Формирование навыка слогового анализа слов у ребенка старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал

Конспект открытого логопедического занятия, направленного на формирование слогового анализа слов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Формирование навыка  слогового анализа слов у ребенка старшего дошкольного возраста"

Цель: Формирование навыка слогового анализа слов у ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование понимания, что слово делится на слоги.
  2. Обучение самостоятельному определению количества слогов в словах.
  3. Совершенствование навыка осуществления порядкового счета, сравнивания количества.
  4. Расширение словарного запаса.

Коррекционные:

  1. Развитие подвижности  органов артикуляционного аппарата.
  2. Развитие навыка воспроизведения слов сложной звуко-слоговой структуры.
  3. Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
  4. Формирование навыка фонематического анализа  (последовательное выделение гласных из слов), закрепление связей между гласными звуками и соответствующими им графемами.

Воспитательные:

  1.  Развитие самостоятельности  с осуществлением самоконтроля за собственной деятельностью.

Оборудование: предметные картинки (со словами различного слогового состава), карточки с изображением цифр, сигнальные карточки с гласными буквами, игровое поле с предметными картинками, кубик игральный, колпачки, коробки с числами снаружи и картинками внутри, удочка в форме кольца, кружки двух диаметров.

Ход занятия

I. Организационный момент

Инструкция: Доброго утра! Посмотри у меня на доске числа. Правильно ли я их расставила  (1  3  2  4  5)?

II. Развитие подвижности  органов артикуляционного аппарата.

Инструкция: Начнем наше занятие с зарядки для язычка. Повторяй за мной. (выполнение  артикуляционных упражнений)

  • «Хомячок»
  • «Забор- Дудочка»
  • «Часики»
  • «Орешек»
  • «Качели»
  •  «Чистим зубки»
  • «Горка»

III. Сообщение темы занятия.

Инструкция: Мы с тобой знаем, слова состоят из отдельных кусочков.  Эти кусочки в словах называются слогами. Чем больше слогов, тем длиннее слово. Сегодня мы будем учиться считать слоги в словах.

     Давай поиграем в игру. На этой карте много картинок. Ты будешь кидать кубик. Сколько точек окажется наверху, столько картинок ты должен будешь найти и закрыть колпачками. Только будь внимателен. Если я покажу длинную палочку, то и слова ты должен подбирать длинные, а если палочка короткая, то и слова должны быть короткими.

Лексический материал: стул, ключ, кит, слон, хлеб, мост, сыр, гриб, торт, гусь,  перчатки, мотоцикл, корзинка, вертолёт, карандаш, фломастер, градусник, крокодил, салфетки, компьютер.

IV.Формирование навыка звукового анализа  (последовательное выделение гласных из слов), закрепление связей между гласными звуками и соответствующими им графемами.

Инструкция: Посмотри на эти картинки. Сосчитай количество слогов в каждом слове и  выложи под каждой картинкой столько кружков, сколько в нем слогов.

Лексический материал: утка, клоун, ослик, книга,  клубника, барабан.

Инструкция: А теперь я буду называть предметы, а ты - слушать и раскладывать по порядку буквы, которыми обозначают те звуки, что тянутся в словах. Ты помнишь, как эти звуки называются?

Когда в слове несколько гласных, один из них мы голосом выделяем сильнее. Найди самый  "сильный"  гласный звук в каждом слове и  замени маленький кружок большим  в том месте, где этот гласный стоит.

V. Физкультминутка (выполнение движений по инструкции).

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — всем присесть.

Семь, восемь — встать попросим.

Девять, десять — сядем вместе.

VI. Совершенствование навыка осуществления порядкового счета, сравнивания количества.

Инструкция: Предлагаю поиграть еще в одну игру. Называется она "Рыбалка". Только ловить ты будешь не рыбок, а  коробки. На каждом есть число. Вылавливать их нужно по порядку, всего 10,  и раскладывать слева направо на столе.

А теперь открой каждый коробок. Что внутри? Сосчитай количество слогов в каждом слове и под каждым коробком положи цифру, которая соответствует этому  количеству.

Лексический материал:  бык, клюв, цирк, трон, клюшка, лодка, вратарь, обруч, куртка, лабиринт, грузовик, пружина, верблюд, скворечник, транспорт, телевизор, макароны, велосипедист, дрессировщик,  аквариум.

VI.  Итог занятия.

Инструкция: Вспомни и ответь: из чего состоят слова? Можно ли сказать, что во всех словах количество слогов одинаково? Тебе понравились мои задания? До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика формирования навыков слогового анализа и синтеза»

Для усвоения навыков чтения и письма большое значе­ние имеет умение разделять слово на составляющие его сло­ги. При овладении чтением зна...

Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"

Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...

Анализ методик обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу.

Статья содержит методические рекомендации разных авторов по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу....

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. м...

Конспект консультации для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Консультация позволяет познакомить родителей с определениями «звуковой анализ и синтез». Убедить в  важности этих процессов для дальнейшей профилактики дисграфии в школьные годы. Пока...

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...