Урок русского языка по теме "Фонетика. Подготовка к ГИА." 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок повторения и обобщения учебного материала в конце года. Вся работа нацелена на подготовку к ГИА. Материал содержит конспект, презентацию Егораевой, таблицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_po_teme_fonetika.rar331.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №2 Повторение пройденного по теме « Фонетика». Подготовка к ГИА: А4.

Цель:  повторение изученного по фонетике: звуки речи, гласные и согласные, озвончение и оглушение согласных, сильные и слабые позиции звуков.

Формирование умения выполнять задания ГИА по теме «Фонетика» (А4)

Ход урока

  1. Прочтите текст и выполните задания  а)все задания; б) A1–A4; B1–B3  

(задания выполняются самостоятельно)

(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.

 (6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.

 (11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

 – (12) Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13) Чего она мне нервы мотает?

 – (14) Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

 – (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…

 – (19) Что значит «ляпнет»?

 – (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

 – (24) Ты не голодала, а мы голодали.

 – (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.

 – (28) Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.

 – (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

 (34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, – именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать поссорилась с дочерью?»

  1. Мать потратила слишком много сил и средств  для приготовления праздничного стола, а дочь это не оценила.
  2.  Матери не нравится, как одевается Оксана.
  3. Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью.
  4. Оксана находилась в ванной и не помогала матери готовить праздничный стол.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улавливать» (предложение 3).

  1. пользоваться моментом
  2. изобличать
  3. принимать
  4. понимать

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Чего она мне нервы мотает?
  2. По дому плавали запахи и крики.
  3. Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
  4. Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.
  2. В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.
  3. В слове ХЛЕБ последний звук [п].
  4. В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. голодала
  2. заплесневеет
  3. осложнения
  4. положили

А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

  1. разговариваешь
  2. отворилась
  3. поднимет
  4. сделать

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

  1. ванной
  2. длинной
  3. пущенная
  4. именно

В1. Замените просторечное слово «ляпнет» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  _________________________________

В2. Замените словосочетание «посмотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

_____________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 41.___________________________________

В4. Среди предложений 36-46 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(1) или,(2) как она называла,(3) «ретруха».

 – Пап,(4) ну скажи ей,(5) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?

2) Отработка умения выполнять задание А4.

 - Вызвало ли трудности выполнение задания А4?

 - С каким разделом науки о языке связано задание А4? (Фонетика).

- Что изучает фонетика?

Повторение основных сведений  по теме «Фонетика»  с использованием таблицы или презентации Егораевой.  (Приложение)

Тренировочные упражнения (раздаточный материал) Коллективное выполнение заданий с объяснением.

Укажите ошибочное суждение:

Вариант1

1) В слове ОПАСНОЕ три слога.

2) В слове ПЛОЩАДКУ только согласный звук [ Щ’ ]  является мягким.

3) В слове ЛЁГ происходит оглушение согласного.

4) В слове ОТЪЕЗД количество звуков и букв совпадает.

Вариант 2

1) В слове ЗДРАВСТВУЙ согласный звук [ В ]  не произносится.

2) В слове ТЫСЯЧ согласный звук [ Ч ’ ] является мягким.

3) В слове ЧТОБЫ первый согласный звук - [ Ш ].

4) В слове ПОЯВИЛСЯ количество звуков и букв совпадает.

Вариант3

1) В слове ВСКОРЕ все согласные звуки глухие.

2) В слове ШЕВЕЛЬНУЛА мягкость согласного [ Л’ ] на письме обозначается буквой Ь.

3) В конце слова ВЗГЛЯД происходит оглушение согласного.

4) В слове КАЁМКУ звуков больше, чем букв.

Вариант4

1) В слове ВИДЕЛИ все согласные звуки мягкие.

2) В слове БАГУЛЬНИК мягкость согласного [ Л’ ] на письме обозначается буквой Ь.

3) В слове ИСЧЕЗ все согласные звуки глухие.

4) В слове ПОДЪЕЗД букв больше, чем звуков.

Вариант5

1) В слове ПОВЕРХНОСТНЫХ согласный Т не произносится.

2) В слове ПЫТАЛСЯ все согласные звуки глухие.

3) В слове МАЛЬЧИКА мягкость согласного [ Л’ ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове КАРЬЕРЕ количество букв и звуков совпадает.

 - Вернитесь к заданию теста, проверьте свой ответ ещё раз.

3) Проверка заданий теста. (Коллективно с объяснением).

4) Домашнее задание. Повторение теоретического материала по теме «Лексика».

Индивидуальное задание: подготовить презентацию по теме «Лексика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий

Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО. Интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ.Место урок...

Обеспечение качественной подготовки выпускников 9,11 классов к ГИА, ЕГЭ. Повторение на уроках русского языка как форма подготовки к ГИА.

Успешная подготовка к ЕГЭ может и должна начинаться не только в старших классах, но и значительно раньше (в 5-9 классах) и проводится на основе текстов небольшого объема.    Задан...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Отчет по теме самообразования «Тестирование на уроках русского языка как метод подготовки учащихся к ОГЭ И ЕГЭ по русскому языку»

Проблема тестирования по русскому языку чрезвычайно осложнена спецификой самого предмета. До сих пор теория тестирования и технология его использования - недостаточно изученные области отечественной н...