«Развитие орфографической грамотности учащихся».
статья по русскому языку на тему

Курушкина Любовь Александровна

СТАТЬЯ

«Развитие орфографической грамотности учащихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.a.statya.odt25.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ№262

Красносельского района

Санкт-Петербурга

заместитель директора по УР

учитель русского языка и литературы

                Курушкина Любовь Александровна

 

СТАТЬЯ

«Развитие орфографической грамотности учащихся».

             Говоря об общем уровне орфографической грамотности учащихся ,      следует отметить, что он оставляет желать лучшего.

Это происходит потому, что очень часто забывается следующая психологическая закономерность: процесс становления навыков требует времени и обязательного соблюдения поэтапности, т.е. ввод орфографического правила в процессе становления навыков, формируемых на его основе, не совпадают по времени, отсюда создается противоречие между знанием формулировки правила и  неумением безошибочно написать слова на данное правило.

              Часто, боясь отстать от прохождения программы, не уделяется внимание отмеченной поэтапной отработке сложных орфографических правил, отсюда учащиеся не ощущают очевидного продвижения в знаниях, умениях и навыках, несмотря на большие затраты времени и сил  со стороны  учителя.

             Кроме того, у большинства учащихся, не достигающих положительных результатов от темы к теме,  все больше и больше накапливается пробелов, что в конечном итоге может привести к потере интереса к предмету. Если же с первых лет обучения целенаправленно проводить работу по орфографии с обязательной ориентацией на каждом этапе на формирование определенной системы базовых знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть наши учащиеся, то, безусловно, удастся повысить уровень орфографической грамотности.

            Разрабатывая методику обучения орфографии с учетом достижения обязательного уровня орфографической грамотности учащихся, нужно помнить, что существует четыре вида памяти:

           -слуховая;

           -зрительная(необходимо использовать таблицы, схемы, обязательное  зачитывание правила в учебнике после объяснения учителем. И делать это надо не потому, что учитель плохо объяснил правило сам, а для того, чтобы подкрепить слуховую память зрительной;

           -моторная память (рукодвигательная).

           Чтобы учащиеся овладели грамотным письмом, они должны много писать на уроках, стараться  писать без ошибок, иначе не сформировать правописного навыка, что должно быть одной из главных    практических  задач на  уроке. А теория должна изучаться так, чтобы ученику она казалась нужной помощницей, чтобы он на нее опирался. И обязательно на каждом уроке должно быть письмо под диктовку, где ученику требуется все услышанное перевести в письменной код. При письме под диктовку, конечно, надо думать над правописанием каждого слова.

            Речедвигательная память, т.е. проговаривание того, что пишем. Это нужно для того, чтобы мышцы рта помогали ученику запомнить правильное написание (например, хо-лод-но).

Следует помнить, что 51 орфограмма из 70 изучаемых в школе, опирается на знание состава слова, поэтому прежде чем вплотную подходить к изучению

различных орфограмм, надо выяснить, а насколько хорошо учащиеся владеют разбором слов по составу, умением подобрать родственные слова.

             Если помнить об указанной  поэтапности работы по формированию грамотного письма, о четырех видах памяти, о необходимости знания в хорошей степени состава слов, то результат может быть удовлетворительным.

             Стоит отметить и умственную работу, которую должен проделать учащийся в ходе применения орфографических правил:

             -обнаружить орфограмму(опознавательный этап);

             -установить, какое орфографическое правило необходимо применить    в данном случае(выборочный этап анализа);

             -решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (заключительный этап анализа).

            Чтобы учащиеся научились применять орфографические правила в практике своего письма, необходимо подбирать дидактический материал для уроков с учетом задач отдельных этапов применения орфографических правил. В таком случае внимание направляется на осознание всех этапов применения орфографического правила, что способствует формированию навыков сознательного, анализирующего  письма.

            Некоторые виды работ, которые можно использовать на уроках:

            1.Списывание текста с предварительным анализом правописания

определенных слов(сознательное списывание формирует языковое мышление учащихся, интерес к слову и целым высказываниям).

           2.Выборочное письмо(т.е.внимание учащихся должно акцентироваться

 прежде всего на правописании слов с указанной орфограммой. Например, дается задание выписать из текста слова с проверяемой гласной в корне).

           3.Графическое комментирование орфограмм на основе логического рассуждения. Оно связывает непосредственно теорию с практикой, с помощью данных упражнений вырабатываются умения.

           4.Упражнения на классификацию орфограмм, в ходе которого формируется дифференцированный подход к орфограммам. Учащимся дается текст с заданием: выписать сначала слова с проверяемой безударной в корне,затем слова-глаголы 1-го спряжения и т.д.

           5.Подбор собственных слов.

           6.Комментированное письмо. Оно позволяет установить прочность усвоения материала, т.к. процесс письма сопровождается необходимыми пояснениями. Комментирование может быть полным и выборочным (анализируются некоторые орфограммы, указанные  учителем).

           7.Использование схем как одного из видов наглядности. Схемы представляют собой особую организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих   определенную  языковую      проблему  (орфографическую, пунктуационную и т. д. ) Схема становится объектом осознанного восприятия и анализа теоретического материала, орудием практических действий, т.к. схема отчетливо и немногословно выделяет главные признаки. Схема направляет мысль учащихся в нужное русло, способствует развитию логического мышления. Она уместна на любом этапе обучения: при вводе нового правила, при закреплении, повторении учебного материала.

            8.На каждом уроке желательно устраивать проверочные работы на 5 минут, в которые включаются слова на различные орфограммы (по 5 на каждую).

            9.Диктант «Проверь себя». При проведении такого вида диктанта учащиеся могут спрашивать учителя, как то или иное слово пишется, тем самым они узнают свои «слабые» места, что нужно повторить. Кроме указанных видов работ, можно использовать огромное количество других, которые будут могучим фактором в создании прочных правописных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат «Развитие орфографической грамотности обучающихся среднего школьного возраста»

Теоретические и практические материалы по развитию орфографической грамотности обучающихся...

Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.

В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.

Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка, как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма.

Данная презентация может быть использована учителями и учителями-логопедами. Здесь вы найдете не только теоретические  знания, но практический материал....