Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Плотникова Анна Николаевна

Данная разработка поможет учащимся успешно подготовиться к одному из заданий ГИА - С1(сжатое изложение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt2.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Подготовка к написанию сжатого изложения

в экзаменационной работе ГИА»

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: приобретают навык написания сжатого изложения.
  • Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
  • Познавательные: составляют план текста, передают содержание текста в сжатом виде.
  • Комммуникативные: количественно и качественно обогащают словарный запас, совершенствуют устную и письменную речь.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, карточки для практической работы.

Конспект урока:

  1. Организационный момент.

 

  1.  Мотивация  и  постановка цели.

Слово учителя:

ГИА по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.

  1. Обобщение и закрепление знаний.

1.Фронтальный опрос учащихся.

Беседа по вопросам:

  • Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации)

(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

  • Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)

  • Что такое микротема?

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

  • Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них?

(Основных приемов сжатия информации – два:  обобщение частной информации и   исключение второстепенной. Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме.)

  • Каков алгоритм работы сжатия текста на экзамене?  

( - Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

- Запись плана  или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними  большие промежутки).

- Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

- Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.

- Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.

  • Давайте вспомним этапы работы с текстом.  
  1. Определение темы текста
  2. Определение идеи текста
  3. Определение структуры текста
  4. Определение микротем текста как частей общей темы
  5. Моделирование сжатого изложения

 

2.Закрепление материала с помощью лингвистических упражнений.

Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

Задание 1

Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.

Известный психолог доктор Курпатов предлагает соблюдать следующие правила в своей жизни для того, чтобы чувствовать себя счастливым и успешным человеком и гармонично вписываться в окружающий нас мир. Он пишет о том, что нельзя перекладывать на чужие плечи ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Только в тот момент, когда мы решим: "я автор своих неудач и творец своих успехов", мы обретём силу.

          Избавьтесь от иллюзии, что вы можете изменить других людей. Людей меняют только обстоятельства. Позвольте им быть другими, и в какой-то момент вы даже начнёте получать от этого удовольствие. И помните, что мы нужны другим сильными. И никогда не тратьте своё время и силы на тех, кому вы безразличны, или даже хуже того - на тех, кто вас не любит. В этом мире огромное множество людей, с которыми проживать жизнь в радость. Просто не надо быть закрытым и подозрительным. Поверьте, будучи открытым и добрым, вы ничего не теряете.

          Все наши действия имеют определённые последствия. Поэтому прежде чем сделать какую-нибудь глупость, хорошенько подумайте, и тогда глупостей в вашей жизни будет значительно меньше. Делайте то, что считаете важным. И не гонитесь за успехом. Если вы просто делаете то, что чувствуете важным, успех догонит вас сам.
                                                                                                           195 слов     (По А.Курпатову) 

(Текст относится к публицистическому стилю, тип речи: рассуждение)

Задание 2

Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

 

Задание 3

  Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

(Каждый ученик работает самостоятельно)

 3.Проверка выполненных работ

Содержание микротем:

1 абзац (микротема №1) - Доктор Курпатов считает, что нельзя перекладывать ответственность на чужие плечи за то, что происходит в нашей жизни, потому что мы сами творцы своих неудач и успехов.

2 абзац (микротема №2) - Не следует тратить время на тех людей, кому вы безразличны; лучше тратить свои душевные силы на тех, с кем жизнь проживать в радость.

3 абзац (микротема №3) - Чтобы не допустить глупых поступков, больше обдумывайте свои действия и делайте то, что считаете важным, тогда вам обеспечен успех. 

Учитель:

Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст.

Коллективная практическая работа  

Упражнения на исключение второстепенной информации

1) В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.

2) Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста:

Самостоятельная практическая работа в группах с последующей проверкой

Упражнения на обобщение частной информации.

1) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили.

2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием:

В результате работы над сжатием получился текст.

3.Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель:

Ребята, давайте посмотрим, все ли ключевые слова в сокращенном тексте мы употребили?  

Точно ли передано содержание всех микротем?  

Из скольких слов состоит исходный текст? (195слов)

Сколько слов получилось в сжатом нами тексте? (

Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями.  

     

ИК-1  экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.  (2)

ИК-2   Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

ИК-3  работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)

Итак, мы успешно справились с заданием. Наша работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7

  1. Рефлексия

 Фамилия, имя

Рефлексия “+”  “–”  “?”   

В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.

«+»

«-»

«?»

На следующем занятии мы обязательно обратимся к результатам рефлексии и разберем то, что для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Цели урока: 1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ОГЭ по русскому языку – сжатому изложению;2. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;3. формировать общеучебные навыки работы с текст...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Данная работа предназначена для уроков по обучению сжатому изложению. С помощью предложенных упражнений отрабатываются основные приемы сжатия текста, умения выделять главную информацию....

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует...