.

    Данная презентация поможет педагогу в интересной игровой форме провести обобщение и систематизацию знаний по теме имя прилагательное в 6 классе. Форма работы на уроке индивидуальная и парная. Дидактический  материалы подобран так, что позволяет проверить знания учащихся по всем разделам темы. Приведены задания, которые требуют творческого подхода учащихся к их выполнению. Домашнее задание позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное 2 урока по теме 6 класс МОУ СОШ с. Николаевка учитель русского языка и литературы Богатова Т.М. Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь.

    Слайд 2

    Интеллектуальный марафон Что называют прилагательным? Какими членами предложения могут быть прилагательные? Что могут обозначать качественные прилагательные? Докажите , что прилагательное красивый является качественным. Что вы знаете об относительных прилагательных? На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные? Поставьте в Т.п. существительные ученик Борисов, город Борисов . Определите разряд прилагательных по значению: лисий хвост, гнедая лошадь, пятиэтажный дом. Подберите синонимы к прилагательному веселый. Подберите прилагательные к существительным гусь, кофе, лебедь.

    Слайд 3

    Самостоятельная работа Выпишите прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Укажите их разряд. Определите тип и стиль речи. На вершине была маленькая птичья лечебница. Между камнями и пучками сухой травы три десятка ванночек – лунок. Птицы прилетают сюда принимать целебные солнечные и очистительные песчаные ванны. Дышат, пожёвывая, чистым горным воздухом и, наверное, любуются сверху на хребты и долины. И я сидел у птичьей лечебницы, дышал свежим целебным воздухом гор, любовался долинами и хребтами. И видел пациентов. Веселую стайку рогатых жаворонков.

    Слайд 4

    Кто быстрее! Просклоняйте существительные композитор Бородин село Бородино. Подберите синонимы к прилагательному прекрасный.

    Слайд 5

    Учебно-творческое задание (за каждый правильный ответ получайте баллы) Познакомьтесь в учебнике с порядком морфологического разбора прилагательного. Всё ли вам понятно? Если есть трудности, обратитесь за помощью к учителю или товарищу.(2 балла.) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделенные прилагательные разберите письменно. Осень! Глубокая осень! Сер…е небо, ни…кие, тяжелые, влажные обл… ка ; голы и прозрачны ст… новятся сады, рощи, леса. Всё видно наскво … ь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. (5 баллов.) Определите тип и стиль речи. Сформулируйте основную мысль . (2 балла). Подберите однокоренные слова к прилагательному влажный . (2 балла.)

    Слайд 6

    Составьте словосочетания «прилагательное +существительное» и запишите их. Сделайте морфологический разбор одного прилагательного. (5 баллов.) Лесной, лесистый; водный, подводный; глиняный, глинистый; серебряный, серебристый; водяной, водянистый.

    Слайд 7

    Образуйте от данных слов прилагательные. Укажите способ образования. Сделайте морфологический разбор одного прилагательного. (4 балла.) Без опасности, при вокзале, без имени, матрос, белорус, январь, Брест, Рогачёв, камыш, привет.

    Слайд 8

    Если вы набрали: 15-20 баллов. Молодец! 10-14 баллов. Хорошо! 5-7 баллов. Неплохо, но можно лучше. 0-5 баллов. Плохо.

    Слайд 9

    Укажите род и число кратких прилагательных в пословицах. Объясните смысл пословиц. Не красна изба углами, а красна пирогами. Чем богаты, тем и рады. Дела как сажа бела. Молодо-зелено, погулять велено.

    Слайд 10

    Вставьте в текст прилагательные с суффиксами – н -, - нн -. … часы пробили полночь. Ромка взял … фонарик и спустился по … лестнице. Небо было… . … кладоискатель огляделся, но ночной двор был тихим и … . Нелегким делом оказался поиск … сокровищ. От лопаты у мальчишки болели руки, но он продолжал искать … ларец. Вдруг лопата уперлась в … плитку. Ромку охватила… дрожь. Мальчик нагнулся и стал разгребать уставшими руками землю, так долго хранившую… секрет.

