Формирование навыка слогового анализа слов у ребенка старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал

Конспект открытого логопедического занятия, направленного на формирование слогового анализа слов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Формирование навыка  слогового анализа слов у ребенка старшего дошкольного возраста"

Цель: Формирование навыка слогового анализа слов у ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование понимания, что слово делится на слоги.
  2. Обучение самостоятельному определению количества слогов в словах.
  3. Совершенствование навыка осуществления порядкового счета, сравнивания количества.
  4. Расширение словарного запаса.

Коррекционные:

  1. Развитие подвижности  органов артикуляционного аппарата.
  2. Развитие навыка воспроизведения слов сложной звуко-слоговой структуры.
  3. Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
  4. Формирование навыка фонематического анализа  (последовательное выделение гласных из слов), закрепление связей между гласными звуками и соответствующими им графемами.

Воспитательные:

  1.  Развитие самостоятельности  с осуществлением самоконтроля за собственной деятельностью.

Оборудование: предметные картинки (со словами различного слогового состава), карточки с изображением цифр, сигнальные карточки с гласными буквами, игровое поле с предметными картинками, кубик игральный, колпачки, коробки с числами снаружи и картинками внутри, удочка в форме кольца, кружки двух диаметров.

Ход занятия

I. Организационный момент

Инструкция: Доброго утра! Посмотри у меня на доске числа. Правильно ли я их расставила  (1  3  2  4  5)?

II. Развитие подвижности  органов артикуляционного аппарата.

Инструкция: Начнем наше занятие с зарядки для язычка. Повторяй за мной. (выполнение  артикуляционных упражнений)

  • «Хомячок»
  • «Забор- Дудочка»
  • «Часики»
  • «Орешек»
  • «Качели»
  •  «Чистим зубки»
  • «Горка»

III. Сообщение темы занятия.

Инструкция: Мы с тобой знаем, слова состоят из отдельных кусочков.  Эти кусочки в словах называются слогами. Чем больше слогов, тем длиннее слово. Сегодня мы будем учиться считать слоги в словах.

     Давай поиграем в игру. На этой карте много картинок. Ты будешь кидать кубик. Сколько точек окажется наверху, столько картинок ты должен будешь найти и закрыть колпачками. Только будь внимателен. Если я покажу длинную палочку, то и слова ты должен подбирать длинные, а если палочка короткая, то и слова должны быть короткими.

Лексический материал: стул, ключ, кит, слон, хлеб, мост, сыр, гриб, торт, гусь,  перчатки, мотоцикл, корзинка, вертолёт, карандаш, фломастер, градусник, крокодил, салфетки, компьютер.

IV.Формирование навыка звукового анализа  (последовательное выделение гласных из слов), закрепление связей между гласными звуками и соответствующими им графемами.

Инструкция: Посмотри на эти картинки. Сосчитай количество слогов в каждом слове и  выложи под каждой картинкой столько кружков, сколько в нем слогов.

Лексический материал: утка, клоун, ослик, книга,  клубника, барабан.

Инструкция: А теперь я буду называть предметы, а ты - слушать и раскладывать по порядку буквы, которыми обозначают те звуки, что тянутся в словах. Ты помнишь, как эти звуки называются?

Когда в слове несколько гласных, один из них мы голосом выделяем сильнее. Найди самый  "сильный"  гласный звук в каждом слове и  замени маленький кружок большим  в том месте, где этот гласный стоит.

V. Физкультминутка (выполнение движений по инструкции).

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — всем присесть.

Семь, восемь — встать попросим.

Девять, десять — сядем вместе.

VI. Совершенствование навыка осуществления порядкового счета, сравнивания количества.

Инструкция: Предлагаю поиграть еще в одну игру. Называется она "Рыбалка". Только ловить ты будешь не рыбок, а  коробки. На каждом есть число. Вылавливать их нужно по порядку, всего 10,  и раскладывать слева направо на столе.

А теперь открой каждый коробок. Что внутри? Сосчитай количество слогов в каждом слове и под каждым коробком положи цифру, которая соответствует этому  количеству.

Лексический материал:  бык, клюв, цирк, трон, клюшка, лодка, вратарь, обруч, куртка, лабиринт, грузовик, пружина, верблюд, скворечник, транспорт, телевизор, макароны, велосипедист, дрессировщик,  аквариум.

VI.  Итог занятия.

Инструкция: Вспомни и ответь: из чего состоят слова? Можно ли сказать, что во всех словах количество слогов одинаково? Тебе понравились мои задания? До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика формирования навыков слогового анализа и синтеза»

Для усвоения навыков чтения и письма большое значе­ние имеет умение разделять слово на составляющие его сло­ги. При овладении чтением зна...

Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"

Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...

Анализ методик обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу.

Статья содержит методические рекомендации разных авторов по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу....

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. м...

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...

Рабочая программа кружка Выразительного чтения «Живое слово» для детей старшего дошкольного возраста

Программа кружка выразительного чтения "Живое слово" для детей старшего дошкольного возраста раскрывает основные направления работы по формированию и развитию интонационной  выразительн...