Синтаксическая структура текста
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Чайковская Екатерина Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 8»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________ Чайковская Е.В.

Протокол №  1

от «29»  августа  2013 г.

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «30»  августа  2013 г.

«Утверждаю»

Директор гимназии

________  Филимонова З.В.

Приказ № 355

от «11»  сентября  2013 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

элективного курса «Синтаксическая структура текста»

для обучающихся 9 класса «А» МБОУ «Гимназия № 8»

на 2013 – 2014 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ:

Чайковская Екатерина Викторовна

учитель русского языка и литературы

без  категории

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы для общеобразовательных школ, гимназий по русскому языку 5-9 классы. / Автор-составитель  М.М. Разумовская, 2000., учебника:  Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. – М., 2010.  

        Содержание рабочей программы элективного  курса «Синтаксическая структура текста» соответствует требованиям государственного стандарта основного общего образования (федеральному его компоненту), утверждённого Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089.         Программа детализирует и раскрывает содержание примерных тем образовательного стандарта для шестых классов и дает распределение учебных часов по разделам курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены  образовательным стандартом.

        Рабочая программа элективного курса «Синтаксическая структура текста» составлена для обучающихся  9-х  классов  МБОУ «Гимназия № 8» Энгельсского муниципального района Саратовской области и  рассчитана на 10  учебных часов.

Гимназия является инновационным образовательным учреждением Энгельсского муниципального района и реализует основные общеобразовательные программы, начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые обеспечивают дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного профиля. Согласно программе развития гимназии в качестве высших ценностей определены: ребенок и знания. Цель гимназического образования – воспитание личности ребенка, владеющей качественным образованием, способной быть успешно реализованной в современном обществе.

Учебно-воспитательный процесс гимназии строится так, чтобы он обеспечивал качественное образование, психологически комфортные условия обучения для всех учащихся, возможность освоения школьниками современных информационных, коммуникативных, проектно-исследовательских технологий, с целью формирования индивидуальной траектории развития ученика, на основе его потребностей и возможностей, развитие инициативы,  самостоятельности, творчества обучающихся в урочных и во внеурочных  видах деятельности. Система данных ценностей служит основой повседневной деятельности гимназии.

        Программа детализирует и раскрывает содержание синтаксической и текстологической тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по данным разделам курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены  образовательным стандартом.

        Курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями о синтаксическом  устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных синтаксических норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

        Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Синтаксис русского  языка представлен в   программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.

Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются   условия для реализации деятельностного подхода к изучению синтаксической структуры текста русского языка.

        Содержание курса направлено на формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

        Цель курса:  теоретико-практическая -  на основе системы лингвистических знаний максимально способствовать речевому развитию учащихся, развитию их мышления.

  1. подготовить обучающихся к  ГИА по русскому языку;
  2. дать по возможности полное представление о грамматической системе современного русского языка, а также о системе пунктуационных норм литературного русского языка;
  3. сформировать у учащихся представление о современном русском языке как о многоуровневом структурном единстве.

        Данный  курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

•         воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

•        совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

•        освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; о синтаксических нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

•        формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

        Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Реализуя практическую направленность курса, программа предусматривает не только классификационную и описательную характеристику синтаксической системы языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи различных синтаксических единиц. Так реализуется принцип коммуникативной направленности.

        Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как тексте, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными синтаксическими нормами русского литературного языка, обогащение грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

        Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Решению задачи по формированию навыков выразительной речи, воспитания любви к родному языку, интереса к его изучению способствует систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции синтаксиса языка, знакомство с его изобразительными возможностями.

         Усилена и речевая направленность курса: ставится задача развития умений говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами и т.д.). Предусматривается систематическая работа над пунктуационной   грамотностью речи.

        В процессе изучения синтаксического устройства русского языка совершенствуется  и развивается следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотношение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

        Планируемый    уровень   подготовки   обучающихся   соответствует     требованиям,   установленным       федеральным    государственным  образовательным    стандартом  основного     общего    образования    по   русскому   языку.  