    Слайд 11

    Вставьте одну или две буквы н. Станцио … ый , лекцио … ый , соломе… ый , торжестве… ый , карма… ый , звери… ый , со… ый , гуси… ый , оловя … ый , кожа… ый , глиня … ый , деревя … ый , стекля… ый , телефо … ый , журавли… ый , революцио … ый , урага … ый , сезо … ый , гости… ый , лебеди… ый , пусты… ый , серебря… ый .

    Слайд 12

    Игра «Четвертое лишнее» Сезон… ый , редакцион … ый , организацион … ый , композицион … ый . Бульон… ый , закон… ый , бессон … ый , реакцион … ый , Неугомон … ый , комиссион … ый , наклон… ый , шаблон… ый .

    Слайд 13

    Игра «Корректор» Исправьте 11 ошибок в написании суффиксов прилагательных. Шел я однажды по пустыной дороге. Гляжу: деревяная ветрянная мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каменных домах со стеклянными окнами, обедать в пристанционом буфете, испытывать родственые чувства к людям и не бояться временных трудностей. Подхожу поближе. Смотрю: выползает что-то змеинное : блестящая серебрянная шкурка, длинное шнурообразное тело. Жизненого опыта у меня маловато, и я решил: « Пойду-ка я домой, там меня ждет куринный бульон, румянные пирожки и клюквеный сок».

    Слайд 14

    Разряды прилагательных Замените прилагательные синонимами. Свежий хлеб Свежий ветер Свежий огурец Свежий воздух Свежая блузка Свежая мысль Свежее лицо

    Слайд 15

    Определите разряды прилагательных в пословицах и поговорках. Каков смысл данных выражений? Рыбу соломенной сетью ловят. Ложь на тараканьих ножках ходит. Наряд соколий, а походка воронья. Не верь в доброту волчьего сердца. Старый конь борозды не портит.

    Слайд 16

    Составьте предложения со словосочетаниями. Охотничьи сапоги, оленья шкура, медвежьи повадки, бабушкины сказки, Татьянин праздник.

    Слайд 17

    Определите разряд прилагательных. Ленивый , милостивый, трусливый, дождливый, придирчивый, заносчивый, заботливый.

    Слайд 18

    В каких словосочетаниях относительные прилагательные перешли в качественные? а ) металлический лист, б) металлический голос. а) золотой характер, б) золотой перстень. а) стальной стержень, б) стальной взгляд. а) железная болванка, б) железная воля. а) ватное одеяло, б) ватные ноги. а) весенняя погода, б) весеннее настроение.

    Слайд 19

    Образуйте притяжательные прилагательные от данных существительных. Поставьте их в формы ед.ч. м.р. и ж.р. Баран, белка, бык, Вера, волк, заяц, корова, кошка, лиса, лягушка, мама, мать, Миша, овца, Олег, отец, папа, рыба, сестра, Таня, человек.

    Слайд 20

    Запишите прилагательные в краткой форме мужского рода единственного числа. Зловещий крик, жгучий перец, трескучий мороз, свежий виноград, пахучий флокс, горячий источник. Найдите краткие прилагательные в пословице Взялся за гуж – не говори, что не дюж. И в поговорке гол. Как сокол. Отыщите в словаре В.И.Даля значение слов гуж, сокол.

    Слайд 21

    Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами – к-,-ск -. Русь , Кавказ, Англия, киргиз, Бессарабия, Зея, Свислочь, Казань, Путивль, Брест, Слуцк, Барановичи, Абхазия, Углич, Пруссия, немец, эскимос, ненец, Слоим, Березина, конь, октябрь, май, Польша.

