ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО ЧЛЕНЕНИЯ СЛОВА КАК ОСНОВЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ(презентация)
презентация к уроку (русский язык) по теме

Калабина Татьяна Александровна

Выступление на конкурсе "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klass.ppt97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО ЧЛЕНЕНИЯ СЛОВА КАК ОСНОВЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МОУ ООШ Д.ЗИМНИК КАЛАБИНОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Слайд 2

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УМЕНИЕ ВИДЕТЬ МОРФЕМЫ В СЛОВЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ

Слайд 3

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МОРФЕМНЫМ СОСТАВОМ СЛОВА (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА) РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ О МОРФЕМАХ, ОСОБЕННО ОБ ИХ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОЛИ, ИЗУЧЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ИСТОРИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА БОЛЕЕ ШИРОКОМ ЛЕКСИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ

Слайд 4

ПРИЁМЫ ВВОДА ПОНЯТИЯ «КОРЕНЬ СЛОВА» СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ СТИХИ РАБОТА НАД МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ СЛОВА «КОРЕНЬ»

Слайд 5

КОРЕНЬ 1.Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ ( пустить корни) 2. Внутренняя,находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя ( покраснеть до корней волос) 3. Перен. Начало,источник, основа чего-нибудь ( корень зла) 4.Вматематике:число,которе при возведении его в определённую степень даёт данное число ( извлечь квадратный корень) 5.В языкознании: основная значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов.

Слайд 6

ПРИЁМЫ ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ВЫДЕЛЕНИЯ КОРНЯ СЛОВА ТЕКСТ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ: НАЙТИ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА «КТО БОЛЬШЕ?» (введение понятия «гнездо» однокоренных слов) «СЕКРЕТЫ НАЗВАНИЯ» «СОСТАВЬ СЛОВО» ОМОНИМИЯ КОРНЕЙ БЕСЕДА «Много ли родственников у кольчуги» (историческое членение слова)

Слайд 7

Текст с лингвистическим заданием В заросших садах живёт малиновка. Ещё её называют зарянкой. Это потому, что у неё грудка оранжевого цвета, как вечерняя заря.

Слайд 8

«Кто больше?» Подобрать однокоренные слова к слову «земля» Земелька,землица,земличка,землишка.землячок,землячка,земляк,землячество,земляческий,землянин,земельный,землистый,землистость,землянка,земляночка,земляной,земляника,земляничка,земляничный,землянистый,землянистость,земной,безземельный,внеземной,наземь,наземный,оземь,околоземной,позёмка,подземный,приземистый,заземлить,заземлиться,заземление,приземлимть,призеземледелец,земледельческий,земледелие,землемер,землеописание,землепашец,,землепользование,землетрясение,землепашец,землечерпалка,иноземец,иноземка,чернозём,чернозёмный,чужеземец и т.д.

Слайд 9

«Секрет названия» Объясните, почему так названы перина, земляника, медведь, синица, шиповник и т.д. Мини-сочинение-рассуждение по плану 1.Почему этот предмет так называется? 2.Какая часть слова помогает объяснить название предмета? 3.Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?

Слайд 10

«Составь слово» Возьмите одну приставку от слова раскопать , вторую – от слова попрыгунья , первый суффикс от слова купил , второй – от слова жить , третий – от слова умыться

Слайд 11

Историческое членение слова Лесника заинтересовало слово «родник», и он рассказал мне о нём: «Я это слово давно приметил. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся – течёт через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой». Много ли родственников у кольчуги ? Коло – «колесо, круг» Слова победа, платье, плотник, погреб, тунеядец и др.

Слайд 12

Омонимия корней С какого дерева упали листья? Вода, водитель, водник, переводить, проводник, приводниться, водянистый, водоросль, безводный, вводить, водительский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Формирование навыка распознавания способа словообразования на основе теории П.Я.Гальперина.

Алгоритм формирования умения проводить словообразовательный анализ....

Формирование навыка распознавания способа словообразования на основе теории П.Я.Гальперина

Пути решения проблем распознавания способа словообразования на основе теории П.Я. Гальперина....

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка, как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма.

Данная презентация может быть использована учителями и учителями-логопедами. Здесь вы найдете не только теоретические  знания, но практический материал....

Формирование навыка слогового анализа слов у ребенка старшего дошкольного возраста

Конспект открытого логопедического занятия, направленного на формирование слогового анализа слов...

Нелинейный текст как один из способов формирования навыков смыслового чтения в рамках овладения функциональной грамотностью

В данной статье представлена практика работы по теме Нелинейный текст как один из способов формирования навыков смыслового чтения в рамках овладения функциональной грамотностью....