        

Основные составляющие учебно-воспитательного процесса

Образовательные технологии

  1. Объяснительно-иллюстративные методы

  • Беседа с опорой на теорию
  • Анализ схем, таблиц, плана, фактов
  • Письменное упражнение
  • ЦОР

  1. Репродуктивные методы

  • Списывание готового материала, выполнение задания по образцу;
  • Воспроизведение теоретических свведений, нахождение подобия с опорой на таблицу

  1. Проблемно-сообщающие методы

  • Объяснение причин разного правописания;
  • Сообщение алгоритмов с последующим анализом;
  • Эвристическая беседа;
  • Комментированное письмо с выводом

  1. Методы устного изложения

  • Объяснение
  • Лекция
  • Беседа
  • Дискуссия

  1. Наглядные методы обучения:
  • ЦОР;
  • Упражнения
  • Использование ИКТ;
  • Дидактические игры
  • Интеллект-карты;
  • Кейс-технологии

Формы обучения

  • Лекция-семинар;
  • Взаимообучение;

Виды и формы контроля

  • Тест
  • Взаимоконтроль
  • Самоконтроль
  • Контрольный срез знаний

Дидактическое обеспечение

  • Раздаточный материал
  • Тестовые задания на печатной основе
  • Электронные тестовые задания
  • Справочная литература
  • Коллекция презентаций

II.Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

количество часов

контрольные (проверочные) работы

применение ИКТ

1

Словосочетание. Предложение

1

1

+

2

Простое предложение

1

1

+

3

Сложное предложение

4

1

Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

+

Бессоюзное сложное предложение

+

4

Сложное синтаксическое целое

1

+

5

Текст

3

1

Типы и стили речи

1

+

Темарематическое членение текста

1

Цитирование

1

+

Итого:

10

7

  1. Содержание курса

№ урока

Наименование и содержание раздела

Кол-во часов

1

Словосочетание. Предикативные, сочинительные и подчинительные сочетания слов. Виды словосочетаний по морфологической природе главного слова и смысловым отношениям между компонентами. Способы синтаксической связи компонентов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание). Простое предложение. Понятие предикативности.

Простое двусоставное предложение. Идеальная схема простого двусоставного предложения в русском языке. Грамматическая основа. Способы её выражения. Тире между подлежащим и сказуемым.         Простое односоставное предложение. Грамматическая основа в односоставном предложении. Именные (назывные, междометные, вокативные) и глагольные (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные, отрицательные) односоставные предложения.         Полные и неполные предложения. Виды неполноты: неполнота эллиптическая и контекстуальная. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, дополнение, обстоятельство) и способы их выражения. Синкретичные члены предложения.

1

2

Осложненное простое предложение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах. Обособления (обособленные определения, обстоятельства, приложения и дополнения, обособляемые предложные сочетания),  знаки препинания при них. Обращения, уточнения, вставные и вводные конструкции, конструкции и знаки препинания при них. Основные грамматические и стилистические нормы употребления обособлений.

1

3

Сложное предложение. Грамматическое значение и типы сложного предложения. Сложносочиненное предложение. Отношения между частями сложносочиненного предложения. Значения сочинительных союзов. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

4

Сложноподчиненное предложение. Отношения между частями в сложноподчиненном предложении.  Значение подчинительных союзов и союзных слов (омонимичные союзы и союзные слова). Главная и придаточная части и порядок их следования. Виды придаточных предложений (изъяснительные, определительные, обстоятельственные).

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (однородное, параллельное и последовательное подчинение).

Бессоюзное сложное предложение. Отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Пунктуационное оформление бессоюзного сложного предложения.

4

Сложное синтаксическое целое. Сложное многокомпонентное предложение с разными видами связи. Характер синтаксической связи и смысловых отношений между частями в сложном многокомпонентном предложении.

1

5

Текст.  Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Стили речи (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, литературно-художественный) и подстили. Использование языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата, ситуации общения, стиля и типа речи. Тема и основная мысль текста. Данное и новое в тексте. Темарематическое членение текста. Понятие микротемы. Приёмы сжатия речевого высказывания. Синтаксическое строение текста. Монологическая и диалогическая речь. Своя и чужая речь. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

Культура речи.  Понятие о языковой норме. Основные синтаксические и стилистические  нормы русского языка. Речевая деятельность (устная и письменная). Смысл, выраженный в словах и содержащийся в подтексте. Смысловой, речеведческий и языковой анализ текста. Интерпретация текста и создание на его основе собственного высказывания.

