Трудные случаи словообразования
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Грудская Татьяна Александровна

 

     Анализируя контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений, можно прийти к выводу, что в непрофильных классах можно ограничиться повторением четырёх способов словообразования: приставочного, приставочно-суффиксального, суффиксального и бессуффиксного;

рассмотрим трудные случаи словообразовательного разбора и научимся решать экзаменационные задания с наименьшей затратой времени;

вспомним способы образования слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon трудные случаи словообразования50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трудные случаи словообразования

(по материалам журнала «Русский язык в школе»: № 7, 2010 г.; № 2, 2011 г.)

     Анализируя контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений, можно прийти к выводу, что в непрофильных классах можно ограничиться повторением четырёх способов словообразования: приставочного, приставочно-суффиксального, суффиксального и бессуффиксного;

рассмотрим трудные случаи словообразовательного разбора и научимся решать экзаменационные задания с наименьшей затратой времени;

вспомним способы образования слов:

Аффиксальные способы

Комбинированные способы

Безаффиксные способы

1) Префиксация, или приставочный способ:

всегда   навсегда

2) Суффиксация, или суффиксальный способ:

синий  синева;

нулевая суффиксация:

тёмный  тьм--а

3) Постфиксация, или постфиксальный способ:

радовать  радоваться

 

1) Префиксально-суффиксальный, или приставочно-суффиксальный:

дорога  без-дорож-j (е)

2) Префиксально-постфиксальный:

читать  за-читать-ся

3) Суффиксально-постфиксальный:

нужда  нужд-а-ть-ся

4) Префиксально-суффиксальный-постфиксальный:

шептать  пере-шёпт-ыва-ть-ся

1) Словосложение:

вагон + рестроран  вагон-ресторан

2) Сращение:

много + уважаемый  многоуважаемый

3) Аббревиация, или сложение сокращённых элементов слов:

«Русский язык в школе»  РЯШ

Исторический факультет  истфак

4) Усечение:

заместитель  зам

метрополитен  метро

5) Субстантивация – образование существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных и причастий:

раненый (боец)  раненый (в госпитале)

- рассмотрим трудные случаи; запомним:

1. Суффиксальным способом образуются :

а) наречия:

беспомощный  беспомощн-о

бесконечный  бесконечн-о

досрочный  досрочн-о

б) существительные женского рода, обозначающие живые существа женского пола:

пианист-пианист-к-а

поэт  поэт-есс-а

учитель  учитель-ниц-а

в) существительные, имеющие значение «невзрослости»:

лиса  лис-ёнок

г) существительные, имеющие значения «отвлечённое действие» (они образуются от глаголов):

заготовить  заготов-к-а

доверить  довери-j-(е)

сложить  слож-ениj-(е)

рыдать  рыд-аниj-(е)

2. Нулевая суффиксация используется при образовании:

а) существительных от глагола:

переходить  переход

подъезжать  подъезд  

разделить  раздел

подписать  подпись

б) существительных от прилагательных:

широкий  ширь

зелёный  зелень

глухой  глушь

активный актив

3.  Приставочно-суффиксальным / постфиксальным способом образуются разные части речи; учащимся раздаётся памятка:

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Наречия

под –

со –                  +        -ник-

без –

на –

 Например: соратник, бездельник, напарник


без-  +  -иц-

Например: безработица


без–

под–

при–                      +      -j(е)

за–

пред-

Например: безделье, Поволжье

На-

Под-

Без-           +          -н-

При-

За-

Например: наручный


За  +  ск

Например: заморский

до-

в-

за-        +        -ся

о-

рас-

Например: дозвониться


по-

раз-

вы-

на-                    +    -ива- (-ыва-)

под-

при-

Например: покашливать, присвистывать


по-

о-

за-

на-                   +               -и-

под-

раз-

у-

Например: пояснить, озеленить, углубить

из- + -а

издалека


до- + -а

досуха


с- + -а

справа


в- + -ые

впервые


по- + -ому (-ему)

по-моему


по- + -и

по-волчьи


во- + - ых

во-первых

- самый трудный случай словообразования – «нулевая суффиксация»; с помощью нулевого суффикса образуются, в основном, имена существительные от глаголов (тогда они сохраняют в своём значении сему действия) или прилагательных (сохраняют указание на признак), реже – от других существительных (при образовании пары по полу); и на этот раз воспользуемся таблицей.

В представленной таблице использован принцип сопоставления: в первой части находятся слова, образованные с помощью нулевого суффикса, в правой – с помощью материально выраженных суффиксов, имеющих такое же значение.

         При работе с таблицей  закрепляется навык обнаружения связей между близкородcтвенными и одноструктурными словами, осмысляется такое явление, как морфемная синонимия.

Существительные, образованные от прилагательных

Сухой  сушь

Тихий  тишь

Синий  синь

Высокий  высь

Зелёный зелень

Сырой  сырость

Тихий  тишина

Синий  синева

Высокий  высота, вышина

Белый  белизна

Отприлагательные существительные со значением лица

Интеллектуальный  интеллектуал

Нейтральный  нейтрал

Добрый  добряк

Глупый  глупец

Отглагольные существительные со значением процесса

Бегать  бег

Поливать  полив

Выходить  выход

Бегать  беготня, бегание

Поливать  поливка

Бороться  борьба

Отглагольные существительные со значением лица

Заикаться  заика

Задирать  задира

Говорить  говорун

Обманывать  обманщик

Наименование лиц женского пола

Супруг  супруга

Кум  кума

Вожатый  вожатая

Артист  артистка

Учитель  учительница

Пловец  пловчиха

Другие части речи

Золото  золотой

Хворать  хворый

Медь  медный

Гореть  горелый

Надеемся, это поможет избежать ошибок при выполнении заданий ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме: "Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении"

Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по  русскому языку в разделе:"Синтаксис и пунктуация" . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков ...

Программа элективных курсов "Трудные случаи пунктуации".11 класс.

Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к ...

Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.

Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...

Трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных.

Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного  и родительного падежей множ...

Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)

Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ....

Подготовка к ЕГЭ:Трудные случаи словообразования

Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствуют пов...

Трудные случаи словообразования.

Материалы рассматривают наиболее трудные случаи способов образования слов.Помогут в подготовке к ЕГЭ ....