    Слайд 22

    «Третье лишнее» Каде … ий , немее… ий , сове… ий . Январ … ий , ноябр … ий , декабр … ий . Тунгус… ий , черкес… ий , уз… ий .

    Слайд 23

    Образуйте прилагательные. Кривой Рог, Прага, Париж, Чернигов, Киев, Калининград, Слуцк, Барановичи, Португалия.

    Слайд 24

    Эстафета «Степени сравнения прилагательных» Образуйте простую форму сравнительной степени. Кто быстрее? Простой, резкий, легкий , сладкий, гладкий , тонкий , строгий, частый, чистый, крутой, жесткий, густой, сухой, яркий, жаркий, тихий, богатый, добрый

    Слайд 25

    Образуйте простую превосходную степень. Мелкий Глубокий Редкий Красивый Легкий Тонкий Тихий Высокий Добрый Бедный

    Слайд 26

    Исправьте речевые ошибки. Это был самый ближайший путь. Ты выбрал наиболее сложнейший способ решения. Самая высочайшая гора Земли – Эверест. В мировом океане нет более наиглубочайшего места, чем Марианская впадина. Его родители более старше, чем мои.

    Слайд 27

    Найдите ошибки в образовании форм сравнительной степени: звончее слаже красивее менее интереснее более лучший прочней хлеще более уверенный благороднее

    Слайд 28

    Отдохнем! Это интересно… Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозозорький , т.е.» близковидящий ». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаковозвучащих слогов ( зо-зо ) один выпал, и получилось близорький . Ошибочно связав новое слово со словом рука, люди стали произносить близорукий. Слово курносый , оказывается, тоже первоначально было сложным. В старину существовало имя прилагательное корный , т.е. «короткий». Отсюда и образовалось слово корноносый . Затем один слог но выпал, после чего стали говорить корносый и, наконец, курносый.

    Слайд 29

    Игра «Кто больше?» Участникам игры предлагается за определенное время записать наибольшее количество сложных слов, обозначающих: Портретные черты человека : голубоглазый, широкоплечий, краснощекий); Черты характера, поступков (трудолюбивый, любознательный, жизнерадостный; Самолюбивый, высокомерный).

    Слайд 30

    Творческие задания Вспомните 2-3 фразеологизма, в состав которых входят притяжательные прилагательные. Составьте и запишите предложения м этими устойчивыми словосочетаниями. Запишите предложения с прилагательными медвежий, золотой , употребляя их сначала в прямом значении, а затем в переносном. Укажите разряд по значению каждого из данных прилагательных.

    Слайд 31

    Домашнее задание Составьте и запишите грамматическую сказку на одну из тем: Почему прилагательные так называются? Прилагается ли прилагательное? Приключения качественных прилагательных . Докажите, что «очень занимательное – имя прилагательное». Докажите, что прилагательные лисий, золотой, гоголевский могут употребляться не только как притяжательные и относительные. Почему вне предложения нельзя определить, к какой части речи относится слово простой? Обоснуйте свой ответ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме признаки равенства треугольников

    Оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде....

    Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»"

    Урок разработан с учетом  обобщения и систематизации знаний учащихся об имени прилагательном в 6 классе...

    Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Функция» в 9 классе.

    В ходе урока учащиеся повторяют определение и свойства функции, способы задания  функций и построения их  графиков. Проводится контроль знаний : повторительный математическ...

    Презентация к уроку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс

    Данная презентация содержит задания для обобщения и систематизации знаний восьмиклассников по теме "Атомы химических элементов". а также ключи для самопроверки выполненных упражнений....

    Урок обобщения и систематизация знаний по теме «Основы кинематики» 9 класс. УМК Н. М. Шахмаев, А.В. Бунчук.

    Урок обобщения и систематизация знаний  по теме «Основы кинематики»   9 класс. УМК Н. М. Шахмаев, А.В. Бунчук.  Это мультимедийное приложение можно использовать в качестве опоры п...