3

        

IV. Календарно-тематический план

№ урока

Дата

Тема и вопросы урока

Кол-во часов

Корректировка

1

Тема:  СИНТАКСИС.  СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.


Вопросы:

  1. Словосочетание. Типология (виды словосочетаний по морфологической природе главного слова, по способу синтаксической связи между компонентами, по типу смысловых отношений между компонентами).  
  2. Предложение. Понятие предикативности.
  3. Двусоставное простое предложение. Грамматическая        

             основа.  Способы её выражения.

  1. Типы односоставных предложений. Способы выражения грамматической основы.      
  2. Полные и неполные простые предложения. Виды неполноты (эллиптическая и контекстуальная). Формы глагола-сказуемого в односоставных и двусоставных неполных предложениях. Тире в   неполных предложениях.
  3. Распространённые предложения. Второстепенные члены  

             предложения.

  1. Тематическое тестирование (характеристика простого предложения).

1 час

2

Тема:  СИНТАКСИС.    ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Вопросы:

  1. Осложнённое предложение.
  2. Однородные члены предложения и союзы при них: однородные члены, не        соединенные       союзами,      однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами,       однородные члены, соединенные повторяющимися союзами,       однородные члены,       соединенные двойными союзами, обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при однородных членах предложения.
  3. Однородные и  неоднородные определения.
  4. Разряды обособленных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с       обособленными членами. Вводные конструкции.
  5. Грамматические и стилистические нормы употребление в речи причастных и деепричастных оборотов.
  6. Тематическое тестирование по синтаксису и пунктуации простого предложения.

1 час

3


Тема: СИНТАКСИС. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Вопросы:

  1. Грамматическое значение и типы сложного предложения.
  2. Отношения между частями и союзы в сложносочиненном предложении.
  3. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 

1 час

4-5


Тема: СИНТАКСИС. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Вопросы:

  1. Отношения между частями в сложноподчиненном предложении. Порядок следования частей.
  2. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
  3. Определительные и изъяснительные придаточные предложения. Явление синтаксической омонимии.
  4. Типы обстоятельственных придаточных.
  5. Схемы сложноподчинённого предложения.
  6. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
  7. Знаки препинания на стыке союзов.

2 часа

6


Тема: СИНТАКСИС. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Вопросы:

  1. Бессоюзное сложное предложение. Отношения между частями бессоюзного сложного предложения и их пунктуационное выражение. Построение схемы бессоюзного сложного предложения.
  2. Тематическое тестирование по синтаксису и пунктуации сложного предложения.

1 час

7


Тема: ТЕКСТ. СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ

Вопросы:

  1. Сложное предложение с разными видами связи. Синтаксический анализ сложного многокомпонентного предложения.
  2. Понятие сложного синтаксического целого.
  3. Смысл, выраженный в словах и содержащийся в подтексте.
  4. Смысловой, речеведческий и языковой анализ текста.

1 час

8


Тема:  ТЕКСТ. ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ

Вопросы:

  1. Типы речи (повествование, описание, рассуждение).
  2. Стили речи (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, литературно-художественный).
  3. Использование языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата, ситуации общения, стиля и типа речи.
  4. Интерпретация текста и создание на его основе собственного высказывания.

1 час

9


Тема: ТЕКСТ. ТЕМАРЕМАТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА

Вопросы:

  1. Тема и основная мысль текста.
  2. Темарематическое членение текста.
  3. Понятие микротемы.
  4. Приёмы сжатия речевого высказывания.
  5. Интерпретация текста и создание на его основе собственного высказывания.

1 час

10

Тема: ТЕКСТ. ЦИТИРОВАНИЕ

Вопросы:

  1. Синтаксическое строение текста.
  2. Монологическая и диалогическая речь.
  3. Своя и чужая речь. Цитаты.
  4. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи.
  5. Интерпретация текста и создание на его основе собственного высказывания.
  6. Итоговое тестирование

1 час

И Т О Г О:

    10  часов

  1. Ожидаемые образовательные результаты

        В результате освоения элективного курса  «Синтаксическая структура текста» обучающийся девятого класса должен

знать \ понимать:

  • различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога)  и диалога; нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • различные типы речи, стили, жанры, а также требования, предъявляемые к тексту как речевому произведению;
  • основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды, структурную и смысловую организацию, функциональную предназначенность;
  • синтаксические, пунктуационные и стилистические  нормы современного литературного языка;

уметь:

  • использовать различные виды монолога и диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;  оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;  
  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
  • различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы; различать отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи;
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;  употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; использовать разнообразные синтаксические конструкции в речевой практике;  применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
  • соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме;  обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки;  извлекать необходимую информацию из словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Аудирование и чтение

  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; передавать  их содержание в форме плана, тезисов, изложения (подробного, выборочного, сжатого); понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста, анализировать и комментировать её в устной форме;
  • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических жанров, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме изложения, плана, тезисов; использовать различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое);  использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками;  отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания  на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения;
  •  извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
  • соблюдать в практике устного и письменного речевого общения основные синтаксические, пунктуационные и стилистические  нормы современного русского литературного языка;
  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме изложения, а также тезисов, плана;

Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  в целях:

  • создания в устной и письменной форме текстов различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участия в дискуссиях на учебно-научные темы; составления резюме, делового письма, объявления в официально-деловом стиле; подготовки выступления, информационной заметки, сочинения-рассуждения в публицистическом стиле; участия в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, создания бытовых рассказов, историй, с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
  • оценки речевых высказываний с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
  • анализа образцов публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
  • выступления перед аудиторией с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью, докладом; публичного представления проекта, реферата; публичной защиты своей позиции;
  • участия в коллективном обсуждении проблем, аргументации собственной позиции. 

  1. Информационно-методическое обеспечение

  1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык: 5 – 9 класс // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2008;
  2. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000;
  3. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. – М., 2000;
  4. Дроздова О. Е. Уроки языкозания для школьников. – М., 2001;
  5. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1988;
  6. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001;
  7. Взаимосвязь единиц разных уровней языка: Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984;
  8. Энциклопедия для детей. – Том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998;
  9. Современный русский язык: Учебник для филологических спец. университетов / Под редакцией В. А. Белошапковой. М., 1989;
  10. Современный русский язык: Учебник для филологических вузов. СПб., 2001;
  11. Бабайцева В.В.,Инфантова Г. Г.,Николина Н. А.,Чиркина И.П.

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 3-х ч. Ростов-на-Дону., 1997;

  1. Лекант П. А. Русский язык. Современный курс. Пособие для поступающих в вузы. М., 1998;
  2. Розенталь Д.Э.Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 1997;
  3. Розенталь Д. Э.Практическая стилистика. М., 1986;
  4. Солганик Н. И. Стилистика текста. М., 1989;
  5. Плешенко Т. П.Федотова Н. В.Чечет Р. Г.Основы стилистики и культуры речи. Минск, 1999;
  6. Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка. М., 1986;
  7. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика. М., 1992;
  8. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993;
  9. Сколотова И. В. Практическая стилистика на материале простого предложения. М., 1992;
  10. Русова  Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант: Учебное пособие для учащихся 9 -11 классов общеобразовательных школ и абитуриентов. Нижний Новгоррд, 1997;
  11. Уроки речевого мастерства. Учимся писать сочинение. Саратов, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»

Данный урок "Тема, основная мысль и структура текста"  разработан в соответствии с ФГОС....

тест в формате ОГЭ "Синтаксический анализ текста"

В данной разработке представлен в форме теста тренировочный материал, позволяющий учащимся закрепить умения и навыки по определению грамматической основы предложения, умения видеть строение сложного п...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...

Синтаксический анализ текста

Тренажер содержит упражнения для отработки задания №2 ОГЭ по русскому языку...

ОГЭ. Задание 3.Синтаксический анализ текста

1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.Я ходил (1) тогда (2) в заплатанных рубашонках (3) и страстно мечтал (4) что (5) когда вырасту (6) или (7) да...